Рабочая программа по внеурочной деятельности Этика- азбука добра (1-4 классы)


Город Донецк
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 имени Василия Цветкова
муниципального образования «Город Донецк»
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ№ 3 г.ДонецкаПриказ от ____________ № ________
________________Литвинова И.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Название курса «Этика: азбука добра»_________________________________
Направление внеурочной деятельности духовно-нравственное___________
Уровень общего образования (класс):
начальное общее образование, 1-4 классы_______________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов ____34 ч в год, 1 час в неделю_________________________
Педагог Левинская И.И.______________________________________________
Программа разработана на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой_________________________________________
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Учебный год 2015-2016__________________________________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа для младших школьников «Этика: азбука добра» реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности и составлена на основе следующих нормативных документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189, приложение 6
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребыванию учащихся в образовательных учреждениях
Образовательная программа ОУ
Программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного
направления «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель– формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Общая характеристика.
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов(«Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме курса «Этика: азбука добра».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Методы работы
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
стимулирующие, когда через диалог поддерживаетсясвобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
развивающие нравственное сознание;
активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Место предмета в учебном плане. «Этика: азбука добра» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в 1 классе и на 34 часа во 2 – 4классах, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов – 135 часов.
Ценностные ориентиры.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность(потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка –мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). -Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в
школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия
Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии.
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида.
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет.
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы»,говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театреи т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Содержание программы
1 класс (33 часа)
Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч)
Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.
Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч)
Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.
Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч)
«Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.
Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч)
Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.
Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2ч)
Как вести себя на улице и дома.
Раздел 6: Школьный этикет (3ч)
2 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.
Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)
Заповеди. Дал слово держи.
Раздел 3: Дружеские отношения (11ч)
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
Раздел 4: Понять другого (10ч)
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.
3 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч)
Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.
4 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.
Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Этика: азбуки добра».
В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации),развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе);сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы«открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е.работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс
Задачи:
1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.
2. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища.
3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть опрятным, организованным, вежливым.

п/п Тема Содержание Аудит. Внеаудит. Дата
1А 1Б
Школьный этикет 7ч
1 Мы пришли на урок. Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке. 1 2 Правила поведения на уроке Закрепление правил поведения на уроке. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок 1 3 Зачем нужны перемены? Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений 1 4 Правила поведения на перемене Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок. 1 5 Мы – в школьной столовой. Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой. Формулирование правил поведения в столовой.
1 6 Правила поведения в столовой Закрепление правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале. 1 7. Как быть прилежным и старательным. Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений. 1 Правила общения 11ч
8 Зачем нужны «вежливые» слова Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра 1 9 Доброжелательность Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок 1 10 Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами 1 11
Общение по телефону Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ 1 12 Мой учитель.
Конкурс рисунков. Формулирование правил общения с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок 1 13 Общение со взрослыми Чтение и обсуждение отрывков книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем 1 14 Добро и зло. Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев. 1 15
Думай о других: сочувствие – как его выразить? Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. 1 16 Эмоции. Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. 1 17 Наши имена. Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам.
1
18 Моя семья. Конкурс рисунков. Дидактическая игра. 1 О трудолюбии 6ч
19 Старательность - помощник в учебе Чтение и обсуждение отрывков детских книг 1 20 Старательность - помощник в учебе Чтение и обсуждение отрывков детских книг 1 21 Как мы трудимся: в школе и дома.
Конкурс рассказов. 1 22 Как мы трудимся: в школе и дома.
Дидактическая игра. 1 23 Бережливость: каждой вещи своё место Наведение порядка в дневнике, портфеле. 1 24 Бережливость: каждой вещи своё место Наведение порядка в кабинете. 1 Культура внешнего вида 4ч
25 Основные правила Мойдодыра. Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра» 1 26 Основные правила Мойдодыра. Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра» 1 27 Учимся не болеть. Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. 1 28 Каждой вещи свое место. Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры. 1 Внешкольный этикет 5ч
29 Правила поведения на улице. Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу. 1 30 Правила поведения в транспорте. Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу. 1 31 Правила поведения в гостях. Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. ситуации 32 «Спасибо» и «пожалуйста».
Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями. 1 33 « Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» Проведение и организация итогового мероприятия. 1 2 класс
Задачи:
1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.
2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее.
3. Научить правилам поведения на дне рождения.

п/п Наименование разделов и тем. Кол-во
часов Теоретических Практических 2а 2б
Раздел № 1
Культура общения 9 1. Этикет (повторение). 1 + 2. Устное и письменное приглашение на день рождения. 1 + 3. Устное и письменное приглашение на день рождения. 1 + 4. Встреча и развлечение гостей. 1 + 5. Встреча и развлечение гостей. 1 + 6. Поведение в гостях. 1 + 7. Поведение в гостях. 1 + 8. Как дарить подарки. 1 + 9. Как дарить подарки. 1 + Раздел № 2
Общечеловеческие нормы нравственности 4 10. Заповеди. 1 + 11. Заповеди. 1 + 12. Дал слово держи. 1 + 13. Дал слово держи. 1 + Раздел № 3
Дружеские отношения 11 14. «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». 1 + 15. «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». 1 + 16. Преданный друг. 1 + 17. О доброте и бессердечие. 1 + 18. О доброте и бессердечие. 1 + 19. Об уважительном отношении к старшим. 1 + 20. О зависти и скромности. 1 + 21. О зависти и скромности. 1 + 22. О доброте и жестокосердии. 1 + 23. В мире мудрых мыслей. 1 + 24. В мире мудрых мыслей. 1 + Раздел №4
Понять другого 10 25. Золотые правила. 1 + 26. Золотые правила. 1 + 27. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. 1 + 28. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. 1 + 29. О тактичном и бестактном поведении. 1 + 30. О тактичном и бестактном поведении. 1 + 31. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. 1 + 32. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. 1 + 33. В мире мудрых мыслей. 1 + 34 Обзор курса этики за год. 1 + 3 класс
Задачи:
1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.
2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.
3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.

п/п Наименование разделов и тем. Кол-во
часов Теоретических Практических 3а 3б
Раздел №1
Культура общения 9 1. Этикет разговора. 1 + 2. Обращение к разным людям. 1 + 3. Обращение к разным людям. 1 + 4. Вежливый отказ, несогласие. 1 + 5. Этикетные ситуации. 1 + 6. Этикетные ситуации. 1 + 7. Афоризмы. 1 + 8. Разговор по телефону. 1 + 9. Играем роль воспитанного человека. 1 + Раздел № 2
Самовоспитание 7 10. Что значит быть вежливым? 1 + 11. Мои достоинства и недостатки. 1 + 12. Мои достоинства и недостатки. 1 + 13. Большое значение маленьких радостей. 1 + 14. О хороших и дурных привычках. 1 + 15. О хороших и дурных привычках. 1 + 16. Афоризмы о самовоспитании. 1 + Раздел № 3
Общечеловеческие нормы нравственности 10 17. Заповеди: как мы их исполняем. 1 + 18. О сострадании и жестокосердии. 1 + 19. О сострадании и жестокосердии. 1 + 20. Лгать нельзя, но если...? 1 + 21. Лгать нельзя, но если...? 1 + 22. Всегда ли богатство счастье? 1 + 23. Всегда ли богатство счастье? 1 + 24. Спешите делать добро. 1 + 25. Спешите делать добро. 1 + 26. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 1 + Раздел № 4
Как сердцу высказать себя.
Другому как понять тебя? 8 27. «Как сердцу высказать себя?» 1 + 28. В трудной ситуации, попытаемся разобраться. 1 + 29. В трудной ситуации, попытаемся разобраться. 1 + 30. «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». 1 + 31. «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». 1 + 32. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. 1 + 33. Афоризмы. 1 + 34. Чему мы научились на уроках этики. 1 + 4 класс
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.
2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.
3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.

п/п Наименование разделов и тем. Кол-во
часов Теоретических Практических 4а 4б
Раздел №1
Культура общения 9 1. Традиции общения в русской семье. «Домострой». 1 + 2. Культура общения в современной семье. 1 + 3. Культура общения в современной семье. 1 + 4. О терпимости к ближним. 1 + 5. О терпимости к ближним. 1 + 6. Культура спора. 1 + 7. Этикетные ситуации. 1 + 8. В мире мудрых мыслей. 1 + 9. В мире мудрых мыслей. 1 + Раздел №2
Самовоспитание 7 10. «Познай самого себя». 1 + 11. Самовоспитание. 1 + 12. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. 1 + 13. Как я работаю над собой. 1 + 14. О терпении. 1 + 15. Конец каждого дела обдумай перед началом. 1 + 16. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». 1 + Раздел №3
Общечеловеческие нормы нравственности 10 17. Об источниках наших нравственных знаний. 1 + 18. Совесть - основа нравственности. 1 + 19. «Чем ты сильнее, тем будь добрее». 1 + 20. «Досадно мне, что слово честь забыто». 1 + 21. Заветы предков. 1 + 22. Россияне о любви к Родине. 1 + 23. Твоя малая родина. 1 + 24. «Мой первый друг, мой друг бесценный». 1 + 25. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. 1 + 26. «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». 1 + Раздел №4.
Искусство и нравственность 8 27. Нравственное содержание древних мифов. 1 + 28. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. 1 + 29. Положительные герои в былинах и сказках. 1 + 30. Отрицательные герои в литературных произведениях. 1 + 31. «Зло, как и добро, имеет своих героев». 1 + 32. Искусство и нравственность. 1 + 33. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» 1 + 34. Обзор курса этикета. 1 + Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебное оборудование
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Технические средства
Персональный компьютер учителя- ноутбук 1
Мультимедийный проектор 1
Принтер 1
Список использованной литературы
1. Воспитание школьников. № 6 – М., 2004 г .(42)
2. Воспитание школьников. № 2 – М., 2006 г. (46)
3. Воспитание школьников. № 6 – М., 2007 г. (30)
4.Матвеева Л. И «Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения», Л, 1989 г. (89)
5. http://www.portal-slovo.ru/
6. htt = \* MERGEFORMAT p://www.bestreferat.ru/referat-98091.html
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Этика: азбука добра» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
4. Афоризмы.
Уметь:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять общение.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать:
1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.
2. Каким должен быть воспитанный человек.
3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
7. Не обижать животных и птиц.
8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
3. Об источниках наших нравственных знаний.
4. О совести как основе нравственности.
5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.
6. Стихотворения о родине (на выбор).
7. Афоризмы.
8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
Различать хорошие и плохие поступки.
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
Исполнять заповеди.
Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные результаты:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования метапредметных результатов:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Этика: азбука добра» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Критерии Показатели Измерители
Сформированность моральных норм и правил поведения Знает основные моральные нормы и правила поведения Диагностика нравственной воспитанности:
-диагностика нравственной самооценки;
- диагностика этики поведения;
- диагностика отношения к жизненным ценностям;
-диагностика нравственной мотивации.
Наблюдения педагогов и родителей.
Соблюдает моральные нормы и правила поведения Методика изучения уровня воспитанности.
Наблюдения педагогов и родителей
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей Анкета «Оцени поступок»
(дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).
наблюдения педагогов и родителей.
СОГЛАСОВАНОСОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета_____________ ___________
МБОУ СОШ№ 3 г.Донецкаот ________20__года № ___________________20___года