Проектно-исследовательская работа. Откуда хлеб пришел к нам на стол
Проектно-исследовательская технология в 1 классе
Тема: «Откуда хлеб пришел к нам на стол»
Проект было решено реализовать в три этапа.
1 этап. Подготовительный
Актуальность.
В наше время дети имеют в недостаточной степени представления о хлебе, как он приходит на стол, как его выращивают и кто, проследить весь путь хлеба – от зернышка до магазина.
С помощью этого проекта у детей расшириться знания о хлебе, о тружениках села. А так же этот проект позволит сотрудничать и сблизить детей.
Мы совместно с детьми выдвинули гипотезу: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий.
«Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему
Цели проекта: проведение исследования «Откуда хлеб на стол пришёл?»
Исходя из цели и гипотезы исследования, нами были поставлены следующие задачи:
- формировать представления о тружениках села – хлеборобах;
- сформировать систему знаний детей о производстве хлеба;
- изучить литературу по интересующей нас теме;
- познакомиться с историей появления хлеба на земле;
определить, как раньше происходил процесс выпечки хлеба в домашних условиях;
- совершить экскурсии на хлебозавод, зернохранилище,
- провести эксперимент «Испеки хлеб»;
- оформить стенгазету.
Объект исследования: хлеб
Определение темы, цели, содержания проекта, формирование групп.
В результате мозгового штурма «Фабрика идей» были определены группы «Историки», «Знатоки словесности», «Экскурсоводы», «Исследователи» «Практики», «Художники оформители»
Выбор направлений в работе над проектом:
Для реализации проекта дети разбиты на группы по 3 человека. Каждая группа получила задание.
Историки – подготовить сообщение о появлении хлеба на Земле и о том, как хлеб убирали в старые времена
Экскурсоводы – совершить экскурсию на хлебозавод и посмотреть, при каких условиях производится хлебопродукция, применить полученные сведения,
Исследователи – проследить все этапы по выращиванию хлеба до буханки хлеба на столе
Знатоки словесности – подобрать пословицы, поговорки, загадки, рассказы и стихи о хлебе, составить кроссворд.
Художники-оформители – подобрать работы художников по теме «Уборка урожая», оформить выставку детских рисунков и стенгазету с отчетными материалами.
Практики – узнать рецепт приготовления белого и черного хлебов, замесить и испечь совместно с родителями хлеб.
Планируемый результат:
- умение работать с информацией
- умение сотрудничать в группах
- понимание детьми ценности хлеба
- знание детей о производстве хлеба
- умение детей применять трудовые навыки
- понимание детьми важности труда хлебороба
Организационная деятельность довести до участников проекта важность данной проблемы.
Формы организации работы детей: групповая, самостоятельная.
Формы организации работы учителя: консультации, корректировка подготовленных материалов, экскурсии, помощь в оформление стенгазеты.
2. Практический этап
Художественная литература:
Чтение сказок: «Мальчик с пальчик», «Мужик и медведь», «Петушок и два мышонка», рассказ К.Паустовского «Теплый хлеб», «Дом зерна»
Заучивание стихотворений;
В.Данько «Откуда хлеб пришел»
В.Степанов «Полюшко поле»
П.Руденко «Хлеб»
Сочинение собственных стихов, составление и отгадывание кроссвордов и загадок, чтение пословиц и поговорок.
Исследовательская деятельность:
Проследить все этапы по выращиванию хлеба до буханки хлеба на столе
Превращение зерна в муку
Из чего делают хлеб (тесто)
Продуктивная деятельность:
Замесить и испечь совместно с родителями хлеб в русской печки
3. Аналитический этап
Ход занятия
I. Мотивация.
Чтение стихотворения: В.Данько «Откуда хлеб пришел»
II. Актуализация знаний.
- Сегодня на занятии мы продолжаем работу над проектом «Откуда хлеб к нам пришел на стол». Мы должны рассмотреть ядро нашего проекта, то ради чего мы затевали наш проект. Но прежде чем перейти к теме занятия, сделаем обзор накопленного нами материала.
Некоторое время назад вы получили задание: собрать материал по теме «Откуда хлеб к нам пришел на стол» и разбились на группы: историки, экскурсоводы, знатоки словесности, исследователи, практики, художники-оформители.
II. Тема занятия и цель.
Сегодня мы подведём итоги вашей работы и попробуем ответить на вопрос о том, как хлеб пришел к нам на стол.
Каждая группа в конце своего выступления делает вывод и главные слова передаёт художникам-оформителям. В результате должна получиться газета, которую потом можно будет показать родителям и другим детям. И в конце занятия вас ждет сюрпиз.
15