Роль воспитателя в формировании коммуникативной компетенции младших школьников


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное общеобразовательное казенное  учреждение Иркутской области для детей –
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Специальная (коррекционная) школа – интернат № 6 г. Зима»
665388 г. Зима, ул. Березовского, 82 Тел. 8 (395 54) 33-18-05 E-mail: aist71@rambler.ru_____________________________________________________________________________________
Выступление на дефектологическом всеобуче
Тема:
Роль воспитателя в формировании коммуникативной компетенции младших школьников
Подготовила:Гончарова О.Ю., воспитатель
2015 - 2016 уч. год
Главное не предмет, которому мы учим,
а личность, которую мы формируем
( В.А.Сухомлинский)
Концепция модернизации российского образования определила новую систему взглядов и понятий воспитания, ориентированную на развитие личности. Она предполагает формирование ключевых компетенций, овладение которыми является необходимым условием социализации детей-сирот с ОВЗ. В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, определены направления, в том числе и формирование ключевых компетенций, где понятие «компетенция» определяется как «готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач»
Реальность нашей жизни такова, что востребованными оказываются люди, способные активно откликаться на возникшие перед обществом проблемы, понимающие общую ситуацию, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это значит, что выпускник должен уметь принимать самостоятельные решения, работать в команде, быть инициативным, способным к новациям, стрессовым ситуациям, уметь выходить из них.
Особое значение уделяется развитию коммуникативных компетенций (Знание способов взаимодействия с окружающими людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями), как основы для успешной интеграции выпускника в социуме. Интеграция и социальная адаптация младших школьников с ОВЗ невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между индивидом и обществом.
Как известно, у детей с ОВЗ выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, значительные трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным и другие. В силу общего недоразвития психики любая деятельность – практическая и познавательная – развивается у таких детей медленно. Поэтому, на моих коррекционных занятиях происходит систематическое ознакомление учащихся с новыми словами, закрепление и уточнение словаря. Обогащение словаря непосредственно связано с жизнью, с конкретными представлениями учащихся. Для запоминания нового слова учащиеся нуждаются в неоднократном его повторении. Поэтому необходимо, чтобы слово, встретившееся на одном занятии, употреблялось учениками в новой ситуации на других предметах.
Диалогическая речь сложна для младших школьников с ОВЗ, поскольку требует быстрой смены речевой деятельности. Поэтому диалог редко возникает по инициативе детей. С взрослыми и между собой воспитанники общаются вяло, недостаточно пользуются речью, произнося отдельные слова. Нарушение общения в значительной мере тормозит их общение. Поэтому я на занятиях предусматриваю следующую работу: учить воспитанников отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, логично, последовательно и развернуто выражать свои мысли.
Воспитатель должен выразить свои мысли побуждающими вопросами или частичным продолжением его рассказа. Также окажет помощь наличие картинок, схем, таблиц. При их использовании рассказ воспитанника будет более полным и развернутым. Словесное задание воспитателя не будет вызывать трудностей в понимании в тех случаях, когда: задание состоит из одного звена и предполагает всего одно действие воспитанника (например, «подойди к доске» или «возьми карандаш»); задание тесно связано с привычной школьной или бытовой жизнью (например, «вымой руки», «включи свет»); задание, многократно повторяющееся и привычное (например, «убери своё рабочее место», «завяжи шнурки»). Процесс формирования у детей младшего школьного возраста коммуникативных навыков и умений весьма сложный и длительный. Трудности возникают у воспитанников в общении с взрослыми, со сверстниками, с незнакомыми и хорошо знакомыми людьми. Если общение происходит в незнакомых или непривычных условиях, то зачастую дети боятся обращаться к людям либо же просто не знают, к кому и как обратиться. Обучение навыкам общения происходит не только на занятиях, но и в повседневной жизни:
В работе направленной на формировании коммуникативных компетенций младших школьников я использую следующие методы и приемы:
Проведение бесед с применением упражнений, расширяющих круг их знаний.
Организацию игр, моделирующих реальные ситуации, которые способствуют формированию определенных знаний и умений, связанных с коммуникативными процессами.
Разбор воображаемых ситуаций.
Организацию жизненно важных практических ситуаций в пределах школы.
Важным моментом при организации процесса общения младших школьников является формирование определенного уровня их самостоятельности. Необходимо учить воспитанников самостоятельно вступать в разнообразные отношения с окружающими людьми и самостоятельно пользоваться полученными при общении сведениями. Проводя данную работу, нужно постоянно расширять круг общения учащихся. Речевая активность у младших школьников выражена крайне слабо и быстро исчерпывается. Поэтому в ходе диалога необходимо постоянно активизировать воспитанников системой поручений и указаний, прямо требующих речевой коммуникации: «Попроси... Скажи... Обратись к товарищу...» и т.п. Организация общения с незнакомыми людьми в непривычной для школьников обстановке происходит во время экскурсий, где главное и непременное условие проведения экскурсий – организация практической деятельности и общения с незнакомыми людьми. Общению с незнакомыми людьми способствуют поручения для воспитанников на предприятия службы быта, в магазины, отделения связи, в различные учреждения. Где им предоставляется возможность практического пользования этими объектами. Воспитанники учатся не только тому, как самостоятельно сделать покупки, оплатить счета, и т.п., но и общению с взрослыми людьми: как получить информацию, как задать вопрос, как ответить, как себя вести в той или иной ситуации. Формированию коммуникативных процессов способствует организация игр, моделирующих реальные ситуации. На мой взгляд моделирование реальных ситуаций является вариантом сюжетно-ролевых игр и может применяться как в организации учебной деятельности, так и воспитательной.
Разыгрывая и разбирая различные реальные ситуации на занятиях, учащиеся в некоторой мере расширяют свой социальный опыт, приобретают определенные знания и умения. Участие детей в разыгрывании ситуаций имеет большое значение для развития у них навыков общения. Для успешного общения необходимо умение вести себя адекватно ситуации, знание определенных правил поведения, наличие опыта общения с незнакомыми людьми. Участие в разыгрывании ситуаций, выполнение определенной роли, произнесение реплик, соответствующих ей, не может, конечно, заменить полностью реального общения в жизни, но позволяет сформировать у воспитанников некоторый опыт общения.
Таким образом, можно считать, что, участвуя в играх, младшие школьники приобретают навыки культуры общения в жизни, привычку следовать требованиям норм поведения в различных ситуациях, в том числе таких, которые могут спровоцировать неправильные поступки. Кроме того, замечено, что периодическое исполнение детьми с трудностями в поведении положительных ролей оказывает некоторое влияние на изменение их поведения в лучшую сторону. Метод моделирования реальных ситуаций применим практически ко всем направлениям воспитательной работы. Тематика их диктуется задачами, стоящими для каждого занятия. Следует учитывать такие требования, как реальность сюжета, частота подобных случаев в жизни, охват разных сфер жизни, доступность для понимания детей и разыгрывания, постепенное повышение сложности сюжетов и задач, стоящих перед воспитанниками, направленность на закрепление и приобретение новых знаний и умений.
Используемая литература:
1.Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
2.Гладкая В.В. Особенности планирования педагогической работы по социально-бытовой ориентировке школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью.//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2009.-N 4.
3. Гладкая В.В. Формы, типы и структура учебных занятий по социально-бытовой ориентировке во вспомогательной школе.// Дефектология.-2009.-N 5.
4. Гладкая В.В. Методика проведения уроков по предмету «Социально-бытовая ориентировка» во вспомогательной школе.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2009.-N 6.
5.Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова; под.ред. А.М. Щербаковой.- М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.
6.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии:  Методическое пособие. ИЗД.2-е испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2002.