Разработка урока сельскохозяйственного труда Посадка плодового дерева (8 СКК)


Методическая разработка урока сельскохозяйственного труда
Учитель: Дробилова М.Ю.
Класс: 8 специальный (коррекционный) класс VIII вида
Тема урока: Посадка плодового дерева.
Тип урока: комбирированныйМетоды и приёмы: объяснительно-иллюстративный, информационно-коммуникативный, частично поисковый.
Форма проведения: лекция с использованием ИКТ
Межпредметные связи: биология.
Цель урока: Формирование у учащихся знаний о приемах хранения и посадки саженцев плодовых деревьев.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить с приемами хранения и посадки саженцев плодовых деревьев.
Закрепление и систематизация знаний учащихся.
Коррекционно – развивающие:
Развитие словесно – логического мышления,
Развитие связной речи путем включения детей в беседу, обогащение словаря посредством работы с терминами,
Развитие навыков составления плана действий,
Развитие произвольного внимания, любознательности,
Развитие графомоторных навыков.
Воспитательные:
Воспитание ответственности.
Воспитание культуры общения, умения слушать другого.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь,
презентация «Плодовые деревья»,
фильм «Посадка плодового дерева»,
раздаточный материал (карточки для составления плана посадки саженца).

Ход урока.
Организационный момент.
Сегодня мы продолжим работу по теме «Плодовые деревья». Повторим материал прошлого урока. Вы должны быть очень внимательными, не спешили с ответами, говорили четко и громко.
II. Актуализация знаний учащихся посредством повторения ранее изученного материала.
- Какие плодовые деревья вы знаете? (яблоня, груша, вишня, слива,..)(слайд 2)
- Как называют плодовые деревья со сходными признаками плодов? (породы)
Яблоня, груша, вишня… - это различные породы плодовых деревьев.
(слайд 3)
- Каждая порода разделяется на……(сорта)
А что у меня в руках? (плоды яблоки)
(слайд 4)
- Как подобрать породы и сорта плодовых деревьев для сада?
(Подбирают такие породы и сорта, которые хорошо растут и плодоносят в данной местности. Например, для посадки в средней полосе не выбирают такие южные деревья, как абрикос или персик. Ещё учитывают, что многие сорта самобесплодны, без опыления другими сортами. Поэтому в саду всегда надо высаживать несколько сортов одной плодовой породы.)(слайд 5)
- Как выбрать место под сад? (При выборе места под закладку сада учитывают: рельеф участка, почву на участке, местоположение участка по сторонам горизонта, уровень залегания грунтовых вод, местные преобладающие ветры)
(слайд 6)
- Как размешают плодовые деревья в саду? (Плодовые деревья в саду размещают по группам пород, каждой породе отводят определённое место с учётом её требований к условиям выращивания. Обычно плодовые деревья высаживают в саду рядами. При выборе расстояния между рядами и между деревьями в ряду учитывают величину кроны, продолжительность жизни дерева. С помощью рулетки делают разметку рядов и находят места для посадки) (слайд 7)
- Итак, мы вспомнили:
как выбрать участок;
как выбрать породы и сорта плодовых деревьев;
как разместить деревья в саду
Изучение нового материала.
- Тема нашего урока: «Посадка плодовых деревьев»
(слайд 8)
Мы рассмотрим три вопроса:
1. Выбор саженцев.
2. Хранение саженцев
3. Посадка саженца (вопросы плана записаны на доске)
Работа в рабочих тетрадях
- Открываем тетради и записываем тему.
1.Выбираем саженец.
Для того чтобы развести сад, в плодовых питомниках приобретают саженцы. Давайте вспомним, что такое саженец дерева?
Саженец - это маленькое дерево.
(слайд 9)
Назовите части саженца - двулетки. (работа со слайдом)
Задание: прочитайте на стр.118 каким должен быть здоровый саженец, подпишите в тетради.
2.Хранение саженцев (объяснение учителя с использованием слайда)
Довольно часты жалобы садоводов: "Не прижился саженец". В поисках причин этого приходишь к выводу, что еще до посадки в сад саженцем утеряно основное его свойство - жизнеспособность.     Мало выбрать хороший сортовой саженец, его еще надо бережно доставить в сад. Любой саженец, будь то яблоня, вишня или куст смородины, крыжовника - живой организм.
(слайд 10 рис.1)
Как же поступать с саженцами, чтобы они в хорошем состоянии были доставлены в сад? Прежде всего - позаботиться о корнях. Их нужно обложить увлажненной мешковиной, тряпкой, травой не только снаружи, но и внутри пучка, а затем упаковать в какой-либо материал.     Если на саженцах остались листья, их надо сразу осторожно оборвать, не повредив почек на ветвях, а ветви в пучке саженцев плотно связать мягким шпагатом, лучше тесьмой. Не плохо и весь пучок саженцев (стволики, ветви) обмотать хотя бы бумагой
(слайд 10 рис.2)
Зимнее хранение саженцев
Приобретенные осенью и предназначенные для весенней посадки саженцы на зиму прикапывают. Для этой цели выбирают участок, который не затопляется весенней водой и на котором не задерживается таяние снега. Для прикопки роют канаву глубиной и шириной 40-50 см в направлении с востока на запад. Южную стенку канавы делают наклонной и по ней раскладывают саженцы один рядом с другим так, чтобы и часть штамба была ниже поверхности почвы. (слайд 11)
Физминутка
3. Посадка саженца
(слайд 12)
Рассказ с использованием рисунков слайда.
Сейчас мы посмотрим фильм «Посадка плодового дерева»
Будьте внимательны, постарайтесь запомнить в каком порядке выполнялась посадка.
IV. Просмотр фильма.
V. Закрепление знаний полученных знаний
1.Составление плана посадки саженца, с помощью карточек.
(работа в парах)
- выкопать яму
- вбить кол
- приготовить почву
-установить саженец на холмик
- расправив корни
-засыпать землёй
- полить
2. Упаковка саженца для транспортировки. (Работа у доски)
- …
- …
3. Нарисовать схему посадки дерева. (работа в тетради)
4. Групповой опрос по вопросам.
-В какое время высаживают саженцы?
- Назовите размеры выкопанной ямы.
- Перечислите состав посадочной смеси.
- как готовят саженец к посадке?
VI. Подведение итогов урока.
Рефлексия
1. Что нового узнали на уроке?
2. Какой вывод сделали для себя после изучения темы?
Угощение яблоками.
Раздача каждому ученику буклета о пользе фруктов.
VII. Выставление оценок.