Конспект урока по русскому языку на тему Вежливые слова (1 класс)
Тема: «Вежливые» слова
Цель: развивать умения употреблять в речи «вежливые» слов ,распознавать слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета.
Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать в речи «вежливые» слова.
Предметные: сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладеть первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета.
Метапредметные (под руководством учителя): овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; учиться слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах; формировать эстетические потребности, ценности и чувства; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
Коммуникативные: объяснять свой выбор; выслушивать учителя, одноклассников; выражать свои мысли; формулировать ответы на вопросы.
Ход урока
1.Организационный момент
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Проверка готовности учащихся к уроку
Что мы делаем на уроке русского языка?
- Что мы должны знать?
- Что мы должны уметь?
0Чему мы должны научится?
2. Актуализация знаний
Хитрая плутовка, рыжая головка,Пушистая - краса!А зовут ее... (Лиса)
-Какие слова помогли отгадать нам загадку
(какая?) , , .
- На какой вопрос отвечают слово лисица?
- Что называют слова, которые вы добавили?
- На какие вопросы они отвечают?
Устно составить предложение о лисе. (оценивание)
3.Самоопределение к деятельности, определение темы урока
(На доске запись.) СИ СПА БО
- Составьте из этих букв слово.
- разделите это слово на слоги
- поставьте ударение
-какие гласные без ударения
- Что означает это слово?
- Когда мы так говорим?
- составь предложение со словом спасибо
- Как называют такие слова?
- Какие ещё «вежливые» слова вы знаете?
- Как вы думаете, о каких словах мы будем говорить сегодня на уроке?
Физминутка для пальцев
Пальцы обеих рук сжаты в кулак. Локти стоят на столе. Начиная с мизинца, дети одновременно раскрывают оба кулачка, поднимая по одному пальчику.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик - папа.
Этот пальчик – мама.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
- Задача нашего урока?
Научиться писать вежливые слова, употреблять их в речи, в диалоге, в общении
- Проверка посадки и порядка на столе
Работа в тетрадях
Чистописание
- Какое слово мы уже выучили? Письмо в тетрадях и на доске СПАСИБО
4.Работа по теме урока
5.Закрепление изученного материала
1. Работа в парах.
- Прочитайте текст на карточках.
-Найдите «вежливые» слова. Назовите их. Когда мы говорим эти слова? Как можно их назвать?
- Какие слова-приветствия вы ещё знаете?
Слово ЗДРАВСТВУЙТЕ ,Устно составить предложение
- прочитайте по слогам
- поставьте ударение
- как мы произносим это слово
-как пишем
Запись слова
Зарядка для глаз
2. Работа по учебнику (с.25 № 14) - устно
Прочитайте «вежливые» слова.
Когда употребляют эти слова?
Для чего нужны «вежливые» слова?
Как называют человека, который в своей речи употребляет «вежливые» слова?
составление диалога
Работа с пословицей (на карточке) выписать пословицу о вежливости
1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
2. На излишнюю вежливость не обижаются.
Проверка подготовленного домашнего задания (2 ученика)
Что означает словоневежа? (В словаре Ожегова: Невежа - грубый, невоспитанный человек.
Недостаточно и плохо отделанный, обработанный простым способом.
Не получивший нужного воспитания, не умеющий вести себя.)
Что означает словоневежда? (По Ожегову: Невежда – человек несведущий (не обладающий познаниями) в какой-нибудь области).
6. Физкультимнутка
Зайцы скачут:
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идёт ли волк.
Раз согнуться, разогнуться,
Два нагнуться, потянуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
7. Рефлексия
Послушайте стихотворение.
Малыша обидел Витя.
Перед школою в строю
Витя просит:
- Извините,
Я ошибку признаю.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
- Извините,
Я немного опоздал.
Тихомиров!
Покажите
Нам на карте город Псков.
Извините,
Шепчет Витя,
Я к уроку не готов.
Мы поспорили с Наташей:
Вежлив Витя
Или нет?
Разберитесь в споре нашем
И пришлите нам ответ!
И. Антонов
- А как вы думаете, ребята, вежлив ли Витя?
- Составьте два предложения, используя слова вежливого общения.
- Какие предложения вам понравились больше всего?
Что мы узнали?
Чему научились?
- Оцените свою работу на уроке.
8. Подведение итогов урока
Кто из вас хорошо работал на уроке?
- Кто может похвалить себя за работу на уроке?
Кто считает, что ему есть над чем еще поработать?
15