программа внеурочной деятельности Этика:азбука добра (1-4 кл) в условиях реализации ФГОС
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся и их родителей в содержательном досуге, участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на государственном заказе ФГОС НОО, потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста (6-11 лет).
Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
Кроме этого эмоциональная восприимчивость и отзывчивость; внушаемость и подражаемость; способность живо откликаться на слово учителя, активный интерес ко всему новому; к знаниям, стремление их использовать на практике характерна для детей данного возраста.
А глубокая впечатлительность, которая откладывает отпечаток на все психическое развитие ребенка, в том числе радостное мироощущение, стремление быть лучше рождает волевое усилие в преодолении трудностей, что в свою очередь способствуют формированию фундамента нравственного поведения, усвоения моральных норм и правил поведения личности. Поэтому введение кружка «Этика: азбука добра» именно в начальной школе целесообразно и необходимо.
Нормативно правовой основой для разработки программы духовно-нравственной направленности внеурочной деятельности являются:
- Закон Российской Федерации « Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273 –ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» (глава 2, ст.11);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., рег. №19707);
- Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 г. «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования»;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. №986, зарегистрированы в Минюсте России от 3 февраля 2011 г., рег. № 19682);
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован Минюстом РФ 06.10.2010 г., рег.18638;
- СанПин 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., рег. № 19993);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 года
№ 03-296 «об организации внеурочной деятельности при введении федерального стандарта общего образования»;
- Фундаментальное ядро содержания общего образования. /под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондракова.- 4 издание. –М.: Просвещение, 2011;
- Данилюк Ф.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. /Данилюк А.Я., А.М. Кондраков, В.А. Тишков. – 3 издание. – М.: Просвещение, 2012;
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор – М.: Просвещение, 2010;
- Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»;
- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (в новой редакции);
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761);
- Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года//офиц. документы в образовании (бюллетень нормативно-правовых актов, №10, 2012 г.);
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России от 2 февраля 2011 г., рег. № 19676);
- Указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования» от 07.05.2012 №599.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур и рассчитана на детей возраста 6-11 лет в рамках кружка «Этика: азбука добра».
Она составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра» (2012 год) И.С.Хомяковой, В.И.Петровой и О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я» (программа формирования психологического здоровья у младших школьников, 2008) в соответствии с требованиями ФГОС.
Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи (пути достижения цели):
1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.
4.Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Общая характеристика предмета:
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно- мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация темы.
4.Завершение темы
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
развивающие нравственное сознание;
активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой.
Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.
Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). - Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в
школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия
Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии.
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида.
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет.
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация -поведение - правило; от правила - к поведению. Оценка нравственных поступков.
класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка -мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса:
Личностные результаты:
Развивать творческие способности детей;
Создать условия для развития фантазии, утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых;
Формировать и поддерживать реальный образ учителя, родителей.
Сформировать положительное отношение к школе.
Способствовать формированию адекватной самооценки учащихся.
Способствовать стремлению к саморазвитию учащихся.
Формировать порядочного, воспитанного гражданина общества.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
извлекать необходимую информацию из текста
определять и формулировать цель в совместной работе
учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
обогатить представление о собственных возможностях и способностях
учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
адекватно воспринимать оценку учителя
КоммуникативныеУУД:
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
учиться контролировать свою речь и поступки
учиться толерантному отношению к другому мнению
учиться самостоятельно решать проблемы в общении
осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
формулировать своё собственное мнение и позицию
учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы . Основной формой работы является психологический тренинг, беседа.
Место предмета.
«Этика: азбука добра» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитан «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в каждом классе: с 1 по 4 классы.
Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика, направленная на выявления уровня самооценки учащихся, мотивации учебной деятельности, коммуникативных УУД, регулятивных УУД, оценки духовно-нравственного воспитания.
Самооценка учащихся – «Лесенка», методика казуальной атрибуции успеха/ неуспеха.
Мотивация учебной деятельности- методика Н.Г.Лускановой , методика «Выраженность учебно-познавательного интереса» по Г.Ю. Ксензовой., «Беседа о школе» Эльконин Д.Б.
Коммуникативные УУД – «Правая – левая стороны» Ж.Пиаже, «Братьяи сестры» Ж. Пиаже, «Руковички» Г.А. Цукерман,
Регулятивные УУД – тест Гештальт – Бендера.
Оценка духовно-нравственного воспитания – опросник Е.Кургановой «Оцени поступок», Ж.Пиаже «Разбитая чашка», «Невымытая посуда»,
Таким образом, данный курс рассчитан на формирование социализированной личности, знающей правила и нормы поведения в обществе и в школе.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
п/п
Тема
Содержание
Аудит.
Внеаудит.
дата
Школьный этикет 7ч
1
Этика – наука о морали.
Что такое «этика» и зачем она нужна.
1
2
Зачем быть вежливым?
Понятия вежливость, доброта, отзывчивость
1
3
Кто я и как я выгляжу?
Я- мальчик или девочка, мой внешний вид
1
4
Правила поведения в школе
Как нужно вести себя в гардеробе, на перемене, в классе.
1
5
Школьный этикет
Правила поведения в столовой, на уроке. Составление свода правил.
0.5
0.5
6
Обязанности ученика в школе и дома.
Устав, и какие правила в нем записаны
0.5
0.5
7.
Твои поступки и твои родители.
Ответственность за свои слова и за свои действия.
1
Правила общения 11ч
8
Чем богат человек?
Душевное богатство человека.
1
9
Речевой этикет
Правила приветствия, прощания, извинения, просьбы, обращения
1
10
Товарищи и друзья
Понятия друг, товарищ, одноклассник, сверстник.
1
11
Бескорыстие в дружбе
На чем основывается дружба: взаимопомощь, взаимовыручка, доброта.
0.5
0.5
12
Верность слову
Честное слово и верность слову.
1
13
Отношение к старшим.
Уважение старших, почет, помощь пожилым, благодарность им.
1
14
Отношение к учителю
Признание учителя, уважение, видение в нем помощника и «друга»
1
15
Отношение к малышам
«Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковский
0,5
0,5
16
Отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья
Толерантность, уважение и признание прав людей с ограниченными возможностями здоровья
0,5
0,5
17
Как правильно разговаривать по телефону
Зачем в разговоре нужна тактичность. Правила разговора по телефону.
0,5
0,5
18
Праздничный этикет
Сервировка стола, приглашение в гости. Как вести себя за столом.
0,5
0,5
О трудолюбии 6ч
19
«Без труда – не вытащить и рыбку из пруда»
Разбор пословиц о труде и трудолюбии.
1
20
Я и мои социальные роли.
«Кто я»- методика Куна. Какие роли я выполняю сейчас, и какие буду выполнять еще в жизни.
0.5
0.5
21
Сказки и кто их сочиняет.
Авторы сказок и о чем эти сказки. Народные сказки
1
22
Составление сказки о трудолюбии.
Совместное составление сказки о трудолюбии.
1
23
Нравственный мир сказок
Аспекты раскрываемые в сказках: добро, зло, красота и ужас, счастье и горе.
1
24
Праздники в жизни человека
Нужны ли нам праздники и какие из них нам нужны.
1
Культура внешнего вида 4ч
25
Опрятность, чистота, бережливость
Аккуратность в одежде и уход за своим внешним видом.
1
26
Ты и твое здоровье
Правила гигиены, занятия спортом, правильное питание и режим дня.
0.5
0.5
27
Невербальные средства общения
Мимика, позы и жесты у нас и у других народов.
1
28
Наш класс
Составление плаката на тему: «Наш класс»
1
Внешкольный этикет 5ч
29
Как вести себя в общественных местах
Правила поведения в магазине, на почте, в автобусе.
0.5
0.5
30
Правила поведения в театре и кино
Основные правила поведения в кино и театре.
0.5
0.5
31
Поведение в библиотеке и в музее
Библиотека- хранительница истории. Правила поведения в ней и музее.
0.5
0.5
32
Как вести себя в Храме.
Храм и нужен ли он нам и как нам вести в нем там?
1
33
Что узнали и чему научились?
Подведение итогов.
1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№
п/п
Тема
Содержание
Аудит.
Внеаудит.
дата
Школьный этикет 7ч
1
Мы пришли на урок.
Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке.
1
2
Правила поведения на уроке
Закрепление правил поведения на уроке. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок
1
3
Зачем нужны перемены?
Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений
1
4
Правила поведения на перемене
Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок.
1
5
Мы – в школьной столовой.
Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой. Формулирование правил поведения в столовой.
1
6
Правила поведения в столовой
Закрепление правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале.
1
7.
Как быть прилежным и старательным.
Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений.
1
Правила общения 11ч
8
Зачем нужны «вежливые» слова
Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Ролевая игра
1
9
Доброжелательность
Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок
1
10
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.
Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами
1
11
Общение по телефону
Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону.
1
12
Мой учитель.
Конкурс рисунков. Формулирование правил общения с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок
0,5
0,5
13
Общение со взрослыми
Чтение и обсуждение отрывков книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем
1
14
Добро и зло.
Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев.
1
15
Думай о других: сочувствие – как его выразить?
Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса.
0,5
0,5
16
Эмоции.
Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение.
0,5
0,5
17
Наши имена.
Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам.
0,5
0,5
18
Моя семья.
Конкурс рисунков.
0,5
0,5
О трудолюбии 6ч
19
Старательность - помощник в учебе
Чтение и обсуждение отрывков детских книг
1
20
Старательность - помощник в учебе
Чтение и обсуждение отрывков детских книг
1
21
Как мы трудимся: в школе и дома.
Конкурс рассказов.
1
22
Как мы трудимся: в школе и дома.
Дидактическая игра.
1
23
Бережливость: каждой вещи своё место
Наведение порядка в дневнике, портфеле.
1
24
Бережливость: каждой вещи своё место
Наведение порядка в кабинете.
1
Культура внешнего вида 4ч
25
Основные правила Мойдодыра.
Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра»
1
26
Основные правила Мойдодыра.
Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра»
1
27
Учимся не болеть.
Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний.
1
28
Каждой вещи свое место.
Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры.
1
Внешкольный этикет 5ч
29
Правила поведения на улице.
Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу.
1
30
Правила поведения в транспорте.
Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу.
1
31
Правила поведения в гостях.
Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. ситуации
32
«Спасибо» и «пожалуйста».
Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями.
1
33
« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»
Проведение и организация итогового мероприятия.
1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№
п/п
Тема
Содержание
Аудит.
Внеаудит.
дата
Школьный этикет 7ч
1
Мы пришли на урок с опозданием.
Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил правильного поведения при опоздании.
0.5
0.5
2
Правила поведения в школе ( гардероб, этажи)
Закрепление правил поведения в школе.
0.5
0.5
3
Правила поведения в библиотеке.
Формулирование правил поведения в библиотеке.
0.5
0.5
4
Правила поведения на перемене
Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок.
1
5
Мы – в школьной столовой.
Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой. закрепленние правил поведения в столовой.
1
6
Правила поведения в классе.
Закрепление правил поведения в классе. Оказание помощи по наведению порядка в классе.
1
7.
Чистота – залог здоровья.
Понятия «чистота», «здоровье». Правила наведения порядка в классе.
1
Правила общения 11ч
8
«Волшебные слова»
Ролевая игра
1
9
«Слово – не воробей – вылетит- не поймаешь»
Разговор об ответственности за свои слова и поступки
1
10
Сопереживание, помощь друзьям.
Формулирование понятий «сопереживание», «помощь». Разбор ситуаций.
1
11
Диалоги со сверстниками
Практическое занятие. Закрепление правил общения по телефону.
1
12
Школьное имущество надо беречь.
Конкурс рисунков. Формулирование правил отношения к школьному имуществу.
1
13
Я и мои друзья.
Тренинги на развитие сплоченности, коллективизма
1
14
Добро и зло.
Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев.
1
15
Думай о других: сочувствие – как его выразить?
Тренинги на развитие чувства эмпатии, поддержки и взаимопомощи.
0,5
0,5
16
Эмоции.
Научиться контролировать свои эмоции. Аутотренинг на снятие эмоционального напряжения.
0,5
0,5
17
Приглашение на День рождения.
Написание приглашения, разбор правил приглашения.
0,5
0,5
18
Время надо беречь
Составление своего распорядка дня
0,5
0,5
О трудолюбии 6ч
19
Труд – кормит, а лень - портит.
Разбор пословиц о труде
1
20
Ниткография – что такое
Изотерапия с помощью нити и красок.
1
21
Как мы трудимся: в школе и дома.
Написание рассказов.
1
22
Волонтеры кто это такие?
Агитация детей в отряд волонтеров.
1
23
Как организовать свой труд
Составление правил дел на день
1
24
Сделай своими руками.
Оригами – поделки своими руками.
1
Культура внешнего вида 4ч
25
Встречают по одежке, а провожают по уму.
Одежда школьная, праздничная и повседневная
1
26
В гостях у Гигиены
Составление правил гигиены
1
27
В здоровом теле – здоровый дух.
Профилактика вредных привычек
1
28
В здоровом теле – здоровый дух
Составление калаша на тему «В здоровом теле - здоровый дух»
1
Внешкольный этикет 5ч
29
Правила поведения на природе.
Практическое занятие. Формулирование правил поведения на природе.
1
30
Правила поведения в гостях
Практическое занятие. Формулирование правил поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций
1
31
Уход за своими вещами.
Правила ухода за вещами.
1
32
Уборка своей
комнаты.
С чего начать уборку.
0.5
0.5
33
« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»
Проведение и организация итогового мероприятия.
1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№
п/п
Тема
Содержание
Аудит.
Внеаудит.
дата
Школьный этикет 7ч
1
Азбука этики. Культура поведения и такт.
Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил правильного поведения на уроке.
0.5
0.5
2
Культура общения
Дать понятия «общение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живет среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависят от них самих и выражается в их общении с другими людьми.
1
3
Школьный этикет
Дать понятия «этикет в общественных местах», «этикет в столовой», «этикет на перемене», провести деловые игры «мы в столовой», «мы на перемене», «мы в школе».
0.5
0.5
4
Человек и его имена
Дать понятия «имя», «имена мужские и женские», «русские имена и православные», «значение имен», что означает «уважать имя человека», показать необходимость уважать имя любого человека и с уважением относиться к своему имени, показать, что человек красит свое имя своими поступками.
1
5
Моя малая Родина
Дать понятия «Родина», «патриотизм», любовь к Родине, подвиг во имя Родины, «малая Родина». Родина и твой дом. Война – проверка любви к Родине у всего народа, живущего в стране.
1
6
Устав – основной закон школы.
Дать понятия «закон», «общество», «государство», показать, что права, предоставленные государством, накладывают на человека определенные обязанности.
1
7.
Речевой этикет
Дать понятия «общение», «речь», показать, что в общении главным является не столько речь, сколько тон голоса, позы, жесты, которые придают речи особые оттенки, выражающие отношение одного человека к другому и к себе.
0.5
0.5
Правила общения 11ч
8
Культура общения
Ролевая игра
1
9
Приветствие и знакомство.
Дать понятия «приветствие», «знакомство». Формы приветствия, приветствия у народов разных стран; общение будет приятным только тогда, когда правила знакомства и приветствия выполняются доброжелательно.
0.5
0.5
10
Нравственные отношения в коллективе
Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «сестры», «братья», «родословное дерево». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга.
1
11
Поведение в общественных местах.
Дать понятия «улица», «транспорт», «кафе». Основные правила этикета и отношение человека к людям на улице, в транспорте, кафе, местах отдыха.
1
12
Поведение в общественных местах
Основные правила этикета в кафе. Что и как едят.
1
13
Я и мои друзья.
Тренинги на развитие сплоченности, коллективизма
1
14
Праздники в жизни человека.
Дать понятия «праздник», особенности праздников в школе, в коллективе класса, «в стране».
1
15
Чувства, настроение, характер
Научиться контролировать свои эмоции. Аутотренинг на снятие эмоционального напряжения.
0,5
0,5
16
Чувства, настроение, характер
Научиться контролировать свои эмоции. Аутотренинг на снятие эмоционального напряжения.
0,5
0,5
17
Подарок своими руками
Зачем нужны подарки? Сделать приятно человеку с помощью подарка.
0,5
0,5
18
Режим дня
Составление своего распорядка дня
0,5
0,5
О трудолюбии 6ч
19
Труд – кормит, а лень - портит.
Разбор пословиц о труде
1
20
Мозаика что это такое?
Составление мозаики из яичной скорлупы.
1
21
Зачем мы трудимся: в школе и дома.
Написание рассказов.
1
22
Поступки человека и его характер.
«Сильный» и «слабый характер, вредные и хорошие поступки человека
1
23
Человек в природе и его здоровье.
Дать понятия «природа», «здоровье», «экология», «охрана природы».
1
24
Человек в природе и его здоровье.
Правила поведения в походе, на отдыхе, на пляже. Отношение к животным.
1
Культура внешнего вида 4ч
25
Мода и школьная одежда.
Одежда школьная, праздничная и повседневная и формирование моды.
1
26
Гигиена и зачем она нужна?
Составление правил гигиены
0.5
0.5
27
В здоровом теле – здоровый дух.
Профилактика вредных привычек
1
28
В здоровом теле – здоровый дух
Составление калаша на тему «В здоровом теле - здоровый дух»
1
Внешкольный этикет 5ч
29
Правила поведения за столом
Практическое занятие. Формулирование правил поведения за столом.
1
30
Правила приглашения в гости
Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций
1
31
Распределение обязанностей в семье.
Права и обязанности в семье
1
32
Генеральная уборка
С чего начать уборку.
0.5
0.5
33
« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»
Проведение и организация итогового мероприятия.
1
Список литературы:
Васильева- Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984
Дорохов А. «О культуре поведения». М., 1986
Камычек Я. «Вежливость на каждый день». М., 1975
Лавретьева Л.И. « Школа и нравственное воспитание личности»,
«Завуч начальной школы», №5, 2004
Максимовский М. «Этикет делового человека».М., 1994
Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе», Москва.: «Сфера», 2001.
Смолка К. «Правила хорошего тона». М.,1980
Хомякова И.С., В.И. Петрова «Этика: азбука добра», 2012
О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. Москва, «Генезис», 2008
Приложение
АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ (1-4 кл.)
/ методика Н. Г. Лускановой, 1993г ./
Цель: Определение уровня школьной мотивации.
ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла; нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивается в ноль баллов.
Оценки в два балла отсутствовали, так как математический анализ показал, что при оценках в ноль, один, три балла возможно более надёжное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией. Установлено пять основных уровней школьной мотивации:
Первый уровень. 2530 баллов высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовле-творительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у дос-ки, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 2024 балла хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15–19 баллов положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учении-ками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких де-тей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10–14 баллов низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (56 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают инди-видуальные пристрастия ребёнка.
ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ АНКЕТЫ.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребён-ка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может слу-жить критерием школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение положительной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.
ТЕСТ
Инструкция: Выбери один из трёх предъявляемых ответов (наиболее тебе подхо-дящий) на поставленный вопрос, отметь его галочкой.
Тебе нравится в школе?
а) не очень б) нравится в) не нравится
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) чаще хочется остаться дома б) бывает по-разному в) иду с радостью
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался дома?
а) не знаю б) остался бы дома в) пошёл бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится б) бывает по-разному в) нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
а) хотел бы б) не хотел бы в) не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) не знаю б) не хотел бы б) хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
а) часто б) редко в) не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
а) точно не знаю б) хотел бы в) не хотел бы
У тебя в классе много друзей?
а) мало б) много в) нет друзей
Тебе нравятся твои одноклассники ?
а) нравятся б) не очень в) не нравятся
КЛЮЧ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Мониторинговая карта личностных результатов освоения программы ВнД
Критерии оценивания личностных УУД
Личностные универсальные учебные действия и его личностные результаты
(показатели развития)
Основные критерии оценивания
Типовые диагностические задачи
Предшкольная ступень образования
(6,5 -7 лет)
Типовые диагностические задачи
Начальное образование (10,5 - 11 лет)
1. Самоопределение
Внутренняя позиция школьника
- положительное отношение к школе;
- чувство необходимости учения,
- предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;
- адекватное содержательное представление о школе;
- предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома,
- предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки)
Беседа о школе (модифици-рованный вариант) (Нежнова Т,А.
Эльконин Д.Б
Венгер А.Л.)
Самооценка
- когнитивный компонент – дифференцированность,
рефлексивность
- регулятивный компонент
Когнитивный компонент:
- широта диапазона оценок
- обобщенность категорий оценок
- представленность в Я-концепции социальной роли ученика;
- рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;
- осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
- осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и хороший ученик;
Регулятивный компонент:
- способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием
«Лесенка»
Методика
«Хороший ученик»
Методика «10 Я» (Кун);
«Лесенка»
Методика «Хороший ученик»
Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха
2. Смыслообразование
Мотивация учебной деятельности
- сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;
- интерес к способу решения и общему способу действия;
- сформированность социальных мотивов
– стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу
- сформированность учебных мотивов
- стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;
- установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.
«Незавершенная сказка»
«Беседа о школе»
(модифици-рованный вариант) (Нежнова Т,А.
Эльконин Д.Б
Венгер А.Л.)
Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Ксензовой Г.Ю,)
Опросник мотивации.
Типовые задачи и критерии оценки действия нравственно-этического оценивания
Действие нравственно-этического оценивания
Основные критерии оценивания
Задачи для предшкольной стадии
Задачи для начальной школы
1. Выделение морального содержания ситуации нарушение/следование моральной норме
Ориентировка на моральную норму
(справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)
«Раздели игрушки»
(норма справедливого распределения)
После уроков
(норма взаимопомощи)
2. Дифференциация конвенциональных и моральных норм
Ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению с конвенциональными
Опросник Е.Кургановой
3. Решение моральной дилеммы на основе децентрации
Учет ребенком объективных последствий нарушения нормы
Учет мотивов субъекта при нарушении нормы
Учет чувств и эмоций субъекта при нарушении норма
Принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм
Разбитая чашка (модификация задачи Ж.Пиаже) (учет мотивов героев)
«Невымытая посуда» (учет чувств героев)
«Булочка»
(модификация задачи Ж.Пиаже)
(координация трех норм – ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи) и учет принципа компенсации
4.Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы
Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения
Все задания
Все задания
5. Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы
Уровень развития моральных суждений
Все задания
Все задания
Методика «Беседа о школе»
(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).
Цель:
- выявление сформированности внутренней позиции школьника
- выявление мотивации учения
Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст: ступень предшколы (6,5 – 7 лет)
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания: ученик должен ответить на все вопросы.
Вопросы беседы:
1. Тебе нравится в школе?
2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
3.Представь себе, что, что мама тебе говорит – Хочешь, я договорюсь, чтобы ты пошел в школу не сейчас, а позже, через год? Что ты ответишь маме?
4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает кто такой – «Хороший ученик»? Что ты ему ответишь?
5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты каждый день учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в школу? Ты согласишься?
6. Представь, что есть школа Аи школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе – каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физку
·ьтура. В школе Б другое расписаmие – там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?
7. Представь себе, что к вам домой приехал знакомый родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает. Отгадай, о чем он тебя спрашивает?
8. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша, (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или тебе отметку поставить в журнал?»
Ключ.
Все ответы кодируются буквой А или Б.
А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника,
Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни.
а Да – А., не знаю, нет – Б.
А – называет школьные предметы, уроки;
Б – перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)
А – нет, не хочу. Б – хочу или согласен не ходить временно (месяц, полгода)
А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях;
Б – нет ответа или неадекватное объяснение;
А – нет;
Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)
А – школа А, Б – школа Б
А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.)
Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой, например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?)
А – выбор отметки, Б – выбор игрушки, шоколадки.
Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:
положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;
проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;
предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).
Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году жизни:
0. отрицательное отношение к школе и поступлению в школу.
1. положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
2. возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами.
3. сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.
0 уровень – обязательно вопрос 1, 3, 5 - Б, в целом преобладание ответов типа Б.
1 уровень - обязательно 1, 3, 5 - А, 2, 6, - Б. В целом равенство или преобладание ответов А.
2 уровень – 1, 3, 5, 8 – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают.
3 уровень – 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 – А.
Проба на познавательную инициативу «Незавершённная сказка».
Цель: выявление сформированности познавательных интересов и инициативы.
Оцениваемые УУД – действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка ; коммуникативное действие - умение задать вопрос.
Возраст: дети 6,5 – 7 лет.
Форма: индивидуальная
Метод оценивания - чтение незавершенной сказки.
Описание задания: ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ребенку вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»
Критерии оценивания:
- интерес к сказке и инициатива ребенка, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки;
- адекватность высказывания ребенка, направленного на то, чтобы инициировать взрослого продолжить чтение сказки.
Уровни развития познавательных интереса и инициативы
1 низкий – ребенок интереса к чтению сказки не проявляет; вопросов не задает,
2 средний– ребенок проявляет интерес к сказке, сам инициативы не проявляет, после дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку;
3 высокий – ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.
«Шкала выраженности учебно-познавательного интереса»
(по Г.Ю. Ксензовой)
Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.
Возраст: ступень начальной школы (7 – 10 лет)
Метод оценивания: опросник для учителя.
Ситуация оценивания: методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение ученика к учебным задачам и выраженность учебно-познавательного интереса. Шкала предъявляется учителю с инструкцией отметить наиболее характерные особенности поведения при решении задач для каждого ученика.
Оценка уровня учебно-познавательного интереса
Уровень
Критерий оценки поведения
(проявление интереса к решению учебных задач)
Дополнительный диагностический признак
(устойчивость интереса к освоению новых способов действия)
1. Отсутствие интереса
Интерес практически не обнаруживается. Исключение составляет яркий, смешной, забавный материал.
0 баллов
Безразличное или негативное отношение к решению любых учебных задач. Более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые.
1 балл
2. Реакция на новизну
Интерес возникает лишь на новый материал, касающийся конкретных фактов, но не теории
1 балл
Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет
1 балл
3. Любопытство
Интерес возникает на новый материал, но не на способы решения.
2 балла
Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в выполнение заданий, но интерес быстро иссякает
4. Ситуативный учебный интерес
Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач)
3 балла
Включается в процессе решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается 3 балла
5. Устойчивый учебно-познавательный интерес
Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала 4балла
Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу
4 балла
6. Обобщенный учебно-познавательный интерес
Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ученик ориентирован на общие способы решения системы задач.
5 баллов
Интерес – постоянная характеристика ученика, проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию. Имеется мотивированная избирательность интересов.
5 баллов
Уровни:
Шкала позволяет выявить уровень сформированности учебно-познавательного интереса в диапазоне шести, качественно различающихся уровней:
отсутствие интереса,
реакция на новизну,
любопытство,
ситуативный учебный интерес,
устойчивый учебно-познавательный интерес;
обобщенный учебно-познавательный интерес.
Уровень 1 может быть квалифицирован как несформированность учебно-познавательного интереса; уровни 2 и 3 – как низкий, уровень 4 – удовлетворительный, уровень 5 – как высокий и уровень 6 как очень высокий.
Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.
(Рефлексивная оценка – каузальная атрибуция неуспеха)
Цель: выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности.
Оцениваемые УУД: личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности.
Вариант 1
Возрастная группа: 6,5 – 7 лет.
Форма оценивания: индивидуальная беседа.
Вопрос: Бывает так, что ты рисуешь, лепишь или складываешь из конструктора и у тебя не получается?
При утвердительном ответе – «А как ты думаешь, почему у тебя не всегда получается?»
При отрицательном ответе – можно сделать вывод о низкой рефлексии или некритичной оценке.
Вопрос: Какие задания ты любишь - трудные или легкие?
При ответе – «у меня всегда получается» прекращаем опрос.
Критерии оценивания:
Ответы:
1. Собственные усилия – не старался, бросил, надо учиться, надо попросить, чтобы объяснили, помогли и пр.
2. Объективная трудность задачи» – очень трудная, сложная, не для детей, для старших и т.д.
3. Способности – не умею, у меня всегда не получается.
4. Везение – просто не получилось., потом (в другой раз получится), не знаю почему, случайно.
Вариант 2
Возраст: начальная школа (9 – 10 лет).
Форма: фронтальный письменный опрос.
Ситуация оценивания: Учащимся предлагается письменно ответить на вопросы опросника, включающего шкалы: собственные усилия, способности, везение и объективная сложность задачи.
Ритерии оценивания:
1.Собственные усилия -
- мало стараюсь/ очень стараюсь
- плохо подготовился к контрольной работе/ много работал, хорошо подготовился
- не выучил (плохо выучил) урока/хорошо выучил урок
2.Способности
- плохо понимаю объяснения учителя / понимаю объяснения учителя быстрее многих
- мне трудно на уроках – мне легко на уроках
- я не успеваю делать так быстро, как остальные ученики/я делаю все намного быстрее, чем другие
3.Объективная сложность задания
- задание было слишком сложным/задание было легким
- таких заданий раньше мы не делали/раньше нам объясняли, как выполнять такие задания
- было слишком мало времени на такое задание /времени было вполне достаточно
4.Везение
- мне просто не повезло/ мне повезло
- учительница строгая/ учительница добрая
- все списывали, а мне не удалось списать/удалось списать
Анкета
1. Оцени, пожалуйста, уровень своей успешности в школе (выбери один из предложенных вариантов и отметь его)
- очень высокий
- достаточно высокий
- средний
- ниже среднего
- низкий
- по одним предметам высокий, по другим - средний и низкий
2. Бывает, что ты не справляешься с контрольной работой или с ответом у доски, и ты получаешь совсем не ту оценку, на которую ты рассчитывал.
Ниже приведены возможные причины неуспеха. Оцени, пожалуйста, насколько эти причины подходят к твоему случаю. Если ты считаешь, что твой неуспех связан именно с этой причиной, отметь 2. Если ты считаешь, что это обстоятельство повлияло незначительно – отметь цифру 1. Если ты считаешь, что эта причина вообще не имеет никакого отношения к твоему неуспеху, отметь 0.
Если у меня что-то не получается в школе, то это потому, что я
1.мало стараюсь
2 плохо понимаю объяснения учителя
3. задание было слишком сложным
4. мне просто не повезло
5.плохо подготовился к контрольной работе/ много работал, хорошо подготовился
6. мне трудно на уроках
7. таких заданий раньше мы не делали
8. учительница строгая
9. не выучил (плохо выучил) урока/хорошо выучил урок
10. я не успеваю делать так быстро, как остальные ученики
11. было слишком мало времени на такое трудное задание
12. все списывали, а мне не удалось списать
Если у меня все получается в школе, то это потому, что я
1. много работал, хорошо подготовился
2. мне легко на уроках
3. задание было легким
4. учительница добрая
5. очень стараюсь
6. понимаю объяснения учителя быстрее многих
7. раньше нам объясняли, как выполнить такое задание
8. мне повезло
9. хорошо выучил урок
10. я делаю все намного быстрее, чем другие
11. времени было вполне достаточно
12. мне подсказали
Обработка результатов: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой из шкал «Усилия», «Способности», «Объективная сложность» и «Везение» для объяснения причин неуспеха и успеха. Соотношение баллов дает представление о преобладающем типе каузальной атрибуции.
Уровни оценивания:
1 – преобладание атрибуции «Везение»;
2 – ориентация на атрибуцию «способности», «объективная сложность»
3 – ориентация на «Усилия».
Мониторинговая карта результатов духовно-нравственной направленности.
Критерии формирования действия нравственно-этической ориентации
Действие нравственно-этического оценивания
Основные критерии оценивания
Задачи для предшкольной стадии
Задачи для начальной школы
1. Выделение морального содержания ситуации нарушение/следование моральной норме
Ориентировка на моральную норму
(справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)
«Раздели игрушки»
(норма справедливого распределения)
После уроков
(норма взаимопомощи)
2. Дифференциация конвенциональных и моральных норм
Ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению с конвенциональными
Опросник Е.Кургановой
3. Решение моральной дилеммы на основе децентрации
Учет ребенком объективных последствий нарушения нормы
Учет мотивов субъекта при нарушении нормы
Учет чувств и эмоций субъекта при нарушении норма
Принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм
Разбитая чашка (модификация задачи Ж.Пиаже) (учет мотивов героев)
«Невымытая посуда» (учет чувств героев)
«Булочка»
(модификация задачи Ж.Пиаже)
(координация трех норм – ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи) и учет принципа компенсации
4.Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы
Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения
Все задания
Все задания
5. Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы
Уровень развития моральных суждений
Все задания
Все задания
Задание на норму справедливого распределения. «Раздели игрушки»
Цель: выявление ориентации ребенка на моральное содержание ситуации и усвоения нормы справедливого распределения.
Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)
Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания – выделение морального содержания ситуации; ориентация на норму справедливого распределения как основания решения моральной дилеммы.
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
Метод оценивания: беседа
Описание задания (в этом случае и во всех последующих пробах): ребенку зачитывают рассказ, затем задают вопросы. Пол персонажа рассказа варьируется в зависимости от пола исследуемого ребенка. Для мальчиков – главный герой - мальчик, для девочек – соответственно, девочка. В случае необходимости текст задания - моральной дилеммы - зачитывается повторно.
Текст задания:
Представь себе, что однажды ты и другой мальчик (девочка), Ваня (Аня), гуляли по площадке в детском саду. Вам захотелось поиграть. Вы подошли к воспитательнице и попросили ее принести вам игрушки. Когда она вернулась, то принесла с собой 3 игрушки, дала их тебе и сказала «Играйте».
1. Как ты поступишь в этой ситуации? (что ты сделаешь в этой ситуации?)
2. Почему ты так сделаешь?
Критерии оценивания:
Способ решения моральной дилеммы – принятие нормы справедливого распределения как основания поведения (ответ на вопрос №1)
Осознание нормы, лежащей в основе ситуации (ответ на вопрос № 2). Возможно выделение и вербализация (осознание) нормы ребенком уже при ответе на вопрос №1).
Уровень моральных суждений как показателя развития морального сознания (ответ на вопрос №2).
Показатели уровня выполнения задания:
Уровни освоения нормы справедливого распределения:
Варианты ответов на 1 вопрос:
1 Эгоцентризм, ориентация только на свои желания, игнорирование сверстника – взять все игрушки себе, со сверстником не делится, указаывает на свои желания (я возьму себе, я больше хочу играть»)
2. Ориентация на норму справедливого распределения, но ее выполнение предполагает приоритет собственных интересов: поделить в неравной пропорции: две игрушки себе, одну сверстнику (эгоцентризм)
3а. Ориентация на норму справедливого распределения и интересы партнера, готовность к альтруистическому действию - поделить игрушки таким образом, что одну оставляет себе, две отдает сверстнику.
3б. Отдать все три игрушки сверстнику (альтруизм). Решение об эгоцентризме или альтруизме основывается на аргументации, данной ребенком: а) другой ребенок как более нуждающийся с выделением качеств «слабого» (альтруизм), б) другой ребенок как более авторитетный, властный, сильный, драчливый и т.п. (эгоцентризм).
4. Осознанная ориентация на норму справедливого распределения и поиск способов ее реализации. Ребенок предлагает поделить по одной игрушке, с третьей – играть по очереди или вместе. Совместная игра («нужно вместе играть, тогда будет общая») или правило очередности («пусть сначала один поиграет со второй машинкой, а потом второй поиграет»).
Уровни осознания нормы:
Варианты ответа на 2 вопрос: 1 - норму не называет; 2 – называние нормы через описание действий (например «всем надо давать игрушки»); 3 – называние нормы («надо делиться с другими»).
Уровень моральных суждений (по Л.Кольбергу):
1.сталия «власть и авторитет» - указание на власть («воспитательница накажет», «мама заругает», «сверстник отнимет»)
2.стадия инструментального обмена («в другой раз он мне даст- не даст игрушки»)
3.стадия межличностной конформности («обидится, не будет дружить, я хороший, а с хорошими дружат»)
4.стадия «закон и порядок» - формулирование нормы как правила, которому необходимо следовать всем («нужно делиться с другими», «должно всем достаться поровну»)
Задание на усвоение нормы взаимопомощи. «Невымытая посуда»
Цель: выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи.
Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания – выделение морального содержания ситуации; учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений.
Возраст: 7 - 8 лет.
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка.
Метод оценивания: беседа
Текст задания:
Мама, уходя на работу, напомнила Андрею (Лене), что ему надо есть на обед. Она попросила его помыть посуду после еды, потому что вернется с работы уставшей. Андрей поел и сел смотреть мультфильмы, а посуду мыть не стал. Вечером пришли с работы мама и папа. Мама увидела грязную посуду. Вздохнула и стала мыть посуду. Андрею стало грустно, и он ушел в свою комнату.
1. Почему Андрею (Лене) стало грустно?
2. Правильно ли поступил Андрею (Лена)?
3. Почему?
4. Как бы ты поступил на месте Андрея (Лены)?
Критерии оценивания:
Ориентация на эмоции и чувства героя в выделении морального содержания ситуации (ответ на вопрос №1)
Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос №4)
Ориентация на норму взаимопомощи (ответы на вопросы № 2 и 3. Возможно выделение и вербализация нормы ребенком уже при ответе на вопрос №1)
Уровень моральных суждений (ответ на вопрос №3)
Выделение установки ребенка на просоциальное поведение (ответ на вопрос №2)
Уровни выделения морального содержания поступка:
Варианты ответов на вопрос №1:
1 – Ребенок не выделяет моральное содержания рассказа - нет адекватного ответа, не знаю. Ориентировка на связь эмоций Андрея и невыполненного поручения отсутствует.
2 – Ребенок ориентируется на связь эмоций матери и Андрея, но еще не выделяет морального содержания рассказа («грустно, потому что мама вздохнула»);
3 – Ребенок выделяет моральное содержание рассказа, ориентируясь на чувства героев. Указывает на невыполненную просьбу матери («ему грустно, потому что мама его п