Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Этика: азбука добра»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Волчихинская средняя школа№2»
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор
МКОУ «Волчихинская СШ №2»
_________ Ермолаева Т.В. ______Мухина Е.Р. ___________ Ключников П.И.
Протокол № 1 Протокол № ___ Приказ №____ от «___» 2015г.
от «18» августа 2015гот «____»__________2015г
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по курсу
«Этика: азбука добра»
на 2015-2016учебный год
Составители: Лакотина Л.В.,
Сорокина С.А.,
Мамонтова Т.А.,
Ермолаева Т.В.,
Учителя начальных классов
Волчиха 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Этика: азбука добра» для 1-4 классов разработана на основе:
- Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. Приказ №373 ;- Основная образовательная программа начального общего образования по МКОУ «Волчихинская средняя школа №2» утверждена приказом № 59/7 от 30.08.2014 г.
- Учебный план МКОУ «Волчихинская средняя школа №2», утвержденного приказом № 73/3 от28.08.2015г.
- Положение о рабочей программе МКОУ «Волчихинская средняя школа №2», утвержденного приказом № 65/1 от 03.07.2015 г.;
- Годового календарного графика работы МКОУ «Волчихинская средняя школа №2» на 2015 – 2016 учебный год, утвержденного приказом №73/1 от28.08.2015г.
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой в соответствии с требованиями ФГОС.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека– добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;
воспитание уважения к людям, традициям;
усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.
Общая характеристика.
Нравственное развитие личности учащегося является приоритетной целью начальной школы. Оно предполагает организацию нравственного образования младших школьников в процессе изучения предметов, таких как литературное чтение, русский язык, окружающий мир, основы духовно-нравственной культуры народов России, и во время внеурочной деятельности в форме факультатива «Этика: азбука добра».
В основе отбора содержания, методов, используемых в процессе обучения и воспитания, лежит принцип гуманизма. Содержание обучения и воспитания направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
1 класс
Развитие способности осмысления нравственной ситуации. Осознание нравственных правил как ориентира поступков: ситуация — поведение — правило. Оценка нравственных поступков.
2 класс
Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление следовать правилам. Переход от социального контроля (учитель, родители, сверстники) к самоконтролю. Формирование у школьников понимания, что стремление следовать определённым правилам при совершении поступков обеспечивает их нравственное взросление.
3 класс
Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка — мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.
4 класс
Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и средство предотвращения нежелательных (безнравственных) действий.
Описание места учебного курса в плане.
«Этика: азбука добра» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в 1 классе и на 34 часа во 2 – 4классах, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов – 132 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс:Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Содержание учебного курса 1 класс
Школьный этикет( 7 ч) (понятие об основных правилах поведения в школе). - Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в
школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) (11 ч.)
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия
Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии( 6 ч.)
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида ( 4 ч.)
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет( 5 ч.)
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет заинтересовать ребёнка и довести до его сознания представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. В реальной жизни всё это скрыто от внимания ребёнка, а работа с художественными произведениями позволит учителю использовать образы из фольклора и детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
В процессе освоения материалов курса ученик получает знания о взаимоотношениях с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с содержанием пословиц о добре, труде и учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок и других произведений художественной литературы, их инсценировка — всё это нацелено на воспитание начальных этических представлений учащихся (понятия добра и зла, значение вежливых слов, правила поведения и их мотивация), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления. Кроме того, она знакомит учащихся с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?»; «Какой нравственный выбор сделал герой?»; «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?»; «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными навыками (сравнение, анализ, синтез обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам, сопоставить, сравнить героев и их поведение, классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе), сравнить иллюстрацию с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения, уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы открытого типа, например, «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, работать коллективно или в группах, парах. Также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и т. д.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогают школьникам учиться использовать различные способы поиска информации. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К четвёртому классу учащиеся научатся отлично ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
В силу того, что время, которое отводится на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся, то программой курса закладываются не требования к достижениям ученика/выпускника, как в учебном предмете, а планируемые результаты, соотнесённые с общеобразовательной программой начального общего образования школы, реализующей ФГОС НОО.
Для успешной реализации духовно-нравственного образования используются следующие методы и методические приемы:
Стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний о правилах поведения в окружающем мире (занятия - игры, занятия - сказки, презентации, викторины, праздники, выставки, занятия - практикумы);
Развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия безнравственного поведения человека (наблюдения, личный опыт, практические исследования);
Развитие исследовательских навыков, умений, принятие решений (проблемный подход в процессе обучения и воспитания);
Формы текущего контроля знаний и умений обучающихся:
Фронтальный устный опрос;
презентации;
проекты, тесты;
Средствами эффективного усвоения программного курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, , создание творческих проектов, экскурсии и прогулки в природу, театрализованные представления, составление памяток, различные формы привлечения семьи к совместной деятельности.
Основные формы работы: парная, групповая, индивидуальная.
Основные методы: частично-поисковый, словесный, объяснительно-иллюстративный
Методики: проектно-исследовательская, ИКТ.
Технологии: ЛОО: гуманно-личностные, педагогическое сотрудничество, игровые
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Этика: азбука добра» на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:
Учащиеся научатся:
воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
использовать в речи слова вежливости;
участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, дополнять их высказывания;
высказывать предположения о последствиях недобрых поступков (как в реальной жизни, так и в художественных произведениях);
создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
описывать сюжетную картинку (серию);
оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его;
оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека уметь выполнять основные правила опрятности;
использовать в общении доброжелательный тон;
оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), правила работы в группе, поведения в общественных местах.
Учащиеся получат возможность научиться:
- применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости,
- применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;
- высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников,
- проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей,
- работать в паре и в группе,
- проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким,
- культурно выражать свои эмоции в совместной работе
- ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике.
Тематический поурочный план по курсу «Этика: азбука добра» 1 год обучения
№п/п Наименование темы Всего часов Практических, экскурсий Планируемые результаты Элементы содержания
деятельности Методы,
Формы, оснащение
ЛичностныеМетапредметныеШкольный этикет 7ч
1 Приветствие.
Мы пришли на урок. 1 Л-9
Л-5 М-6 Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке. Метод словесный,
Форма фронтальная
2 Вежливые слова. Правила поведения на уроке. 1 Л-8 М-10
М-13 Закрепление правил поведения на уроке. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок Метод словесный, наблюдение
форма фронтальная
художественные книги
3 Знакомство.
Зачем нужны перемены? 1 Л-9
Л-5 М-6 Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Анализповедениягероевхудожественных произведенийМетод словесный, наблюдение
форма фронтальная,парная,групповая
CD-диск
4 Приветствие и знакомствоПравила поведения на перемене. 1 Л-8
Л-5 М-6 Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрываниесценок. Метод словесный, наблюдение
форма фронтальная парная
5 Внимание к собеседнику Мы – в школьной столовой.
1 1 Л-8 М-10
Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой. Формулирование правил поведения в столовой. Метод словесный
форма фронтальная
парная
6 Умение слушать.Правила поведения в столовой 1 Л-8 М-6 Закрепление правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале. Метод словесный, наблюдение
форма фронтальная
групповая
7 Как дела?
Как быть прилежным и старательным. 1 Л-5 М-10 Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений. Метод словесный
форма фронтальная
парная
компьютер
Правила общения 11ч
8 Просьба.
Зачем нужны «вежливые» слова 1 Л-8 М-6
М-10
М-13 Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра Метод словесный, наблюдение
форма фронтальная парная
компьютер
9 Приглашение в гости. Доброжелательность1 Л-8 М-13 Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок Метод словесный
форма фронтальная
групповая
компьютер
10 Гость в доме – радость в дом.
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. 1 Л-8 М-10
М-13 Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами Метод словесный
форма фронтальная
парная ,групповая
11
Поздравление. 1 Л-10 М-6
М-7 Слова, используемые для поздравленияМетод словесный
Форма парная
компьютер
12 Оформление поздравительнойоткрытки1 Л-10 М-13 Конкурс открыток. Оформление поздравленияМетод словесный
Форма индивидуальная
компьютер
13 Как правильно подписать открытку. Общение со взрослыми 1 1 Л-8
Л-5 Чтение и обсуждение отрывков книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем Метод словесный, объяснительно-иллюстративный
форма парная
14 Приглашение.Добро и зло. 1 Л-9 М-10 Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев. Метод словесный
Форма групповая
компьютер
15
Как весть себя на празднике. Думай о других: сочувствие – как его выразить? 1 1 Л-8 М-6
М-10 Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Метод словесный, практический
форма фронтальная, групповая
16 Общение по телефону.
Эмоции. 1 1 Л-8 М-6
М-7 Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. и их обсуждение. Метод словесный практический
форма парная
компьютер
17 Наши имена. Учимся играя. 1 Л-10 М-6 Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. Метод словесный
форма фронтальная
18 Моя семья. Извинение. 1 Л-9 М-10
М-13 Конкурс рисунков..Метод дидактическая игра
форма парная
О трудолюбии 6ч
19 Старательность - помощник в учебе.
Разыгрывание ситуаций. 1 Л-10
Л-5 Чтение и обсуждение отрывков детских книг Метод словесный, наблюдение
форма парная
20 Старательность - помощник в учебе1 Л-5 М-7 Чтение и обсуждение отрывков детских книг Метод словесный
форма фронтальная
21 Как мы трудимся: в школе и дома. 1 Л-10 М-10 Конкурс рассказов. Метод словесный
Формагрупповая
22 Как мы трудимся: в школе и дома. 1 Л-10
Л-5 Дидактическая игра. Метод словесный, наблюдение
форма фронтальнаягрупповая
23 Бережливость: каждой вещи своё место 1 Л-10 М-7 Наведение порядка в дневнике, портфеле. Методпрактический объяснительно-иллюстративный
форма фронтальная
24 Бережливость: каждой вещи своё место 1 Л-10,
Л-5 М-7
М-12 Наведение порядка в кабинете. Метод объяснительно-иллюстративный, практический
Форма групповая
Культура внешнего вида 4ч
25 Основные правила Мойдодыра. 1 Л-9 М-7 Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра» Метод объяснительно-иллюстративный
форма фронтальная
индивидуальная
компьютер
26 Основные правила Мойдодыра. 1 Л-9 М-7 Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра» Метод объяснительно-иллюстративный
форма фронтальная компьютер
27 Учимся не болеть. 1 Л-10
Л-5 М-6 Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. Метод словесный
Форма групповая
28 Каждойвещисвоеместо. 1 Л-9 М-10
М-7 Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры. Метод объяснительно-иллюстративный
Форма групповая
компьютер
Внешкольныйэтикет 5ч
29 Правилаповедениянаулице. 1 1 Л-8 М-6
М-13 Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу. Метод словесный
форма фронтальная,
групповая
30 Правилаповедения в транспорте. 1 1 Л-8
Л-5 М-6
М-13 Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу. Метод словесный, объяснительно-иллюстративный
форма фронтальная, групповая
31 Правила поведения в гостях. 1 Л-8 М-6
М-7 Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. ситуации Метод словесный
Форма групповая компьютер
32 «Спасибо» и «пожалуйста».
1 1 Л-8 М-13 Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями. Метод словесный
Форма групповая
33 « Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» 1 Л-9 М-7 Проведение и организация итогового мероприятия. Метод объяснительно-иллюстративный
Формагрупповая
компьютер
Итого 33 часа,
Из них: экскурсий -3часа, практических занятий - 4 часа
Тематический поурочный план по курсу «Этика: азбука добра» 3 год обучения
№./п ТемаВсего часовИз низ экскурсийЛичностные метапредметныеОсновные содержания деятельностиМетоды и формы
Оснощение урока.
Школьный этикет
1 Правила поведения в школе1 Л1
Л8
Л9
М4
М3
М9 Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Метод практический Форма групповая2 Перемена с увлечением1 Л5
Л4
Л2 М1
М4
М7 Воспроизводить правила поведения на перемене с пользой для себя и окружающих Метод практический Форма групповая3 Долг воспитанных ребят — режим школьный выполнять 1 Л1
Л8
Л4
М3
М10
М2 Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях Метод практический Форма групповая4 Взаимопомощь: учёба и труд1 Д7
Л5
Л3 М3
М8 Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации Метод объяснительно-иллюстративный Форма парная
5 Школьное имущество надо беречь1 Л2
Л1
Л3 М6
М7
Воспроизводить правила обращения со школьным имуществом Метод объяснительно-иллюстративный Форма парная
Правила общения6 Добрый день. Здравствуйте1 Л3
Л1
Л4
М1
М4
М5 Уметь применять вежливые слова в конкретной жизненной ситуации Метод объяснительно-иллюстративный Форма парная
7 По стране вежливых слов1 Л7
Л6
Л5 М8
М9
Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми Метод практический Форма групповая8 Поговорим о доброте1 Л3
Л2
Л6 М4
М2
М1 Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры Метод практический Форма групповая9 Без друга в жизни туго 1 Л9
Л5
Л4
Л3 М3
М5
Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов Метод практический Форма групповая10 Порадовать близких — как это просто! 1 Л9
Л4
Л3 М5
М6
М10 Уметь проявлять внимание и заботу к другим Метод практический Форма групповая11 Можно и не ссориться 1 Л1
Л5
Л3
Л6 М2 Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками Метод практический Форма групповая12 Большое значение маленьких радостей 1 Л4
Л2
Л4 М4
Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова Метод практический Форма групповая13 Этикет познавая, дружно, весело играем! 1 Л1
Л5
Л4 М6
М5
М9
Уметь практически применять правила коллективных игр Метод практический Форма групповая14 Время надо беречь 1 Л4
Л3
Л6 М8
М9
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его Метод практический Форма групповая15 Слово лечит, слово ранит1 Л7
Л5 М5
М3 Употреблять в различных ситуациях вежливые слова Метод практический Форма групповая16 Я и мои друзья (справедливость, коллективизм) 1 Л3
Л2 М1
М6
Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины) Метод практический Форма групповая О трудолюбии17 Твой труд дома1 Л6
Л8
Л7 М8
М9 Наметить пути избавления от неорганизованности, недисциплинированности Метод объяснительно -иллюстративный Форма парная
18 Учись учиться1 Л5
Л4 М5
М6
М7 Наметить пути и способы преодоления лени, неумения трудиться Метод объяснительно -иллюстративный Форма парная
19 Ответственность1 Л7
Л3
Л3 М10
М2 Анализировать и оценивать свои действия Метод объяснительно -иллюстративный Форма парная
20 Труд кормит, а лень портит 1 Л4
Л3
Л2 М5
М8
Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека Метод объяснительно -иллюстративный Форма парная
21 Как организовать свой труд1 Л5
Л3
Л2 М1
М4
Анализировать и оценивать свои действия Метод практический Форма групповая22 Даже будни может труд сделать праздничными днями 1 Л4
М1
М8 Определять значение трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности Метод практический Форма групповая23 Цена ломтика 1 Л6
Л8
Л7
Л4 М4
М2 Обосновывать необходимость уважения к труду людей Метод практический Форма групповая24 Профессии людей 1 Л3
Л1 М7
М3 Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда Фронтальная;
Частично-поисковый.
Культура внешнего вида25 Уход за своими вещами1 Л1
Л6 М4
М3
М2
Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности Метод практический Форма групповая26 Одежда будничная и праздничная1 Л8
Л7
Л4 М5
М7 Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм варианты одежды в различных ситуациях Метод практический Форма групповая27 По одёжке встречают1 Л8
Л3
Л4
М5
М3
Определять оптимальные правила внешнего вида Метод практический Форма групповая28 Есть обычай у ребят —гигиену соблюдать 1 Л5
М6
М2
М7 Применять основные правила МойдодыраМетод практический Форма групповая Внешкольный этикет
29 Разговор по телефону1 Л4
Л3 М4
М2 Воспроизводить правила поведения в разговоре по телефону Метод практический Форма групповая30 Поведение в гостях1 Л6
Л7
Л9
М6
М3 Воспроизводить правила поведения в гостях Метод практический Форма групповая31 Я пишу письмо1 Л3
Л4
Л2 М2
М1 Воспроизводить правила написания письмаМетод практический Форма групповая32 Правила безопасности при общении с животными 1 Л8
Л5
Л4
Л9 М4
М2 Уметь применять правила поведения с животными Метод практический Форма групповая33 Поведение на природе1 Л1
Л4
Л6 М5
М3 Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения на природе Метод практический Форма групповая34
Я в роли прохожего. Путь от дома до школы 1 Л5
Л9
Л2 М5
М2
М1 Воспроизводить правила поведения на улице в роли прохожего Метод практический Форма групповаяИнструментарий метапредметных УУД (Приложение №1)
Личностные (Мотивация, внутренняя позиция) - «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)
Методика «Беседа о школе»
(модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)
Цель: выявить сформированностьвнутренней позициишкольника, его мотивации учения.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст: 6,5 – 8 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание оценивания: ученик должен ответить на вопросы:
Тебе нравится в школе?
Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
Предстаиь, что ты встретил малыша из детского сада. который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой - хороший ученик?» Что ты ему ответишь?
4. Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить и школу.Ты согласишься?
5. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание — там каждый день. физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение. математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?
6. Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: Подумай. о чем он тебя может спросить.
7. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь — шоколадку, игрушку или пятёрку в журнал».
Критерии оценивания:
Положительное отношение к школе, чувство необходимости учепия, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически
школьного содержания.
Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что выражается в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.
Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальные занятиям дома, социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, 1988).
Уровни оценивания:
0 - Отрицательное отношение к школе и поступлению в нее.
1 - Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
2 - Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.
3 - Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.
Личностные (Нравственно-этическая позиция)-Задание на норму справедливого распределения по Ж.Пиаже.
Задание на выявление уровня моральной децентрации(Ж. Пиаже)
Цель: выявление уровня моральной децентрации как спорности к координации (соотнесению) трех норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на оспине принципа компенсации.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации нескольких норм.
Возраст: 7—10 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа.
Описание задания: учитель читает рассказ ребенку и задает ему вопросы.
Текстрассказа:
Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по берегу реки. Во время прогулки она дала каждому ребенку по булочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил свою булочку в воду.
Вопросы:
Что делать маме? Должна ли она дать ему еще булочку?
Почему?
Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать и почему?
Критерии оценивания:
Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос 1).
Способ координации норм (ответ на вопрос 2).
Решение моральной дилеммы с усложнением условий (ответ на вопрос 3).
Уровни оценивания:
Отказ дать малышу еще одну булочку с указанием необходимости нести ответственность за свой поступок — нет, он уже получил свою булочку, он сам виноват, уронил ее (норма ответственности и санкция). Осуществляется уче1 только одной нормы (справедливого распределения). Не учитываются все обстоятельства, включая намерения героя.
Предлагается осуществить повторное распределение булочек между всеми участниками — дать еще, но каждому (норма справедливого распределения). Координация норм справедливого распределения и принципа эквивалентности. Переход к координации нескольких норм.
Предложение дать булочку самому слабому — дать ему еще. потому что он маленький (норма взаимопомощи и идея справедливости с учетом обстоятельств, принцип компенсации, снимающий ответственность с младшего и требующие оказать ему помощь как нуждающемуся и слабому). Децентрация на основе координации нескольких норм на основе операций эквивалентности и компенсации (Л. Кольберг).
Метапредметные УУД (регулятивные УУД) - Методика «Изучение саморегуляции» (по У.В.Ульенковой)
Методика “Изучение саморегуляции” (по У.В. Ульенковой)
Цель: определение уровня сформированностисаморегуляции в интеллектуальной деятельности.
Оборудование: образец с изображением палочек и черточек (/-//-///-/) на тетрадном листе в линейку, простой карандаш.
Порядок исследования. Испытуемому предлагают в течении 15 минут на тетрадном листе в линейку писать палочки и черточки так, как показано в образце, соблюдая при этом правила: писать палочки и черточки в определенной последовательности, не писать на полях, правильно переносить знаки с одной строки на другую, писать не на каждой строке, а через одну. В протоколе экспериментатор фиксирует, как принимается и выполняется задание - полностью, частично или не принимается, не выполняется совсем. Фиксируется также качество самоконтроля по ходу выполнения задания (характер допущенных ошибок,
реакция на ошибки, т.е. замечает или не замечает, исправляет или не исправляет их), качество самоконтроля при оценке результатов деятельности (старается основательно проверить и проверяет, ограничивается беглым просмотром, вообще не просматривает работу, а отдает ее экспериментатору сразу по окончании). Исследование проводится индивидуально.
Обработка и анализ результатов. Определяют уровень сформированностисаморегуляции в интеллектуальной деятельности. Это один из компонентов общей способности к учению.
1 уровень Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки, то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости вносит поправки, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.
2 уровень Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет их; не устраняет ошибок и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром написанного, качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется.
3 уровень Ребенок принимает цель задания частично и не может ее сохранить во всем объеме до конца занятия; поэтому пишет знаки беспорядочно; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату вообще равнодушен.
4 уровень Ребенок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее; пишет знаки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не использует и время, отведенное для проверки выполнения задания в конце занятия; по окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы равнодушен.
5 уровень Ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более того, чаще вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек; о саморегуляции на заключительном этапе занятия говорить даже не приходится.
Метапредметные УУД (познавательные УУД) - Методика «Кодирование» (11-й субтестД.Векслера в версии А.Ю.Панасюка)
Методика «Кодирование»
( 11 -й субтест теста Д. Векслера в версии А. Ю.Панасюка)
Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.
Оцениваемые универсальные учебные действия:знаково-символические действия - кодирование(замещение);регулятивное действие контроля.
Возраст: 6,5—7лет.
Метод оценивания:индивидуальная или групповая работа с детьми.
Описание задания: ребенку предлагается в течение 2 минут осуществить кодирование, поставив в соответствие определенному изображению условный символ. Задание предполагает тренировочный этап (введение инструкции и совместную пробу с психологом). Далее предлагается продолжить выполнение задания, не допуская ошибок и как можно быстрее.
Критерии оценивания: количество допущенных при кодировании ошибок, число дополненных знаками объектов.
Уровни сформированности действия замещения:
Ребенок не понимает или плохо понимает инструкции. Выполняет задание правильно на тренировочном этапе и фактически сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного выполнения. Умение кодировать не сформировано.
Ребенок адекватно выполняет задание кодирования, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема) либо работает крайне медленно.
Сформированность действия кодирования (замещения). Ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно. Количествоошибокнезначительное.
Метапредметные УУД (коммуникативные УУД) - Методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман)
Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.
Критерии оценивания:
1) продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
2) умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
3) взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
4) взаимопомощь по ходу рисования,
5) эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;
2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;
3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Кодификатор требований к результатам освоения ООП НОО и в части метапредметных и личностных результатов
Группировка и анализ состава требований стандарта к метапредметным результатам обучающихся
М.6 - Приобретение и интеграция знаний: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
М.10 - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
М.14 - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
М.15 - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
М.4 - Личностный смысл учения и рефлексия: формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
М.5 - Личностный смысл учения и рефлексия: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
М.12 - Сотрудничество: определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
М.13 - Сотрудничество: готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
М.1 - Самоорганизация и саморегуляция: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
М.3 - Самоорганизация и саморегуляция: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
М.2 - Решение проблем: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
М.7 - Использование ИКТ для обучения: активное использование речевых средств и средств информационных, и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
М.8 - Использование ИКТ для обучения: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-,видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
М.16 - Использование ИКТ для обучения: умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
М.7 – Коммуникация: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
М.9 – Коммуникация: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
М.11 – Коммуникация: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Группировка и анализ состава требований стандарта к личностным результатам обучающихся
Л.1 – Ценностно-смысловые установки: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
Л.3 - Ценностно-смысловые установки: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Л.6 – Ценностно-смысловые установки: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Л. 7 – Ценностно-смысловые установки: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Л.8 – Ценностно-смысловые установки: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Л.10 - Ценностно-смысловые установки: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Л.2 - Приобретение и интеграция знаний: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Л.5 - Личностный смысл учения и рефлексия: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Л.9 – Сотрудничество: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Л.4 – Интеграция: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
по курсу внеурочной деятельности:
Литература
Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168с.
Этикет от А до Я / Автор составитель Н.В.Чудакова.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 112с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников. — 2004–2007. — №1–9.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.— М. : Просвещение, 2010. 204 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] — М.: Просвещение, 2009. 41 с.
ДидактическиематериалыДемонстрационные картинки с изображением профессий
Демонстрационные картинки и плакаты по правилам дорожного движения
НаборысюжетныхкартинокДляобучающихсяАндреев Ф. В. Золотая книга этикета. М. — «Вече», 2004.
Барто А.Л. «В театре».
Волков А. М. Волшебник Изумрудного города / Худож. М. Светланов. — Т.: Укитувчи. 1989.
Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В.Давыдова. — М.: Правда,1985.
Лихачева Л.Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральскоеиздательство, 1996.
Маршак С.Я. «Вот какой рассеянный».
Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо».
Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной / Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. — М. : Правда,1985.
Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. Возраста / Худож. А. Момуналиев. — Ф.: Адабият, 1990.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: «Астрель», «Олимп», «АСТ», 2000.
Осеева В.А. «Волшебное слово».
Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4–5 лет: в 2 ч. — М.: Эксмо, 2010
Русская народная сказка «Лиса и Журавль»
Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». М. — Просвещение, 2000.
Титкова Т.В. Как принимать гостей. — Издательская группа АСТ., 2004.
Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
Толстой Л.Н. Волк и собака.
Чуковский К. И. «Федорино горе».
Чуковский К.И. «Мойдодыр».
Чуковский К.И. «Телефон».
Чуковский К.И. «Краденое солнце».
Шалаева Г.П. Как себя вести? — Издательская группа АСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. — Издательская группа АСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя дома. — ИздательскаягруппаАСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. — Издательская группа АСТ., 2010.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
(оборудование для учебно–творческих работ)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения ПримечаниеКоличествоБиблиотечныйфонд (книгопечатнаяпродукция)
- Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2011.
- Этикет от А до Я / Автор составитель Н.В.Чудакова.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 112с.
-Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников. — 2004–2007. — №1–9.
-Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.— М. : Просвещение, 2010. 204 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] — М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Д
Д
Д
Д
Д
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
1. компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор
2. Видеофильмы и звукозаписи содержания
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования отмечено, что современная ИОС представляет собой систему разнообразных образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Один из ключевых компонентов, входящих в состав современной информационно-образовательной среды, - учебные электронные издания.
Электронное приложение дополняет и обогащает материал учебников мультимедийными объектами, видеоматериалами, справочной информацией, проверочными тестами разного типа и уровня сложности Техническиесредства1.Классная доска
2.Магнитная доска
3.Персональный компьютер с принтером
4.Ксерокс
5. Компьютер
6. Интерактивная доска
7.Мультимедийный проектор
8. МагнитофонОборудованиеклассаУченические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др.
МагнитнаядоскаК
Д
Д
Д
Листизменений и дополнений.
Дата и тема
непроведенногоурока классПричина(№
приказа)
ВосстановлениеДатапроведенияУчитель,
подпись