Методическая разработка Особенности работы и роль концертмейстера в классе хореографии
Особенности работы и роль концертмейстера в классе хореографии
Концертмейстер МОУ лицея «МОК № 2» Белая Е.М.
Нацеленность современного образования на духовное обновление общества вызывает потребность к расширению художественно- эстетическому росту и профессиональному становлению специалистов. Расширяется влияние различных видов искусств на процесс образования. В Детской школе искусств роль концертмейстера подвергается влиянию со всех этих направлений, поэтому, не смотря на постоянное развитие в сфере образования, всегда нуждается в строгой определенности и упорядоченности.
Мастерство концертмейстера имеет глубокую специфику и профессиональную направленность. Оно требует от пианиста огромной силы воли, терпения, артистизма, разнообразие музыкально-исполнительских талантов и навыков, применения в профессиональной деятельности приобретенных многосторонних знаний и апробированных успешно на практике умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики – в их взаимосвязях. Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.
Специфика работы концертмейстера, в МОУ лицей МОК №2, требует особого подхода, универсализма, мобильности. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива. Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога. Концертмейстер, хоть и одна из самых распространённых профессий среди пианистов, но до сих пор очень востребованная и никогда не теряющая своей особой значимости и актуальности.
Работа музыканта-пианиста в хореографическом классе - это сфера музыкального творчества, требующая длительного обучения и совершенствования, специальных знаний и исполнительского опыта. Как показывает практика, быть хорошим пианистом ещё не значит быть хорошим концертмейстером. И к искусству аккомпанемента в классе хореографии эти слова имеют прямое отношение.
Очень важно, от концертмейстера хореографического класса требуется постоянное совершенствование своего природного чувства танцевальности, то есть отточенности восприятия ритма, пластики, формы, динамики движений. Очень важным в аккомпаниаторской работе является навык одновременного восприятия музыкального и хореографического материала, который воспитывается исключительно в процессе практики.
Концертмейстер вынужден постоянно расширять свой репертуарный кругозор, должен стремиться собирать свою репертуарную «копилку». Предлагаемый репертуар может накапливаться годами и апробироваться на практике с детьми разных возрастных групп.
Классический экзерсис у станка обязательная часть урока классического танца. Урок классического танца разделяется на две основные части:
1. Упражнения у станка;
2. Упражнения на середине зала.
Урок классического танца традиционно начинается с экзерсиса.это ряд разнообразных движений, которых развивается мускулатура ног, их выворотность, постановка корпуса, рук и головы, координация движений. Эти упражнения располагаются в порядке нарастающей трудности и повторяются с каждой ноги по нескольку раз для развития техники учащихся.
В повседневной практике занятий утвердился следующий порядок упражнений у станка:
1. Поклон
2. Плие, демиплие 41
3. Перегибы корпуса
4. Батман тандю
5. Батман тандю жете
6. Ронд де жамб пар тер
7. Батман фондю
8. Батман фраппэ
9. Ронд де жамбанлер
10.Гранд батман
Концертмейстеру полезно знать основные движения не просто по названиям, но и то, как их нужно правильно выполнять.
С первых уроков по освоению основных элементов классического танца до построения сложных танцевальных композиций преподаватель - хореограф, совместно с концертмейстером стремятся к тому, чтобы музыкальное сопровождение было высокохудожественным, включающим произведения классической и современной отечественной и зарубежной классики. Точно подобранное сопровождение обогащает духовный мир учащихся, способствует выработке культуры и красоты движений, а также развитию у учеников чувства коллективного ритма.
«Понятия ритма и метра, мелодического и гармонического факторов, ясная ориентировка в простейших составных элементах музыкальной речи, и вот основное, что должно быть донесено до учащихся и усвоено ими так прочно, чтобы стать незыблемым фундаментом всего последующего восприятия и толкования музыки».
Творческая подготовка уроков, тщательный подбор упражнений и музыкального сопровождения, их соответствие возрастным особенностям и музыкальной подготовке учащихся, постепенное нарастание сложности упражнений и музыкального сопровождения приводят к успешному освоению учебных задач, развивают у ребят способность ценить в музыке прекрасное.
В первый год обучения дети усваивают азы обязательных упражнений, соответственно этому, в музыкальном оформлении желательно использовать мелодии классических произведений, выражающих грамматические и синтаксические основы музыкального языка.
Музыкальное сопровождение должно быть выразительным, характерным для каждого вида упражнений, с ясно прослушиваемой фразировкой. Все заданные преподавателем-хореографом комбинации урока должны подчиняться музыкальной фразировке.
Так, музыкальные построения, особенно в младших классах, могут соответствовать 4т, 8т, 16т, 32т и т.д.
В практике подбора музыкального материала принципиально утвердились два метода для оформления танцевальных занятий:
- импровизационный;
- приспособление музыкальных миниатюр или их фрагментов.
Подобрать готовое произведение под заданную преподавателем -хореографом комбинацию, ничего в нём не видоизменяя, на практике довольно сложно. Поэтому большинство концертмейстеров танцевальных классов предпочитают работать по импровизационному методу. В этом случае пианист демонстрирует свои композиторские навыки:
- умеет сочинять несложные мелодии;
- умеет выразительно гармонизовать сочинённую мелодию;
- умеет сделать фактурные преобразования;
- умеет сделать удачную модуляцию, соответствующую смене движения;
- провести смену размера ( а может и темпа), не нарушая законов стиля и т. п.
Удачная импровизация, как показывает поурочная работа, в значительной мере повышает эффективность занятия, поскольку мелодия с разнообразной гармонизацией воспринимается учениками с большим интересом: ведь в таком исполнении она выявляет эмоциональную окраску самого движения, подчиняя его музыке, обеспечивает эмоциональную и музыкальную насыщенность урока.
Импровизационные навыки концертмейстера хореографии будут востребованными уже на первых порах, так как каждое упражнение должен предварять препарасьон своеобразное вступление к нему. Подобно дирижёру хора, который показывает хору ауфтакт, пианист также «должен каждое движение экзерсиса предварить вступительными аккордами, при которых вся фигура танцовщика готовится к исполнению заданного упражнения. Исполняется обычно на протяжении двух тактов в размере 2/4. Чтобы в препарасьон создавалась атмосфера ожидания будущих основных движений, следует разложить аккорды в виде половинного каданса на доминанте».
Деятельность концертмейстера требует от пианиста применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики – в их взаимосвязях.
Для педагога по специальному классу концертмейстер – правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник.
Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличия у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.
Специфика работы концертмейстера в «МОУ лицей МОК №2» требует от него особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с учащимися различных специальностей. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива. «Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога».
15