Интегрированный урок математики «Действия с многозначными числами», и познание мира — «Леса и тугаи – природное сообщество»

Интегрированный урок
Математика - тема: «Действия с многозначными числами»
Познание мира – тема: «Леса и тугаи – природное сообщество»
Цель: Последовательное формирование в сознании школьников целостного взгляда на окружающий мир
Задачи:
1.Углубить знания учащихся о природных сообществах; объяснить в чём состоит различие и сходство лесов и тугаев; раскрыть роль деревьев в жизни человека.
2.Совершенствовать умения и навыки действий с многозначными числами; применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
3.Развивать навыки внетабличного умножения и деления; развивать познавательные процессы: внимание, память, воображение.
4.Воспитывать экологическую культуру школьников, бережное отношение к окружающему миру; расширить кругозор учащихся.
Вид урока: сочетание элементов различных видов урока – урок-беседа, урок – практических самостоятельных работ исследовательского типа.
Тип урока: комбинированный
Методы: рассказ, беседа, иллюстрация, практический метод, интерактивный.
ХОД УРОКА.
Организационный момент. Психологический настрой.
Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость от общения друг с другом, чувство полного удовлетворения. Пожелаем друг другу удачи!
2. Сообщение цели и задач урока (Слайд 1).
Сегодняшний урок математики необычный, в педагогике такие уроки называют интегрированными, когда на одном уроке объединены два предмета. Мы проведём урок математики вместе с уроком познания мира. На уроке математики мы будем решать примеры и задачи, находить площадь, а на познании мы продолжим знакомство с растительным и животным миром Казахстана.
Подготовка учащихся к восприятию нового материала, т.е. актуализация знаний и практических умений.
3. 1. Устный счёт. Работа по вариантам
О чём мы будем говорить вы узнаете если выполните следующее задание: решите примеры. Каждому ответу соответствует определённая буква, расставьте ответы в порядке возрастания, таким образом у вас получится слово. Прочитайте это слово.
1 вариант. 160 · 20 630 : 7 400 · 3 4500 : 5
90 · 90 12000 : 20 90 · 70 4200 : 6 40 · 60
90 – П 600 – Р 700 – И 900 – Р 1200 – О 2400 – Д 3200 – Н 6300 – О 8100 – Е
2 вариант. 2400 : 6 56000:70 120 · 5 440 · 5
9000 : 30 150 · 40 8000 : 2 250 · 4 420 · 5 4900 : 70
300 – С 400 – О 600 – О 700 – Б 800 – Щ 1000 – Е 2100 – С 2200 – Т 4000 – В 6000 – О
3.2. Повторение пройденного материала.
Какие слова получились?
Что такое природное сообщество?
Что относится к природным сообществам?
Изучение нового материала.
4.1. Отгадав загадку, вы узнаете о чём будем говорить на уроке
(Слайд 2).
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём.
Он протянет сотни рук,
Миллион ладошек. (лес)
Слайд 3
Сегодня мы с вами будем говорить о природном сообществе – лес.. трудно представить себе Землю без лесов. Лес – чудесное творение природы. «Лес учит человека понимать прекрасное и внушает ему величавое настроение,» - писал А.П. Чехов. Что же такое лес? (Слайд 4)
(Составление кластера)
Деревья Кустарник


Мох ЛЕС Трава


Ягоды и грибы Лишайники
Животные
4. 2. Стихотворение о лесе (Слайд 5).
Когда ты входишь в лес душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Твоя нога скользит по россыпи иголок
Или шумит травой, роняя капли рос,
А сумрачный навес широколапых ёлок
Сплёлся с листвой ольхи и молодых берёз.
То духотой пахнёт, то прошлогодней прелью,
То запахом грибным и срубленного пня,
Зальётся иволга короткой чёткой трелью
И ветер прошумит в сухой истоме дня.
В. Рождественский
4. 3. Введение новых понятий (слайд 6).
Какие деревья можно встретить в лесу?
Как называются леса в которых растут берёза, осина, рябина, клён? (лиственные)
(Слайд 7)
Как называются леса в которых растут сосна, ель, пихта? ( хвойные)
(Слайд 8)
Какие леса называются смешанными?
(Слайд 9)
На берегах крупных рек и озёр, в пустынной и полупустынной местностях встречаются густые заросли ивы, тамариска, мха, облепихи и другие растения. Такие приречные леса называют по-тюркски тугаями.
(Слайд 10)
Чем отличаются леса от тугаев?
4. 4. Математический диктант (записываем только ответы).
1. Гектар леса за 6 лет уронил 18 тонн хвои, листьев, шишек, которые переработали дождевые черви, грибы. Сколько тонн хвои, шишек упадёт на землю за 10 лет?
2. Если по ягелю пройдёт человек, то этот мох будет восстанавливаться 30 лет, а если пройдёт гусеничная машина, то на 70 лет дольше. Сколько это лет?
3. Лишайники первыми заселяют безжизненные места, живут до 70 лет, но растут очень медленно, по 8 мм в год. На сколько миллиметров может вырасти лишайник за 70 лет?
4. На болотах из остатков отмерших мхов образуется горючее удобрение – торф. Слой торфа в 2 см образуется за 20 лет. Сколько лет должно пройти чтобы образовался слой торфа в 10 сантиметров?
5. 5 берёз и 2 дуба за день испаряют с поверхности листьев 40 вёдер воды. Сколько вёдер воды испаряет один дуб, если одно берёза испаряет за день 6 вёдер?
6. Одно растение верблюжьей колючки испаряет за день 2 л воды. Эту жидкость, напоминающую по вкусу зелёный чай, можно собрать, надев на растение полиэтиленовый пакет. Сколько литров воды можно собрать с 7 растений за 4 дня?
4.5. Историческая справка (Слайд 11).
Издавна существует мнение, что жизнь людей и деревьев связывают тесные узы. Дерево могло стать двойником человека, охранять его, передавать часть своих сил. Полагали, что у них общая судьба. Во многих странах в день рождения ребёнка сажали дерево, которое становилось как бы его близнецом. Нередко семья имела своё собственное священное дерево. Растущее здесь же возле дома. Люди замечали, что если жить под большим дубом. То проживёшь долго: он как бы отдаёт часть своей силы. «Хорошим» деревом, дающим энергию, считалась берёза, в противоположность осине, забирающей силы. Тем не менее есть поверье, что осина и тополь способны снять излишнее напряжение и «принять» на себя болезнь человека.
(Слайд 12) «Кто посадит дерево – того благословят внуки, кто срубит – того проклянут дети» - эта народная мудрость точно выражает отношение наших предков к деревьям, отношение глубоко почтительное, даже религиозное. У древних славян самым почитаемым деревом был дуб. Самое любимое дерево русских – берёза. У кавказских народов почитается тис, у таджиков – платан. Ель была священной у германцев, кипарис – у греков, сосна – у фригийцев, омела – у кельтов
5. Закрепление изученного материала.
5.1. Самостоятельная работа. Выполнение дифференцированного задания.
1 группа. Задача. Продолжительность жизни лиственницы сибирской – 900 лет, это на 400 лет больше, чем продолжительность жизни лиственницы европейской. Сколько лет живёт европейская лиственница?
2 группа. Задача. 1 гектар хвойного леса отфильтровывает в год 35 тонн пыли, а 1 гектар лиственного леса в 2 раза больше. Сколько пыли отфильтруют эти леса вместе за 2 года?
3 группа. Задача. Сосна обыкновенная в благоприятных условиях может прожить 600 лет, осина – ј этого возраста, что составляет Ѕ возраста жизни берёзы. Сколько лет проживут берёза и осина?
5. 2. А вы знаете, что (Слайд 13)
1. На нашей планете известно триста пятьдесят тысяч видов растений.
2. Первые цветковые растения появились на Земле сто пятьдесят миллионов лет назад.
3. На большом дубе растёт около 250000 листьев, а на кипарисе – 45-50 миллионов лиственных чешуек.
4. Самым долгожителем является тисс ягодный - он может прожить больше 3000 лет, а дуб черешчатый - до 1500 лет.
5. Самой высокой может быть ель европейская, её высота до 60 метров.
6. Вся растительность земного шара в течении года поглощает из атмосферы около 550 миллиардов тонн углекислого газа и возвращает в неё около 400 миллиардов тонн кислорода.
7. Каждый день под пилой в джунглях погибает более 4 миллионов деревьев.
5. 3. Составление кластера (Слайд 14).
Почему почитаемы деревья? Какую пользу они приносят?
Дом для растений и животных
Защитник воздуха, почвы.
ЛЕС Источник ягод, грибов, лекарственных трав
Источник древесины
Место отдыха человека
5.4. Коллективная работа (Слайд 15).
По охране лесов созданы заповедники, заповедные зоны, государственные заказники, на территории которых запрещена вырубка лесов. Какая наука занимается вопросами, связанными с сохранением природного сообщества?
Решение задачи.
На обход запретной территории из дома вышел лесник и пошёл со скоростью 4 км/час. Через 4 часа в том же направлении за ним выехал на лошади его помощник со скоростью 12 км/час. Через сколько времени помощник догонит лесника?
6.Подведение итогов и результатов урока. (Слайд 16).
Что нового вы сегодня узнали на уроке, с чем уйдёте с него?
Вы обратили внимание на числа которые вы получили в задачах – чтобы вырастить одно дерево не хватит человеческой жизни. Эти задачи помогают нам понять, как важно дерево, лес для человека, животных, птиц, насекомых. Дерево – это источник чистого воздуха. Лес – это лёгкие нашей планеты. Так давайте будем беречь лес!
Я в первый раз увидел лес,
Открыл я много в нём чудес.
Например, что там и тут
Бесплатно ягоды растут.
Я орешки так люблю,
Прямо с ветки их сорву.
Белочка их тоже рвёт,
Потому здесь и живёт.
Всех чудес не рассказать
Но я вернусь к тебе опять
7.Домашнее задание.
Математика.
Задача. Каждый человек в год расходует столько бумаги, что на её изготовление уходит 3 дерева. Посчитайте, сколько деревьев идёт на изготовление бумаги, которую расходует наш класс. Ваша семья?
Познание мира. Прочитать статью в учебнике о животных леса.



Приложение №1
Ключ к устному счёту.
1 вариант.
3200
90
1200
900
8100
600
6300
700
2400

Н
П
О
Р
Е
Р
О
И
Д


2 вариант.
400
800
600
2200
300
6000
4000
1000
2100
700

О
Щ
О
Т
С
О
В
Е
С
Б





Приложение №2
Самостоятельная работа. Дифференцированные задания.
1 группа.
Задача.
Продолжительность жизни лиственницы сибирской – 900 лет, это на 400 лет больше, чем продолжительность жизни лиственницы европейской. Сколько лет живёт европейская лиственность?

2 группа.
Задача.
1 гектар хвойного леса отфильтровывает в год 35 тонн пыли, а 1 гектар лиственного леса в 2 раза больше. Сколько пыли отфильтруют эти леса вместе за 2 года?

3 группа.
Задача.
Сосна обыкновенная в благоприятных условиях может прожить 600 лет, осина - ј этого возраста, что составляет Ѕ возраста жизни берёзы. Сколько лет проживут берёза и осина?




Приложение №3
Коллективная работа.
Задача.
На обход запретной территории из дом вышел лесник и пошёл со скоростью 4 км/час. Через 4 часа в том же направлении за ним выехал на лошади его помощник со скоростью 12 км/час. Через сколько времени помощник догонит лесника?









13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 115