Выступление на МО по теме: Одаренные дети – приоритетное направление развития современного образования

Одаренные дети – приоритетное направление развития современного образования Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей.- Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. Н. Рылеев Система подготовки школьников к предметным олимпиадам Одним из направлений развития общего образования, предлагаемых в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», является создание системы поиска и поддержки одаренных детей. Олимпиады - одна из общепризнанных форм работы с одаренными школьниками. Одна из интересующих педагогов тем – это подготовка к предметным олимпиадам. Существующая методическая литература недостаточно внимания уделяет этой важной форме школьного образования. Когда учитель приступает к подготовке учеников к олимпиаде, всегда встает вопрос – с чего начать?
Как зажечь огонёк в глазах ученика, без которого нельзя достичь успеха. Это тем более актуально, что новыми задачами современного образования стали отход от ориентации на «среднего» ученика, повышенный интерес к одаренным, талантливым детям, раскрытие и развитие внутреннего потенциала, способностей каждого ребенка в процессе образования. Олимпиада по предмету – это естественное продолжение развития знаний, умений и навыков, закладываемых на уроке, но при большей самостоятельности учащихся.
С другой стороны, добровольность участия и отсутствие оценок связывает олимпиаду с внеклассной работой, при этом в ней есть момент соревновательности, углубление знаний по предмету, совершенствование умений и развитие навыков. Многие педагоги считают, что олимпиада по биологии – это экзамен повышенного уровня, ставящий своей целью проверку сверхпрограммных знаний. Это совершено не так. Предметная олимпиада – это занимательная игра, участники которой должны показать своё умение применять знания в нестандартных ситуациях. Главная цель олимпиады не проверить знания школьника, а чему-то его научить. Это один из методов обучения. Цель программы при подготовке к олимпиаде: Развитие у учащихся интереса к исследовательской деятельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также воспитать в них уверенность в своих силах. В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:
выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к предмету;
использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся;
создавать условия, способствующие возникновению изобретений или открытий Для подготовки учащихся к предметным олимпиадам можно выделить два подхода: поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для решения нестандартных задач (ученикам бывает интересны задачи, для решения которых необходимо придумать какой-либо новый способ или использовать знания, выходящие за рамки школьных учебников) и поощрение интереса к изучению внепрограммного материала; индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, конкретное выстраивание образовательной траектории развития учащегося (учитель может и должен порекомендовать школьнику литературу для подготовки, дать ссылку в сети Интернет и т.д.), помощь в самоопределении и развитии личности участника олимпиады, а также формирование методологических знаний. При подготовке к олимпиаде следует не только уделять большое внимание и поощрять самостоятельную работу школьника, но и наставнику нужно проявлять неподдельный интерес к этому процессу, контролировать и если есть необходимость, оказать помощь. Самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки учащихся к олимпиаде. Можно проводить факультативы, показывая методологию решения нетрадиционных задач, можно индивидуально заниматься с юным дарованием, но если подросток в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания для того, чтобы решать все более трудные задачи, вряд ли участие в олимпиадах доставит ему удовлетворение и будет удачным. Что необходимо для успешной подготовки школьников к олимпиадам?
Во-первых, желание учителя этим заниматься. Нельзя добиться результатов в любом деле, если нет внутренней мотивации.
Во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных естественными науками школьников. Прежде всего, необходимо просто выявить таких детей. Разглядеть среди множества учеников именно тех, кто по настоящему увлечён биологией, кто обладает сильным характером, и кто готов тратить большое количество времени для достижения поставленных целей. А такие дети есть! Система подготовки включает несколько этапов: - диагностический Работа по подготовке учащихся к олимпиаде начинается с выявления наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников. Основной формой организации учебного процесса в школах остается урок.
Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Иногда, в обычные контрольные или проверочные работы вносятся задания олимпиадного уровня, что и позволяет выявить учащихся с нестандартным мышлением. Надо отметить, что это чаще всего не «отличники» по предмету.
Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности находят широкое применение в рамках нестандартных уроков, в исследовательской деятельности и при проведении экскурсий в природу. Наряду с урочной деятельностью, способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся, различные формы работы, такие как предметные декады, факультативы, исследовательская деятельность учащихся. - планирование Следует избегать формализма и излишней заорганизованности. Учитывая разный возраст и разный уровень подготовки, оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника. Продолжительность занятий для отдельных учеников может быть разной. Возможно, что ученик может прийти на занятие, чтобы просто получить краткую консультацию и задание для индивидуальной работы. Но и отказываться от групповых форм работы не следует. В группе возможен само- и взаимоконтроль, обмен мнениями, точками зрения, выстраивание общих гипотез и их проверка. Возможен и краткий разбор интересных большинству теоретических вопросов. Общение детей разных возрастов является прекрасным стимулом к изучению надпрограммного материала. - практический А) Необходимым условием подготовки учащихся к предметным олимпиадам является
наличие учебной информации, расширяющей и углубляющей знания по предмету. Поэтому начинать надо с чтения различных книг по предмету. Много внимания уделяется энциклопедиям. В настоящее время, наряду с книгами все большую роль начинает играть и такой информационный источник, как Интернет. Б) Наблюдения за учениками показывают, что у многих из них хромает «словообразование». Именно трудности в понимании смысла произносимых и используемых терминов становятся причиной многих «учебных неудач». Поэтому большое внимание необходимо уделять терминологии. Это могут быть задания следующего типа:
«дайте определения следующим терминам.»,
«назовите термин по определению»,
«исправьте ошибки в тексте..»,
«найдите в тексте незнакомые термины и попробуйте дать им определения, исходя из смысла текста» и т.д.
В) Практический этап включает обязательное решение тестов разного уровня сложности, биологических задач, ситуаций и т.д. Наиболее интересными являются задания:
«выберите правильный ответ и объясните, почему остальные ответы являются неверными»,
«предложите эксперимент, доказывающий .»,
«составьте схему классификации (растений, животных, органических веществ), используя термины из следующего списка.» и т.д. Г) Способствует подготовке школьников к олимпиадам и их участие в исследовательской работе по предмету. Лабораторные, практические работы, работа с коллекциями, гербарием и др. формируют у учащихся практические навыки, дают им возможность приобрести навыки применения стандартных знаний в нестандартных ситуациях, использования навыков логического мышления, умения обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, включать интуицию, воображение, фантазию. Д) Участие детей во всероссийской олимпиаде школьников по биологии в различных конкурсах, интернет-олимпиадах, молодежных чемпионатах, научно-практических конференциях. Ежегодно наши учащиеся принимают участие в Молодёжном биологическом чемпионате, проводимых в г.Пермь, в этом году 15 учеников по биологии приняли участие в Альбусе г.Калининграда - обобщения и коррекции Итоги олимпиад обсуждаются, разбираются наиболее интересные задачи, другие возможные способы решения. Понятно, что как в любом состязании, в олимпиадах разного уровня есть и победители, есть и побежденные. Поэтому важно, чтобы результат очередной олимпиады воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть не в сравнении с другими участниками, но в сравнении с самим собой. Участие в олимпиадах способствует наиболее полному раскрытию творческого потенциала учащихся, поддержанию и развитию у них интереса к биологии, а также позволяет ребятам почувствовать свой успешный рост. Тем не менее, можно выделить следующее противоречие. Олимпиадные задания содержат вопросы и задания, которые требуют более высокого, качественно нового осмысления знаний учащихся по предмету, нестандартных решений. С одной стороны, олимпиада является востребованной формой работы с одаренными и заинтересованными учащимися, но с другой - отсутствуют условия по подготовке учащихся к олимпиаде, особенно в практической части заданий. При подготовке к олимпиаде регионального и всероссийского уровня школа не в состоянии обеспечить современного ученика необходимым лабораторным оборудованием и методиками. Для подготовки учащихся к олимпиадам используется индивидуальный подход, корректное выстраивание образовательной траектории развития для каждого участника олимпиады. При индивидуальных и групповых занятиях с олимпиадниками выработаны следующие правила: - не навязывать учащимся свое понимание вопроса как единственно верное; - не оставлять без внимания ни один вопрос учащихся, даже если на него нельзя ответить немедленно; - не подменять мыслительную работу учащихся своими разъяснениями трудных вопросов. При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание и поощрять самостоятельную работу учащихся. Самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки к олимпиаде. Можно проводить факультативы, показывая методологию решения нетрадиционных задач, можно индивидуально заниматься с юным дарованием, но если подросток в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания для того, чтобы решать все более трудные задачи, вряд ли участие в олимпиадах доставит ему удовлетворение. Поэтому самообразовательная деятельность учащихся поддерживается педагогом и создаются условия для ее развития через: - выявление образовательных потребностей и запросов учеников; - диагностические тесты по выявлению пробелов в знаниях и рекомендации литературы по выявленным проблемам; - освобождение учащихся от текущих программных зачетов и контрольных работ по темам, которые хорошо ими усвоены; - индивидуальные задания на уроках; - рефлексивный анализ каждого занятия; - сотрудничество с родителями одаренных учеников.
Таким образом, система подготовки школьников к олимпиаде работает не только на реальный результат, но и на то, чтобы разбудить и заинтересовать ученика. Главное помнить – Победителей олимпиад не нужно искать, их нужно взращивать
Подготовка к ЕГЭ. При подготовке к ЕГЭ используется индивидуальная и групповая работа по следующим направлениям:
На уроке. Сильные учащиеся работают по индивидуальной программе на уроках совершенствования знаний, умений и навыков, закрепления, обобщения и систематизации. Часть работы выполняется в группе, часть – индивидуально. Подбираются задания из ЕГЭ по соответствующей теме. Контроль – самопроверка и взаимопроверка.
Вне урока.
Еженедельно проводятся консультации к ЕГЭ. Подобрано большое количество тестов в форме ЕГЭ и по отдельным темам, вызывающим особые трудности. Ребята решают тесты, которые сразу проверяются и разбираются ошибки. Для решения дома учащимся выдаются тесты или отдельные задания в форме ЕГЭ (и ссылки на интерактивные тесты в сети Интернет). Учащиеся самостоятельно выполняют задания.

15