ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВИКТОРИНЫ — СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА ДОШКОЛЬНИКОВ


ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВИКТОРИНЫ - СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА ДОШКОЛЬНИКОВ
Викторина - (от лат. victoria - победа) согласно словарю русского языка С.И.Ожегова, представляет собой «игру в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой». Истоки игры в ответы на вопросы уходят в глубину веков. В египетской, греческой, римской мифологии герою нередко приходилось отвечать на затейливые вопросы своих противников, разгадывать
пророчества оракулов. Да и на страницах русских народных сказок можно обнаружить россыпи загадочных вопросов и остроумных ответов.
Занимательные игры-вопросы нередко встречаются в познавательных книгах для детей и журналах XVIII-XIX вв. Подчас из затейливых вопросов составлялись целые книги. Уже в XVIII веке были известны многие из задач, и по сей день восхищающих детей и взрослых. Большинство из них было, затем переработано последующими поколениями авторов и составителей.
Викторина получила свое название сравнительно недавно - в 1928 г. Если говорить только о книжной продукции, то викторины стали обязательным атрибутом сборников затей, наряду с кроссвордами, ребусами, шарадами, скороговорками, загадками, занимательными задачами и прочим.
Обратили внимание на затею-новинку физики, математики, географы и др. ученые, Которые стали составлять специальные научные вопросы для викторин.
Чаще публиковались и публикуются малотиражные разработки небольшого объема, в которых помещаются лишь одна или несколько викторин: «Викторины к Международному женскому дню», «100 вопросов по космонавтике» и многие другие. История литературных игр еще не изучена и не написана, но они так же стары, как и сама литература... Названия многих литературных игр, загадок и стихотворных плиток (логогриф, метаграмма, анаграмма, линограмма, пептон, монорим. палиндром и т.д.) свидетельствуют о древнем их происхождении. Если сведения о литературных играх в Древней Греции )л Риме случайны и отрывочны, то об их наличии в александрийской школе мы имеем достаточное количество указаний. Это было время расцвета прикладных форм поэзии и всевозможных литературных игр...
Под литературными играми подразумеваются все игры, построенные на словесном материале, которые разделяют на пять видов:
1)речевые игры:
2)игры по развитию речи и по поэтике:
3)собственно литературные игры:
4)литературные головоломки и игры со словами:
5)творческие игры.
На стыке веков интерес к литературным викторинам повысился, но найти среди множества методических пособий заслуживающие внимания разработки литературных викторин для дошкольников и младших школьников очень непростая задача и до сих пор.
Викторины составляются как по одному стихотворению, сказке, рассказу, так и по двум и более произведениям одного или многих писателей. Более интересны тематические головоломки, к примеру, «О буквах», «О цифрах», «О шахматах», «О собаках», «О сказках». Самый распространенный и эффективный игровой прием, на котором основаны многие подобные затеи, «Доскажи словечко». Проводя с детьми викторины указанного типа, важно поощрять не только способность ребенка дать точный ответ (это не всегда легко), но и умение подобрать свою оригинальную рифму. Если ребенок недостаточно хорошо знает литературное произведение, его иногда может выручить смекалка. Так, к примеру, чтобы к викторине по стихотворениям С. Михалкова определить, какие строчки о дяде Степе, а какие - о его сыне, достаточно вспомнить, что главной характеристикой дяди Степы является высокий рост, а особенностью Егора - сила.
Отвечая на вопросы литературных викторин, дети обязательно должны сказать, кто автор данного конкретного литературного произведения, как оно точно называется, независимо от того, спрашивается об этом в вопросах викторины или нет. Оценивать можно так: за верный ответ на каждый вопрос одно очко. За знание фамилии автора и названия книги дополнительно по одному очку, т.е. максимально за некоторые вопросы можно получить три очка
В основе материала для конкурсов и викторин для старших дошкольников и младших школьников хорошо использовать произведения русской литературы: тексты русских народных сказок, произведения А. Барто, С.Я. Маршака, Н. Носова, А.Н. Толстого, К. Чуковского, произведения Г.-Х. Андерсена, Р. Киплинга, А. Линдгрен и другие.
Веселые и познавательные задания в литературных викторинах, позволяют детям совершать увлекательные путешествия по страницам произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. В игровой форме юные читатели вспоминают любимые русские народные сказки, сказки классиков отечественной и зарубежной литературы (А.С. Пушкина, Ш. Перро и других) и приключения современных героев из повестей и рассказов таких замечательных писателей, как В. Сутеев, Б. Заходер, Э. Успенский и многих др. Литературные викторины дают возможность детям не только расширять свой кругозор , сформировать интерес к чтению, но и развивать творческие и интеллектуальные способности.
Литературные викторины можно использовать для развития детей, как жителям, так и родителям. Викторины - это не только любимейшее развлечение детей, но и взрослых, и значит, общий интерес даст в совместном развлечении только положительный результат и поможет в познании искусства, литературы, окружающего мира, всестороннего развития ребенка.