Конспект урока математики в 4 классе. Тема: Действия с многозначными числами
Открытый урок математики на тему:
«Действия с многозначными числами».
Цель урока: закрепить знания нумерации многозначных чисел (чтение, запись, сравнение; выражение числа в равных счётных единицах, представление его в виде разрядных слагаемых);
совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;развивать память, логическое мышление, речь.
Ход урока:
1. Орг. момент.
- Сегодня у нас много гостей, давайте поприветствуем их. Будем надеяться, что настроение у наших гостей хорошее, и они с удовольствием отдохнут и порадуются нашим успехам.
Начать наш урок я хочу такими строками:
Великая радость – работа.В полях, за станком, за столом!Работай до жаркого пота,Работай без лишнего счёта –Всё счастье земли – за трудом!
– Я не случайно начала наш сегодняшний урок стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые ребята. Образцом трудолюбия, упорства, взаимовыручки нам будет служить известный всему миру человек Ю.А. Гагарин. В этом 2014 году 9 марта исполнилось 80 лет со дня рождения первого человека побывавшего в космическом пространстве.
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года. Детство крестьянского паренька Юры Гагарина прошло на Смоленщине. Был он подвижен и любознателен. С детства он любил мастерить игрушечные самолетики. В детство Юры ворвалась война. После войны семья переехала в город Гжатск, который впоследствии переименовали в Гагарин. После окончания ремесленного училища Юрий Гагарин работал в литейном цехе, но небо манило мальчика. Он оканчивает военное авиационное училище. После его окончания служил в военной авиации – летал на сверхзвуковых самолетах, оберегая северные рубежи нашей Родины. Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. Он редко злился, не любил ссор, а наоборот, шуткой и смехом всех мирил.В 1960 году Юрий Гагарин начал готовится к полету в космос в Центре подготовки космонавтов. Работал упорно, самозабвенно, с полной отдачей сил. Был отлично подготовлен физически, внимателен к товарищам. Помогал им, а те, в свою очередь, ему. Каждый хотел полететь в космос первым. Но выбор пал на Юрия Гагарина. И 12 апреля 1961 года в момент старта прозвучало его знаменитое «Поехали!».
2. Постановка темы урока.
-Прочитаем тему нашего урока.
Закрепление умений читать, записывать, сравнивать и вычислять многозначные числа;
3. Работа в тетради.
- Откройте тетради, запишите дату.
- В ходе урока нам предстоит добыть обращение Гагарина, которое адресовано вам ребята. Но всё будет зависеть от качества вашей работы, от умения быстро и правильно выполнять задания. Чтобы открылись первые строки обращения, проведём разминку небольшим тестом.
-Но, прежде чем начнём работу с тестом, познакомимся с необычным оценочным листом.
- Переверните голубые листочки, что вы увидели? (Созвездие малой и большой медведицы). Кто правильно выполнит 1 - е задание теста, закрасит первую звёздочку у созвездия большой медведицы. Оценку 5, за тест получит тот, кто зажжёт все звёздочки у Большой медведицы. Сколько звёзд у созвездия Большой медведицы? И заданий в тесте тоже семь.
4. Тест
1. Наибольшим числом является:
1) 70 0582) 70 0853) 70 5084) 70 805
Проверка. Закрасьте красным цветом первую звездочку.
2.Представьте число 60 074 в виде суммы разрядных слагаемых:
1) 60 000 + 70 + 4 2) 600+ 70+ 4
3) 60 000 + 74 4) 6 000 + 70 + 4
3.Число содержащее 49 тысяч и 90 единиц- это…
1) 4992) 4 099 3) 490 0904) 49 090
4.Чему равно число, содержащее 8 единиц I класса 202 единицы II класса:
1) 208 2) 20 0283) 20 2084)202 008
5.Укажи верную запись числа, состоящую из 5 сотен тысяч, 7 десятков тысяч, 3 сотен и 4 единиц:
1) 573 004 2) 570 304 3) 507 3044) 570 340
6. Найди число, которое состоит из 3 единиц III класса, 79 единиц II класса и 508 единиц I класса:
30 079 5083) 300 079 508
3 079 5084) 307 958
7. Цифра 8 в записи чисел 208 297 означает:
1) десятки класса единиц3) сотни класса единиц
2) единицы класса тысяч4) десятки класса тысяч
- Встаньте, кто зажёг на своём импровизированном небе все 7 звёзд у созвездия Большой медведицы. Вы за тест получаете оценку 5, и вы зажигаете первую звезду у созвездия Малой медведицы. Оценку 5, за урок получит тот, кто зажжёт на своём импровизированном небе как можно больше звёзд у созвездия малой медведицы.
-К тому же мы выполнили первое задание и нам открываются первые строки Ю.А.Гагарина, обращённые к вам: «Хорошо учитесь. Путь…»
5. Минутка чистописания.
Запишите числа в порядке возрастания:
13 954 380, 1 325, 337, 1 522 488, 13 954 270, 1 385 361.
Проверка. Кто не ошибся, закрасьте вторую звезду у созвездия Малой медведицы.
6. Математический диктант.
Запишите цифрами выделенные числа.
1. Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» пролетел сорок одну тысячу километров;
2. Герман Титов на «Востоке – 2»- семьсот три тысячи сто километров;
3. Андриян Николаев на «Востоке -3»- два миллиона шестьсот тридцать девять тысяч шестьсот километров.
- А сейчас поработаем в парах. Какой девиз работы в парах мы знаем? Одна голова хорошо, а две лучше!
Папа космонавт идёт со скоростью 4км/ч. За сколько часов он пройдёт 24 км? (6ч)
Космический корабль летит с одинаковой скоростью 28000км/ч. Какое расстояние он пролетит за 2 часа? (56 000 км)
Увеличьте число 4 200 на 800. (5 000)
Сколько кг в 2/5 ц (40)
Запиши частное чисел 108 и 9(12)
Найдите площадь со стороной 30 дм (900дм2)
- Проверим ваши вычисления.
-И нам открывается продолжение высказывания Ю.А.: « Хорошо учитесь. Путь к знаниям начинается с таблицы умножения и…»
-На своих оценочных листах с созвездием, закрасьте ещё одну(третью) звёздочку.
7. Работа по теме.
- Свою работу с многозначными числами мы продолжим по таблице. Положите перед собой таблицу разрядов и классов.
1. Запишите число в котором:
Семьдесят единиц II класса, девятьсот единиц I класса.
Шесть единиц III класса, восемьсот единиц II класса, три единицы I класса.
2. Запиши число, в котором:
3 сот. тыс. 5 дес. тыс. 4 ед. тыс. 8 сот. 1 ед.
2 сот. тыс. 8 ед. тыс. 3 сот. 7 дес.
8 сот. млн. 1 дес. тыс. 3 ед.
- Читаем продолжение высказывания: « Хорошо учитесь. Путь к знаниям
начинается с таблицы умножения и первого диктанта. Часто говорят, что…»
-Встаньте, кто в записи чисел не допустил ошибки, закрасьте ещё одну(четвёртую) звёздочку.
8. ФизминуткаДотянись до звёзд.
Встаньте все, пожалуйста. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох…
Закрой глаза. Представь, что над тобой ночное небо, усыпанное звёздами. Посмотри на какую - нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у тебя с твоей мечтой, желанием что-либо иметь или кем либо стать.
Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до самой звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними её с неба и бережно положи перед собой в красивую просторную корзину…
Опусти руки и закрой глаза. Выбери прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает тебе о другой твоей мечте.
Теперь открой глаза, потянись обеими руками как можно выше и достань до неба. Сорви эту звезду с неба и положи в корзинку к первой звезде…
9. Работа по теме.
- Продолжаем работу в тетрадях.
Давайте вспомним порядок сравнения многозначных чисел.
1. Проверяем количество разрядов в обоих числах: больше то число, в котором разрядов больше.
2. Если разрядов в числах одинаковое количество, то сравниваем количество единиц поразрядно, как только найден разряд с разным количеством единиц, устанавливается знак сравнения.
-Запиши пары чисел. Поставь нужные знаки.
12946…129459999…10000163440…163578
Проверяем. Делаем вывод о способах сравнения чисел. (Числа можно сравнить по числовому ряду; по количеству цифр; по разрядам).
- Читаем продолжение высказывания: « Хорошо учитесь. Путь к знаниям
начинается с таблицы умножения и первого диктанта. Часто говорят, что
космический полёт – это подвиг. А …»
-Закрасьте пятую звезду у созвездия.
8. Работа в парах с величинами.
Давайте вспомним величины и поработаем с ними.
300 км = __________м. (Эта величина обозначает высоту полета космического корабля. С высоты 300 000 метров Юрий Гагарин видел облака и легкие тени на далекой милой земле.)6 кг = _____________ г. (Эта величина обозначает вес собаки – космонавта, летавшей в космос. Их было много: Белка, Стрелка, Чернушка, Звездочка, Пчелка, Мушка. Все они вернулись на Землю.)3 год = ____________ мес. (Эта величина обозначает возраст собаки, которая летала в космос.)
108 мин. = ______ час. _______ мин. (Эта величина обозначает время, за которое космический корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту совершил полный оборот вокруг нашей планеты.)
384 401 км = __________ м. (Эта величина обозначает расстояние от Земли до Луны.)
-Закрасьте шестую звезду у созвездия.
9. Решение примеров.
Задача учащихся первого ряда: найти частное чисел 37 576 и 7.задача учащихся второго ряда: найти разность чисел 7 002 311 и 3 647 805,задача учащихся третьего ряда: найти произведение 17 924 и 6.
И вот перед нами полное обращение Ю.А. « Хорошо учитесь. Путь к знаниям начинается с таблицы умножения и первого диктанта. Часто говорят, что космический полёт – это подвиг. А к подвигу готовятся. И на утренней зарядке, и за партой, и в походе.» Ю.А.Гагарин.
-Что хотел сказать нам Ю. Гагарин.
- Закрасим последнюю полярную звезду у созвездия. А знаете ли вы ребята, какое второе название у этой звезды?
-Полярную звезду ещё называют Путеводной звездой. Задолго до изобретения компаса люди уже странствовали и по морям и по пустыням, находя свой путь по солнцу и звездам. Они заметили среди всех звезд, кружащихся в небе и совершающих один оборот каждые сутки, одну, почти совсем неподвижную. Эту звездочку, находящуюся чуть ли не точно над Северным полюсом Земли, мы теперь зовем Полярной; землепроходцы же и мореплаватели древности почтительно именовали ее Путеводной; по ней было всего надежней узнавать страны света: ведь она неизменно стояла точно на севере.
В заключение урока, я хочу пожелать Вам, как выпускникам нашей школы, чтобы у каждого из вас в мечтах, была своя путеводная звезда. Следуйте ей, не уклоняйтесь от своего пути и, вне всякого сомнения, вы добьётесь заветных целей. У Юрия Гагарина была своя мечта - это небо и его путеводная звезда привела его нему! Желаю и вам успехов!
9. Итог урока.
- Чему был посвящён наш урок?- Какие знания и умения нам помогли?- Встаньте пожалуйста те, кто сегодня на уроке чувствовал себя уверенным, добившимся успеха?
-Встаньте, кто зажёг на созвездии малой медведицы все 7 звёзд. Вы получаете за урок оценку 5.
Рефлексия.
- Я довольна вашей работой на уроке. Всем спасибо за работуДомашнее задание.
- По окончании 4 класса вам предстоит ККР. И вашим домашним заданием будет тест из части А. Я уверена, что вы справитесь.
Таблица разрядов и классов.
III класс-миллионов II класс-тысяч I класс-единиц
сотни
милл. десятки
миллединицы
миллсотни
тысяч десятки
тысяч единицы
тысяч сотни десятки единицы
Отсутствие единиц какого-либо разряда обозначается цифрой 0.
1. Запишите число в котором:
Семьдесят единиц II класса, девятьсот единиц I класса.
Шесть единиц III класса, восемьсот единиц II класса, три единицы I класса.
2. Запиши число, в котором:
3 сот. тыс. 5 дес. тыс. 4 ед. тыс. 8 сот. 1 ед.
2 сот. тыс. 8 ед. тыс. 3 сот. 7 дес.
8 сот. млн. 1 дес. тыс. 3 ед.
Тест
1. Наибольшим числом является:
1) 70 0582) 70 0853) 70 5084) 70 805
2.Представьте число 60 074 в виде суммы разрядных слагаемых:
1) 60 000 + 70 + 4 2) 600+ 70+ 4
3) 60 000 + 74 4) 6 000 + 70 + 4
3.Число содержащее 49 тысяч и 90 единиц- это…
1) 4992) 4 099 3) 490 0904) 49 090
4.Чему равно число, содержащее 8 единиц I класса 202 единицы II класса:
1) 208 2) 20 0283) 20 2084)202 008
5.Укажи верную запись числа, состоящую из 5 сотен тысяч, 7 десятков тысяч, 3 сотен и 4 единиц:
1) 573 004 2) 570 304 3) 507 3044) 570 340
6. Найди число, которое состоит из 3 единиц III класса, 79 единиц II класса и 508 единиц I класса:
30 079 5083) 300 079 508
3 079 5084) 307 958
7. Цифра 8 в записи чисел 208 297 означает:
1) десятки класса единиц3) сотни класса единиц
2) единицы класса тысяч4) десятки класса тысяч
Работа в парах.
300 км = __________ м
6 кг = _____________ г
3 год = ____________ мес.
108 мин. = ______ час _______ мин.
384 401 км = __________ м