Технологическая карта урока окружающего мира на темуПочему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему мы не будем шуметь в лесу? (1 класс)


Окружающий мир
1 класс
«Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему мы не будем шуметь в лесу?»
Учитель – Кораблинова Елена Александровна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 ст. Темиргоевская Курганинский район Краснодарский край Технологическая карта урока.
Учебный предмет Окружающий мир
Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: учебник, 2 часть. – М.: «Просвещение», 2013
Программа «Школа России»
Класс 1
Тема Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему мы не будем шуметь в лесу?
Цели педагогической деятельности Познакомить учащихся с цветами и бабочками луга, показать их красоту, продолжить обучение распознаванию природных объектов; формировать представление учащихся о природном сообщесте – лес, обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий, выработки элементарных эколого-этических норм.
Тип урока Постановка и решение учебной задачи
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся узнавать изученные природные объекты; объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы); определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку; получат возможность научиться: формулировать правила поведения в природе; оценивать свое поведение в лесу; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии цветов и бабочек, о необходимости сохранения природного окружения; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный; проблемная ситуация, тесты.
Образовательные ресурсы Экологические знаки, индивидуальные тесты, презентация «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему мы не будем шуметь в лесу?», Красная книга России, аидиозаписи - жужжание насекомых, пение птиц, шум леса.
Ход урока
Этапы урока Задачи
этапа Деятельность
учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I. Организационный момент Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала;
проверить подготовленность рабочего места; формирование правильной осанки; организация внимания школьников. Настраивает учащихся на урок. Создаёт положительный эмоциональный фон.
-Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Все тихонько быстро встали,
Подравнялись и собрались.
Скажем: «Здравствуйте» друг другу
И посмотрим на столы
Всё, что нужно принесли?
А теперь мы прямо сели,
На меня все посмотрели.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем –
Ничего не пропускаем.
- Давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем хорошего настроения и приятных впечатлений.
Дети приветствуют учителя и друг друга. Настраиваются на работу
Р: организация своего рабочего места.
Л: создание положительного настроя на урок.
II.
Проверка домашнего задания. Организует проверку домашнего задания.
- О каких домашних животных мы говорили на прошлых уроках?
- Почему мы их любим?
- Как надо ухаживать за кошкой?
- Как надо ухаживать за собакой?
- Расскажите о своих домашних питомцах.
Пересказы детей домашнего задания
Оценивают правильность выполнения заданий.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов. П: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о собаках и кошках; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)
II. Самоопределение – мотивация к учебной деятельности

Мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности – выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Мотивирует учащихся на получение новых знаний.
-Ребята, я предлагаю отправиться в прогулку. Согласны?
Но прогулка будет непростая - это прогулка с какой-нибудь целью, со специальным заданием. 
- Вам нужно быть предельно внимательными, за всем наблюдать, всё запоминать, чтобы выполнить все задания и ответить на все вопросы.
Слушают учителя, готовятся к работе на уроке.
П: общеучебные - осознанно и произвольно высказываться в устной форме;
логические- расширяют имеющиеся знания.
К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
Л: умение включаться в работу
III. Актуализация опорных знаний (воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний)
Включение в учебную деятельность;
готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. - Чтобы узнать, куда мы совершим прогулку, отгадайте загадки:
Частенько, при любой погоде
Люблю гулять я на природе.
Красивых столько там цветов!
Туда пойти всегда готов.
Его не тронул деда плуг.
Там был, и есть, и будет … (ЛУГ).
Есть у ребятЗеленый друг,Веселый друг, хороший,Он им протянетСотни рукИ тысячи ладошек. (ЛЕС)
Мы по ковру идем с тобой
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой
И желт, и синь, и ал!
Вот мы и пришли на луг, а вдалеке виднеется лес. Но здесь уже кто-то есть.
Выполняют инструкцию:
Отгадывают загадки
Дети читают с учителем по слайду и отгадывают
Дети рассматривают слайд с фотографией луга и леса.
П: умение воспроизводить ранее изученное общеучебные
логические- расширяют имеющиеся знания.
К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
Л: – осознают потребность в новом знании;
IV. Целеполагание, постановка проблемы (Постановка темы и цели урока)
Активизация знаний учащихся; повторение изученного материала, необходимого для решения учебной задачи урока Создаёт проблемную ситуацию. Подводит учащихся к формулировке темы.
Сценка.
«Внимательный сын»:
- Здравствуйте,  меня зовут Саша. У моей мамы завтра день рождения. Я решил ей подарить букет полевых цветов.
«Любитель» прекрасного:
- Привет, а я – Маша. Больше всего на свете я люблю ловить бабочек. Вот, видите, я даже сачок с собой взяла.
Любитель музыки:
- А я – Петя. Я очень люблю музыку. Всегда включаю её погромче и слушаю везде: дома, в школе и даже в лесу.
«Юный эколог»:
- Остановитесь! Здравствуйте, ребята, я – юный эколог. Экология – это наука, которая изучает влияние деятельности человека на окружающий мир. Нельзя рвать цветы и ловить бабочек и нельзя шуметь в лесу.
Учитель:
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Как вы думаете, какова тема урока?
(учитель открывает тему урока на доске)
- Какую цель урока мы можем сформулировать?
(Как надо вести себя на лугу, чтобы после нашего ухода он не стал тусклым и бесцветным? И ответим на вопрос темы нашего урока.) Формулируют тему и цель урока с помощью учителя
«Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу нельзя шуметь?» П: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; логические – осуществление поиска необходимой информации
Р: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
V. Открытие новых знаний
Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач
Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. - Посмотрите ещё раз на луг.
- Когда он особенно красив?
-Да, ребята, особенно он красив весной и летом!
- Чем он красив?
- Какие вы знаете цветы, растущие на лугу?
1. Беседа о цветах.
- Как вы уже сказали – луг красив весной и летом. У многих поэтов и писателей можно найти описание луга.
Ученица читает стихотворение. И. Суриков «На лугу»
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.
- Итак, ребята, посмотрите, стоит на опушке избушка. Живёт в ней старичок-лесовичок. Любит он собирать травы целебные, цветы душистые. Хочет он проверить, а хорошо ли вы знаете луговые растения.
Отгадать название цветов на картинке и по загадке
Учитель помогает отгадывать названия растений с помощью стихотворений:
1. Я шариком пушистымБелею в поле чистом,А дунул ветерок —Остался стебелёк. (одуванчик)
У тропинки одуванчикСбросил жёлтый сарафанчик.Стал пушистым, словно пух:- Братцы! Как же я опух!
2. На лугу растут сестрички- Золотой глазок, белые реснички. (ромашки)
На лугу цветёт ромашкаСкромный беленький цветок,Что из жёлтого кармашкаУронила лепесток.
3.Эх, звоночки, синий цвет,С язычком, а звона нет. (колокольчики)
Колокольчик голубойПоклонился нам с тобой.Колокольчики - цветыОчень вежливы... А ты?
4. Колоситься в поле рожь.Там во ржи цветок найдешь.Хоть не красный он, а синий –Всё на звёздочку похож. (василёк)
Я – синей небесной сини,Полевой простой цветок.От того я – не Василий,А всего лишь – василёк.
5. Спроси телёнка и барашка – Цветка вкусней на свете нет. Ведь не случайно Красной кашкой Его зовут за вкус и цвет. (клевер)
- А почему нельзя рвать цветы? Выберите правильный ответ:
- будет пусто и некрасиво; - насекомые и птицы погибнут; - мама будет ругать;
-посадят в тюрьму; - цветы завянут и ты их выбросишь.
- Правильно, будет пусто и некрасиво без таких прекрасных цветов. А про многих из них есть легенды (красивые придуманные истории)
-Посмотрите, сколько насекомых на лугу. Почему они летают над цветами?
- Совершенно верно, насекомые и птицы питаются нектаром или пыльцой цветов, и без цветов они просто погибнут
- Многие цветы занесены в Красную книгу и охраняются законом (демонстрация Красной книги).
Итог: почему же мы с вами не будем рвать цветы?
Посмотрите, как они красивы в природе.
Ответы детей:
весной, летом
Ответы детей.
Слушают стихотворение
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют их.
Обсуждают проблему в группах, выбирают правильные ответы
Отгадывают загадки (одуванчик, ромашка, колокольчик, василёк, клевер)
Читают варианты ответов, выбирают верныйОтветы детей: собирают нектар, переносят пыльцу.
Дети делают вывод: насекомые и птицы питаются нектаром или пыльцой цветов, они украшают природу
Дети просматривают слайды. П: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о взаимосвязи цветов и бабочек;
логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Л: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.
ФизминуткаПовысить или удержать умственную работоспособность детей. Утром бабочка проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покрутилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась, Над водою покружилась
И тихонечко присела. Декламируют стихотворение, выполняя движения. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке. Осуществляют профилактику утомления Л: соблюдение правил здоровьесберегающего поведения
VI. Про-должение работы Продолжение формирования умений правильно применять соответствующие способы действий. 2. Беседа о бабочках.
- Ребята, а теперь давайте на секунду закроем глаза и прислушаемся.
Аудиозапись звуков, издаваемых насекомыми
- Что вы услышали?
- Действительно, это звуки природы. Их издают животные, которые обитают на лугу.
- Но есть на лугу такие животные, которые не издают никаких звуков, а привлекают наше внимание больше других.
Загадка: 
Расту червяком, питаюсь листком, Потом обмотаюсь и засыпаю,Не ем, не гляжу, неподвижно вишу,Но тёплой весной я вновь оживаюИ, как птичка порхаю. (БАБОЧКА)
- Что знаете о бабочке? 
- Каких животных мы называем насекомыми?
РАССКАЗ О БАБОЧКАХ 
- Вы, конечно, не раз наблюдали, как в тёплый летний день порхают над лужайкой разноцветные бабочки. Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька.
- Красота бабочки в лёгкости и крыльях.
- Бабочек на земном шаре очень много. 
- Некоторых из увиденных бабочек мы никогда не увидим на нашей поляне, так как они живут в дальних тропических странах.
За их красоту люди дали бабочкам красивые имена.
- У каждой бабочки есть своё название. Многие названия им даны неслучайно, из-за их окраски. Попробуйте найти бабочку по её названию:
1. голубянка
2. павлиний глаз 
3. лимонница
4. пестрянка
- А вот эти бабочки спокойно кружат на наших полянках. 
- Подумайте, почему на поляне живёт столько насекомым и особенно много бабочек?
- Бабочки и другие насекомые перелетают с одного цветка на другой, потому что они питаются сладким нектаром, а иногда и пыльцой, которые находятся внутри цветков. 
В процессе питания многие насекомые переносят пыльцу, которая налипает на их туловище, с цветка одного растения на цветок другого. Так происходит опыление. Всё это необходимо для того, чтобы начали образовываться семена у растений. А для чего растению семена?
- Так значит, бабочки не просто порхают на полянах.
Послушайте стихотворения о бабочках
1.Я бабочка-красавица Крылья голубые. И разве вам не нравятся Глаза мои большие?
От восхода до заката Я летаю на лугу. И ловить меня не надо, Потому что не смогу:
Опылять ромашки, розы, Землянику с лебедой. Это значит для природы Обернется всё бедой!
2. Нет семян, и нет растений. Чистый воздух вдруг исчез. И тогда порой осенней В золотой не сходим лес.
- А еще бабочки – это корм для птиц. Если исчезнут все бабочки, то погибнут многие птицы.
- Ну, и потом бабочки – это живые существа и они тоже хотят жить! А многие из них тоже, как и цветы занесены в Красную книгу и охраняются законом!
Итог: почему же мы с вами не будем ловить бабочек?
-Ребята, наша прогулка продолжается. И сейчас мы направляемся в лес.
Лес Сергей Погореловский Здравствуй, лес!Дремучий лес,Полный сказок и чудес!Ты о чем шумишь листвоюНочью темной, грозовою,Что нам шепчешь на зареВесь в росе, как в серебре?Кто в глуши твоей таится?Что за зверь? Какая птица?Все открой, не утаи:Ты же видишь, мы свои.
Давайте послушаем звуки леса. Сколько много разных звуков!
Аудиозапись звуков леса.
Скажите, а что нужно делать, чтобы услышать прекрасные звуки леса?
И вот опять нам встретился Старичок – лесовичок. Он говорит, что еще лес – большой дом для всех его обитателей и огромная кладовая.
Сопоставьте и соотнесите между собой слова левого и правого столбиков и попробуйте догадаться, почему лес – это кладовая.Микстура, таблетки --- ландыш, подорожникТопливо--- сухие деревья, мох
Дом для зверей и птиц --- норы, дупла деревьевПища ---- грибы, ягоды, орехи, шишки
Дома, спички, скрипки --- древесинаМузыка --- голоса зверей и птиц
Давайте ответим на вопрос, почему в лесу нельзя шуметь. Слушают аудиозаписи, соотносят звуки с картинками.
Отгадывают загадку.
Ответ детей: Бабочка – это насекомое.
Животные, у которых 6 ног.
Дети рассматривают картинки
Работа в группах: дети слушают название бабочки, находят её на картинке и объясняют, почему они так думают.
Ответ детей: потому что здесь много цветов.
Ответы детей: из них прорастают новые растения.
Подготовленные учащиеся читают стихи, остальные слушают
Дети делают вывод:
- если погибнут бабочки, то погибнут цветы и другие растения
- опыляет цветы, растения, без этого у цветов не будет плодов и семян,
- бабочки – это корм для птиц, Если исчезнут все бабочки, то погибнут многие птицы. Слушают стихотворение.
Слушают стихотворение.
Слушают звуки леса.
Ответы детей: чтобы услышать прекрасные звуки леса, нужно соблюдать тишину.
Соотносят записи. П: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о взаимосвязи цветов и бабочек
VII. Применение новых знаний.
Первичное закрепление – фронтальная работа,
групповая Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности Организовывает работу фронтально в группах
Обеспечивает контроль за выполнением задания.
Работа по материалам учебника (с. 46–47).
-Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
– Представьте, что вы оказались летом на лугу. Как вы будете вести себя? Сравнить рисунки (с.46)
1группа – что дети делают неправильно, придя на луг? 2 группа – что надо делать, чтобы сохранить красоту луга?
3 группа- объяснить детям, почему нельзя шуметь в лесу.
4 группа – как сохранить лес.
- Прочитайте выводы на с.47, 49, сравните их со своими выводами. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оценивают правильность выполнения заданий.
Дети работают в группах
Ученики. Не сорить!
Не разводить огонь!
Не ловить насекомых!
Не рвать цветы! П: умение ориентироваться на страницах в учебнике; использовать отобранную информацию для решения проблемы;
выявлять и выражать в речи признаки сходства и различия.
Р: умение действовать по плану.
К: доносить свою позицию, понимать других; умение сотрудничать
Л: оценивать конкретные поступки людей как хорошие или плохие
VIII. Самостоятельная работа (парная) Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям Самостоятельная работа
Составление памятки «Как нужно вести себя в природе?»
- Давайте вспомним, ребята, какие мы с вами сегодня разбирали правила поведения в природе и дополним памятку «Как нужно вести себя в природе?», используя выводы. Перед вами памятка и запрещающие знаки. Каждое правило проиллюстрируйте знаком. Придумайте своё правило поведения в природе, запишите и нарисуйте знак. Учащиеся читают памятку, иллюстрируют её знаками. Дополняют памятку своим правилом и знаком. П: умение извлекать информацию и делать выводы
К: умение оформлять свои мысли в письменной формеIX. Самопроверка по готовому эталону Воспитывать самоконтроль, взаимоконтроль. Организует проверку по эталону.
* Нельзя рвать цветы на лугу, в лесу. Букеты можно составлять из садовых растений, которые специально выращивают люди.
* Нельзя ловить бабочек и убивать насекомых. Они не только нужны в природе, но и украшают ее.
*Нельзя шуметь и включать музыку на природе, так как шумом можно распугать всех обитателей – насекомых, животных, птиц.
* Нельзя оставлять после себя мусор. Если каждый человек оставит после себя хоть немного мусора на месте своего отдыха, то цветущий луг превратится в свалку.
* Нельзя разводить огонь. Он уничтожит все растения и животных.
* Нельзя брать из дикой природы ни яиц птиц, ни детенышей животных так, как в дальнейшем они все равно погибнут в неволе.( ___ - правила, записанные детьми)
Проверка выполнения задания по эталону. Р: умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем
Л: выражение своих эмоций в рисунке
X. Контроль и самоконтроль Осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний
Воспитание самоконтроля. Задаёт вопросы
- Наш урок подошел к концу. Сейчас мы проверим свои знания.
Тест: (правильное утверждение – ставим +, если нет, то ставим – ) -Пришёл на луг, нарви большой букет  цветов (– )-Не ловите бабочек, они так нужны цветам, бабочки опыляют их  (без этого не будет плодов и семян) (+)-Не рви  цветы зря! Без них не будет так красиво, они нужны бабочкам, потому что бабочки питаются нектаром (+) -В лесу можно шуметь и кричать, там ведь никого нет, поэтому я никому не буду мешать (– )-Сколько красивых  бабочек на лугу, можно их поймать и засушить! (–) - Кто не допустил ни одной ошибки, посадите своих бабочек на желтый цветок!
- Кто допустил одну или две ошибки – на зелёный!
- А кто три и больше – на красный! Дети отмечают
Самопроверка по готовому эталону
– + + – –
П: умение ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.
Р: умение сличать способ действия и его результат с эталоном, умение осознавать качество и уровень усвоения
Л: умение видеть свои результаты в комфортных условиях безоценочного обучения
XI. Итог урока.
Рефлексивный анализ собственной деятельности
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей В процессе беседы подводит учащихся к анализу своей деятельности.
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Достигли ли цели? Докажите.
- В какой ситуации будете применять новые знания?
- Что интересного и полезного вы сделали на уроке?
- Так почему же мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу будем соблюдать тишину?
Вывод:
бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром. Но и цветам плохо без бабочек, потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не будет плодов и семян. В лесу нужно соблюдать тишину, чтобы услышать прекрасные звуки леса и не нарушить жизнь его обитателей.
– О чём расскажите дома?
– В чём можете дома потренироваться с помощью родителей? (Предлагает выполнить задания в рабочей тетради)
Вывод:
-Ребята, вы маленькие жители планеты Земля. Если вы научитесь видеть, понимать и ценить красоту окружающей нас природы, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять её, украсить и подарить своим детям.
- Спасибо за урок. Молодцы Познакомиться с вопросом:
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу будем соблюдать тишину?
ответы детей
Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, формулируют цель и делают вывод
К:умение участвовать в коллективном обсуждении