Внеклассное мероприятие по литературе. Обобщающая игра для 5 класса «Повесть «Приключения Тома Сойера» — гимн детству»


Внеклассное мероприятие по литературе. Обобщающая игра для 5 класса «Повесть «Приключения Тома Сойера» - гимн детству»
Игры, викторины, всякого рода внеклассные мероприятия привлекательны для школьников любой возрастной ступени. Организация литературных игр зачастую способна обеспечить более глубокое проникновение в литературный материал, нежели обычный урок. Происходит естественное, без принуждения приобщение школьников к миру нравственных и эстетических ценностей литературной классики.
Вопросы, адресованных участникам подобных состязаний, нередко касаются так называемых «мелочей».
Главная цель таких мероприятий – стремление сформировать у учащихся внимательное отношение к художественной детали, научить их осмысливать ее роль в идейно-образной структуре произведений, а значит развивать «зоркость» и «чуткость» читательского восприятия
Помимо всего прочего, такие мероприятия открывают перспективу живого общения, а разнообразные творческие задания стимулируют интеллектуальный рост личности, способствуют повышению культурного уровня школьников.
«Приключения Тома Сойера» - произведение, любимое не одним поколением школьников. «Страна детства», противостоящая рутине и обыденщине, нудному морализаторству и показанному благонравию «взрослого» мира, притягательна для сегодняшних подростков ничуть не меньше, чем для их ровесников, живших более столетия тому назад.
2 апреля, в день рождения датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена, во всем мире отмечается Международный день детской книги. Во многих странах к этому дню приурочивают проведение недели детской книги, проводят встречи с писателями, иллюстраторами, выставки, конференции и фестивали, посвященные лучшим книгам мира. В этот день на параллели пятых классов можно провести такое мероприятие.
В ходе подготовки к состязаниям ведущий делит участников на три команды. Затем ребята выбирают капитанов.
Цели: Познавательные УУД: формировать у учащихся умение понимать литературный текст, проверить и закрепить знание и понимание учащимися   содержания  повести М.Твена  «Приключения Тома Сойера»; прививать  интерес к чтению.Регулятивные УУД: способствовать развитию познавательного интереса к литературным произведениям, развивать умения анализировать, исследовать, оценивать, находить отличительные особенности.Личностные УУД: формировать  прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты, развивать актерские способности, учить работать в  составе  группы.
Оборудование.   Портрет Марка Твена, выставка книг с его произведениями, плакат «Повесть «Приключения Тома Сойера» - гимн детству», таблички с названиями команд, жетоны для голосования каждому члену жюри, альбомные листы для команд, , ножницы, цветные карандаши, фломастеры, грамоты, призы.
Продолжительность: 1час 40 минут.
Кто есть кто?
В ходе настоящего конкурса все свои усилия учащиеся направляют на узнавание героев произведения. Ведущий поэтапно зачитывает сведения о персонажах. Если действующее лицо угадывается сразу, с первой попытки, команда получает три очка. В случае, когда герой будет узнан со второй или с третьей попытки, на командный счет поступают, соответственно, либо два, либо одно очко.
Задание команде №1
Это герой:
в состоянии обиды из-за несправедливо понесенного наказания составил «великий и мрачный план»: «уйти в отшельники, жить в уединенной пещере, питаясь сухими корками, и умереть от холода, нужды и душевных терзаний»;
оказался удачливее своего «закадычного приятеля» в деле дрессировки «арестованного клеща»;
был «лучшим другом» Тома в течение всей недели, а по субботам воевал с ним, командуя враждебной «армией».
(Джо Гарпер)
Этот герой:
«счастливый своей безнаказанностью», не прочь тайком полакомиться кусочком сахара;
по словам Тома Сойера, один в «целом городке способен на подлости и терпеть не может, чтобы хвалить других за какое-нибудь хорошее дело»; за оказанные «услуги» не раз получал пинки и затрещины от Тома;
«был послушный тихоня: не проказничал и не доставлял неприятностей старшим».
(Сид)
Задание команде №2
Этот герой:
в глазах Тома и Гека был «самым интересным, хотя и самым страшным существом на земле»;
выдолбил ямку в камне, ставшую первой достопримечательностью среди чудес пещеры Мак-Дугала;
после своей смерти пробудил жалость в сердцах окрестных жителей, несмотря на то, что обвинялся в убийстве пяти горожан.
(Индеец Джо)
Эта героиня:
принадлежала к «числу тех людей, которые страстно увлекаются всякими патентованными снадобьями и новоизобретенными лечебными методами»;
несмотря на то, что считала себя «тонким дипломатом» и видела в своих замыслах «чудеса ехидного коварства», без помощника-любимчика в буквальном смысле не сумела бы отличить черное от белого;
заявила, что готова «простить… хоть миллион грехов» за пару строк, нацарапанных на куске дубовой коры.
(Тетя Полли)
Задание команде №3
Эта героиня:
1) с презрением отнеслась к самой лучшей драгоценности из «сокровищницы» Тома Сойера – медной шишечке от каминной решетки;
2) умоляла собрата по несчастью, чтобы тот находился поблизости в ту минуту страшной кончины и держал ее за руку;
3) была причиной «фигурянья», «козырянья», а также «разных нелепых шуток» и «затейливо-вздорных фокусов», «принятых у мальчуганов».
(Бэкки Тэчер)
Этот герой:
«человек непутевый, но ведь и зла никому не делал»; «наловит немного рыбки – было бы на что выпить, а потом слоняется без дела»;
много раз «выручал из беды» Гека Финна, делился с ним уловом, а также чинил бумажных змеев Тому Сойеру;
городской молвой объявлен «самым кровожадным злодеем во всем штате» и, без сомнения, вряд ли сумел бы выпутаться из «беспощадных сетей правосудия», если бы не показания Тома Сойера.
(Мефф Поттер)
Что такое перед нами?
Главная задача игроков – узнать, о каком предмете идет речь, исходя из последовательно выдвигаемых тезисов (как и в предыдущем конкурсе).
Задание команде №1
Этот предмет:
составлял «гордость сердца» тети Полли;
на самом деле был ей совсем не нужен (она носила его «для важности»);
во время поисков «такой мелочи, как мальчишка», обычно сползал на кончик носа владелицы или оказывался «вздернутым» на лоб.
(Очки)
Задание команде №2
Этот предмет:
составлял «тридцать ярдов» в длину и «девять футов» в высоту;
едва не превратил в жизнь главного героя в «бессмыслицу» и «тяжкую ношу», но вместо этого помог ему внезапно сделаться «богачом» и вдобавок «весело провести время в большой компании»;
привлек к себе немало зевак в надежде «позубоскалить» - и все они «остались белить», хотя как утверждал Том Сройер, «из двух тысяч мальчиков найдется только один, кто сумел бы выбелить это как следует».
(Забор)
Задание команде №3
Этот предмет:
был виновником «кутерьмы», поднятой с целью «увильнуть от занятий и удрать на реку ловить рыбу»;
благодаря своему отсутствию на привычном месте, позволил герою «плевать совершенно новым, замечательным способом»;
безжалостно был захвачен в петлю, «миг – и он повис на нитке», потом был обменен на клеща.
(Зуб Тома Сойера)
Далее ведущий вручает представителям команд предметы и просит рассказать, какие события и какие герои имеют отношение к этим предметам.
Команда №1 получает яблоко и пряник, команда №2 – черные и белые нитки, команда №3 – сахарницу, наполненную кусочками сахара.
Яблоком был вознагражден Том Сойер за «великий подвиг» - побелку забора. Пока тетя Полли произносила речь во славу «благородного, честного труда», «труженику» удалось стянуть пряник».
Нитки изобличили проделки Тома. Чтобы Том не удрал на реку купаться, тетка зашила ворот его рубашки белыми нитками. Когда Том вернулся домой, она удостоверилась: воротник был по-прежнему крепко зашит. Но Сид выдал брата: «Что-то мне помнится, - сказал он, - будто вы зашивали ему воротник белой ниткой, а здесь, поглядите, черная!»
Сахарницу разбил Сид, попытавшись по обыкновению в то время, как тетка вышла из кухни, стащить кусочек сахара. Наказание за это чуть было не понес Том, так как Тетя Полли считала главным проказником именно его.
Театральный сезон
Этот конкурс инсценировок. Задания подобного рода всегда вызывают у учащихся большой интерес. Инсценировки готовятся заранее с огромным увлечением. Какие эпизоды произведения подойдут для этого? Например, команда №1 может осуществить постановку отрывка из первой главы, начиная от слов: « - Том! // Нет ответа» и заканчивая фразой «…разве тут догадаешься, что у него на уме?». Команде №2 можно порекомендовать поработать над эпизодом из шестой главы, когда Том притворился умирающим. Наконец, команда №3 может инсценировать разговор Тома и Бекки (седьмая глава) от слов « - Любишь ты крыс?» и завершая репликой « - Нет, не теперь – завтра».
Хорошо, если удастся инсценировать также следующие эпизоды: Том и Гек подписывают клятву кровью (десятая глава), диалог «пиратов» (глава тринадцатая), Гек вступает в «шайку разбойников» (разговор героев в финале тридцать пятой главы).
Максимальный балл, который можно получить в этом конкурсе – 10.
Конкурс юных художников
Ведущий: Вспомним эпизод, когда Том в наказание был посажен учителем к девочкам. Герой оказался рядом с Бекки, но его это скорее обрадовало, нежели огорчило. Он стал развлекать соседку по парте..изобразительным искусством.
Участвовать в конкурсе ведущий приглашает по одному представителю от каждой команды. Суть задания состоит в следующем: за одну минуту необходимо воспроизвести на доске рисунок, который Том сделал для Бекки во время урока.
Жюри оценивает качество работ и их соответствие текстовым реалиям по трехбалльной шкале.
«Том нарисовал песочные часы, увенчанные круглой луной, приделал к ним тонкие соломинки ручек и ножек и вооружил растопыренные пальчики громаднейшим веером».
Не в бровь, а в глаз
Конкурс капитанов
Капитаны команд получают листы с записью высказываний различных героев книги Марка Твена. Прочитав вслух цитаты, ребята должны сказать, кому принадлежат эти высказывания, а также продолжить фразы или вставить в них ключевые слова. За каждый правильный ответ знатоки получают один балл.
Задание капитану команды № 1
«Кто обходится без [?], тот губит ребенка». (Без розги.)
«…Всякий предмет, доставшийся нам ценой благородного, честного [?], кажется нам слаще и милее». (Труда.)
(Оба высказывания принадлежат тете Полли.)
Задание капитану команды № 2
Если хочешь, чтобы человек что-нибудь сделал, пусть даст зарок, что… («…не станет этого делать во веки веков».)
«Человеку… в беде первое утешение [?]». («…видеть лица друзей».)
(Высказывание принадлежат Тому Сойеру.)
Задание капитану команды № 3
«Разбойники денег не тратят, они всегда…» («…зарывают их в землю»)
«Для того чтобы человек или мальчик страстно захотел обладать какой-либо вещью, пусть эта вещь достанется ему…» («…возможно труднее»)
(Высказывания принадлежат Тому Сойеру.)
Всякая всячина
Данный конкурс проходит в форме викторины, вопросы которой адресованы всему коллективу команды. Отвечать надо сразу же, без какого бы то ни было обдумывания. Побеждает команда, давшая наибольшее количество правильных ответов.
Вопросы команде № 1
«Том в настоящее время увлекался одной драгоценной новинкой: у знакомого негра он перенял особую манеру [?] <…> Настойчивость и усердие помогли Тому овладеть техникой этого дела». О каком «искусстве» идет речь? (Об умении свистеть.)
Чем лакомился Том Сойер в чулане тайком от тетушки? (Вареньем.)
Вспомните встречу Тома Сойера с щегольски одетым незнакомцем, описанную в первой главе: «…На мальчике был нарядный костюм в будний день! Это прямо поразительно. Очень изящная шляпа; аккуратно застегнутая синяя суконная куртка… На ногах у него были башмаки… У него был даже [?]…» Назовите деталь костюма, упущенную в описании. (Галстук.)
В какой день недели тетка заставила Тома белить забор, превратив тем самым «праздник в каторжную работу»? (В субботу.)
«Затем Мери достала для Тома костюм, вот уже два года надевавшийся им только в воскресные дни». Какое название он имел? Как Том относился к этому костюму? (Костюм назывался «тот, другой»… Том действительно тяжко страдал: опрятность и нарядность костюма раздражали его.)
Какое насекомое, принесенное в церковь Томом, «испортило» воскресную службу? («Большой черный жук с громадными, страшными челюстями - «жук-кусака».)
«Меня называют так, когда хотят высечь. Когда я веду себя хорошо, меня зовут [?]…» - сказал главный герой при знакомстве с Бэкки Тэчер. Какие два варианта своего имени он имел в виду? (Томас и Том.)
Помните ли вы имя первой «возлюбленной» Тома, с которой он «помолвлен» до Бэкки? (Эмми Лоренс.)
«Оба утверждали, - сообщает автор о Томе и Геке, – что предпочли бы лучше сделаться на один год [кем?], чем президентами Соединенных Штатов на всю жизнь». Какая же стезя была столь заманчивой для мальчишек? («Сделаться… разбойниками Шервудского леса».)
Имя какого легендарного героя присвоил Том, затевая свои воинственные игры? (Робин Гуд.)
Вопросы команде № 2
«У Тома [?] никогда не водилось, и мальчиков, обладавших [?], он считал презренными франтами». Зато этот предмет «каждое воскресенье… будто случайно, торчал» из кармана у Вилли Меферсона, «Примерного Ребенка». О чем идет речь? (О носовом платке)
Каким был первый подарок, сделанный Томом Бекки Тэчэр? (Персик.)
Какое животное слало «жертвой» жука-кусаки во время церковной службы? (Пудель.)
Желая излечить Тома от тоски, тетя Полли велела ему пить «болеутолитель». «Лекарство действительно становилось все меньше, но ей и в голову не приходило, что Том лечит не себя, а [?]…» Что или кого «лечил» Том на самом деле? («Щель в полу гостиной».)
« - Ну если ты просишь, я дам, я не жадный…» И Том в самом деле поделился «болеутолителем» с котом Питером. « - Я дал ему лекарство из жалости, - объяснял он впоследствии, - потому что у него нет [?]». Чего или кого недоставало коту в отличие от мальчика? (Тетки.)
На публичном экзамене мальчишки зло подшутили над ненавистным педагогом, сорвав с него парик. Какое животное помогло школьникам осуществить коварный план? (Кошка.)
Как известно, Том мечтал стать пиратом. Какое «пиратское» прозвище он придумал себе? (Черный Мститель Испанских морей.)
Какое прозвище было у Гека, когда ребята играли в пиратов? (Кровавая Рука.)
Однажды «шайка пиратов» отправилась в дальнее плавание на «необитаемый» остров. По какой реке странствовали герои? (Миссисипи.)
«Пираты» мечтали о паруснике, но им пришлось довольствоваться более скромным транспортным средством. Каким? (Ребята похитили «небольшой бревенчатый плот».)
Вопросы команде № 3
Как назывался городок, где проживали герои книги М. Твена? (Санкт-Петербург.)
Какой пароль сочинили ребята, вообразив себя «шайкой пиратов»? (Кровь.)
Вспомним описание завтрака в «лагере счастливых пиратов»: «Они поджарили рыбу вместе с грудинкой и были поражены: никогда еще рыба не казалась им такой вкусной. Они… не думали о том, какой прекрасной приправой к еде служит…» О какой «приправе» говорит М. Твен? («… сон в лесу, беготня на открытом воздухе, купанье и в значительной степени – голод».)
А вот что еще сообщал автор о «меню» «разбойничьей шайки»: «В этот вечер у пиратов был роскошный ужин – они объедались яичницей…» Из яиц какого животного было приготовлено блюдо? (Из черепашьих яиц.)
«…Едва ли он [Том] мог бы сказать, в чем сильнее выражалась теткина любовь к нему… - в поцелуях или в [?]». Продолжите авторскую мысль. (В тумаках.)
После пикника Том и Бекки намеревались переночевать у вдовы Дуглас. Чем дети рассчитывали у нее полакомиться? (Мороженым.)
Какая вещь, принадлежащая Бекки, была найдена спасателями в пещере в ходе поисков пропавших детей? (Кусок ленты.)
Чем детям удалось утолить голод во время пребывания в пещере? (Кусочком «свадебного пирога», сбереженного Томом.)
Заблудившись в пещере, Том и Бекки «вывели свои имена под нависшем камнем» на стене. С помощью какого предмета была сделана надпись? (Имена были выведены «копотью свечи».)
«Судья Тэчер проникся большим уважением к Тому», - сообщает автор в финале. «Судья Тэчер утверждал, что из Тома со временем выйдет либо великий [?], либо великий [?]». Кем судья представлял Тома в будущем? («…либо великий полководец, либо великий юрист».)
По окончании состязаний подводятся итоги, награждаются победители.