ДОКЛАД «ГИПОДИНАМИЯ – проблема современности». Саратовская обл., с. Александров-гай.


МБДОУ «Детский сад «Пчёлка»».
ДОКЛАД
«ГИПОДИНАМИЯ – проблема современности».
Саратовская обл., с. Александров-гай.

Воспитатели: Касимова О.П.
2016г.

ГИПОДИНАМИЯ – проблема современности.
Обратная сторона прогресса
Еще полвека назад гиподинамией страдали только люди с серьезными хроническими заболеваниями или те, кто получил травму и вынужден был длительное время соблюдать постельный режим. Сейчас малоподвижный образ жизни ведут многие — и взрослые, и дети. Отсутствие должного количества физической активности приводит к существенно более неприятным последствиям, чем об этом принято думать.
Гиподинамия — это ограничение двигательной активности, обусловленное образом жизни, профессиональной деятельностью, длительным постельным режимом, пребыванием человека в условиях невесомости (длительные космические полеты) и т.д. У детей развитие гиподинамии часто связано с нерациональным распорядком дня ребенка(мало времени для прогулок, игр, занятий спортом).
Несколько десятков лет назад люди гораздо больше занимались физическим трудом: дачи, огороды, тяжелая работа на производстве, ручная стирка, уборка — все это было неотъемлемой частью жизни любого человека. Сейчас жизнь значительно упростилась в бытовом плане: не нужно ворочать руками тяжеленное постельное белье при стирке, на заводах все чаще используются достижения робототехники, новые технологии гарантируют нам развлечения, для которых не надо идти дальше дивана, а автомобили стали довольно доступным средством передвижения.
Прямым следствием гиподинамии является расстройство деятельности нервной и сердечно-сосудистой системы, нарушение обмена веществ и нередко ожирение.
В Великобритании, например, ученые отмечают, что уже трехлетние дети начинают вести малоподвижный образ жизни. Они двигаются в два раза меньше, чем это необходимо растущему организму. Их чаще возят на машинах, носят на руках, не дают проявлять активность в подвижных играх на улице и дома.
И это неудивительно: родители сами снижают активность своих детей, усаживая их смотреть мультики, потому что так удобнее. Ребенок никуда не влезет, ничего не разобьет, не сломает, он будет тихонько сидеть и смотреть. Есть такая фраза: «Сначала мы учим детей ходить и говорить, а потом сидеть и молчать». Было бы смешно, если бы не было правдой. Тихие и спокойные дети доставляют существенно меньше хлопот, поэтому сложно заподозрить, что с ребенком что-то не так.
Есть дети, которые с рождения предрасположены к гиподинамии. Причинами могут стать минимальные мозговые дисфункции из-за наследственности, родовых травм, внутриутробной гипоксии. И все же чаще всего детская гиподинамия обусловлена неправильным образом жизни ребенка, в формировании которого виноваты родители. Гиподинамия становится следствием лишнего веса вплоть до ожирения, привычкой сидеть у компьютера, телевизора, за книгами длительное время, отсутствием прогулок на свежем воздухе, полное игнорирование любых физических нагрузок, начиная с небольших поручений по дому и заканчивая спортом.
Влияние гиподинамии на организм ребенка.
Для детей гиподинамия гораздо более опасна, чем для взрослых. Это обусловлено тем, что детский организм только формируется, и движение ему необходимо для правильного и гармоничного развития. Да и взрослые редко обращают внимание на симптомы гиподинамии. Частенько мы списываем все на стрессы, плохую экологию и некачественное питание. Хотя во многих случаях недомогание, вялость, сонливость, низкая работоспособность и бессонница связаны именно с недостатком движения.
Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте. Она резко задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем организма. Также существенно снижается сопротивляемость организма возбудителям инфекционных болезней: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение. Малая подвижность у детей может приводить к более выраженным нарушениям функций, чем у взрослых, к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.
Физическая активность детей играет очень важную роль в развитии двигательных навыков ребенка, в формировании нервных связей между опорно-двигательным аппаратом, центральной нервной системой и внутренними органами, в развитии мускулатуры и скелета, в формировании осанки ребенка, в регуляции обменных процессов, кровообращения и дыхания, в развитии сердечно-сосудистой системы.
По некоторым данным, уровень двигательной активности у детей в образовательных учреждениях в два-три раза меньше, чем необходимый минимум. Сегодняшние дети почти вдвое менее активны, чем их сверстники 50 лет назад. Сегодня гипокинезия зафиксирована у 50% мальчиков и 75% девочек школьного возраста. Это огромные цифры! При этом всего 1,4% родителей занимаются физкультурой с детьми ежедневно или хотя бы периодически. По данным Министерства образования РФ, из-за низкого уровня состояния здоровья около миллиона школьников полностью освобождены от уроков физкультуры. Хотя для больных детей занятия физкультурой даже более необходимы, чем для здоровых.
Профилактика гиподинамии.
Цивилизованные страны пытаются решать проблемы, связанные с ростом количества полных людей всех возрастов, включая детей и подростков. Многие врачи связывают с ожирением увеличение числа сердечно-сосудистых заболеваний и снижение средней продолжительности жизни человека в развитых странах. А ведь все это — прямое следствие малоподвижного образа жизни. Превратить прогресс из скрытого врага в друга и союзника — одна из первостепенных задач современного человека. Во всем мире ширится движение за здоровый образ жизни. Все больше людей осознают, что определенная доза физической активности просто необходима для сохранения здоровья человека. Тем временем профилактика гиподинамии гораздо проще, чем других распространенных детских и взрослых проблем со здоровьем. Уже новорожденным младенцам несколько раз в год показан курс массажа, а мамин массаж и ежедневное купание — неотъемлемая часть распорядка дня любого здорового маленького ребенка. Все это стимулирует развитие опорно-двигательного аппарата. Маленькие дети с удовольствием бегают, прыгают, лазают, ползают, кувыркаются и вообще — двигаются. Но уже к среднему дошкольному возрасту одним из самых главных интересов становится движение пальцами по сенсорному экрану какого-нибудь гаджета. Что уж говорить о школьниках, у которых эти гаджеты всегда с собой.
Меня в свое время поразило, что в перемену почти весь класс шестиклассников (за исключением двух или трех человек) 15 минут играл в игрушки на телефонах, PSP или планшете. То есть дети, которые 45 минут сидели, были не против посидеть еще час. И вот тогда-то родители и должны начинать бить тревогу. От прогресса, конечно, не избавишься, а вот от гиподинамии можно.
+
. Родители детей, у которых проблемы со здоровьем, тоже должны позаботиться о необходимом уровне активности: можно найти альтернативные способы занятий или заниматься дома. Если место и финансы позволяют, можно приобрести для всей семьи какой-нибудь тренажер — беговую дорожку, велотренажер или даже простую шведскую стенку. Существуют и относительно недорогие (3–8 тыс. рублей) детские спортивные комплексы, в том числе и складные, если места мало. В качестве альтернативы можно купить абонемент в бассейн, танцевальную студию или любую подобную группу. Да и сами родители должны подавать детям пример. Поменьше сидите, побольше двигайтесь, и пусть движен+ ие приносит радость.
«Если ручка двери часто движется - она не ржавеет. Так и человек, если он много двигается - он не болеет»
Хуа То