ПРОГРАММА «Город Радуги» Пришкольного летнего оздоровительного лагеря «БОДРОСТЬ»


Утверждаю
                                                   Директор школы________Л.В.Медведева« »    2016 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Зазерская средняя общеобразоватедьная школа
 
ПРОГРАММА
«Город Радуги»
Пришкольного летнего оздоровительного лагеря  «БОДРОСТЬ»
 
 
 
                                 
Программу разработала:
И.В.Исаева – начальник лагеря
                                                 
-2016 год-
                                                                                      
Паспорт программы
1. Полное название программы
  Программа «Город Радуги» для работы в пришкольном лагере «Бодрость» МБОУ Зазерская СОШ
2. Основание для разработки программы
  Закон Российской Федерации «Об образовании», Конвенция ООН о правах ребёнка, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. В ред. От 13.01.2001 года №1 – ФЗ, Приказ Администрации Тацинского отдела образования № 723 от 28.12.2009 года «Об образовании и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Тацинском районе», Приказ Администрации Тацинского отдела образования «Об открытии пришкольных лагерей дневного пришкольного пребывания в июне 2016 года».
3. Тип лагеря
  Пришкольный детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием.
4. Направление лагеря
  Спортивно – оздоровительное.
5. Цель программы
  Создать благоприятные условия для укрепления здоровья, патриотического воспитания, организации труда и отдыха обучающихся во время летних каникул.
6. Задачи программы Обеспечить активный отдых, используя различные виды физкультурно-оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, игровые физические упражнения, подвижные игры и эстафеты, массовые спортивно-оздоровительные мероприятия и т.д.).
Организовать процесс оздоровления детей:
проведение санитарно-просветительской работы;
соблюдение санитарно-гигиенического режима;
организация здорового питания;
организация витаминного стола
формирование умений и навыков заботы о своем здоровье;
Создать условия для формирования у детей нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей, воспитание любви к Родине.
7. Автор программы Исаева Инна Викторовна – начальник лагеря.
8. Адрес организации 347064 Ростовская область, Тацинский район, х.Зазерский, ул.Центральная, 38
9. Телефон 26-5-30
10. География участников х.Зазерский.
11. Количество воспитанников 29 человек.
12. Сроки проведения 01.06.2016-25.06.2016
13.  
Кадровое обеспечение
  Директор МБОУ Зазерская СОШ.
Начальник оздоровительного лагеря.
Педагоги- воспитатели.
Обслуживающий персонал ( повар, рабочая по комплексному обслуживанию здания).
Педагог –психолог.
Социальный педагог.
Медработник ФАПа.
 
14. Условия размещения
   Класс для отряда, спортивная площадка, стадион, медицинский кабинет ФАПа, тренажёрный зал, библиотека, комната аэрофитотерапии, компьютерный кабинет, территория школьного двора.
15. Источники финансирования
   Финансирование осуществляется за счёт федерального бюджета.
Введение.
        Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении к другому, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.
            Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
           Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
          Досуговая деятельность в лагере направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
 Основные направления программы:
1. «Я люблю свою Родину» (патриотическое направление)
2.  «Спорт» (спортивно-оздоровительное направление)
3. «Веселое настроение» (развлекательное направление)
4. «Планета – наш дом» (экологическое направление)
5. «Я не волшебник, я только учусь» (художественно- творческое направление)
6. «Хочу все знать!» (познавательное направление)
7. «Пресс-центр» (информационное направление)
Пояснительная записка.
     Лето – самая долгожданная пора в жизни любого ребёнка, ведь это самые длинные в году каникулы. Эта большая летняя перемена дана детям для восстановления здоровья, восполнения сил, израсходованных в течение учебного года. Но это также время их обогащения, время действий,  пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира, развития творческих способностей, открытие нового и интересного. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей «Радуга».
     Необходимость организации летнего отдыха детей и подростков на базе МБОУ Зазерская СОШ:
- летние каникулы составляют значительную часть свободного времени каждого ребёнка;
- не все родители в силу разных причин могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых в сельских условиях.
     Предполагаемая программа позволяет решить в комплексе образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, развивая ребёнка в целом: интеллектуально, нравственно, физически, эмоционально.
     Летний лагерь – это форма организации деятельности МБОУ-СОШ с.Мечетное, позволяющая:
значительно расширить формы организации воспитательного процесса, апробировать новые;
продолжить работу по реализации принципа преемственности между основным и дополнительным образованием.
     Главной составляющей данной программы является оздоровление детей. Мы обязаны помочь ребёнку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья.  Вот поэтому мы считаем, что в основе мероприятий воспитательного, познавательного, развивающего и др. направлений должны быть спортивные и подвижные игры, соревнования и конкурсы,  увлекательные путешествия. Личностно-ориентированное образование и воспитание основывается на идеалах здоровья как философии жизни, соединяющей в целое достоинства воли, тела и разума.
    Программу летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием  мы назвали «Радуга». На протяжении 18 дней ребята вместе с воспитателями будут путешествовать в культурном пространстве, открывая каждый день новую ветвь культуры. Они узнают много нового о культуре нашей страны, нашей области, района, хутора.
     В культурном путешествии будут участвовать три отряда.
    
 
  Программа разработана для детей 6-15 лет.
         Обязательным является вовлечение в лагерь трудных детей, детей – сирот, ребят из многодетных  и малообеспеченных семей.
        Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание в лагере для каждого ребенка – это, прежде всего оздоровление  путем приобщения к здоровому образу жизни, повышения потребности в совершенствовании физической, духовной, нравственной и социальной культуры.
НАГЛЯДНАЯ МОДЕЛЬ:
Отряд «Радуга», – все участники лагерной смены;  три звена: «Капелька», «Дождинка», «Солнышко»,   Командир, звеньевые – Совет отряда, по одному представителю от отряда в каждый центр - актив отряда.
1. «Я люблю свою Родину» (патриотический центр)
2.  «Спорт» (спортивно-здоровительный центр)
3. «Веселое настроение» (развлекательный центр)
4. «Планета – наш дом» (экологический центр)
5. «Я не волшебник, я только учусь» (художественно- творческий центр)
6. «Хочу все знать!» (познавательный центр)
7. «Пресс-центр» (информационный центр)
  Функции программы
 1. Воспитательная – различные мероприятия патриотической и экологической направленности способствуют нравственному становлению личности ребёнка;
2. Образовательная – данная функция будет реализовываться за счёт форм работы познавательного и информационного направления;
3. Развивающая – предлагаемые мероприятия будут способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала, спортивных навыков и достижений;
4. Компенсирующая – предусмотрена подготовительная индивидуальная работа с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (состоящими на внутришкольном учёте) и детьми из социально-незащищённых (многодетных, неполных) семей. Таким образом, пребывание этих детей в лагере компенсирует отсутствие или недостаток у них общего образования и семейного воспитания. В лагере эти дети будут обеспечены полноценным питанием, присмотром и досуговыми развлечениями.
 
   
 
Краткое описание программы.
Предполагаемая программа позволяет решить в комплексе образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, развивая ребёнка в целом: интеллектуально, нравственно, физически, эмоционально.
     Летний лагерь – это форма организации деятельности МБОУ-СОШ с.Мечетное, позволяющая:
значительно расширить формы организации воспитательного процесса, апробировать новые;
продолжить работу по реализации принципа преемственности между основным и дополнительным образованием.
     Главной составляющей данной программы является оздоровление детей. Мы обязаны помочь ребёнку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья.  Вот поэтому мы считаем, что в основе мероприятий воспитательного, познавательного, развивающего и др. направлений должны быть спортивные и подвижные игры, соревнования и конкурсы,  увлекательные путешествия. Личностно-ориентированное образование и воспитание основывается на идеалах здоровья как философии жизни, соединяющей в целое достоинства воли, тела и разума.
 
Цель летнего оздоровительного лагеря: создание единой образовательно-оздоровительной системы, способствующей восстановлению духовных и физических сил детей.
 Задачи:
Обеспечить активный отдых, используя различные виды физкультурно-оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, игровые физические упражнения, подвижные игры и эстафеты, массовые спортивно-оздоровительные мероприятия и т.д.).
Организовать процесс оздоровления детей:
проведение санитарно-просветительской работы;
соблюдение санитарно-гигиенического режима;
организация здорового питания;
организация витаминного стола
формирование умений и навыков заботы о своем здоровье;
Создать условия для формирования у детей нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей, воспитание любви к Родине.
Содержание деятельности
    Образовательная деятельность в рамках смены «Радуга» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей добровольческой деятельности в России, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края.
    Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
    Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.).Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива. 
Методическое сопровождение программ
-Основными методами организации деятельности являются:
Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
Метод коллективной творческой деятельности (КТД);
Метод проектной деятельности;
-Психологические услуги.
Психологические услуги предоставляются в следующих формах:
Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.  
Формы и методы работы
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации, КТД, игровые и творческие проекты. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
 
Механизм реализации
 
«Радуга» - смена лагеря дневного пребывания. Этапы реализации программы:
   1.Подготовительный:
-подбор кадров;
-подготовка методических материалов;
-подготовка материально-технической базы.
   2. Организационный:
-формирование отрядов;
-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
-оформление уголков отрядов.
   3. Основной (18 дней):
-образовательная деятельность;
-оздоровительная деятельность;
-культурно-досуговая деятельность;
-методическая работа с воспитателями.
   4. Заключительный:
-закрытие смены (последний день смены);
-сбор отчетного материала;
-анализ реализации программы и выработка рекомендаций;
-выпуск видеодневника (презентации).
Схема управления программой
      Участниками данной программы являются дети в возрасте от 6 до 15 лет различных социальных групп.
       Для организации работы по реализации программы смены:
-проводятся ежедневные планерки воспитателей;
-составляются планы работы, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
-проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены («Экран настроения»);
-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;
-сотрудники  обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;
-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.
     В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета командиров (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп  (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней). Основным по значимости в лагере является совет командиров.
      Обязанности командира отряда:
-посещать сбор совета командиров и доводить до отряда всю информацию, полученную на совете;
-планировать совместно с воспитателями работу своего отряда;
-следить за выполнением режимных моментов;
-отвечать за одно из направлений работы
Ожидаемые результаты
успешная реализация программы лагеря
творческий рост коллективов - участников смены;
знакомство, обмен опытом в процессе совместной деятельности;
налаживание взаимосвязи и различных форм сотрудничества между коллективами детей;
положительная динамика психического и физического здоровья учащихся;
убеждения в необходимости занятий физической культурой;
получение умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, самоуправления, социальной активности и творчества;
позитивное отношение детей к здоровому образу жизни;
Открытие новых способов взаимодействия с семьями для обеспечения единства воспитательного воздействия на детей.
План работы
ДЕНЬ МЕРОПРИЯТИЕ
 
 
 
«Открытие лагеря» Утренняя зарядка.
Минутка здоровья    
Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе». 
Операция «Уют».
Игры, конкурсы «Ярмарка идей».
Веселыми тропинками лета (открытие смены) «Здравствуй ЛЕТО-2016»!
 
 
День  «Мастеров»  1. Утренняя зарядка.
Минутка здоровья « Закаливание».
Беседа «Осторожно огонь ».
Конкурс «Дело мастера боится».
Подвижные игры на воздухе.
Подготовка к конкурсу талантов.
 
 
День  «Волшебства» Утренняя зарядка.
Минутка здоровья «Книги о здоровье».
«Там чудеса…»   конкурсная программа по сказкам.
 Конкурс рисунков «Волшебные краски».
Подвижные игры на воздухе.
Подготовка к конкурсу талантов.
 
«День сказок». Утренняя зарядка.
Минутка здоровья «Книги о здоровье».
Викторина по сказкам А.С.Пушкина.
 Конкурс рисунков «по сказкам А.С.Пушкина».
Подвижные игры на воздухе.
Посещение комнаты аэрофитотерапии.
 
«День талантов» 1. Утренняя зарядка.
Минутка здоровья    «Как ухаживать за зубами».
«Минута славы» -  конкурс талантов.
«Фабрика звезд -1» караоке.
Подвижные игры на воздухе.
 «День истории»
  Утренняя зарядка.
Минутка здоровья   «Путешествие в страну   витаминию»
Экскурсия в музей «История нашего хутора». Разучивание   русских игр.
Конкурс рисунков    «Мой любимый хутор».
Подвижные игры на воздухе.
Посещение тренажёрного зала.
 
День « Спасайкина» Утренняя зарядка.
Минутка здоровья «Солнечный ожог.Первая   помощь при ожоге».
Практические занятия по  Го и ЧС.
«Мой друг велосипед»-   конкурсная программа на территории школьного автогородка.
Урок безопасности «Один дома…».
  «День России »
Утренняя зарядка.
Минутка здоровья «Осанка –основа красивой  походки».
Мероприятие ко Дню России.
Конкурс рисунков к Дню России.   
Подвижные игры на воздухе.
Посещение комнаты аэрофитотерапии.
 
День   «Фантазий и юмора» Утренняя зарядка.
Минутка здоровья  «Правильное питание».
Викторина «Устами младенца».
Конкурс «Самый фантастический     проект».
« Мульти-Пульти –карнавал».
Занятия по интересам.
   
 
 «День здоровья  и спорта». Утренняя зарядка.
Минутка здоровья  «Мой рост и мой вес».
Подвижные игры на воздухе.
Малая спартакиада. Под девизом: «Мы  за здоровый образ жизни».
Конкурс рисунков «Дети  против наркотиков»
 
 
«День спартакиады» Утренняя зарядка.
Минутка здоровья  «Если хочешь быть здоров. Правильное питание».
Поездка в станицу Ермаковская на Спартакиаду.
Подвижные игры на воздухе.
Занятия по интересам.
Конкурс рисунков «Если хочешь быть здоров».
 «День экологии»  Утренняя зарядка.
Минутка здоровья «Зеленая аптечка»первая помощь при укусах насекомых.
Экологический десант (уборка территории школы и близ прилегающих улиц).
Праздник необычных цветов ( использование вторичного сырья).
Посещение комнаты аэрофитотерапии.
Занятия по интересам.
«День карнавала» Утренняя зарядка.
Минутка здоровья.
Подготовка к карнавалу костюмов ( использование вторичного сырья).
Праздник необычных костюмов «Мода лета -2016».
Спортивные игры на воздухе.
Занятия по интересам.                   
 
«День смеха» Утренняя зарядка.
Минутка здоровья.
Подготовка к празднику смеха.
Праздник смеха.
Посещение тренажёрного зала.
Мисс  и мистер лагеря
«Лето-2016» Утренняя зарядка.
Минутка здоровья «Как снять усталость с ног».
Конкурс « Мисс и мистер  ЛЕТО-2016».
Интеллектуальная игра  «Звездный час».
Матч по футболу.
Подготовка к конкурсу бантиков
 
 «День памяти и скорби»  Утренняя зарядка.
Минутка здоровья  « Закаливание»
Беседа «Осторожно водоем».
Митинг у памятника – мемориала.
Возложение цветов к братской могиле.
Конкурс военной песни и стихов.
Экскурсия в музей.
 
 
«День игр, игрушек, шариков и бантиков» Утренняя зарядка.
Минутка здоровья «Друзья Мой додыра и наше здоровье».
Фантазии на тему:    «Игры, игрушки, шарики и    бантики».
Подвижные игры на воздухе.
Посещение тренажёрного зала.
Закрытие лагеря Утренняя зарядка.
Минутка здоровья  «Гигиена в доме».
Закрытие лагерной смены«Праздничный концерт».
Посещение комнаты аэрофитотерапии.
Конкурс рисунков на асфальте «До свиданья, лагерь!».