Государственная политика в области образования РФ

Государственная политика в области образования РФ






1 слайд
В Законе Российской Федерации "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Достижение определенного образовательного ценза удостоверяется соответствующим документом.
Статья 43 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
2 слайд
Фундаментальными основами государственной политики в области образования в Российской Федерации являются:
Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права
3 слайд
Приоритеты образовательной политики
Зафиксированы в:
Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (ННШ)
Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел 3 «Образование» (одобрена правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36)
Основных направлениях деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2оо8 г. № 1663-р)
Приоритетном национальном проекте «Образование» на 2011-2013 годы
Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы.
4 слайд
Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых законодательно образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации.
Общее образование является обязательным.
Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
5 слайд
Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.

Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
6 слайд

Проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования обеспечивает Правительство Российской Федерации.
Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования
В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.
7 слайд
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
8 слайд
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Внедрение инноваций в педагогическом коллективе МБОУ № 21 «Жемчужинка» в условиях модернизации образования.

Изучение механизма внедрения нового в педагогическом коллективе всегда привлекала внимание экономистов, педагогов и психологов. Потребность в нововведениях начинается с формирования проблемного сознания, с заинтересованности коллектива новыми идеями и технологиями
9 слайд
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей
дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа - детский сад №21 «Жемчужинка» Сальска с момента организации (1993г.) функционирует в режиме системных преобразований.
10 слайд
С 1994 года является одним из учреждений Ростовской области, реализующих и адаптирующих к своим условиям инновационную программу непрерывного образования «Золотой ключик», разработанную сотрудниками Института психологии им.Л.С.Выготского РГГУ, (авторы: доктор психологических наук Г.Г.Кравцов, доктор психологических наук Е.Е.Кравцова). Многолетний опыт работы позволяет сделать вывод, что программа содержит не локальные изменения, а преобразования во всех звеньях: в организации учебно-воспитательного процесса, в содержании, в формах и методах.
11 слайд
Начинать было трудно. Но сегодня, когда  образовательные стандарты обязывают к тому, что мы давно уже делаем, вся наша большая дружная педагогическая семья искренне радуется: ведь все эти годы мы двигались в нужном направлении, благодаря «Золотому ключику». И удивляемся:  насколько  уникальна и универсальна эта программа! В чем особенности организации жизни и обучения детей в нашем учреждении?
12 слайд
Согласно данным психологии, дети от 3 до 10 лет принадлежат одной эпохе развития - ДЕТСТВУ, существенно отличающейся как от раннего возраста ( до 3 лет ), так и от подростничества (после 10 лет ). Я думаю, что дошкольное образование бессмысленно модернизировать без переделки начальной школы. Исследуя гендерные различия воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста ученые получили интересные факты. У шестилетних детей творческое воображение есть, а к концу четырехлетнего обучения в школе воображение исчезает. В целом это объяснимо. Ребенок чем ближе действует к образцу, тем лучше для учителя. Начальная ступень системы образования, с этих позиций, включает в себя дошкольный и младший школьный возраст и должна строиться по единой логике, адекватной закономерностям психического развития детей этого возраста. В нашем образовательном учреждении живут и учатся в разновозрастных группах дети от 3 до 10 лет с равномерной представленностью детей разного возраста. Что дает детям такое общение? Школьники являются естественными носителями детской субкультуры и игрового опыта, имеют возможность полноценно общаться с дошкольниками, малыши легче учатся у
старших товарищей, имея перед глазами перспективу
собственного роста. Школа работает в режиме полного дня. Обеспечивается актуализация «зоны ближайшего развития» каждого ребенка. Происходит естественное саморазвитие игры и других видов деятельности детей, коррекция их трудностей. На первое место выходит работа с микрогруппами детей и специальная организация событий и ситуаций.
Необходимым моментом модернизации образования является вариативность, которая важна для всех участников образовательного процесса ( детей, педагогов и родителей).
Школьники являются участниками всех происходящих событий. Малыши с нетерпением ждут возвращения школьников с занятий, т.к. только благодаря им могут продолжить путешествие или событие.
Т.е. в условиях нашего учреждения школа и детский сад являются «единым организмом». У детей, поступивших в первый класс, уже сформирована учебная деятельность.
13 слайд
С 1999 года внедрена авторская программа Н.Н.Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста», которая позволила поднять на новый качественный уровень всю деятельность здоровьесберегающего направления, о которой говорится в национальной инициативе « Наша новая Школа». Если говорить о здоровье детей, то само содержание и принципы работы являются эффективной здоровьесберегающей технологией. На основе этой программы мы разработали и с хорошими результатами много лет внедряем перспективную оздоровительную программу, которую так и назвали «Золотой ключик к здоровью»
14 слайд
В настоящее время в стране развернулось движение за инклюзивный подход к образованию. Ведь изоляция, неуважение, непонимание инвалидов корнями уходят в детство. И давать навыки общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья надо с ранних лет. С 1 января 2003 года с целью оказания индивидуально-ориентированной помощи детям с проблемами психофизического и социального развития на базе «Жемчужинки» создано отделение надомного обучения, получившее в 2004 году статус областной экспериментальной площадки по разработке интегрированной системы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В течение восьми лет в учреждении наработан опыт оказания квалифицированной психолого-педагогической и социальной поддержки детям с ОВЗ и их родителям, создана система комплексной индивидуализированной помощи, которая обеспечила каждому нуждающемуся ребенку адекватные его возможностям условия развития и воспитания.

15 слайд
Поиск, самостоятельный выбор инновационных форм работы стал нормой деятельности педагогов учреждения.
В рамках начавшегося с 2004 года в РФ эксперимента по предшкольному образованию «Жемчужинка» одной из первых в районе открыла группу кратковременного пребывания «Будущий первоклассник», по результатам деятельности которой более 60% детей к поступлению в школу показали высокий и средний уровень развития познавательной деятельности, по развитию мотивации 59%, мышления 55%, внимания- 68%, воображения 52%, моторики 58%. Предшкольное образование вызвано необходимостью равных стартовых возможностей детей на пороге школы. А поэтому во главу предшкольного образования должен быть поставлен социальный запрос, но не безликого общества, а со стороны родителей каждого отдельного ребенка.
16 слайд
Работа учреждения ведется в постоянной связи с наукой.
Важным этапом механизма внедрения инноваций является анализ и учет, анализ и контроль, т.е. обратная связь.
Результативность работы определяется высоким уровнем
педагогического потенциала, программно методического, ресурсного и материально-технического обеспечения.

17 слайд
Инновационный режим учреждения стимулирует постоянный рост, непрерывное образование педагогов. В МБОУ работают специалисты высокой квалификации: педагогический коллектив активно участвует в различных конкурсах, выставках, конференциях, семинарах.
18 слайд-19 слайд
Педагоги стали победителями районных и областных конкурсов: воспитатели Стребняк Ольга Викторовна и Орехова Ольга Георгиевна стали победителями конкурса «Лучший педагогический работник дошкольного образования Ростовской области», лауреатами премии Главы Администрации ( Губернатора) в 2008 и 2010 г.г.
Все это обусловило интерес к деятельности МБОУ №21 «Жемчужинка» работников образования города, района и области. Наработанный опыт педагогический коллектив активно транслирует через открытые занятия, семинары, выступления на областных и межрегиональных конференциях. ОИПК и ПРО планируется создание на базе МБОУ областной пилотной площадки по духовно- нравственному воспитанию.
20 слайд
В течение ряда лет МБОУ №21 сохраняет первенство в Муниципальной системе образования Сальского района по работе в инновационном режиме.
В 1999 году учреждение становится лауреатом Всероссийского конкурса «Детский сад года», дипломами Министерства общего и профессионального образования Ростовской области дважды отмечено за участие в ежегодном областном образовательном фестивале «Образование. Карьера. Бизнес.» В 2005 году в областном конкурсе в поддержку инновационной работы экспериментальных площадок за проект «Преодоление» по организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья МБОУ № 21 получило 1 областной грант в размере 100 тысяч рублей. Практические материалы по организации в МБОУ компенсирующего обучения были опубликованы в сборнике Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, по предупреждению детского дорожного травматизма в областном сборнике, посвященном 70-летию ГИБДД, по организации непрерывного образования в сборниках Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, по внедрению инноваций в газете «Детский сад. Управление». В 2006 году учреждение транслировало свой опыт по здоровьесберегающей деятельности на международной научной конференции « Достижение и перспективы «Театра физического воспитания и оздоровления детей в норме и при патологии» в г. Одесса.
В 2008 году репортаж об образовательных инновациях нашего учреждения был показан пятым каналом центрального телевидения. В 2009 году коллектив МБОУ №21 победитель конкурса творческих работ им. Святителя Димитрия Ростовского, организованного Министерством образования Ростовской области и Отделом религиозного образования и катехизации Ростовской епархии.

Слайд 21
Воспитанники МОУ являются постоянными участниками и победителями областных конкурсов.
Взяв старт победных достижений в дошкольном и младшем школьном возрасте, воспитанники добиваются успехов в творческой, спортивной, интеллектуальной сферах. Их успехи заносятся в банк достижений выпускников «Жемчужинки» и служат примером для подражания малышам.
22 слайд
Командные достижения воспитанников учреждения во многом определяются изменением образовательного процесса. Сохраняя общие цели воспитания: укрепление физического и психического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия, интеллектуального развития воспитанников, в целях установления партнерских отношений в плане « ребенок-родитель-педагог» в условиях реализуемой программы происходит совершенствование форм, способов и тактик личностно-ориентированного общения педагогов с детьми.
23 слайд
Дошкольное детство- это образ жизни, а не время пребывания ребенка в детском саду. Поэтому главное-это создание социальной среды, окружающей ребенка, а иначе получается, что ребенок живет как бы в двух мирах- есть дом и есть детский сад и эти миры между собой не пересекаются и никак не сочетаются. Постоянно меняющиеся интерьеры, декорации, костюмы, уголки уединения, предметы быта той исторической эпохи или события, в которое мы погружаемся с детьми. Масса разнообразных числовых, цифровых таблиц, ребусов, ось
24 слайд
Времени, разнообразные календари, географические карты, глобусы, всё это – для ориентировки в микро – и макро–времени и пространстве для построения собственного пространства и самостоятельной детской деятельности. Мы постепенно расширяем жизненное пространство и круг общения наших воспитанников: группы и классы ходят друг к другу в гости, совместные праздники и общие для всех события. Походы и экскурсии с мамами и папами в лес, в кафе, семейные праздники на дому. Дети свободно перемещаются по всему зданию. Для них открыты все двери: от кабинета главной волшебницы (директора) и её помощниц – добрых фей до кабинета «Хорошее настроение» (кабинет психологов). Начинать надо с семьи, с системы консультаций для родителей. Программа «Золотой ключик» действительно снимает проблемы отчуждения педагогов и родителей – от детей,  школы- от семьи, знаний -от жизни и обеспечивает единое образовательное пространство на протяжении всей начальной ступени образования.
Более 80% детей ежегодно показывают высокий уровень психологической готовности к школьному обучению, более 60% - по подготовке к обучению грамоте.
Мониторинг здоровья детей с 2003 по 2008 год свидетельствует о снижении количества частоболеющих детей с 30% до 17%. По данным анкетирования МБОУ 93,5% родителей удовлетворены результатами работы по физическому воспитанию и оздоровлению детей, 92,6% - уровнем подготовки детей к школьному обучению.
Главное в образовании понять не то, что мы можем дать ребенку, а то, что ему нужно!
25 слайд
В декабре 2010 года МБОУ №21 «Жемчужинка» стало лауреатом областного этапа Всероссийского конкурса «Детские сады детям», организованного по решению Бюро Высшего совета Партии «Единая Россия», и удостоено грамот Регионального исполкома Ростовского РО Партии «Единая Россия» в 3-х номинациях и ценного подарка.
26 слайд
Оценкой труда всего коллектива является награждение Ерёменко В.Н. как руководителя 7 мая 2011 года высокой государственной наградой медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Указ о награждении подписан президентом Российской Федерации Медведевым Д.А.
Опыт инновационной работы учреждения систематически освещался в средствах массовой информации района, области и страны.
Уважаемые коллеги! Всех, кого заинтересует опыт нашей работы, мы приглашаем в наше образовательное учреждение!
27 слайд



















Материалы итоговой аттестации курсов заместителя руководителя ОУ по проблеме «Профессиональная компетентность заместителя руководителя в сфере инновационного управления ОУ»

Тема: «Государственная политика в области образования РФ»