Исследовательская работа обучающейся Старченко Екатерине , С неба — в бой


Исследовательская работа на районную краеведческую конференцию «ЖИВИ,ЗЕМЛЯ ЧУНСКАЯ»Тема: «С НЕБА – В БОЙ»Выполнила: Старченко Екатерина, ученица 8 А класса МОБУ СОШ № 2 р.п. Октябрьский Есть и в нашей семье свой герой- это мой прадед Иван Георгиевич Старчак Его памяти и 70-летию Великой Победы я посвящаю свою работу. Моя цель: проследить боевой путь И.Г.Старчака.Задачи исследования:Изучить книги 1) И.Г.Старчака «С неба – в бой», 2) И.Лемберика «Капитан Старчак».  Выполнено:1) изучены указанные книги;2) беседа с внучкой Н.Г. Старчака – Н.В. Старчак, моей мамой;3) знакомство с материалами о И. Г. Старчаке в интернете (Патриот.ру; Солдаты России.ру) Книги из домашней библиотеки: Авторы:И.Лемберик- корреспондент дивизионной газеты. Авторы:И.Г.Старчак – парашютист-десантник.«С неба – в бой» написана моим прадедом о действиях воздушно-десантного отряда в тылу врага в годы ВОВ .«Для меня местом в жизни была и есть армия, в которой я служу с мальчишеской поры,»- так рассказывал фронтовому корреспонденту мой прадед. «Родился я и рос в большой трудовой семье . Отца забрали в 1915 г. на фронт, откуда он больше и не вернулся. Семья из шести человек осталась на руках матери. Вот и пришлось мне бросить школу и начать трудовую жизнь. Сразу после империалистической началась гражданская война. У нас в Забайкалье - я уроженец Полтавщины, а вырос на Востоке- позже, чем на Западе, удалось с белогвардейцами расправиться. В наших краях действовал атаман Семёнов. С приходом партизан у нас в пограничном уездном городке Кяхте установилась Советская власть. Но впереди были новые бои, новые испытания. Вот почему мы, комсомольцы шли по своей охоте в ряды армии. Взял в шестнадцать лет винтовку и я.» Так я узнала, что мой героический прадед начал свой боевой путь ещё в Гражданскую войну. «После войны, как пишет военный корреспондент И. Лемберик, - послали Старчака в школу красных командиров – во Влади-восток, после окончания которой служил в кава-лерийской разведке. « Действия войсковой конной разведки,- рассказывал Старчак, – во многом сходны с действиями мелких десантных групп. Внезапное появление, наблюдение, удар, уход. Вот почему мне теперь легче, чем если бы я не прошёл такой школы. Я служил на одном из островов, затерянных в Японском море, когда в нашей газете «Тревога» , появился призыв: « Комсомольцы, на самолёт!» Подал рапорт и я. И вот приказ- направить командира взвода разведки Ивана Георгиевича Старчака в авиацию. Тогда то я и ступил на тропу парашютного спорта .Это было в 1931г.» У Старчака сохранилась лётная книжка , где записаны все прыжки, начиная с тридцать второго года ,- продолжает повествования военный корреспондент . Указано в ней , с каких самолётов были совершены прыжки . Прыжков много , Старчак самый первый в нашей стране совершил тысячу прыжков . На жетоне, подвешанном к его значку мастера парашютизма , выграверенно цифра 1096. Прыжок прыжку- рознь. Есть , оказывается, обыденные, лёгкие, а есть сложные, например, в горах или на море. У Старчака были и такие. В его лётной книжке записано 89 прыжков, 36- с самолётов, совершавших фигуры высшего пилотажа, 87- затяжных. Одна такая затяжка продолжалась 72 секунды. "Старчак- это талант. Сейчас таких мало. Он один из первых стал прыгать не только из петли Нестерова, но и из таких фигур высшего пилотажа, как штопор, переворот, пике, виражи"- сказал корреспондент, мастер парашютного спорта Алексей Белоусов. Я восхищаюсь своим прадедом. Обращаюсь к книге прадеда " С неба- в бой" Глава называется "Пять октябрьских дней". « В конце августа меня вызвал командующий ВВС Западного фронта Мичурин, он приказал отправиться в Юхнов и создать там базу для подготовки парашютистов к засылке во вражеский тыл. Юхнов, что я знал о нём? Пожалуй только то, что он раскинулся на берегу полноводной Угры, протекающей среди дремучих лесов. Именно здесь в 1480 г. было знаменитое "Стояние на Угре", после которго закончилось 240-летнее монголо-татарского иго, а в 1812 году действовали партизаны. Часто по вечерам боец Борис Петров, который очень любил поэзию , читал нам стихи Пушкина, Лермонтова, Маяковского. Особенно отвечали нашим чувствам строки из " Бородино": "Ребята! Не Москва за нами? Умрём ж под Москвой." «Да, столица была за нами. Всего в двухстах километрах. Москва была для нас не просто тылом, она была нашим сердцем.»“За нами Москва, умрем как один, но немцев задержим.” - говорил мой прадед. Утром, 4 октября, вернувшись из очередного полёта, только, только прикорнул в своей землянке, как меня кто то начал трясти за плечи:- Товарищ капитан, проснитесь, полк улетает! Я быстро натянул сапоги и выскочил наружу. Над леском, на небольшой высоте с гулом шли в сторо-ну Москвы четырёхмоторные бомбар-дировщики, один за другим подни-мавшиеся с аэродрома. Если мы не остановим гитлеровцев здесь, в Юхнове, то они беспрепятственно дойдут до Малоярославца. Но сможем ли мы успешно оборонять город столь малыми силами, не имея орудий, пулемётов, танков? Высланная мною разведка подтвердила, что гитлировцы прорвали фронт и по Варшавскому шоссе стреми-тельно движутся на Юхнов. Из всех, кто находился в городе, создал отряд. Комиссаром его назначил Щербину, своим заместителем - Кобачевского, начальником штаба-Наумова. Я решил организовать оборону не в самом Юхнове, а тремя километрами восточнее , там где мы обычно проводим занятия по тактике и сапёрной подготовке. Лейтенант Николай Николаевич Сулимов предложил первым делом уничтожить мост через Угру. С предложением Сулимова нельзя было согласиться . В неприятельском тылу оказалось немало наших частей. Они конечно, будут пробиваться на восток. И мост ещё может пригодиться . Я приказал его заминировать , но пока не подрывать . Нам предстояли тяжёлые испытания. Иван Георгиевич подробно в своих мемуарах описывает эти события , заставляя удивляться и восхищаться мужеством этих людей , их находчивости и военной мудрости. 430 человек на 5 дней задержали армейские группы Гудериана и 4-ой армии фон Клюге . Об этих событиях рассказывают архивные документы Западного фронта и большая статья полковника Санина «Стойко оборонять дороги « в газете «Красная звезда» 1941г. Об этих же событиях на Угре поведал и писатель Николай Богданов в очерке «Советские богатыри», И.Лемберик в повести «Капитан Старчак» пишет : « Однажды капитан привёл любопытной факт , подсчитал с линейкой в руках , что гитлеровская армия со всеми её танками , самолётами, автомашинами наступает медленнее наполеоновской ."Выходит,- проговорил Старчак, - что мы и сами не заметили, как немецкая идея "молниеносной войны" провалилась". И вновь обращаюсь к мемуарам моего прадеде. "Незаметно пришла зима, а с нею и добрые вести.5-6 декабря началось контрнаступление под Москвой. Ко мне то и дело обращались с одним и тем же вопросом:"Когда полетим?". Вскоре вспомнили и про нас. В штабе ВВС Западного фронта командующий сказал :"В четыре часа дня 12 декабря ваш десантный отряд должен высадиться в районе Теряевой Слободы . Надо не дать немцам уйти из под Клина. При подготовке к высадке немало выдумки проявили наши ребята . Так, например, чтобы легче было отыскать в ночное время, да ещё в глубоком снегу, сбрасываемый груз, кто то предложил: "Давайте, вмонтируем в парашютные камеры обычные электрические звонки." Подаётся команда на взлет. Один за другим, вздымая снежную пыль, уходят со старта покрытые инеем тяжёлые корабли.Пилоты замечательные. Их знают за пределами части. Это здесь долгое время служил Николай Гастелло. В своих мемуарах мой прадед мало рассказывает о себе, а много и с гордостью о своих боевых товарищах. " Для того, чтобы приготовиться к рейду в районе Юхново отряду Старчака дали всего три дня:1,2 и 3 января .На рассвете 4-го парашютисты должны быть на месте. Самолёты шли по огненному коридору. Старчаку , который уже десятки раз летал в тыл врага , не доводилось видеть такого моря огня. в одном из архивов сохранилось боевое доненсение, посланное Старчаком. В документе сказано, что при высадке погибло 62 парашютиста, это 15% численности отряда .Ещё несколько строк из боевого донесения" Частью сил десант разрушал ж/д пути и уничтожал вражеские грузы и их охрану. 5 января десантный отряд вышел к платформе Костино и взорвал находящийся вблизи неё мост. 8 января он занял станцию Мятлево и захватил два ж/д эшелона с 28 танками .С 8-19 января велось доуничтожение неприятельских в районе Метяево и очищение занятой территории от немецко-фашистских войск. Чтобы вывести свою боевую технику из под удара, немецкие инженерные подразделения возводили на реках ледовые переправы. Старчак решил помешать противнику . Он и его товарищи устраивали препятствия в виде наледей и полыней, расположенных в шахматном порядке, вскрывали участки льда на реках, взрывали ледяные мосты. Десантники не давали себе ни минуты передышки, пробивая пешнями проруби. Работали, стоя по колено в ледяной воде. Старчак первым вошёл в воду , увлекая за собой других, - иного выхода не было : разведчики доносили , что приближается огромная колонна вражеских танков, и надо было во что бы то ни стало преградить ей путь. Коченели ноги. Но капитан не мог разуться: чтобы снять валенки, покрытые коркой льда, их пришлось бы разрезать. Он мечтал о том, что, закончив устройство препятствий для танков, пойдёт вместе с товарищами в лес, разведёт костёр, согреется, обсушится. Потом Иван Георгиевич перестал ощущать боль в ногах , Это немного успокоило его. Близился рассвет. Снег из чёрного сделался синим, потом голубым. Старчак почувствовал, что не может стоять, покачнулся и упал. Бедрин подбежал к нему:- Что с вами товарищ командир?Старчак махнул рукой:- Ничего, обойдётся, видно, устал...Бедрин побежал за Петровым и Авдеенко.Когда он вернулся, Старчак был без сознания. Парашютисты, сделав из досок, отодранных от снегозащитных щитов, носилки, положили на него командира. Разрезали валенки Старчака и смёрзшиеся портянки, стали растирать его побелевшие ноги спиртом. Старчак не приходил в себя. Радист связался со Штабом Военно-воздушных сил, и через несколько часов на опушке приземлился санитарный самолёт. Лётчик каким-то чудом нашёл ночью лесок, где расположились десантники. Петров и Бедрин уложили Старчака в фюзеляж самолёта, укутав командира тёплыми куртками. Саша Кузьмина устроилась на сиденье, расположенном позади пилотского, и самолёт, разбежавшись на лыжах, поднялся в воздух. Это было на восемнадцатый день боевых действий десантников во вражеском тылу близ шоссе Медынь- Мятлево- Юхнов. Отряд вернулся из вражеского тыла без командира, отряд, где роты стали взводами, а взводы- отделениями. Было четыреста шестнадцать парашютистов, осталось восемьдесят семь. Госпиталь, куда меня привезли, находился на окраине Москвы, в одном из общежитий сельско-хозяйственной академии. 27 января 1942г. начальник штаба ВВС Западного фронта С.А.Худяков, навещая прадеда, сообщил ему добрую весть ; о награждении его орденом Ленина, Ивану Георгиевичу удалили пяточную кость и пальцы. Вспоминая, Георгий Константинович Жуков писал: «К счастью на Юхновском направлении под Москвой оказались десантники под командованием м-ра Старчака И.Г.» После операции мне довелось ещё не раз прыгать с парашютом в тыл врага, выполнять сложные боевые задания, взаимодействовать с украинскими и белорусскими партизанами , дойти до Берлина , затем служить в пограничных войсках. «Старчак – отчаянный командарм,» - такую оценку дал ему маршал Советского Союза С.М. Буденый Памятник десантникам И. Г. Старчака (в центре), лётчику А. Г. Рогову  (слева) и водителям Великой Отечественной войны (справа). Почетный гражданин города Кяхты и пос.Юхного. В Кяхте одна из улиц названа его именем .В Центральном музее Вооруженных Сил один из стендов посвщен подвигу И.Г.Старчаку и его десантникам Награды прадеда:Орден Красного Знамени 1 ноября 1942 годаОрден Ленина 27 Января 1942 годОрден Отечественной войны 1 степени Орден Красной звезды1943 год СентябрьМедаль «За отвагу»Медаль «Партизану отечественной войны» Медаль «За оборону Москвы»Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945» Следующая моя задача: изучить вторую книгу моего прадеда «Время выбрало нас» Спасибо за внимание.