Формирование учебно-познавательной компетентности на уроках физики. // Реализация компетентностного подхода в школьном естественно-математическом образовании. Теоретические основы компетентностного подхода: опыт реализации. — Тюмень: ТОГИРРО, 2010

г. Ялуторовск, МОУ «Средняя общеобразовательная школа имени Декабристов»
Учитель: Шемякина Ирина Петровна
Формирование учебно-познавательной компетентности на уроках физики.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения.
Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.
Одним из направлений компетенстного подхода является правило: «Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике», поэтому на всех уроках я постоянно связываю теорию с реальными примерами из жизненного опыта.
Например, в 8 класса тема: «Виды теплопередачи.» реально связана со многими жизненными ситуациями, практическими примерами.
В начале первого урока рассматриваются способы изменения внутренней энергии, при использовании следующих примеров:
Руки нагреваются, если их потереть друг о друга или подержать над огнём.
Объясните, за счет чего происходит изменение температуры рук.
Молоток будет нагреваться, когда им отбивают косу и, когда он лежит на солнце в жаркий летний день.
Назовите способы изменения внутренней энергии молотка в обоих случаях.
Если к точильному камню прижать кусок стали, то сыплются искры.
Каково их происхождение?
Почему наружные части сверхзвуковых самолетов приходится охлаждать
при помощи специальных аппаратов?
Данные вопросы помогают ребятам реально различать два способа изменения внутренней энергии, подтверждая их примерами из жизни.
Следующий этап-урок понятие первого вида теплопередачи - теплопроводность.
После введения понятия теплопроводности, рассматриваем конкретные примеры:
Почему стеклянную палочку, накаленную с одного конца, можно держать за другой конец, а железный прут нельзя?
В какой посуде пища подгорает легче и быстрее: в медной или железной? Почему?
В каком чайнике вода нагреется скорее: в новом или старом, на стенках которого имеется накипь?
Фарфоровая кружка с чаем или кофе не обжигает губы, а алюминиевая
обжигает. Почему? В какой из этих кружек кофе остынет быстрее?
Опытные хозяйки, прежде чем наливать в стакан крутой кипяток, опускают в него чайную ложку. Как вы думаете, для чего?

Такой блок вопросов помогает ребятам понять практическое представление теплопроводности, выделяет ее особенности и свойства. Помогает приводить собственные примеры.
Следующий урок по теме: «Конвекция» (второй вид теплопередачи)
при проверка домашнего задания задаю вопросы:
Какая почва прогревается солнцем быстрее: влажная или сухая?
Почему глубокий рыхлый снег предохраняет озимые хлеба от вымерзания?
Подсчитано, что теплопроводность сосновых досок в 3,7 раза больше, чем сосновых опилок; теплопроводность льда в 21,5 раза больше, чем
свежевыпавшего снега (состоит из мелких кристалликов льда). Чем объяснить такую разницу?
Почему выражение «шубу греет» неверно? А как верно сказать?
Почему мех, пух, шерсть зимой предохраняют от холода, а летом защищают от жары?
Человек чувствует прохладу на воздухе при температуре 20С, а в воде зябнет при температуре 25С. Почему?
Почему в старой зимней куртке со сбившейся ватой зимой холоднее, чем в новой?
В одежде из синтетической ткани в холод холоднее, а в жару теплее, чем из шерстяной. Почему?
Данный опрос в начале урока способствует проверке домашнего задания, и показывает различие между теплопроводностью и конвекцией при изучении нового понятия.
Для подтверждения практической наглядности нового понятия - конвекция, рассматриваются примеры:
Почему отопительные батареи в комнате устанавливают у пола, а форточки для проветривания помещают в верхней части окна?
Как быстрее охладить содержимое кастрюли:
а) поставив кастрюлю на лёд;
б) положив лёд сверху на крышку?
Когда чай или кофе остынут быстрее:
а) когда их перемешивают ложкой;
б) когда просто ждут, пока остынет?
Почему?
Почему оконные стёкла зимой начинают замерзать снизу раньше и в большей мере, чем сверху?
Ранней весной, чтобы предохранить растения от заморозков и ночного холода, их закрывают тонкой полиэтиленовой плёнкой. Почему тонкая плёнка спасает растения?
При разборе примеров ученики получают наглядное проявление конвекции в реальной жизни. Затем, вместе даем определение конвекции, выявляя причинно-следственный характер явления, и выделяем отличительные признаки.
Следующий урок: «Излучение».
Для выделения следующего вида теплопередачи даются задания:
Летом воздух в здании нагревается, получая энергию различными способами: через стены, через открытое окно, в которое входит тёплый воздух, через стекло, которое пропускает солнечную энергию. С каким видом теплопередачи мы имеем дело в каждом
из этих случаев?
В результате выделяем три способа передачи тепла, говорим, что третий способ не относится к теплопроводности и конвекции, приводим отличительные признаки и выявляем характерные для него. Затем приводятся вопросы для закрепления понятия излучения:
В каком чайнике быстрее согреется вода? В каком из этих чайников она дольше останется горячей?
Кроме красоты и требований гигиены, какие другие есть ещё соображения, что холодильники изнутри и снаружи красят в белый цвет?
Какого цвета следует носить одежду зимой и летом? Поясните, почему?
В каких сосудах жидкость охлаждается быстрее: в темных шероховатых или светлых полированных?
Вы собирались завтракать и налили в стакан кофе. Но вас просят отлучиться на несколько минут. Что надо сделать, чтобы кофе к вашему возвращению был горячее: налить в него молоко сразу перед уходом или после, когда вы вернётесь? Почему?
Два одинаковых термометра выставлены на солнце. Шарик одного из них закопчен. Одинаковую ли температуру покажут термометры?
Земля непрерывно излучает энергию в космическое пространство. Почему же Земля не замерзает?
Последний заключительный урок способствует проверке и подведению итогов знаний полученных учащимися на предыдущих занятиях, выделению основных явлений в более сложных примерах практической направленности.
На нем рассматриваются следующие вопросы:
В какой среде возможна передача тепла конвекцией, теплопроводностью, излучением? Почему?
Почему поверхность ракет, дирижаблей, воздушных шаров, спутников, самолётов, окрашивают серебристой краской?
Какой краской, тёмной или светлой, лучше окрасить солнечные батареи, установленные на борту ракет или спутников?
Для чего животные и птицы весной «линяют»?
Почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок?
Ранней весной, чтобы предохранить растения от заморозков и ночного холода, их закрывают тонкой полиэтиленовой плёнкой.
На чём основан этот способ защиты растений?
Почему труба, по которой вода возвращается в котёл водяного отопления, подводится к нему снизу, а не сверху?
Такой способ выдачи материала позволяет:
1) выдавать знания так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью, так как каждое явление всегда сопровождается материалами и примерами из жизни.
2) на данных уроках часто используется вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно, так как понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
3) воспитанию активности. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества. Поэтому на уроках всегда используется активная беседа, активный опрос, постоянная взаимосвязь с детьми.
4) понять ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.




15