Комбинированный урок математики и истории Закрепление письменных приёмов умножения и деления на двузначное число. Археология.(4 класс)
Комбинированный урок математики и истории в 4 классе
Тема. Закрепление письменных приёмов умножения и деления на двузначное число. Археология.
Цель: закрепить письменные приёмы умножения и деления на двузначные и однозначные числа; расширить представление об археологии.
Задачи: закреплять приёмы устных и письменных вычислений; учить соотносить год с веком;
развивать речь, мышление, вычислительные навыки, любознательность, умение отличать математические термины от исторических;
воспитывать уважение к культурному наследию наших предков, любовь к Родине и её прошлому.
Планируемые результаты: ученики смогут правильно использовать письменные приёмы умножения и деления на двузначное число; будут иметь представление о работе археологов; установят связь между науками математикой и археологией; сделают вывод о необходимости математических знаний в жизни; смогут обобщить материал.
Оборудование: карточки с примерами, цифровые карточки, рисунки археологических находок, кроссворд, карточки с текстами об археологии; краткие сведения об археологах; слайды.
Ход урока.
I.Орг. момент.- Давайте встретим сегодняшний день с улыбкой и добротой. Улыбнитесь. Вспомните слова песни: «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся».
II.Сообщение темы урока.- Сегодня у нас необычный урок математики. На уроке мы постараемся объединить свои знания по математике со знаниями по истории.
Вы ещё не изучаете историю как предмет в школе, но интересуетесь многими вопросами, касающимися истории. На некоторые из них мы уже отвечали.
- Что изучает история? (История изучает жизнь наших предков).
III. Работа по теме.
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Оформление тетради.
Чистописание: 2013
2014
- Что вы можете сказать об этих числах? Назовите разряды, из которых они состоят.
- Что ещё можете сказать? ( 2013-2014 учебный год).
2. Разминка (устный счёт).
- К каждому столбику примеров найдите соответствующую карточку с ответами:
168:14 280:20 640:80
1900:100 13*5 2800:40
12 19 14 65 8 70
- Почему вы выбрали именно эту карточку?
3. Актуализация знаний.
Сведения об исторических датах.
- На этих карточках не просто ответы к примерам. Это даты важных исторических событий. Они соответствуют определённым векам.
- Что такое век?
- Назовите год и век, в котором происходило событие, названное мною.
1219 – пал город Отрар – один из крупных земледельческих районов Казахстана. Многочисленные войны сделали своё дело: на месте некогда цветущего города остались руины, застывшие развалины городов и селений, замков и башен.
( Слайды 1, 2, 3)
1465 – образование Казахского ханства.
870 – родился Абу Насыр аль-Фараби (выдающийся средневековый математик, философ, учёный).
- А какой год у нас сейчас? В каком веке мы живём?
4.Самостоятельная работа по вариантам.
Повторение исторических понятий.
- Вы уже знакомы с некоторыми историческими понятиями. Вспомним их. Они зашифрованы. Выполните вычисления, отгадайте слова.
Ключ к расшифровке.
1) Е Л О П С Ь И Т
25380 2262 10251 38 307 8 7 13068
174*13 л
2115*12 е
594*22 т
603*17 о
1634:43 п553:79 и
27323:89 с
456:57 ь2) С Е Р Т А Б
307 5082 50922 65 7 8032
251*32 б
363*14 е
2214*23 р726*7 е
27323:89 с
1625:25 т
329:47 а
-Объясните значение этих слов.
(Летописи - исторические произведения XI-XVII вв., в которых повествование велось по годам.Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: “в лето” — отсюда название — летопись.
Береста – это верхний слой березовой коры. Этот природный материал, можно сказать, «добывается» в лесу. В древней Руси на бересте писали)ФизминуткаЧтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
5.Подготовка к усвоению нового понятия.
- Теперь вспомним и математические понятия. Я предлагаю разгадать кроссворд.
(У каждого ученика на парте. Один работает у доски)
1
2
3
4
5
6
7
8
Как называется результат сложения?
Как называется прямоугольник, у которого все стороны равны?
Как записывается латинская буква «икс»?
Что обозначает цифра в числе 2443?
Как называются числа, при записи которых используют один знак?
Инструмент для измерения отрезков?
Каким действием можно заменить сумму одинаковых слагаемых?
Геометрическая фигура, имеющая 3 стороны, 3 угла, 3 вершины?
6. Самостоятельное изучение материала об археологии.
- Какое слово у вас получилось по вертикали? (археолог). Что такое археология? Кто такие археологи? (Чтение текста. Текст у каждого ученика). Археология — это наука, которая знакомит нас с жизнью людей, обитавших на Земле в прошлом. Она занимается изучением всего, что осталось от древних двуногих обитателей нашей планеты.
Археология возникла в то время, когда люди впервые стали интересоваться историей развития человечества.
Как археологи узнают, что они находят?
Археолог откапывает вещи, захороненные древними людьми. Он находит то, что оставили предки, обычно это предметы, которые использовались каждый день. Это могут быть остатки домов, инструментов, украшений, посуды, игрушек, а также кости съеденных животных.
Археолог может рассказать нам о многом. Сначала он определяет тот порядок, по которому строились города — один на руинах другого. Затем он должен знать тот город, где был найден предмет. На каждый предмет прикрепляется бирка, он фотографируется, измеряется и т.д.
Иногда археологу требуются годы работы и научных изысканий, прежде чем он сможет опубликовать работу о своих находках. Но если ему это удается, перед нами может развернуться восхитительная картина прошлого — картина жизни древних народов.
- Да, именно археологи помогают нам узнать о прошлом. Много тайн хранится в земле. В ней археологи находят различные предметы, останки людей, и даже развалины городов.
(Слайды 4, 5; рисунки на доске).
- У археологов очень трудная, но и очень интересная работа. И каждой своей находке они искренне радуются.
Немало известных археологов и у нас в Казахстане. Вот имена выдающихся археологов.
(Слайды 6,7,8).
-Ребята подготовили краткие сведения о каждом из них.
В течение полувека длилась археологическая служба выдающегося учёного, почётного гражданина города Алматы Кималя Акишева. Имя Кималя Акишева – участника Великой Отечественной войны, лауреата Государственной премии, премии имени Шокана Уалиханова и заслуженного деятеля науки Казахской ССР достойно вписано в Золотую книгу почёта Казахстана.
Это был особенный человек. Он любил степь - любил свой Казахстан. Он жил в другом мире, где время исчисляется веками, где приходят и уходят в вечность целые народы.И в этом движении он стремился разглядеть пути своего народа, познать законы степи и её обитателей.
Кималь Акишевич руководил археологической экспедицией по северо-Казахстанской, Кокшетауской, Акмолинской области.
Ерзакович Лев Борисович
Родился в г. Алматы. В 1959г. окончил Каз. ГУ и начал работу в Институте археологии им. Чокана.Валиханова. В 1966г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Оседлая культура Южного Казахстана в 12-18вв.». Видный специалист по средневековой археологии юга Казахстана. Основными объектами его работы являлись средневековые памятники оседлой культуры региона, из них крупнейший центр городской культуры – Отрар.
Маргулан Алькей Хаканович – археолог, доктор филологических наук, академик, профессор, заслуженный деятель науки КазССР, основатель казахстанской археологической школы, видный учёный во многих областях знаний: в этнографии, востоковедении, истории,литературоведении.
Его именем назван институт археологи Президентского центра культуры Республики Казахстан.
- Все они принимали участие или руководили многими археологическими экспедициями. В том числе и близ города Степногорска (1997г. – К.Акишев). 7.Закрепление изученного материала
- Давайте и мы с вами попробуем себя в роли археологов. Представьте, что вы обнаружили древние поселения.
На месте одного поселения вы нашли 267 предметов быта, а на месте другого – 13 раз больше. Сколько всего предметов вы нашли на месте двух поселений?
Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали два автомобиля с археологами и встретились на месте раскопок через 5 ч. Скорость одного автомобиля 72 км/ч, а скорость второго 75км/ч. Чему равно расстояние между городами?
(Слайд 9) – схема-чертёж.
8.Контроль и самопроверка знаний:
- разделить на группы понятия (Слайд 10)
Математика История
Сумма, раскопки, береста, век, разность, летопись, уравнение, археолог, линейка.
IY.Итог урока. - Что полезного вы сделали на уроке?
- Нужны ли нам математические знания в жизни?
- Какую новую информацию вы получили на уроке?
Y. Рефлексия учебной деятельности: «Закончи предложение»
Сегодня на уроке я:
-научился…
-было интересно…
-было трудно…
-больше всего понравилось…
YI.Домашнее задание: подготовить информацию об археологических раскопках на территории Казахстана. При подготовке использовать следующие источники: интернет, дополнительная литература.