Тетрадь по разделу Кулинария для 5 класса
Предисловие
Дорогие друзья!
Эта тетрадь поможет вам пополнить и закрепить знания, полученные на уроках по кулинарии. В ней содержатся вопросы и задания по темам, характеризующим особенности приготовления пищи.
Предлагаемые задания рассчитаны на вашу самостоятельность в учебной деятельности и предусматривает работу с дополнительной литературой. Содержание заданий соответствует разделам и темам учебника.
В поисках ответов на эти вопросы и задания, вы сможете лучше понять главное, проконтролировать себя, выяснить, что вы знаете и умеете, а что надо еще повторить.
Желаю вам интересной работы! Составила для вас, учитель технологии Сарыкольской средней школы № Салига Галина Николаевна.
Условные обозначения
- Вопрос на размышление, вспоминание и закрепление
т- Тест, закрепление теоретических знаний
-Работа с книгой, справочной литературой
у - Упражнение
- Исследовательские и творческие задания
- Решите задачу
-14922551117500 - Отгадай кроссворд
- Практическая работа
-1701802159000
- Домашнее задание
-2228857366000
-Это надо знать
Урок №1
Техника безопасности, правила поведения в кабинете, санитарно-гигиенические требования и охрана труда
44456985000
Общие правила техники безопасности
1. Приходи на урок за 5 минут до звонка.
2. Входи в кабинет «Технология» только с разрешения учителя.
3. Надень специальную одежду и вымой руки с мылом (если урок кулинарных работ).
4. Не пользуйся инструментами, правила работы, с которыми не изучены.
5. Не работай неисправными инструментами.
6. При работе держи инструмент так, как показал учитель.
7. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
8. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
9. Не разговаривай во время работы.
10. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
11. По окончании работы убери свое рабочее место.
При работе на швейной машине учащиеся должны выполнять следующие правила:
1. Убирать волосы под косынку, спрятать концы галстука под одежду, застегнуть манжеты рукавов;
2. Перед работой убрать с платформы машины посторонние предметы (ножницы, наперстки, отвертки и др.), проверить, прочно ли закреплена игла и лапка;
3. Перед шитьем проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки;
4. Во время работы не наклоняться близко к движущимся частям машины, следить, чтобы задвижная пластина была закрыта;
5. Не держать пальцы рук вблизи лапки и движущейся иглы, прошивать утолщенные места на пониженных оборотах;
6. Не подходить близко к ученицам, работающим на машинке, не отвлекать их разговорами, не передавать через них никаких предметов;
7. О всех обнаруженных неисправностях немедленно сообщать учителю.
При работе с ножницами учащиеся должны выполнять следующие правила:
1. Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя, чтобы при движении рукой не уколоться о концы ножниц.
2. Передавать ножницы колечками вперед с сомкнутыми лезвиями.
При работе с утюгом учащиеся должны выполнять следующие правила:
1. Выполнять влажно-тепловую обработку, стоя на резиновом коврике;
2. Включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки, а не за шнур;
3. Ставить утюг на специальную подставку;
4. Следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга, и утюг не перегревался;
5. Использовать для увлажнения ткани пульверизатор;
6. По окончании работы следует выключить утюг и поставить его на специальную подставку.
Правила техники безопасности при выполнении ручных работ:
1. Быть внимательной к работе;
2. Надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его;
3. Вкалывать иголки и булавки только в игольницу;
4. Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
5. Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед;
6. Посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно столько, сколько было в начале работы;
7. При получении травмы немедленно обратиться за медицинской помощью.
Правила техники безопасности при работе с горячей жидкостью:
1. Наполняя кастрюлю жидкостью, не доливают до края 4-5 см.;
2. Проверить качество ручек емкости;
3. Когда жидкость закипит, уменьшить нагрев плиты;
4. Снимая крышку с горячей посуды, приподнимать крышку от себя;
5. Засыпать в кипящую жидкость крупу и другие продукты осторожно;
6. Снимая горячую посуду с плиты, пользуются прихватками;
7. О всех обнаруженных неисправностях немедленно сообщать учителю.
8. При получении травмы немедленно обратиться за медицинской помощью.
Правила техники безопасности при работе ножом и приспособлениями:
1. Работать с ножом аккуратно;
2. Ножи должны быть хорошо заточены;
3. Передавать нож (вилку) только ручкой вперед;
4. Нельзя поднимать нож высоко над разделочной доской;
5. При работе с мясорубкой продукт проталкивать пестиком;
6. При получении травмы немедленно обратиться за медицинской помощью.
При работе с электроприборами учащиеся должны выполнять следующие правила:
1.Следить за исправностью электроприборов;
2.Стаить электроприборы на жаростойкие подставки;
3.Оберегать обогревательные приборы от попадания на них брызг жира и сахаристых веществ, чтобы впоследствии не произошло их возгорание;
4.Не ставлять электроприборы включенные в сеть без присмотра;
5.Необходимо стоять на резиновых ковриках, не касаться одновременно электроприбора и батарей парового и центрального отопления, водопроводных труб;
6.Посуду с жидкостью ставить на плиту до ее включения в сеть, а снимать после отключения плитки от сети;
7.Включать и выключать электроприборы необходимо сухими руками, берясь за вилку, а не за шнур;
8.Не наливать воду из водопроводного крана и других источников, не отключив электроприборы от сети (чайник, самовар и др.);
9.О всех обнаруженных неисправностях немедленно сообщать учителю.
* Какие требования к содержанию своего рабочего места вы должны выполнять?
*Где находятся и как располагаются инструменты во время работы?
*Какой должна быть одежда учащихся на уроках технологии?
*В каком виде необходимо содержать свое рабочее место?
*Какие требования к дисциплине должны вами исполняться? Почему это так важно?
*В каком состоянии должны быть инструменты во время работы?
*Что вы должны сделать по окончании работы?
! Везде в всюду правила –
Их надо знать всегда!
Особенно это касается
Уроков школьного труда.
Любая работа требует сноровки –
Обращайся с инструментами ловко!
Инструментом пользуйтесь исправным –
И тогда. Конечно, избежишь ты травмы!
Не приходят сами по себе умения –
Приложи старание и терпение,
Организованность, трудолюбие, и внимание
Помогут овладеть технологическими приемами и получить знания.
-5321307493000Эти правила никогда не забывайте,
На каждом уроке соблюдайте!
ДЗ : Нарисовать рисунок по теме «Правила техники безопасности в кабинете «Технология».
УРОК №2
Тема: Физиология питания, рациональное питание.
Рассмотреть!
Ответить на вопрос: Скажите, какие продукты можно есть без ограничений, а какие необходимо ограничивать и почему?
- Питание- это процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности.
Белки - основной строительный материал клеток и тканей организма. Белки участвуют в сопротивлении организма инфекциям.
Белки – это источник энергии.
Но избыток белков приводит к накоплению в организме шлаков (ненужных веществ), снижению иммунитета, инфекционным заболеваниям.
Недостаток – приводит к тяжелым заболеваниям.
- Норма 80-120 г. в день.
Пищевые продукты
Сыры. Нежирный творог, мясо, рыба, соя, бобовые, грецкие орехи и фундук.
Жирный творог, колбасы варёные, сосиски, яйца, крупы манная, гречневая, овсяная, пшено, мука, макароны.Молоко, кефир, сливки, сметана, сливочное масло, шпинат, цветная капуста, почти все овощи, фрукты, ягоды, грибы.Хлеб ржаной, пшеничный, рис, перловка, зелёный горошек.
Записать в тетрадь продукты!
Жиры– это резервы энергии нашего организма. Они необходимы в особенности нервной системе, а также для усвоения некоторых витаминов.
Жиры бывают растительные и животные. Растительных жиров много в подсолнечном, кукурузном, оливковом, соевом масле. Животные жиры содержатся в сливочном масле и сале.
Пищевые продукты
Записать в тетрадь продукты!
Углеводы, как белки и жиры – важнейший компонент пищевого рациона.
За счёт углеводов восстанавливаются основные энергетические затраты организма.
Крупы являются важным источником углеводов. Содержатся они также в кондитерских изделиях, мёде, шоколаде. Значительное содержание углеводов в растительной пище – в овощах и фруктах.
Пищевые продукты
Записать в тетрадь продукты!
Витамины – это особые вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма человека и хорошего самочувствия
– это главный витамин, потому что он обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек, улучшает зрение, помогает сопротивляться заболеваниям, а также помогает расти и развиваться нашему организму”
“Витамин А – содержится в животных продуктах, имеющих в своем составе жир: в масле, сыре, молоке, в рыбе, печени. А также в овощах….
Пищевые продукты
Записать в тетрадь продукты!
B1, который укрепит вашу нервную систему, освежит память, улучшит пищеварение.
Пищевые продукты
Записать в тетрадь продукты!
У вас выпадают волосы и слоятся ногти, ваша энергия на нуле и вы не носитесь на перемене по коридорам? Значит вам не хватает витамина В2.
Продукты, которые содержат витамин В2. …..
- Если его недостаточно в организме – это беда, вы просто прекратите расти, поэтому ешьте больше творога, сыра, яиц, не забывайте про фасоль и горох ,орехи, бобовые, морская рыба, облепиха, бананы, гранаты, зелень, красное мясо, печень, яйцо, гречка. и с вашим ростом будет полный порядок!
Пищевые продукты
Записать в тетрадь продукты!
Если вы часто простываете, быстро утомляетесь и у вас кровоточат десны, бегите срочно в аптеку за витамином С, потому что это один из важнейших витаминов, необходимых для укрепления здоровья!
Источники: цитрусовые, киви, манго, чеснок, щавель, петрушка, капуста, перец, настой шиповника.Пищевые продукты
Записать в тетрадь продукты!
Витамин D – обеспечивает нормальное отложение кальция в костях.
Источники: жирная морская рыба, печень трески, тунца. Кроме этого витамин D вырабатывается под действием солнца.
Пищевые продукты
Записать в тетрадь продукты!
- очень важен для нас – девушек, потому что от него зависит наша кожа, на которую очень скоро будет накладываться макияж… Мальчикам он тоже полезен, потому что он необходим для укрепления мышц, чтобы им можно было весь день гонять в футбол и драться.
Что необходимо съесть?
Источники: растительные масла – льняное, оливковое, тыквенное, кукурузное; орехи, печень, спаржа, гречка.
Пищевые продукты
Записать в тетрадь продукты!
Задача: “Катя ест варенье из яблок, а Алина ест яблоко».
В чей организм попало больше витаминов? Есть ли витамины в банке с вареньем?
Помогите Маше выбрать продукты! Что полезно, что вредно .
полезно вредно
Урок № 3.
Тема: Кухонная посуда и уход за ней. Создание интерьера кухни.
-611505-571500 Кухня – это помещение для приготовления пищи, оснащенное специальным оборудованием и необходимой посудой.
. Интерьер - это французское слово, и в переводе означает "внутренний", т.е. внутренний мир дома, его устройство, убранство. К интерьеру предъявляется ряд требований
1. Единство стилевого решения (мебель, украшения должны представлять собой единое целое, нечто особенное, оригинальное).
2. Сочетание пропорций и размеров предметов (мебель не должна занимать много места).
3. Многофункциональность (пригодность вещи в различных ситуациях: стол-тумба, диван-кровать и т.д.)
Требований к обустройству кухни:
Оборудование кухни должно занимать как можно меньше места, что увеличит используемую площадь помещения. Нужно помнить о том, что каждый уголок полезной площади должен быть занят и обустроен.
Оборудование и мебель должны быть установлены рационально так чтобы экономить время и силы хозяйки и делать комфортным пребывание на кухне.
Потолок, стены и пол - красиво оформлены. Следует помнить, что необходимо соблюдать гармоничное сочетание цвета мебели и оборудования с отделкой стен.
Освещение должно быть достаточным для выполнения различных работ на кухне.
Помещение кухни должно быть идеально чистым.
-2051057874000Практическая работа: Изучение планировки интерьера кухни и создания уюта в ней.
Ознакомься с вариантами планировки кухни- рабочего помещения ( рис. 1-3). Назови основные части интерьера, имеющиеся у вас в доме( на кухне).
Нарисуй план кухни в твоём доме и рационально расположи в нём все кухонные предметы. Объясни и обоснуй свою планировку.
Объясни , как, по твоему, можно создать на кухне праздничное настроение.
Рис.1 рис.2
Рис.3 рис.4 рис.5
Задание:
Определи рабочий треугольник (по карточке)
Задание:
Закончи предложение
Интерьер - это расстановка …
Стиль интерьера – это оформление помещения ….
Существует несколько вариантов размещения мебели: однорядная….
Кухни бывают: кухни – столовые …
Рабочий треугольник – это размещение мебели ….
В интерьере цветовое решение является одним из правил оформления помещения, потому, что оно создает….
Интерьер на кухне можно создать с помощью ….
Задание: Как вы думаете, вся ли необходимая посуда и кухонная утварь представлена на этом рисунке. Какую еще посуду вы бы включили в данный рисунок. Давайте с вами выясним, каким должен быть основной набор кухонной посуды и инвентаря
Задание: Рассмотрите рисунки и определите правила ТБ.
Задание: Умеете ли вы мыть посуду? В какой последовательности вы это делаете?
-605155-34544000 Запомните правила мытья посуды:
Посуду следует мыть сразу после ее использования.
Необходимо грязную посуду распределить по видам: чайная, столовая, столовые приборы, кухонная – и в той же последовательности моют, предварительно очистив от остатков пищи.
Мыть посуду необходимо с двух сторон, у чайной посуды – особенно тщательно верхнюю часть, ту, к которой прикасаются губами.
Посуду после молока или разведенных яиц моют сначала холодной, потом горячей водой.
Керамическую посуду лучше всего мыть горячей водой с содой, после чего хорошо сполоснуть чистой водой.
Посуду с антипригарным покрытием нельзя тереть жесткой мочалкой. Для ухода за ней используют только губки и жидкие моющие средства.
Вымытую посуду ставят в специальный сушильный шкаф или вытирают чистыми кухонным полотенцем.
Самостоятельная работа учащихся. Оформите столовую посуду для сервировки стола на завтрак.
-5988051968500 ДЗ: Выполнить творческий проект «Оформление окон кухни занавесями».
Урок №4.
Тема: Овощи в питании.
Работа с крассвордом. - Для того чтобы узнать тему урока, отгадайте кроссворд .1. 2 3 4 5 Черный, вкусный, ароматный
И на запах нам приятный.
По ночам его не пьют,
А лишь утром подают. (……)Их получаем с пищей,
Необходимой нам.
Они нужны для жизни
Всем людям разных стран. (………….)3. Одну ее не съешь никогда,
Но без нее не вкусна еда. (……..) 4. Суп зеленый, русский, вкусный,
Приготовлен из капусты. (………)
Осень щедрая из грядки
Разных корнеплодов принесла,
Из которых наша мама
Сделать блюдо вкусное смогла. (…………….)группы овощей.
Записать в тетрадь.
Таблица 1
Группа овощей Название овощей, относящихся к данной группе
Корнеплоды Брюква, свекла, морковь, репа, редис, редька, хрен, петрушка корневая, пастернак, сельдерей корневойКлубнеплоды Картофель, батат, земляной миндаль
Капуста Капуста бело- и краснокочанная, цветная, брюссельская, кольраби, савойская
Тыквенные Огурцы, тыква, кабачки, патиссоны
Бобовые Горох, фасоль, бобы, соя, земляной орех
Пасленовые Томаты, баклажаны, перец сладкий
Листовые Салат, латук, кресс-салат
Луковичные Лук репчатый, чеснок, лук-порей, лук-батунПряности Анис, кориандр, тмин, мята перечная, майоран, эстрагон
Содержание в овощах питательных веществ (Записать в тетрадь)
Овощи Белки, гУглеводы, гМинеральные вещества Витамины, гКалорийность
в 100 гпродукта
Картофель 2 17-22
(в виде крахмала) Калий, соли железа, фосфора, йода, магния, кальция, марганца, меди и др.В1 В2, РР, С 88 ккал
Капуста 1,8 5,4 Калий, кальций, натрий, магний, железо, фосфор В1 В2, В3, РР, С
(50 мг в 100 г продукта) 29 ккал
Морковь очень мало сахароза, пектин Кальций, калий, фосфор, магний, йод, железо А (каротин до9 мг), РР, Е, С, В1В2, В6 34 ккал
Свекла сахароза, глюкоза, фруктоза, пектин Калий, натрий, железо, марганец С, Р, В1, В2 50 ккал
Томаты 0,6 4,2 Соли калия и магния Высокое содержание А, аскорбиновая кислота, В1, В2, В6, РР, К 19-24 ккал
Салат 1,5 2,2 Кальций, калий, магний 10—15 витамина С и др. 15 ккал
Огурцы очень
мало фруктоза Соли кальция и магния, 90% воды С 15 ккал
Ответить на вопросы:
- Какие витамины содержатся в капусте? В огурцах? В моркови?
- Назовите овощи, в которых содержится наибольшее количество белков.
- Какие минеральные вещества содержатся в томатах? В салате?
- Какие правила сохранения витаминов в процессе хранения и кулинарной обработки овощей вы знаете? (работа в паре). Подумайте над вопросом сами и посоветуйтесь с соседкой.
-4241805080000
Правила сохранения витаминов в процессе хранения и кулинарной обработки овощей
Для сохранения в овощах витаминов и минеральных веществ необходимо соблюдать некоторые правила.
1. Овощи хранят без света и при температуре + 1...3° С, квашеную капусту — под слоем рассола.
2. Картофель, морковь, репу хранят в ямах, дно которых засыпают песком. Сверху кладут пласт земли.
3. Мыть овощи можно не более 10—15 минут, иначе витамины перейдут в воду. Если квашеную капусту надо промыть, то сначала отжимают из нее рассол, потом промывают и смешивают с рассолом. В рассоле содержится до 40 % общего количества витаминов.
4. Медь и железо разрушают витамин С, поэтому нельзя использовать посуду и инвентарь из этих металлов.
5. Овощи при варке закладывают в кипящую подсоленную воду. Если овощи предназначены для салатов и винегретов, их варят в кожице.
6. Отвары от овощей не выливают, а используют в качестве добавок при варке супов, соусов, так как в них переходит большое количество витаминов.
7. Следует строго соблюдать время варки продуктов.
8. Нарезанные лук, морковь, белые коренья, предназначенные для первых блюд, прогревают с жиром. При этом сохраняются витамин С и каротин.
9. При варке овощей доступ воздуха к ним необходимо максимально ограничить. Овощи должны быть полностью покрыты жидкостью, кастрюля плотно закрыта.
Задание:
- дать характеристику данного овоща по трем показателям. Например, морковь: цвет – желтовато-оранжевый без темных пятен, запах – соответствует свежему овощу, без посторонних запахов, консистенция – твердый и сочный. Первичная обработка овощей
176784061468000140589046228000
107251539497000327279054737000
-6242052730500
Первичная обработка складывается из сортировки, мойки, очистки, промывания и нарезки.
Овощи сортируют по размеру (в основном корнеплоды) для равномерной тепловой обработки, удобства нарезки и уменьшения отходов.
После овощи моют и чистят. В общественном питании для чистки овощей используют специальные машины — овощечистки.
Далее овощи промывают, в картофеле — удаляют глазки, морковь, свеклу, редьку, репу, сельдерей дочищают. При обработке капусты отрезают верхние загрязненные листья, промывают кочан.
Свежезамороженные овощи перед использованием погружают в кипящую подсоленную воду и отваривают в течение 10—15 минут до готовности.
Важно! При первичной обработке очищенный картофель, оставленный без воды, быстро темнеет, поэтому при чистке картофель кладут в посуду с водой.
После очистки и промывания овощи нарезают. От вида нарезки овощей зависит продолжительность варки блюда, поэтому надо следить, чтобы овощи были нарезаны одинаково.
Нарезать овощи можно различными способами .
-4813308064500Инструкционная карта
Лабораторно-практическая работа
Тема: «Определение доброкачественности овощей и способы их нарезки».
Инструменты и материалы: свежие и вареные овощи, разделочные доски, ножи.
Ход работы.
Определить качество овощей по трем показателям (цвет, запах, консистенция) и результаты исследования занести в таблицу 3.
Выполнить нарезку овощей различными способами и заполнить таблицу 4.
По окончанию работы сделать вывод о доброкачественности и способах нарезки овощей.
Таблица 3Определение доброкачественности овощей
Название овоща Показатель качества Характеристика данного овоща Вывод о качестве овоща
Цвет Запах Консистенция Таблица 4
Способы нарезки овощей
Название овоща Группа
овощей Способ нарезки Графическое изображение
Вывод:
выполнить задание (рис. 1).
м О Ь ПУ С Л У К ПО РК А А Т Ч Е С О
С К О В Ь А Я С Н М
В Ё К Л А О Г У О И
РЕ Д Ь С Т У Б К Д
ПЕ РК А У РЕ ЦО
У К Е ЦЖ Б А Ч О РЮРПЕ Т РУ ШК А
РО Б Г О РО Х РЕ
Е ПА К Л А Ж А Н Н
Овощи:
-В тетради представлена сетка с названиями овощей. Необходимо найти их и выписать. Подсказка: всего 16 названий.
-455930-13017500
ДЗ: Приготовить салат «Доброе утро» по технологической карте.
Наименование продукта Кол-во Технология приготовления Посуда и инвентарь
Морковь сырая
Яблоко
Салат зелёный
Пучок зелени петрушки
Майонез
Тмин
Соль
Готовый салат 400г.
1 шт.
50г.
1
100г.
1 ч. Ложка
По вкусу
Очистить, промыть, порезать тонкой соломкой.
промыть, порезать тонкой соломкой.
промыть, порезать тонкой соломкой
промыть,нарезатьСоединить продукты, добавить тмин, зелень петрушки, соль, майонез и аккуратно перемешать
Положить в салатник и украсить. Нож, разделочная доска
То же
То же
То же
Миска, специальная ложка
Урок № 5
Тема: Блюда из яиц. Способы варки. Правила тепловой обработки.
КРОССВОРД «ОВОЩИ»
Разгадав правильно названия овощей, в одном из столбиков вы получите название русского овощного блюда со свеклой.
1 2 3 4 5 6 7 8 1. “Сидит девица в темнице, а коса на улице”.
2. “Яблоко любви” так во Франции называют этот овощ.
3. Если лук — от семи недуг, то этот овощ — от 99 болезней.
4. Овощ, который в русской сказке “тянут — потянут, а вытянуть не могут”.
5. Бобовое растение.
6. Не любит света, боится холода и носит “мундир”.
7. Вид зелени, которая бывает простой и кудрявой.
8. “Сто одежек, и все — без застежек”. Бывает цветная, белокочанная, брюссельская.
Повторяем всё, что знаем.
Какие виды тепловой обработки овощей вы знаете? Назовите этапы первичной обработки овощей
Почему овощи считаются ценным продуктом питания?
Какие правила надо соблюдать при тепловой обработке овощей?
Какие блюда готовят из овощей?
314896593535500169164093535500 Яйца
294894045720002186940-190500
Куриные гусиные
-6527809969500 Утиные индюшачьи
В яйце содержаться питательные вещества, необходимые для жизнедеятельности человека: воды - 74%, белков - 12, 6%, жиров - 11, 5%, углеводов - 0, 07 %, минеральных веществ - 1%, витамины - А,Е, В.
срок хранения, качество и вес:
Диетические (поступают в продажу не позднее 7 суток)
Столовые (срок поступления в продажу по истечении 7 суток)
Способы для определения качества яиц.
Просвечивание (овоскоп)
У свежего яйца белок легко просвечивается, желток слабо заметен. Недоброкачественные яйца не просвечиваются.
Погружение в воду
В стакан налить воду
Растворить в ней столовую ложку соли
Опустить туда яйцо.
Свежее яйцо опускается на дно стакана,
Недостаточно свежее будет плавать чуть выше дна
Недоброкачественное – на поверхности жидкости.
Использование в кулинарии
Употребляют в сыром, вареном, жареном виде
Приготовление десертов
Изделия из теста
Начинки
Украшение блюд
Закуски (фаршированные яйца)
-59563089154000Так как яйца могут быть источником болезни, в процессе приготовления пищи из них следует соблюдать правила:
Использовать в пищу яйца, хорошо вымытые (раствор питьевой соды-2 ст.ложки на 1 л воды)
Хранить яйца в холодильнике
Соблюдать режим тепловой обработки яиц (варят до определенной готовности.)
Яйца опускают в кастрюлю и наполняют ее водой, так чтобы их покрыть.
Способы варки яиц
Способ приготовления Время приготовления, мин. Готовность
Всмятку 2 мин. Белок свернулся наполовину, желток не свернулся
В мешочек 4-5 мин. Белок свернулся, желток не свернулся
-51943057594500Вкрутую 7-10 мин. Желток и белок свернулись
Опасности в работе:
205359043942000 Ожог
186309015176500 Поражение токоом110109045085000Порезы
150114087630000Травмы рук
Практическая работа: Приготовление блюд из яиц.
Яйца «сюрприз» технологическая карта
Наименование продукта Количество продуктов Последовательность приготовления Яйца 1 шт. Сварить вкрутую, очистить. Разрезать пополам. Вынуть желток. Кастрюля, нож, доска разделочная
Паштет 2ч.лСмешать с желтком Тарелка, вилка.
Соль, перец По вкусу Добавить в паштет, смешать Ложка
-38925578867000Майонез 1 ст. л. Яйца наполнить полученным фаршем и залить сверху майонезом Ложка, блюдо.
ДЗ: Приготовить омлет.
Урок № 6
Тема: Бутерброды, приготовление. Горячие напитки: чай по-казахски. Сервировка стола к завтраку, культура поведения за столом, законы гостеприимства казахского народа.
-519430508000
Бутерброды — наиболее распространенный вид закуски. Для их приготовления используют ржаной или пшеничный хлеб, булочную мелочь, слоеное тесто, сухое печенье, мясную и рыбную гастрономию, кулинарные изделия, сыры, сырковую массу, повидло, джем, яйца, масло и масляные смеси, соусы, овощи, фрукты и другие продукты так, чтобы они хорошо сочетались по вкусу и цвету.Виды бутербродов: Бутерброды бывают открытые, закрытые и закусочные.
Разновидности закрытых бутербродов
Сандвичи Чисбургеры Пита
Ход-дог Гамбургер
Необходимые продукты
Хлеб и хлебобулочные изделия Мясо и мясные продукты овощи и плоды масло и масляные смеси
-49085526987500Рыба и рыбные продукты Яичные продукты Сыры кондитерские изделия
Запомнить
Требования к качеству готовых бутербродов:
Бутерброды должны быть непосредственно готовы перед подачей.
Горячие бутерброды должны быть определенной температуры.
Продукты, входящие в состав бутербродов, должны быть свежими.
Хлеб не должен быть сильно тонким или толстым.
Хлеб должен быть полностью покрыт продуктом.
Используемая посуда
Подают бутерброды на плоской тарелке или блюде, покрытом бумажной или полотняной салфеткой, листьями салата
Расположение бутербродов
Симметричное Ассиметричное В форме рыбной кости
Инструменты для приготовления бутербродов
Ножом-сечкой режут и разделывают крупные овощи и фрукты.
Кухонный (обычный) нож удобен для нарезки более мелких овощей и фруктов.
Маленьким ножом делают надрезы на овощах, фруктах, удаляют сердцевину.
Гофрированным ножом нарезают тонкими ломтиками овощи, фрукты, сыр или масло.
Ножом с выгнутым и зазубренным лезвием очень удобно отделять мякоть плодов от кожицы.
Ножом с двумя остриями на конце нарезают сыр и, наколов на острие, перекладывают на тарелку.
Специальными большими ножницами разделывают птицу.
Кухонными ножницами разделывают мясо мелкой птицы и режут зелень
366395-22161500Санитарные требования к бутербродам
приготовление бутербродов должно происходить на отдельных рабочих столах;
следует строго соблюдать маркировку разделочных досок, ножей, инструментов;
мясные, рыбные, гастрономические изделия зачища-ются заранее, хранятся при t от 2° до 6°, нарезаются на чистом рабочем месте по мере необходимости перед отпуском бутербродов;
в процессе приготовления, оформления следует меньше касаться продуктов руками, используя для нарезки различ-ные машины, а для оформления - различный инвентарь, инструменты.
продукты, используемые для приготовления бутербродов, следует хранить порознь;
- листья салата, зелень петрушки, сельдерея, укропа и зелёный лук выдерживают предварительно 5-10 минут в воде для лучшего отделения песка и земли, а затем тщательно моют в большом количестве воды и ошпаривают кипятком;
- в процессе приготовления, оформления следует меньше касаться продуктов руками, используя для нарезки различные машины, а для оформления - различный инвентарь, инструменты.
Оформление бутербродов
-4908555334000
Требования к качеству и сроки хранения бутербродов
Продукты, предназначенные для бутербродов режут тонкими ломтиками не ранее, чем за 30—40 мин до подачи. Так как при хранении внешний вид и вкус бутербродов быстро ухудшаются.
Готовые отделанные бутерброды ставят в холодильник, чтобы масло хорошо затвердело.
Располагать бутерброды на блюде нужно так, чтобы фигурки и цвет продуктов красиво сочетались.
:
Укажите стрелками, какие части овощей употребляют для приготовления бутербродов?
Лук Лист
Морковь Луковица
Картофель Плод
Щавель Корнеплод
Помидор Корень
Капуста Клубень
Чеснок Кочан
Огурец
Редис
Петрушка
Укроп
Задание:
Задание: продолжить фразы
По технологии приготовления бутерброды делятся на…
По месту расположения продуктов бутерброды бывают…
По виду используемых продуктов бутерброды делятся на…
Главное требование к сложным бутербродамРРрР…
При приготовлении бутербродов выемки для печенья используются…
Задание: зарисовать схематично несколько кусочков хлеба и предложить разрезать их для бутербродов разными способами. (Время выполнения 5 минут). Анализ работы.
Работа с таблицей « Приготовление бутербродов»
Задание
рассмотреть изображение видов бутербродов и ответить на вопросы:
Что общего между всеми бутербродами?
Чем отличаются простые бутерброды от сложных?
Чем отличаются открытые бутерброды от закрытых?
Какие названия закрытых бутербродов вы знаете?
Назовите отличие закусочных бутербродов.
Чай – Один из самых древних напитков, употребляемых человеком. Родина чая – Китай. Молодой листочек по-китайски называется “тцайей”. Отсюда и произошло слово “чай”. Это тонизирующий напиток, обладающий высокими вкусовыми, ароматическими свойствами. Он оказывает положительное влияние на организм человека, придает ощущение бодрости.
Задание. Ответить на вопрос
Какие пословицы про чай вы знаете?
Чай пить – приятно жить.Выпей чайку – позабудешь тоску.С чая лиха не бывает.Устал – пей чай; жарко – пей чай; хочешь согреться – пей чай!Если чай не пьёшь, где силы берёшь?
-61468010223500
Требования, которые предъявляют при приготовлении горячих напитков :Напитки приготовляют непосредственно перед употреблением.
Нельзя использовать чайную заварку 3– 4 часа или на следующие сутки после приготовления.
Готовый кофе подают горячим или холодным, но не теплым.
Цвет напитка должен быть, если это чай, красно – коричневым или зеленоватым, если кофе – темно-коричневым.
Напиток должен быть прозрачным.
Прочитать текст:
Гостеприимство казахского народа
Казахи всегда славились своим гостеприимством. Каждый казах стремится выполнять пять основных заповедей предков, одна из которых – встретить гостя как посланника бога. Гостю стараются угодить, накрывают хороший стол, получают его благословение.
В давние времена путники, странствующие из аула в аул, приносили с собой последние новости, весточки от близких и знакомых, тем самым поддерживая связь между отдаленными аулами. Провожая гостя, хозяева напутствуют его добрыми пожеланиями и собирают в дорогу угощения – сарқыт – в его дорожную сумку. Стремление достойно встретить и угостить человека свидетельствуют о высокой культуре степных традиций. Гостеприимство считалось священной обязанностью.. Каждый путник, отправляясь в дорогу, знал, что его с теплом и радушием встретят в любом месте. Согласно старой традиции, заметив приближающегося путника, навстречу ему выбегали старшие дети. Они помогали гостю сойти с коня, провожали в дом.. С должным почтением относились и к коню гостя, о чем свидетельствует строки из произведений Махмуда Кашгарского (Х в): «Придет гость - встреть его с подобающим уважением, не беспокой его, дай его коню корма, воды и пусть он тоже будет доволен».
Человека с добрыми намерениями, въезжающего в казахский аул, сразу же принимают за гостя. Он мог постучаться в любой дом и остаться там на ночь. Такого путника называют «құдай қонақ» (божий гость).
Казахский народ считает, что с гостями в дом приходит богатство и достаток . Слово «қонақ», которое в тюрских языках означает «гость», в русском языке приобрело значение «друг». «Қонақ» пользовался особым расположением и находился, под защитой того, кто его принял.
Его ни о чем не спрашивали, если была возможность, то резали живность, угощали всем, что только было в доме. В первую очередь гостю подавали кумыс, шубат или айран, затем – чай с молоком или сливками, баурсаками, изюмом, иримшиком, куртом. Затем следовали закуски из конины или баранины – казы, шужук, жал, жая, сур-ет, карта, кабырга. На любом столе обязательно были лепешки из пшеничной муки. Украшением любого дастархана и наиболее излюбленным блюдом у казахов всегда считалось мясо по-казахски – «бесбармак»
Нельзя ничего жалеть. Все для гостя. И только после того как гость отдохнет и поест, ему можно задавать вопросы, кто он и откуда
Задание:
ответить на вопросы, составить кластер или синквейн и озвучить свои ответы
Вопросы:
Назовите одну из заповедей казахского народа.
Подтвердите текстом – почему казахский народ считает путника, пришедшего в юрту (дом) - «құдай қонақ» (божьим гостем)?
Почему гостеприимство считалось священной обязанностью?
Назовите, какое блюдо являлось (и по сей день является) украшением стола?
Как вы думаете, какое блюдо неизменно подавалось гостю, даже если семья была бедной?
О чём свидетельствует стремление достойно встретить гостя?
Составьте кластер(1 группа по выбору), синквейн (2 группа по выбору) по данному тексту.
Модельный ответ:
Таблица ответов на вопросы:
1.Назовите одну из заповедей казахского народа.
2.Подтвердите текстом – почему казахский народ считает путника, пришедшего в юрту (дом) - «құдай қонақ» (божьим гостем)? 3.Почему гостеприимство считалось священной обязанностью?
4.Назовите, какое блюдо являлось (и по сей день является) украшением стола?
5.Как вы думаете, какое блюдо неизменно подавалось гостю, даже если семья была бедной?
6.О чём свидетельствует стремление достойно встретить гостя?
253936518097500Кластер:
10058401365250033013658953500 Казахский народ
1720215692150029013156921500
-4813307620000
Практическая работа: задание:
- изучите правила приготовления и подачи чая по казахски,
- приготовьте чай по- казахски и бутерброд
-проведите сервировку стола
- вспомните технику безопасности
-назовите казахскую половицу(поговорку), которая вам понравилась (объясните –почему?)
-«Если пиала горячего напитка обожгла только тело, значит, вы пили воду. Ибо чай согревает и душу»
- Первый глоток чая – увлажняет губы, второй – заставляет забыть одиночество, третий – исследует внутренность, четвёртый – отодвигает горе, после пятого – готов поспорить с батыром. - Не напоив путника, не спрашивай о деле
- Была бы еда перед гостем, а руки у него свои.
- Гостя словами не накормишь
- Для незваного гостя и чай — изысканное блюдо.
- Один раз от приглашения откажешься — в другой раз приглашения не дождешься
- Сытому гостю легче угодить
- Широта души скрадывает тесноту дома
«Утром пьем чай с баурсаком, в обед пьем чай с куырдаком, вечером пьем чай с бешбармаком»
Технологическая карта
Чай по-казахски
3
чай 3ч. ложки
вода 1стакан
молоко 1/2стакана
→ или сливки1/2стакана
Наименование продуктов Количество Технология приготовления Посуда и инвентарь
Вода Фарфоровый чайник ополоснуть кипятком. Фарфоровый чайник
Чайник или самовар
Чай
3ч. ложки
Затем положить заварку. Фарфоровый чайник
Чайная ложка
Вода 1 стакан Залить 1/3 нормы крутого кипятка и настаивать в течение 5 минут, затем добавить оставшийся кипяток. Фарфоровый чайник
Чайник или самовар
молоко
→ или сливки
1/2стакана Перед подачей налить в пиалу кипяченое молоко или сливки. Кастрюля, пиала
сахар По вкусу Затем заварку и кипяток (в соотношении 1:1:1).Отдельно подать сахар-рафинад, сухо Сахарница
Бутерброды на завтрак. Технологическая карта
Приготовление бутерброда с вареной колбасой
Наименование продуктов количество Технология приготовления Посуда и инвентарь
Батон 200г. 5 ломтиков смазанные маслом Доска разделочная, ножи, тарелки
Сливочное масло 40 г. Лопаточка
Вареная колбаса 200 г. Очищенную от оболочки нарезать кружочками и поместить на кусочки колбасы Доска разделочная, нож
Помидор 1шт. Нарезать кружочками и поместить на кусочки колбасы То же
Соль По вкусу Веточки зелени Украсить бутерброд
Готовый бутерброд подать на стол Тарелки, блюда.
-59880511747500
ДЗ: Принести фотографии или рисунки по теме “Сервировка стола к завтраку” и “Правила поведения за столом”.
т- Проверь себя
Выберите несколько правильных ответов
1. Название овощей входящих в группу луковичных:
Сельдерей
Чеснок
Свёкла
Петрушка
Лук репчатый
Выберите несколько правильных ответов
2. Виды тепловой обработки овощей:
Варка
Жарение
Сортировка
Очистка
Припускание3. Укажите цифрами последовательность подачи блюд на стол.
Десерт
Закуски (горячие, холодные, мясные, овощные, рыбные)
Напитки (горячие, холодные)
Супы
Горячие вторые блюда
4. Проставьте на рисунке номера элементов яйца.
Желток; 2- скорлупа; 3-воздушная камера; 4- белок.
1. Доброкачественность овощей можно определить по:
а) цвету;
б) запаху;
в) вкусу;
с) консистенции.
Ответ:
2. Укажите последовательность этапов первичной обработки овощей:
а) промывание;
б) сортировка;
в) нарезка;
г) очистка;
д) мойка.
Ответ:
3. Определите правильную последовательность приготовления салатов из свежих овощей:
а) нарез овощей;
б) выкладывание в салатницу и украшение;
в) заправка овощей;
г) первичная обработка овощей.
Ответ:
7. Способы варки яиц:
1 - Всмятку А - 5 минут;
2 - "В мешочек" Б - 10 минут;
3 - Вкрутую В - 2 минуты.
Ответ:
8. Классификация бутерброда:
1 - Простые А - продукт не виды;
2 - Сложные Б - несколько видов продуктов;
3 - Закрытые В - отличаются маленькими размерами;
4 - Закусочные Г - один вид продукта.
9. Выбери правильный ответ: "К горячим напиткам относятся":
а) чай;
б) квас;
в) морс;
г) кофе;
д) какао.
Ответ:
Список рекомендуемой литературы
1.Якупова Н.А. Алимсаева Р.Ш. Технология (для девочек): Учебник для 5 класса. общеобразовательной школы.- Алматы: Мектеп,2012.- 152 с., ил.
2.Книга о вкусной и здоровой пище.-М., 1992.
3.Национальная кухня казахов.-Алматы, 2005.
Содержание
Предисловие…………………………………………………………………………………………………………………………………….1стр
Урок №1 Техника безопасности, правила поведения в кабинете, санитарно-гигиенические требования и охрана труда…………………………………………...............................................................4стр..Урок№2 Тема: Физиология питания, рациональное питание………………………14стр
Урок № 3. Тема: Кухонная посуда и уход за ней. Создание интерьера кухни……………………….27стр
Урок №4. Тема: Овощи в питании…………………………………………………………20стр
Урок № 5 Тема: Блюда из яиц. Способы варки. Правила тепловой обработки………...27стр
Урок№6 Тема: Бутерброды, приготовление. Горячие напитки: чай по-казахски.
Проверь себя…………………………………………………………………………………………………………………………………..43стр
Список литературы………………………………………………………………………………………………………………………..45стр
КГУ «Урицкая средняя школа №1» отдела образования акимата Сарыкольского района
Тетрадь по кулинарии для учащихся
5 класса
Автор: Салига Г.Н. –учитель технологии
Сарыколь. 2016г.