Урок в малокомплектной школе для 3-4 классов «Скопинская керамика. Школа народного искусства» и для 4 класса «Художественное стекло. Хрусталь»


МКШ 3-4класс. Урок изобразительного искусства.
Тема: Художественное стекло. Хрусталь.
Музей хрусталя.
Цели: 1.Познакомить детей с историей возникновения города Гусь-Хрустальный, его достопримечательностями.
2.Развивать познавательную и творческую активность учащихся через произведения искусства.
3. Прививать бережное отношение к стеклянным изделиям
Тема : Скопинская керамика.
Школа народного искусства.
Цели 1.Формировать у школьников представления о разнообразии и выразительности решения образа в фигурных керамических сосудах скопинских мастеров. 2. Знакомить с технологией выполнения и декора сосудов сложной конфигурации мастерами из Скопина. Развивать интерес к гончарному ремеслу
3.Воспитывать уважение к труду людей
Оборудование: для учителя : компьютер, мультимедийный проектор, хрустальные и керамические сосуды, иллюстрации, наглядная работа, краски, кисточки; для ученика: краски, кисточки.
Ход урока
Организационный момент, подготовка рабочих мест
Изучение нового материала.
Слайд № 1
Здесь живут мастера знаменитые,Точно в сказке, мечта ожила.У горячих печей, как событие,Что ни день - чудеса из стекла.Стал в России с далеких временПутеводной звездой хрусталяГусь - Хрустальный район,Гусь - Хрустальный район -Стеклоделов родная земля! Глины коричневый комМастер кладет на круг,Вертит, «колдует» он,Мочит водой, и вдруг Словно из русской сказкиЧудный подняли кувшин,На стенке его атласной Вязью старинной «Скопин» -
. Вы, наверное, уже догадались, в какие же уголки нашей земли мы совершим экскурсию. (Сегодня мы отправимся на экскурсию в город Гусь-Хрустальный и в город Скопйн Рязанской области)
- Ребята, а что вы что-нибудь знаете об этих городах?
- А что хотели бы вы узнать?
- Чтобы ответить на ваши вопросы, мы приглашаем Вас на виртуальную экскурсию. Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о хрустальных и керамических сосудах.
- Какое необычное название для города - Гусь-Хрустальный! Этот город - старейший центр стекольной промышленности, расположен в Мещёрской низменности во Владимирской области. А Город Скопин Рязанской области издавна славился гончарными изделиями. Полагают, что название промысла связано с птицей скопой, которая водится в здешних болотах
Слайд №2,3
Рамзат История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод. Слайд №4
Кавалерские и обычные столы в пригородных дворцах императора, купеческие, мещанские, помещичьи столы- где только не было мальцовского хрусталя. В середине 19 века Гусевскому заводу было разрешено изображать на своих изделиях герб России.
Слайд №5
Завод выполнял крупные заказы императорского двора, создавал уникальные изделия для шаха Ирана.
Сейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор.
Слайд №6-12
Матниязов
Мальцов Иван Акимович, сын Марии Васильевны, продолжал развивать мальцовскую промышленную империю и расширял стекольное производство. По его инициативе с 1807 по 1810 год шло строительство храма Преображения Господня в Дятькове. До этого, деревня Дятьково входила в приход села Спасское, в котором был храм. По традиции, после того как новый храм был освящен, деревня стала селом Дятьково.
Дятьковский хрустальный завод сегодня
Сыновья и внуки Марии Васильевны продолжали общее дело, создавая великую промышленную империю Мальцовых. К концу 19 века, дятьковская хрустальная фабрика стала всемирно известным предприятием, производившим огромный ассортимент изделий из стекла и хрусталя. Село Дятьково вскоре получило статус города. В настоящее время на Дятьковском хрустальном заводе изготавливают хрустальную сортовую посуду, сувениры и изделия под заказ.
Рассмотрим с вами сувениры из хрустала и скопинские вазыСлайд № 13-19
Арсланов
Скопинский гончарный художественный промысел - традиционный центр народного искусства на рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас.
Олег
Годом рождения скопинского гончарного промысла считается 1640-й. В этом году в переписи населения появилось первое имя скопинского гончара - Демка Киреев, сын Берников.
Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, исключительной смелостью пластических решений, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. В начале XX века в городе насчитывалось около 50 мастерских. Некоторые впоследствии были объединены в артель "Керамик". На базе этой артели была создана Скопинская фабрика художественной керамики.
Изделия скопинских мастеров экспонируются на многих выставках. Участвуя в конкурсах, художники Скопина часто занимают призовые места.
Сашок
Ассортимент изделий, выпускающихся на скопинском промысле, как и в прежние времена, разнообразен. По-прежнему, самые интересные, по-настоящему уникальные произведения - квасники, кумганы, подсвечники, скульптуры, оправы для каминных часов делаются авторами вручную на гончарной основе. Также делается множество мелких гончарных сувениров, свистулек, горшочков для цветов.
Сейчас ребята мы посмотрим с вами видеоролики о хрустале и скопинской керамики. А так же посмотрим, как изготавливают глиняные посуды.
Слайд № 20, 21, 22, 23
Физминутка слайд № 24
Наверное ваши глаза устали, поэтому проведем физминутки для глаз
Итак, пройдя большой путь, мы пришли к нашему творческому заданию.
4 классу нужно будет нарисовать хрустальную вазу, конфетницу или что-то свое 3 классу необходимо нарисовать скопинскую керамику: кувшин, ваза.
4. Последовательность выполнения основных элементов.
Сейчас я вам еще раз покажу и напомню с чего начинать построение фигуры. Как в дальнейшим фигуру раскрасить. Учитель выполняет у доски.
5 Самостоятельная и творческая работа
Контроль выполнения и индивидуальная помощь
Выставка и оценивание работ
Домашнее задание: нарисовать 3- хрусталь, 4 – скопинскую керамику