Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и рисованию на тему: «Волшебница – зима» (старшая группа)

Конспект интегрированного занятия по
художественной литературе и рисованию
на тему: «Волшебница – зима»
(старшая группа)

Цель: уметь подбирать эпитеты, сравнения к заданному слову.
Программное содержание: упражнять в подборе эпитетов, сравнений к заданному слову, передавать в словах настроение, впечатления.
Развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.
Приучать детей выразительно читать наизусть стихотворения, интонационно передавая нежность, любование картиной зимней природы, развивать поэтический слух, воспринимать музыкальность поэтической речи, образное содержание художественных текстов, чувствовать и понимать поэтические образы.
Развивать умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.
Развивать представления о пейзажной лирике А.С. Пушкина.
Вызвать у детей положительный отклик на явления природы, передавать его средствами поэзии и изобразительной деятельности.
Словарная работа: вьюжная, вьюга, пейзаж, суровая, колючая.
Предварительная работа: чтение и разучивание загадок, поговорок стихов на тему «Зима», наблюдение за явлениями природы в зимней период на участке детского сада, во время экскурсий в парк, разучивание песен, прослушивание музыки о зиме, рассматривание репродукций картин И.Грабаря, А.Куинджи, А.Саврасова, И.Шишкина, книжной графики.
Материал: подбор музыкальных отрывков, репродукции картин, «снежный ком», листы тонированной бумаги, гуашь белая, краски, спички/зубочистки/, салфетки, вода, кисточки.
Ход занятия: /дети входят в группу, садятся на приготовленные места, включается музыкальный отрывок/
Воспитатель: дети, послушайте, какая волшебная музыка звучит в нашей группе. Её написал русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Кто из вас помнит, как называется произведение, отрывок из которого мы прослушали?/Ответы детей./ Это произведение называется «Времена года».
К какому времени года относится эта музыка? /Ответы детей/. Этот отрывок относится к зиме. Что вы представили, когда слушали музыку? Можно обратиться к иллюстрациям, посвященных зиме./Ответы детей/
Вот какие интересные зимние впечатления вызвала у вас музыка П.И.Чайковского. Многие поэты, писатели, композиторы описывали в своих произведениях зиму-красавицу. Давайте вспомним, как зиму описывает великий русский поэт А.С.Пушкин.
/Дети читают заранее выученные стихотворения/. Какие замечательные строчки о зиме мы услышали. Вы услышали, как поэт описывал зиму? Расскажите о ней? Зима какая? /Проводится словесная игра в подборе определений, эпитетов, сравнений к заданному слову/Игра «Снежный ком»
Воспитатель: Если долго смотреть, как идёт снег, то кажется, что ветер играет снежинками мелодию, которую мы не слышим. А они танцуют то быстрее, то медленнее. На что похоже движение снежинок, когда дует тихий-тихий ветерок?/Ответы детей: на медленный танец, вальс/. А когда дует сильный ветер? Что это? /Ответы детей: вьюга, метель./
Давайте каждый из вас придумает свой танец снежинок. Все вы маленькие пушистые, сверкающие снежинки. /Дети под музыку импровизируют, танцуют/
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы показали в своих танцах и мягкую, и вьюжную, суровую зиму. Видите, какая она бывает разная.
/Воспитатель читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Зимняя дорога», под музыку
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит /
Воспитатель: Это стихотворение о зиме тоже написал А.С.Пушкин. Его стихи нам очень близки. Мы находим в них то, что уже успели увидеть и почувствовать. А.С.Пушкин жил много лет назад. В его воспитании принимала участие няня Арина Родионовна, которую он очень любил. От неё он узнал много народных сказок и примет. Маленький Саша очень любил слушать сказки. А вы любите сказки? /Ответы детей/
Воспитатель: Хотите, я вам помогу попасть в зимнюю сказку? Ой, какая нынче буря разыгралась, темно-то как за окном стало.
/воспитатель исполняет романс на стих. А.С.Пушкина «Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя/
Я думаю вам надо превратиться в добрых сказочных волшебников и своими руками сотворить чудо – прекратить снежную бурю.
/Дети соглашаются/
Я буду рассказывать сказку, а мне поможет музыка. Вы закройте глаза и попробуйте представить волшебницу-зимушку./Звучит музыка/. Слышите? Чуть поскрипывая снежком, величаво и не спеша, идёт по лесу сама волшебница-зима. Она дарит белое безмолвие, неподвижное, загадочное и таинственное. Вот взмахивает волшебной палочкой и дарит кустам и деревьям пышные снежные шубы, вплетает в их ветви искрящиеся снежинки и осыпает их серебряной пудрой. Теперь она манит нас в свою сказку, обещая чудо, и мы спешим ей навстречу и замираем от восторга.
/Стихает музыка. Воспитатель предлагает детям открыть глаза/
Воспитатель: Ребята, вы сумели увидеть зимнюю сказку? А что вы увидели – давайте нарисуем и покажем. Изобразите такую зиму, какую вы представили.
/Дети рисуют на тонированных листах бумаги. Затем вывешивают свои работы на выставку/
Воспитатель: Вот зимняя буря превратилась в настоящую зимнюю сказку.
/Воспитатель читает стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
А нынче погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит./
Воспитатель: Смотрите, как светло стало. Ребята, вы настоящие волшебники, какую замечательную сказку вы нарисовали. Ну а нам пора прощаться с зимой, потому что ей на смену идёт красавица – весна.
Рефлексия