Эссе Я учу детей нового поколения
Эссе « Я учу детей нового поколения»
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаёшь, и
любить тех, кому преподаёшь.
Василий Ключевский
Стать учителем русского языка и литературы я мечтала с детства. Всегда хотелось быть похожей на моих первых учителей: Коровянскую Клавдию Даниловну и Швыденко Любовь Семеновну. И я счастлива, что моя мечта сбылась. С давних времён профессия педагога была одна из самых важных и значимых.
Педагог - не просто профессия. Педагог – это призвание, состояние души, образ жизни.
Педагог – это созидатель, творец, ему открыт главный ларец – ларец с детскими сердцами, которые ждут тепла, доброго слова, новых знаний и готовы всегда отвечать взаимностью.
«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным» – писал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.
Если ты всем сердцем любишь детский смех, детскую речь, непосредственность, если чувствуешь в себе море творческого потенциала, не надо отказывать себе в удовольствии – быть педагогом! Что я и сделала: окончив школу, поступила в Павловское педагогическое училище. Получив диплом об окончании, пришла работать в школу. Затем окончила Борисоглебский государственный педагогический институт. Трудно было вначале привыкать к тому, что я уже не ученица, решающая любимые задачки и примеры, а человек, которому доверили самое дорогое – ребёнка. Но рядом всегда были мудрые профессионалы своего дела – мои учителя, теперь – коллеги, одной из главных заповедей которых были слова Ш.А. Амонашвили «Не навреди!»
Уже с первых лет работы в школе я знакомилась с инновационными технологиями в обучении и воспитании, изучая специальную методическую и научно – популярную литературу.
В настоящее время в системе образования происходят стремительные перемены. Чем же, в итоге, должен овладеть ребёнок, выходя из стен школы? Прежде всего – умением учиться. Именно мы, учителя, строим тот фундамент, который является залогом успешного обучения не только в школе, но и фактором успешности на протяжении всей жизни.
Главный вопрос теперь, а правильно ли я сделала свой выбор? И вот, спустя много лет, могу с уверенностью сказать:
-Я – счастливый человек! Мне позволено судьбой быть рядом с нашим будущим - с нашими детьми! Каждая мать счастлива, когда вновь проживает период детства со своим ребёнком. А мне посчастливилось наслаждаться этим возрастом многократно: я выпустила 15 поколений, каждый раз «уча других, училась сама»! Наверное, могу назвать себя «Мамой» с большой буквы, ведь у меня больше сотни детей, и все они мои, все любимые мною. Каждому из них я отдала частичку своей души, своего сердца! Некоторые из них уже имеют своих детей,– но они по-прежнему мои дети, за каждого переживаю, как мать. Думать о детях, заботиться о них, любить их – самое прекрасное чувство, которое дано испытать не каждому. И поэтому я счастлива!
Жизнь не стоит на месте, сейчас в школу приходят учиться дети нового поколения. А какой он – современный ребёнок, ребёнок нового поколения? Это, безусловно, умный, раскрепощённый, умеющий свободно пользоваться планшетом, сотовым телефоном и другими гаджетами. С другой стороны – фантазёр, любящий решать различные головоломки, строить из универсальные учебные действия. Об этом нам говорят новые образовательные стандарты – ФГОС НОО и ФГОС ООО. Обозначен «портрет выпускника» школы .
Моя задача как учителя состоит в том, чтобы воспитать всесторонне развитую, умеющую самостоятельно мыслить, толерантную личность. В своей работе придерживаюсь следующих принципов:
1. Принцип человечности: утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над его личностью.
2. Принцип реализации возможностей проживаемого ребенком возраста: - нацеленность на развитие у ребенка фундаментальных способностей; - опора на достижения предыдущего этапа развития, создающие предпосылки для успешного перехода ребенка на следующую ступень образования.
3. Принцип постепенного открытия ребенку пространства жизни в школе.
4. Принцип открытости школьной практики профессиональному сообществу, общественным организациям, родителям.
5. Принцип формирования ценностных установок детей на здоровый образ жизни.
Какое же это счастье видеть, как дети сами формулируют проблему, ставят цель, находят пути решения и открывают новые знания, как мореплаватели открывали новые земли, острова! Конечно же, новые знания не передаются и не присваиваются, а именно открываются! А какие знания легче открыть? Да те, о которых уже немного известно. У нас есть цель, а путей решения много. Иногда мы можем сбиться с пути, но, зная, чего мы должны достичь, путём проб и ошибок, прокладываем новый путь, преодолеваем преграды и уверенно движемся к намеченной цели. Важно избежать перегрузки учащихся и потери мотивации! Ведь мотивированные дети не сойдут с пути! Поэтому так важно, чтобы ребенок еще в школьные годы уверовал: познание нового - это интересно, важно, это приносит удовольствие.
Я учу детей сопереживать, помогать тем, кто нуждается в них, но и в равной степени учу быть толерантными. Сейчас в классе у меня 23 человека и далеко не все имеют отличные и хорошие оценки. Для таких детей нужна ситуация успеха, нужно, чтобы в него поверили.
Дети - это наше будущее. В них необходимо с детства вкладывать душу, сердце - все то, что мы хотели бы видеть в людях следующих поколений. Смотря в их детские глаза, хочется сделать для них мир ярче и добрее. Хочется сделать так, чтобы им было легче адаптироваться в обществе, чтобы каждый из них нашел свое место в жизни.
Люблю детей и свою профессию, чувствую их тонкую природу. Я люблю каждого ребёнка, хочу помогать детям, хочу их учить, воспитывать и развивать. Я верю в каждого ребёнка и горжусь им.
Задача школы, на мой взгляд, научить ребенка лучше ориентироваться в межличностных отношениях, развивать социальный интеллект, эмоциональную сферу, вырабатывать умение адаптироваться в новых условиях, формировать и развивать толерантность, умение найти общий язык с другими людьми.
Главным в своей работе считаю гуманно-личностный и творческий подход к детям в образовательном процессе, комплексное решение задач обучения и воспитания, использование современных технологий и форм педагогической практики. Постоянное непрерывное самосовершенствование профессионального образования.
Я легко нахожу с детьми общий язык. Понимаю их, уважаю их мнение, доверяю и принимаю их такими, какие они есть. В процессе многолетней педагогической деятельности внимательно изучала особенности характера и поведения детей, при необходимости меняла стиль общения, обрела навыки создания благоприятной развивающей среды, в которой дети могут самостоятельно добывать знания, творчески развиваться и самоутверждаться.
Хочу научить своих учеников идти дорогой познаний, не ждать готовых результатов, а искать и находить самим творческие решения. Моя задача заключается в том, чтобы не просто заполнить сосуд готовыми знаниями и умениями, а привить тягу к саморазвитию.
Как говорил В.А.Сухомлинский: « Сильным, и опытным становится педагог,
который умеет анализировать свой труд.»
15