Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время.


Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. В связи с этим актуальным становится введение в учебный процесс метода проектов.
Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования.
Методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов, выводы и рекомендации.
Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это практические и лабораторные работы, доклады, выступления, дневники наблюдения и т.д.
Этапы работы над проектом:
1.Инициирующий
учитель учащиеся
Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи. Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач, составляют план работы.
2.Основополагающий
Предлагаю организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность.
Знакомлю с различными формами презентации результатов. Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов.
3. Прагматический
Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов. Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают, добывают «недостающие знания», готовят презентацию результатов.
Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных.
4.Заключительный
Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умение обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат. Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности.
5.Итоговый
Представление готового продукта. Рефлексия выполненной работы.
Для того, чтобы достичь цели - организовать проектно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо решить несколько задач;
1. Определение условий формирования исследовательских умений младших школьников.
2. Сформировать у родителей обучающихся представления о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности.
3. Создать условия для занятий проектно-исследовательской деятельностью младших школьников.
4. Введение в учебный процесс метода проектов, как технологию развития умений учиться.
При систематическом использовании в своей работе проектно-исследовательского метода, получаю следующие результаты:
1.Совершенствование познавательных потребностей учащихся.
2.Развитие познавательных способностей учащихся и критического мышления.
3.Формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска.
4.Развитие умений ориентироваться в информационном пространстве.
5.Формирование у учащихся представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.