Презентация по математике Методическая разработка раздела образовательной программы Натуральные числа ФГОС


Методическая разработка раздела образовательной программы общеобразовательных учреждений по математике в 5 классе(ФГОС) « Натуральные числа»Выполнила:учитель математикиМБОУ Школа № 14г. СароваНижегородской областиФадеева Светлана ОлеговнаОбразование: высшее (ТГПИ) Педагогический стаж: 24 года. г. Саров 2015 Учебно-методический комплексМерзляк Математика 5кл. Учебник ФГОС(В-ГРАФ) Мерзляк А.Г.Математика 5кл. Рабочая тетрадь №1, Рабочая тетрадь №2 ФГОС(В-ГРАФ) Мерзляк Математика 5кл. Дидактические материалы ФГОС(В-ГРАФ) отличиеУМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. ЯкирВ УМК предусмотрена уровневая дифференциация (задачи простые, среднего уровня сложности, сложные, повышенного уровня сложности), задачи, которые можно решить с помощью компьютера. Наша задачаВ системе Российского образования последние годы происходит множество изменений. 8 апреля 2015 года решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию одобрена Примерная основная образовательная программа основного общего образования. А 7 августа 2015 года в Письме Министерства образования и науки РФ представлены «Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ООО». В свете данных документов наша школа начала переход к преподаванию в соответствии с ФГОС.Период становления всегда очень сложный. Но на сегодняшний день руководство школы – это профессиональная достойная команда, которая работает на радость всех наших учеников и их родителей. Урок в соответствии с ФГОССистемно-деятельностный подход развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Основная педагогическая задача:организация условий, инициирующих детское действиеЧему учить?обновлениесодержанияобразования Ради чего учить?Ценности образованияКак учить?Обновлениетехнологий образования Учебная задача- цель, которую перед собой ставит ученикУчебное действие- система существенных признаков понятия или алгоритмСамоконтроль- определение правильности выполненного действия Самооценка- определение степени соответствия эталону или качества выполненного действияУчебная деятельность- самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознаетЧему? Зачем?Как?Правильно?Хорошо?Можно лучше? Система оценивания по ФГОС{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Традиционная оценка результатов Оценка результатов по ФГОС Основная оценка – оценка учителя Нет портфолио Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Создание портфолио Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения Организация коммуникативной деятельности на урокахматематики в 5 классе при изучении темы «Натуральные числа и действия над ними» Натуральные числа Чтение и записьСравнениеУмножение иделениеСвойства Сложение и вычитание СодержаниеПояснительная запискаЦели и задачи разделаУчёт возрастных особенностей обучающихсяОжидаемые результаты освоения данного разделаОбоснование используемых методов и форм организации коммуникативной деятельности обучающихся по разделу программыСистема коммуникативной деятельностиТематическое планированиеРазработка урокаЛитература Три основных коммуникативных умения учащихсяУчастие в диалогеСотрудничество с другими участниками учебного процессаСамостоятельная работа с источниками информации (учебной книгой, интернетом и т.д.) ДИАЛОГ как форма обучения Необходимо, чтобы школьники усваивали материал учебного текста в процессе общения. Формированию этого умения способствует такой приём как диалог. На уроках математики использую три вида диалога:Диалог в большой группе (учитель - ученики)Диалог в малой группе (ученик-ученики)Диалог с паре (ученик-ученик)«Диалог с текстом» (позволяют вести учебники нового поколения) Цели и задачи разделаОбразовательные Сформировать понятие натурального числаВыработать прочные навыки чтения, записи, сравнения, выполнения арифметических действий с натуральными числамиВыработать навык решения уравнений и задач всех видов, РазвивающиеФормирование алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществеФормирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстникамиВоспитательныеФормирование целенаправленной деятельностиВоспитание трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности. Основные этапы изучения раздела Натуральные числа Чтение, запись чиселСравнение чиселСвойства Арифметические действия Возрастные особенности учащихся 11-12 лет«Чувство взрослости»Склонность к фантазированиюСтремление к экспериментуСтановление нового уровня самосознания ПамятьПреобладание механического запоминания, которое вызывает затруднение в обученииМышлениеПреобладает словесно-логическое и образное, менее развито абстрактное мышлениеСамоконтрольНедостаточно сформировано произвольное вниманиеРечьТребуется постоянное развитие речи Ожидаемые результаты освоения раздела «Натуральные числа »Планируемые результаты обучения математике в 5 классеАрифметикаПо окончании изучения курса учащийся научится:понимать особенности десятичной системы счисления;использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;сравнивать и упорядочивать рациональные числа;выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;Учащийся получит возможность:углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.Числовые и буквенные выражения. УравненияПо окончании изучения курса учащийся научится:выполнять операции с числовыми выражениями;решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом. Учащийся получит возможность:развить представления о буквенных выражениях;овладеть специальными приёмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как тексто­вых, так и практических задач.  Ожидаемые результаты освоения раздела «Натуральные числа »Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.Познавательные УУД:анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;создавать математические модели; составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);вычитывать все уровни текстовой информации. уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Коммуникативные УУД:самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; Тематическое планирование по теме «Натуральные числа»Наименование темы Количество часов Глава 1 Натуральные числа . (23 час) Глава 2 Сложение и вычитание натуральных чисел. (38 часа)  Глава 3 Умножение и деление натуральных чисел. (45 часов)   Структура урока открытия новых знанийМотивация учебной деятельностиАктуализация знаний и фиксация затруднений в деятельностиПостановка учебной задачиПостроение проекта выхода из затрудненийПервичное закрепление Физкультминутка(середина урока)Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонуТренировочные упражненияРефлексия деятельности Технологическая карта урока № 1 (2)Дата_____________Тема урока Ряд натуральных чиселТип урока Урок изучения нового материалаЦели Предметные: обобщить и углубить знания учащихся о натуральных числах, полученные в начальной школе, научить описывать свойства натурального ряда. Личностные: вызвать заинтересованность в изучении математики. Метапредметные: развивать умение определять понятия, создавать обобщения. Планируемые результаты: ученицы научатся распознавать натуральные числа, находить число, которое в натуральном ряду следует за данным числом, и число, которое в натуральном ряду является предыдущим числу.Основные понятия: Натуральные числа, ряд натуральных чисел.  Технологическая карта урока № 1 (2)Дата_____________ Ход урока1.Вступительное слово учителя. Слово “математика” пришло из древнегреческого языка. Много тысячелетий люди накапливают математические знания - о числах, количествах и отношениях. Без таких знаний древние египтяне не смогли бы построить свои знаменитые пирамиды. Математика помогает познавать и совершенствовать тот мир, в котором мы живем. Запуск на орбиту спутников, строительство автострад, вождение поездов, даже оклейка стен обоями – всё это и многое другое было бы просто невозможно без математических расчетов. Поэтому математика поможет вам научиться мыслить последовательно и ясно. А на вопрос “для чего изучают математику?” замечательно ответил М.В.Ломоносов «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Еще математика развивает интеллектуальные и творческие способности человека. Первый отечественный учебник по математике вышел в 1703 год. Леонтий Филиппович Магницкий издал "Арифметику". По ней учился М. В. Ломоносов, называвший этот учебник "вратами учёности".А по этому учебнику мы будем изучать математику в 5 классе. Изучить п.1(Дома внимательно изучить условные обозначения в учебнике)  Ход урокаПлан1. Найти словосочетания, в которых используется слово «ряд» и смысл которых нам точно известен.2. Выделить новое слово в словосочетании «ряд натуральных чисел».3. Найти толкование слова «ряд» в Толковом словаре.4. Выбрать значение слова «ряд» наиболее подходящее по смыслу к предмету «математика».5.Сформулировать определение для ряда натуральных чисел.6. Записать ряд натуральных чисел. Разные толкования слова ряд в разных словарях Ход урока2. ФизкультминуткаВот мы руки развели,Словно удивились.И друг другу до землиВ пояс поклонились!Наклонились, выпрямились,Наклонились, выпрямились.Ниже, ниже, не ленись,Поклонись и улыбнись.3. Работа с учебником № 1,2,3,4,6,8,10№ 1, 2, 3 (устно)№ 4, 6, 8,10 (письменно в тетради)4.Самостоятельная работа в парах с взаимопроверкой по эталону5. Домашнее заданиеОбязательная часть:§ 1, вопросы 1–4 (ответить устно),стр.6 № 5, 7, 9стр. 13 № 14 Ход урокаПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР№ 1Название ресурса «Путешествие на остров Натуральные числа»презентацияГиперссылка на ресурс, Обеспечивающий доступ к ЭОРhttp://powerpoint.net.ru/ Перечень ресурсовПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ 1. Федеральный государственный образовательный стандарт (официальный сайт) http://standart.edu.ru/2. ФГОС (основное общее образование) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=25873. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=64004. Примерные программы по учебным предметам (математика) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=26295. Глоссарий ФГОС http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2306. Закон РФ «Об образовании» http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=26667. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=9858.Концепция фундаментального ядра содержания общего образования http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=26199. Видеолекции разработчиков стандартов http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=372910. Сайт издательского центра «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru/11. Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения http://www.vgf.ru/tabid/205/Default.aspx12. Программа по математике (5-9 класс). Издательский центр «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru/tabid/210/Default.aspx13. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru14. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru15. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»http://www.ict.edu.ru Перечень ресурсов16. Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей»http://www.neo.edu.ru17. Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org18. Образовательные ресурсы интернета (математика) http://www.alleng.ru/edu/math.htm19. Методическая служба издательства «Бином» http://metodist.lbz.ru/20. Сайт «Электронные образовательные ресурсы» http://eorhelp.ru/21. Федеральный центр цифровых образовательных ресурсов www.fcior.edu.ru22. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru23. Портал «Открытый класс» http://www.openclass.ru/24. Презентации по всем предметам http://powerpoint.net.ru/25. Сайт учителя математики Е.М.Савченкоhttp://powerpoint.net.ru/26. Карман для математика http://karmanform.ucoz.ru/ Методическая литература:1.УМК по математике для 5-6 классов (авторы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)2.Е. В. Буцко, А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. ФГОС. Алгоритм успеха. Математика.5 класс. Методическое пособие. Москва. Издательский центр.«Вентана-Граф». 2014 (контрольные работы).3.А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М. С. Якир. Сборник задач и заданий для тематического оценивания по математике для 5 класса. Харьков, «Гимназия», 20144.Программа по математике (5-6 кл.) Авторы: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.