Рабочая программа по развитию психомоторных и сенсорных процессов, 2 класс, С(К)ОШ 8 вида


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
в развитии «Тлянче Тамакская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа - интернат VIII вида» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
протокол № 1от 31 августа 2015 года

УТВЕРЖДЕНО
Директор ГБС(К)ОУ «Тлянче-Тамакская
школа – интернат VIII вида»
____________/Н.М.Валиев
Введено приказом №
от августа 2015г.
Рабочая программа
по предмету развитие психомоторики
и сенсорных процессов
для 2 класса
Количество часов в неделю 2
Количество часов в год 69
Составитель: Фахриева Энзе Талхиновна,
учитель - дефектолог первой квалификационной категории
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора________________ Насибуллина Р.Н.
РАССМОТРЕНО
На заседании МО, протокол от 26 августа 2015г. №1
Руководитель МО______________Фахриева Э.Т.
2015/2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа рассчитана (69ч) 2 часа в неделю
1)Закон РФ «об образовании»
2)Авторская программа «Сенсомоторное воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях начального обучения коррекционной школы» (1-4 классы) Рябкова Наталья Александровна, учитель начальных классов первой квалификационный категории, олигофренопедагог ГБС(К)ОУ Чистопольская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10. Выдана рецензия Институтом развития образования ноябрь 2011 году.
3)Учебного плана образовательного учреждения
Главная цель программы - развитие умственных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через коррекцию сенсорных, познавательных и творческих возможностей.
Задачи программы:
-коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
-развитие слухоголосовых координаций;
-Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
-исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
-формирование точности и целенаправленности движений и действий;
-обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующий терминологии.
В основу работы легли программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 8 вида под редакцией В.В. Воронковой.

Специфика:
Общая и мелкая моторика пальцев рук детей с умеренной умственной отсталостью груба нарушена. Это выражается с несформированности координации, точности и темпа произвольных движений. Особенно затруднены у этих детей тонкие дифференцированные движения пальцев рук: дети с трудом учатся шнуровать ботинки, завязывать шнурки, застёгивать пуговицы. Наблюдается захват предметов (палочек, карандашей, ручки, картинок) всей ладонью, а не пальцами.
Существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Речевая деятельность детей частично развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Образно говоря, речь находится на кончиках пальцев.
Гимнастика для пальцев и кистей рук проводиться 2-3 минуты. В начале и в середине каждого занятия по подготовке к обучению грамоте, а также на специальных коррекционных занятиях.
Гимнастика рук начинается с разминки пальцев: их сгибания и выпрямления. Детям нравится использовать резиновые игрушки с пищалками. Затем следуют упражнения, связывающиеся с воспроизведением действия с каким – либо реальным предметом (« Погладим котенка», « Солим суп», « Пальчики здороваются»…).
Для автоматизации движения и развития внимания очень полезны упражнения, состоящие из серии последовательных действий. Они сопровождаются стихами, потешками, считалками, ритм которых соответствует выполняемым движениям. Педагогу следует следить за правильностью позы кистей рук каждого ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнять движения, учитель берет его руку в свою и действует вместе с ним. В случае необходимости надо научить ребенка помогать свободной рукой действиям работающей. При этом следует поощрять любые успехи.


Содержание образовательной программы
Развитие моторики, графомоторных навыков.
Развитие тактильного восприятия
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.
Развитие зрительного восприятия.
Восприятие особых свойств предметов.
Развитие слухового восприятия.
Восприятие пространства (ориентация на плоскости)
Развитие кинестетических восприятий

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБС(К)ОУ «Тлянче-Тамакская С(К)ОШ»
____________________ Н.М.Валиев
Календарно-тематическое планирование
Фахриевой Энзе Талхиновныучителя – дефектолога на 2015/2016 учебный год
План составлен согласно программе специальной коррекционной образовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой 2008 года
Предмет Класс Всего кол-во часов Кол-во часов в неделю Количество Название, автор учебника, год издания
Контр. работ тестов Экскурсий
Практических работ
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
2 69 2 - - 69 Воронкова, В.В.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 1-4 классы.-М.: Владос, 2008.
Методическая тема на __2015/2016_учебный год
Районная Школьная Учителя
Совершенствование качества образования через освоения компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся. Коррекционно-развивающее обучение, социализация детей с нарушениями интеллекта через трудовое, физическое и культурное воспитание – условия подготовки их самостоятельной жизни и труду, привития навыков культурного общения. Ассоциативные методы в процессе обучения грамоте учащихся с нарушениями интеллекта
Календарное планирование
№ урока Тема урока Коли-
чество часов Дата проведения Планируемые результаты
освоения материала Контрольно-измерительный материал
план факт умения знания общие навыки 1 четверть -17 часов
«Развитие моторики, графомоторных навыков»
20ч.
1. Введение «Развитие моторики, графомоторных навыков»
1 2.09 Развитие моторики, грамоторных навыков.
2 Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением 1 7.09 Знание простых упражнений пальчиковой гимнастики 3. Обводка по трафарету 1 9.09 Умение ориентироваться на листе бумаги правильно держать и использовать карандаш 4 Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур 1 14.09 Умение ориентироваться на листе бумаги Знать названия геометрических фигур правильно держать и использовать карандаш 5
Работа с трафаретами. 1 16.09 Умение ориентироваться на листе бумаги правильно держать и использовать карандаш 6 Штриховка в разных направлениях. 21.09 Знать виды штриховки правильно держать и использовать карандаш 7 Графический диктант по показу. 1 23.09 уметь выполнять задания по указанию учителя правильно держать и использовать карандаш 8. Составление узора из спиралей. 1 28.09 Развитие координации движений кисти рук 9. Шнуровка. 1 30.09 Умение согласовывать
движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога. Знать
шнуровку
формирование точности и целенаправленности движений и действий 10. Застёгивание пуговиц. 1 5.10 Развитие координации движений кисти рук 11. Вырезание геометрических фигур. 1 7.10 Уметь вырезать по образцу Знать названия геометрических фигур 12 Составление аппликации. 1 12.10 Формирование у учащихся пространственной ориентации 13. Рисование пальцами . 1 14.10 Умение согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога.
Знать правила рисования пальцами
формирование точности и целенаправленности движений и действий 14 Рисование губкой по трафарету 1 19.10 Умение согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога Знать правила рисования губкой 15 Рисование кистью 1 21.10 Умение согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога Знать правила рисования кистью
формирование точности и целенаправленности движений и действий 16 Развитие координации движений руки (завязывание шнурков, нанизывание бусин) 1 26.10 Умение координировать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога Развитие координации движений руки 17 Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос 1 28.10 Умение сгибать и вырезать бумаги Знать правила пользования ножницами выполнять
правилаТБ2 четверть -14 часов
18 Безотрывно обведение по контуру 9.11 Умение безотрывно обводить по контуру 19. Работа в технике объемной аппликации 1 11.11 Умение согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога Знать правила работы с клеем Выполнять правила ТБ 20. Рисование по образцу фигур из клеток. 1 16.11 Умение ориентироваться на листе бумаги
«Развитие тактильного восприятия»
5ч. 21. Введение «Развитие тактильного восприятия»
1 18.11 Уметь определять на ощупь объемных фигур и предметов, их величины Знать формы предметов 22 Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, холодные, тёплые и т.д.) 1 23.11 Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины Знать свойства предметов 23. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». 1 25.11 Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины Знать формы и свойства предметов 24. Работа с пластилином (овощи и фрукты) 1 30.11 Уметь сравнивать
предметы Знать названия овощей и фруктов Классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению 25. Игры со средней мозаикой 1 2.12 Уметь ориентироваться в пространстве Знать основные цвета Ориентироваться в пространстве «Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов»

16ч. 26
Введение «Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов» 1 7.12 Знать основные цвета Формирование сенсорных эталонов 27 Знакомство с объёмными геометрическими фигурами (шар, куб) 1 9.12 Уметь определять
по форме
геометрические фигуры Знать геометрические фигуры Формирование сенсорных эталонов объёмных геометрических фигур 28. Группировка предметов по форме (объёмные и плоскостные) 1 14.12 Уметь классифицировать предметы и их изображение по форме Знать формы предметов 29 Дидактическая игра «Море волнуется» 1 16.12 Умение выполнять задание по педагога Знать правила игры 30 Выразительность движений. Имитация движений(повадки зверей). 1 21.12 Умение выполнять различные повадки зверей Знать названия животных формирование точности и целенаправленности движений и действий 31 Игры с крупной мозаикой 1 23.12 Умение работать мозаикой Знать основные цвета 3 четверть -20 часов
32 Различие однородных предметов по величине 1 11.01 Уметь различать предметы по величине Знать названия предметов Определение на глаз величину 33. Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога. 1 13.01 Умение классифицировать предметы и их изображение по форме и величине Знать формы и величины предметов Выполнять инструк-
ции учителя 34. Закрепление названий цвета 1 18.01 Умение классифицировать предметы по цветовому признаку Знать основные цвета уметь группировать предметы по цвету 35. Попарное размещение цветовых элементов 1 20.01 Умение классифицировать предметы по цветовому признаку Знать основные цвета уметь группировать предметы по цвету 36. Деление цветов на тёплые и холодные. 1 25.01 Умение классифицировать предметы по цветовому признаку Знать основные цвета уметь группировать предметы по цвету 37. Чередование предметов по цвету. 1 27.01 Умение классифицировать предметы по цветовому признаку Знать основные цвета уметь группировать предметы по цвету 38. Сходство и различие предметов. 1 1.02 Умение классифицировать предметы по цветовому признаку Знать основные цвета уметь группировать предметы по цвету 39. Группировка предметов по форме и цвету 1 3.02 Умение классифицировать предметы по цветовому признаку Знать основные цвета уметь группировать предметы по цвету 40. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета?» (различение цветов и оттенков) 1 8.02 Умение классифицировать предметы по цветовому признаку Знать основные цвета уметь группировать предметы по цвету 41. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета» (подбор оттенков к основным цветам) 1 10.02 Умение классифицировать предметы по цветовому признаку Знать основные цвета уметь группировать предметы по цвету
Развитие зрительного восприятия» 12ч.
42 Введение «Развитие зрительного восприятия» 1 15.02 Умение классифицировать предметы Формирование навыков зрительного анализа и синтеза 43 Дидактическая игра «Что изменилось?»(4-5 предметов)
1 17.02 Умение классифицировать предметы Знать правила игры Формирование навыков зрительного анализа и синтеза 44. Сравнение двух картинок (нахождение отличий) 1 22.02 Умение находить отличительные и общие признаки предметов Ра развитие сл слухового вовос приятия.
45. Упражнения для профилактики и коррекции зрения 1 24.02 Умение выполнять упражнения по словесной инструкции учителя Знать некоторые упражнения для профилактики зрения Профилактика зрения 46. Восприятие особых свойств предметов 1 29.02 Умение определять и обозначать Знать свойства предметов 47. Развитие обоняния, обозначение словом ощущений.
1 2.03 Умение обозначать словом контрастные ароматы 48. Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, брусок, гвозди и т.д.) 1 7.03 Уметь сравнивать предметы по тяжести Знать понятия «тяжело»,
«легко» Обогащать словарный запас 49. Дидактическая игра «Расположи верно» 1 9.03 Обогащать словарный запас 50. Развитие осязания(холодный- горячий) обозначение словом 1 14.03 Умение определять температурные ощущения Обогащать словарный запас 51. Вкусовые ощущения
Дидактическая игра «Угадай на вкус» 1 16.03 Знать слова, обозначающие вкус Обогащать словарный запас 4 четверть -18 часов
52. Сравнение предметов по ширине и толщине 1 28.03 Уметь сравнивать предметы по ширине и толщине Знать понятия «ширина, толщина» Обогащать словарный запас 53. Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры. 1 30.03 Умение определять температурные ощущения Обогащать словарный запас «Развитие слухового восприятия» 5ч. 54. Введение «Развитие слухового восприятия» 1 4.04 Умение слушать музыку Знать темп и характер музыки Определение музыки по темпу 55 Дифференциация звуков шумовых и музыкальных инструментов. 1 6.04 Умение дифференцировать звуки шумовых и музыкальных инструментов Знать темп и характер музыки Определение музыки по темпу 56 Характеристика звуков по громкости и длительности. 1 11.04 Умение различать мелодии по характеру Знать характер музыки Определить характер музыки 57. Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» 1 13.04 Умение дифференцировать звуки Знать правила игры 58. Звуковая имитация 1 18.04 Умение дифференцировать звуки шумовых и музыкальных инструментов «Восприятие пространства (ориентация на плоскости)» 6ч. 59. Введение «Восприятие пространства (ориентация на плоскости)»
1 20.04 Умение располагать плоскостные и объемные предметы в вертикальном и горизонтальном поле листа Знать пространственные отношения формирование точности и целенаправленности движений и действий 60 Упражнения на ориентировку в тетради. 25.04 Умение располагать плоскостные объемные предметы в вертикальном и горизонтальном поле листа Знать пространственные отношения формирование точности и целенаправленности движений и действий 61 Упражнения на ориентировку в тетради. 27.04 Умение располагать плоскостные объемные предметы в вертикальном и горизонтальном поле листа Знать пространственные отношения формирование точности и целенаправленности движений и действий 62. Геометрический диктант 1 2.05 Умение ориентироваться в поле листа Знать названия геометрических фигур 63 Рисование по клеточкам чисел первого десятка 1 4.05 Умение ориентироваться в поле листа Знать числа первого десятка 64 Рисование по клеточкам чисел второго десятка 1 11.05 Умение ориентироваться в поле листа Знать правила второго десятка 65 Дидактическая игра «Определи положение предмета» 1 16.05 Умение располагать плоскостные и объемные предметы в вертикальном и горизонтальном поле листа Знать пространственные отношения формирование точности и целенаправленности движений и действий «Развитие кинестетических восприятий» 4ч. 66 Введение «Развитие кинестетических восприятий» 1 18.05 Умение выполнять упражнения по заданию педагога 67 Дидактическая игра «Зеркало» 1 23.05 Умение выполнять упражнения по заданию педагога Знать ОРУ формирование точности и целенаправленности движений и действий 68 Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога) 1 25.05 Умение выполнять упражнения по заданию педагога Знать ОРУ формирование точности и целенаправленности движений и действий 69 Повторение пройденного за год 1 30.05 Умение выполнять упражнения по заданию педагога Знать ОРУ формирование точности и целенаправленности движений и действий
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать и уметь:
-правильно держать и использовать карандаш;
-выполнять инструкция учителя;
-знать простых упражнений пальчиковой гимнастики;
-уметь сравнивать геометрические фигуры;
-уметь собирать целого из частей;
-уметь застегивать пуговицы;
-уметь группировать предметы по цвету;
-уметь описывать предмет;
-знать правила работы с шаблонами
Литература
Черенкова Е.В «Оригинальные пальчиковые игры»
Башаева Г.В « Лучшие развивающие задачи и игры для школьник