Программа по развитию психомоторных и сенсорных процессов (2 класс)
ПРОГРАММА
по курсу "КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ"
для учащихся 2 классовспециальной /коррекционной/общеобразовательной школы VIII вида.
(68 часов)
ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ 2 КЛАССА ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:
РАЗДЕЛ 1. Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня развития. (4 часа)
Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений. Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.
РАЗДЕЛ 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. (28 часов)
1 МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания. (6 часов)
Повторяем приёмы 2-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Выдох"). Изучаем 4-х фазное диафрагментальное дыхание Тренировка правильного дыхания. Этапы правильного дыхания "Вдох - Выдох", "Вдох - Задержка - Выдох - Задержка" Практическое освоение этапов (длительность 2-3 сек, постепенное увеличение до 4-5 сек.) дыхания. Выполнение дыхательных упражнений.
2 МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации. (4 часа)
Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами релаксации.Этапы релаксации. Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое освоение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела.
3 МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики (9 часов)
Подвижные игры на развитие моторных навыков. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие быстроты, ловкости и точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие согласованности и одновременности движений различных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты).Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации.
4 МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков (9 часов)
Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Изучение нескольких видов штриховальных линий. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. Соединение точек по порядку. Развитие счётных навыков. Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем вторую половинку картинки. Аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами. Выполнение графических работ под диктовку.
РАЗДЕЛ 3. Коррекция сенсорных процессов. (30 часов)
1 МОДУЛЬ. Восприятие формы, цвета, звуков. Конструирование предметов (9 часов)
Назначение предметов. Дом, мебель, продукты, одежда, подарки. Количество. Сложные настольные игры с правилами (переход хода, пропуск хода, движение по стрелкам и т.д.). Форма предметов. Конструирование без опоры на образец. Восприятие сенсорных эталонов. Классификация предметов. Цвета и оттенки предметов. Погружаемся в мир звуков.
2 МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации.(5 часов)
Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. Определение расположения предметов в пространстве. Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении.Правый - верхний угол. Правый - нижний угол. Левый - верхний угол. Левый - нижний угол. Ориентировка на листе бумаги.
3 МОДУЛЬ. Восприятие времени. (5 часов)
Повторяем времена года. Смена времён года. Раньше - позже. Месяцы. Год - 12 месяцев. Последовательность событий. Дни недели. Сутки: День и ночь. Вечер и утро.
4 МОДУЛЬ.Тактильно-двигательное восприятие. (4 часа)
Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку. Работа с разными видами материалов.
5 МОДУЛЬ.Эмоциональный мир. (7 часов)
Эмоциональный мир человека. Радость. Страх/испуг. Грусть/печаль. Гнев. Спокойствие. Злость. Удивление. Пантомима. Игры на определение эмоций.
РАЗДЕЛ 4. Повторяем пройденное.(2 часа)
Выполняем упражнения на 4-х фазное дыхание. Повторяем элементы релаксации. Упражнение на развитие мелкой моторики. Упражнения на развитие восприятия.
РАЗДЕЛ 5. Итоговая диагностика учащихся(4 часа)
Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.
ИТОГО: 68 ЧАСОВ
Учащиеся 2 класса должны уметь:
целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
быстро и точно передвигаться в пространстве;
анализировать и сравнивать предметы по двум признакам (форма, величина, цвет);
последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;
выполнять творческие работы из пластилина по образцу педагога;
конструировать несложные предметы без опоры на образец;
выделять предмет из группы;
определять картинку к заданному эталону;
определять материал, из которого сделан предмет; -- выполнять упражнения на дыхание и расслабление;
выполнять пальчиковые упражнения;
различать основные цвета, знать оттенки цветов;
классифицировать фигуры по нескольким признакам;
ориентироваться на листе бумаги и на собственном теле;
распознавать основные эмоции;
составлять предмет из частей;
знать элементы 2-х фазного и 4-х фазного дыхания и стараться выполнять по команде педагога;
выполнять графические работы под диктовку педагога;
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 класс
№ урока Темы занятий К-во час.
Раздел 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ 4:
1 Общая осведомлённость. Мелкая моторика. 1 ч.
2 Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость движений. Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика, пантомимика. 1 ч.
3 Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов. 1 ч.
4 Основные эмоции. Методика "Пиктограммы. Тренинг ощущений. 1 ч.
Раздел 2. КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ: 28:
1 МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания. 6 ч.
5,6 Повторяем приёмы 2-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Выдох"). "Приключения Незнайки и его друзей". 2 ч.
7,8 Изучаем 4-х фазное диафрагментальное дыхание (2 - 3 сек.) "Приключения Незнайки и его друзей". Приключения продолжаются. 2 ч.
9,10 Практическое освоение этапов правильного дыхания (3-4 сек.). Соединение дыхания с простыми движениями. 2 ч.
2 МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации. 4 ч.
11,12 Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами релаксации.Этапы релаксации."Незнайка в стране снов". 2 ч.
13,14 Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое освоение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела."Незнайка мечтает". 2 ч.
3 МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики 9 ч:
15 Подвижные игры на развитие моторных навыков. "Весёлые старты Незнайки и его друзей"* 1 ч.
16,17 Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Игротренинг "Подготовка к спортивным соревнованиям"* 2 ч.
18 Развитие быстроты, ловкости и точности движений. "Спортивные соревнования Незнайки и его друзей" 1 ч.
19,20 Развитие умения контролировать сменяемость действий. 2 ч.
21,22 Развитие согласованности и одновременности движений различных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). 2 ч.
23 Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации. Игротренинг "Игры коротышек". 1 ч.
4 МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков 9 ч:
24 Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. "Приключения Незнайки и его друзей". 1 ч.
25 Изучение нескольких видов штриховальных линий. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. 1 ч.
26 Соединяем точки по порядку и рисуем картинки. Развитие счётных навыков. Психотренинг "Незнайка учится". 1 ч.
27 Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем вторую половинку картинки. 1 ч.
28,29 Аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. "Незнайка в цветочном городе". 2 ч.
30 Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами. 1 ч.
31,32 Выполнение графических работ под диктовку "Транспорт". 2 ч.
3. КОРРЕКЦИЯ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ. 30:
1 МОДУЛЬ. Восприятие. Конструирование предметов. 9 :
33 Назначение предметов. Дом, мебель, продукты, одежда, подарки. Психотренинг "День рождения Незнайки". 1 ч.
34 Количество. Дом, мебель, продукты, одежда. Психотренинг "Город котортышек" 1 ч.
35 Сложные настольные игры с правилами (переход хода, пропуск хода, движение по стрелкам и т.д.).Игротренинг "Приключения Незнайки и его друзей". 1 ч.
36 Форма предметов. Выделение признаков формы. Конструирование без опоры на образец (круглые, треугольные, квадратные). Классификация по форме. Игротренинг "Строим новый город". 1 ч.
37 Восприятие сенсорных эталонов. Занятие с использованием ИКТ. 1 ч.
38 Цвета и оттенки предметов. АРТ-Тренинг "Путешествие в страну цвета". 1 ч.
39 АРТ-тренинг "Приключения в стране цвета". 1 ч.
40 Погружаемся в мир звуков. Мульттренинг "Поход в лес. Эхо." 1 ч.
41 Аудиотренинг "Слушаем звуки леса: животные и птицы. Звуки леса, ручья". 1 ч.
2 МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации. 5:
42 Ориентировка на собственном теле и теле другого человека "Незнайка и его друзья". 1 ч.
43 Определение расположения предметов в пространстве. Игротренинг "Незнайка ищет клад". 1 ч.
44 Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении. Игротренинг "Путешествие Незнайки на космическом корабле". 1 ч.
45,46 Правый - нижний угол. Левый - верхний угол. Левый - нижний угол. Ориентировка на листе бумаги. 2 ч.
3 МОДУЛЬ. Восприятие времени. 5 ч:
47, 48 Повторяем времена года. Смена времён года. Последовательность событий. Раньше - позже. 2 ч.
49, 50 Месяцы. Год - 12 месяцев. Последовательность событий. 2 ч.
51 Дни недели. 1 ч.
52 Сутки: День и ночь. Вечер и утро. 1 ч.
4 МОДУЛЬ.Тактильно-двигательное восприятие. 4 ч:
53, 54 Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку. 2 ч.
55, 56 Работа с разными видами материалов. Учимся сочинять сказку. "Волшебный мешочек" 2 ч.
5 МОДУЛЬ.Эмоциональный мир. 7 ч:
57 Страх/испуг. Тренинг "Кого и чего я боюсь" 1 ч.
58 Грусть/Печаль. Тренинг "Что такое грусть". 1 ч.
59 Радость. Игротренинг "Я и моя радость". 1 ч.
60 Злость. Игротренинг с использованием ИКТ. 1 ч.
61 Спокойствие. Игротренинг с использованием ИКТ. 1 ч.
62 Спокойствие. Игротренинг с использованием ИКТ. 1 ч.
63, 64 Удивление. Игротренинг с использованием ИКТ. 2 ч.
4. ВТОРИЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ. 4:
65 Исследование общей осведомлённости. Мелкая моторика. 1 ч.
66 Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость движений. Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика, пантомимика. 1 ч.
67,68 Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов. Основные эмоции. Методика "Пиктограммы". Тренинг ощущений. 2 ч.
68 ч.