Программа по развитию психомоторных и сенсорных процессов (2 класс)


ПРОГРАММА
по курсу "КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ"
для учащихся 2 классовспециальной /коррекционной/общеобразовательной школы VIII вида.
(68 часов)
ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ 2 КЛАССА ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:
РАЗДЕЛ   1. Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня развития.   (4 часа)
         Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений.         Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия   (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.
РАЗДЕЛ  2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.   (28 часов)
1   МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания.  (6 часов)
 Повторяем приёмы 2-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Выдох"). Изучаем 4-х фазное диафрагментальное дыхание Тренировка правильного дыхания. Этапы правильного дыхания "Вдох - Выдох", "Вдох - Задержка - Выдох - Задержка" Практическое освоение этапов (длительность 2-3 сек, постепенное увеличение до 4-5 сек.) дыхания. Выполнение дыхательных упражнений.
2  МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации.  (4 часа)
 Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами релаксации.Этапы релаксации. Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое освоение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела.
3   МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики  (9 часов)
Подвижные игры на развитие моторных навыков. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие быстроты, ловкости и точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие согласованности и одновременности движений различных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты).Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации.
4   МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков  (9 часов)
 Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Изучение нескольких видов штриховальных линий. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. Соединение точек по порядку. Развитие счётных навыков. Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем вторую половинку картинки. Аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами. Выполнение графических работ под диктовку.
РАЗДЕЛ   3. Коррекция сенсорных процессов.     (30 часов)
1   МОДУЛЬ. Восприятие формы, цвета, звуков. Конструирование предметов   (9 часов)
  Назначение предметов. Дом, мебель, продукты, одежда, подарки. Количество. Сложные настольные игры с правилами (переход хода, пропуск хода, движение по стрелкам и т.д.). Форма предметов. Конструирование без опоры на образец. Восприятие сенсорных эталонов. Классификация предметов. Цвета и оттенки предметов. Погружаемся в мир звуков.
2   МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации.(5 часов)
Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. Определение расположения предметов в пространстве. Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении.Правый - верхний угол. Правый - нижний угол. Левый - верхний угол. Левый - нижний угол. Ориентировка на листе бумаги.
3   МОДУЛЬ. Восприятие времени.  (5 часов)
 Повторяем времена года. Смена времён года. Раньше - позже. Месяцы. Год - 12 месяцев. Последовательность событий. Дни недели. Сутки: День и ночь. Вечер и утро.
4   МОДУЛЬ.Тактильно-двигательное восприятие.  (4 часа)
Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку. Работа с разными видами материалов.
5   МОДУЛЬ.Эмоциональный мир.  (7 часов)
 Эмоциональный мир человека. Радость. Страх/испуг. Грусть/печаль. Гнев. Спокойствие. Злость. Удивление. Пантомима. Игры на определение эмоций.
РАЗДЕЛ   4. Повторяем пройденное.(2 часа)
         Выполняем упражнения на 4-х фазное дыхание. Повторяем элементы релаксации. Упражнение на развитие мелкой моторики. Упражнения на развитие восприятия.
РАЗДЕЛ  5. Итоговая диагностика учащихся(4 часа)
 Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.
ИТОГО:  68 ЧАСОВ
Учащиеся 2 класса должны уметь:
целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
быстро и точно передвигаться в пространстве;
анализировать и сравнивать предметы по двум признакам (форма, величина, цвет);
последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;
выполнять творческие работы из пластилина по образцу педагога;
конструировать несложные предметы без опоры на образец;
выделять предмет из группы;
определять картинку к заданному эталону;
определять материал, из которого сделан предмет; -- выполнять упражнения на дыхание и расслабление;
выполнять пальчиковые упражнения;
различать основные цвета, знать оттенки цветов;
классифицировать фигуры по нескольким признакам;
ориентироваться на листе бумаги и на собственном теле;
распознавать основные эмоции;
составлять предмет из частей;
знать элементы 2-х фазного и 4-х фазного дыхания и стараться выполнять по команде педагога;
выполнять графические работы под диктовку педагога;
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 класс
№ урока Темы занятий К-во час.
     Раздел   1.   ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ 4:
1    Общая осведомлённость. Мелкая моторика. 1 ч.
2   Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость движений.   Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика, пантомимика. 1 ч.
3   Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов. 1 ч.
4   Основные эмоции. Методика "Пиктограммы. Тренинг ощущений. 1 ч.
     Раздел  2.   КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ: 28:
  1   МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания. 6 ч.
5,6   Повторяем приёмы 2-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Выдох"). "Приключения Незнайки и его друзей". 2 ч.
7,8   Изучаем 4-х фазное диафрагментальное дыхание (2 - 3 сек.) "Приключения Незнайки и его друзей". Приключения продолжаются. 2 ч.
9,10   Практическое освоение этапов правильного дыхания (3-4 сек.). Соединение дыхания с простыми движениями. 2 ч.
     2  МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации. 4 ч.
11,12   Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами релаксации.Этапы релаксации."Незнайка в стране снов". 2 ч.
13,14   Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое освоение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела."Незнайка мечтает". 2 ч.
  3   МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики 9 ч:
15   Подвижные игры на развитие моторных навыков. "Весёлые старты Незнайки и его друзей"* 1 ч.
16,17   Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Игротренинг "Подготовка к спортивным соревнованиям"* 2 ч.
18   Развитие быстроты, ловкости и точности движений. "Спортивные соревнования Незнайки и его друзей" 1 ч.
19,20   Развитие умения контролировать сменяемость действий. 2 ч.
21,22   Развитие согласованности и одновременности движений различных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). 2 ч.
23   Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации. Игротренинг "Игры коротышек". 1 ч.
  4   МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков 9 ч:
24   Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. "Приключения Незнайки и его друзей". 1 ч.
25   Изучение нескольких видов штриховальных линий. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. 1 ч.
26   Соединяем точки по порядку и рисуем картинки. Развитие счётных навыков. Психотренинг "Незнайка учится". 1 ч.
27   Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем вторую половинку картинки. 1 ч.
28,29   Аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. "Незнайка в цветочном городе". 2 ч.
30   Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами. 1 ч.
31,32   Выполнение графических работ под диктовку "Транспорт". 2 ч.
  3.    КОРРЕКЦИЯ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ. 30:
  1   МОДУЛЬ. Восприятие. Конструирование предметов. 9 :
33   Назначение предметов. Дом, мебель, продукты, одежда, подарки. Психотренинг "День рождения Незнайки". 1 ч.
34   Количество. Дом, мебель, продукты, одежда. Психотренинг "Город котортышек" 1 ч.
35   Сложные настольные игры с правилами (переход хода, пропуск хода, движение по стрелкам и т.д.).Игротренинг "Приключения Незнайки и его друзей". 1 ч.
36   Форма предметов. Выделение признаков формы. Конструирование без опоры на образец (круглые, треугольные, квадратные). Классификация по форме. Игротренинг "Строим новый город". 1 ч.
37   Восприятие сенсорных эталонов.  Занятие с использованием ИКТ. 1 ч.
38   Цвета и оттенки предметов. АРТ-Тренинг "Путешествие в страну цвета". 1 ч.
39   АРТ-тренинг "Приключения в стране цвета". 1 ч.
40   Погружаемся в мир звуков. Мульттренинг "Поход в лес. Эхо." 1 ч.
41   Аудиотренинг "Слушаем звуки леса: животные и птицы. Звуки леса, ручья". 1 ч.
  2   МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации. 5:
42   Ориентировка на собственном теле и теле другого человека "Незнайка и его друзья". 1 ч.
43   Определение расположения предметов в пространстве. Игротренинг "Незнайка ищет клад". 1 ч.
44   Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении. Игротренинг "Путешествие Незнайки на космическом корабле". 1 ч.
45,46   Правый - нижний угол. Левый - верхний угол. Левый - нижний угол. Ориентировка на листе бумаги. 2 ч.
  3   МОДУЛЬ. Восприятие времени. 5 ч:
47, 48   Повторяем времена года. Смена времён года. Последовательность событий. Раньше - позже. 2 ч.
49, 50   Месяцы. Год - 12 месяцев. Последовательность событий. 2 ч.
51   Дни недели. 1 ч.
52 Сутки: День и ночь. Вечер и утро. 1 ч.
  4   МОДУЛЬ.Тактильно-двигательное восприятие. 4 ч:
53, 54   Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку. 2 ч.
55, 56    Работа с разными видами материалов. Учимся сочинять сказку. "Волшебный мешочек" 2 ч.
  5   МОДУЛЬ.Эмоциональный мир. 7 ч:
57   Страх/испуг. Тренинг "Кого и чего я боюсь" 1 ч.
58    Грусть/Печаль. Тренинг "Что такое грусть". 1 ч.
59   Радость. Игротренинг "Я и моя радость". 1 ч.
60   Злость. Игротренинг с использованием ИКТ. 1 ч.
61   Спокойствие. Игротренинг с использованием ИКТ. 1 ч.
62   Спокойствие. Игротренинг с использованием ИКТ. 1 ч.
63, 64   Удивление. Игротренинг с использованием ИКТ. 2 ч.
  4.  ВТОРИЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ. 4:
65   Исследование общей осведомлённости. Мелкая моторика. 1 ч.
66   Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость движений. Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика, пантомимика. 1 ч.
67,68   Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов. Основные эмоции. Методика "Пиктограммы". Тренинг ощущений. 2 ч.
    68 ч.