Программа внеурочной деятельности Край , в котором я живу


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Рузаевская средняя общеобразовательная школа №10»
Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Программа
внеурочной деятельности
«Край, в котором я живу»
(ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
Автор: учитель мокшанского языка
Канунникова Л.М.
Пояснительная записка
 Актуальность
Без устойчивых традиций, без бережного отношения к ним не мыслим прогресс ни в одной области .Человек растёт , развивается в определённой социально-общественной среде, и весь уклад жизни, этические нормы передаются с малых лет и влияют на формирование и развитие его облика.
    В далёкое прошлое уходят традиции и взаимодействия мордовского народа с природой. Произведения устного народного творчества, обычаи, традиции отражают взаимосвязь между природой и национальным характером, нравственные представления предков об отношении к окружающей  среде. Использование богатого потенциала средств этнопедагогики необходимо в решении задач экологического воспитания младшего школьника   ,активизации эмоционально- образного восприятия природы информирование природоохранных потребностей личности, усвоение закономерностей и взаимосвязей природных явлений.
        Содержание программы «Край, в котором я живу» представляет собой систему занятий, предназначенных для учащихся начальной школы и позволяющих на основе использования произведений устно-поэтического творчества, обрядового фольклора мордовского народа дополнить и углубить знания и представления детей природоведческого и экологического характера.
                 Главная идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к изучению родного края, посредством формирования навыков поисковой работы.
        Данная программа ориентирована на детей младшего школьного возраста, учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы.
        Цель программы:
Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край: его традиции, обычаи, природу, историю, культуру и желающего принять активное участие в его развитии.
Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих взаимосвязанныхзадач:
образовательные:
Обогащение знаний учащихся сведениями о природе родного края.
Обеспечение становления у младших школьников эмоционально-ценностного, эстетического, практического отношения к окружающей среде.
овладеть формами и приемами учебно-исследовательской деятельности;
воспитательные:
формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к родному краю, бережного отношения к природе;
формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности; бережного отношения и ответственного поведения в ней;
воспитание потребности в здоровом образе жизни;
развивающие:
развитие познавательных интересов к народному опытубережного отношения к природе интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
развитие потребности к самостоятельному изучению истории края через исследовательскую деятельность;
формирование навыков работы с источниками устно-народного творчества, научно-популярной литературой и периодической печатью.
Формы и методы обучения
Данная программа рассчитана на 1 год обучения  детей 9 – 10 лет(3-4класс).  В этом возрасте идёт активный процесс формирования знаний, оценок, чувств, переживаний, развития творческих способностей и интересов.
        Для успешной реализации программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него. Это напрямую зависит от правильного выбора и применения методов обучения:
Методы,  в основе которых лежит способ организации занятия:- словесный  (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный  (показ  иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)- практический ( выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихсяМетоды, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы- групповой – организация работы в группах.- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
Время, отведенное на обучение, составляет 34 часа в год (1час в неделю).
 В процессе изучения курса краеведения с учащимися будут  проводиться беседы, наблюдения, викторины, праздники, конкурсы, экскурсии в природу. Учащиеся готовят сообщения, доклады, презентации, альбомы, используя в работе  краеведческий материал.
Практические занятия можно проводить в помещении при организации выставок, конкурсов, бесед и викторин, ролевых игр, игр – путешествий, виртуальных экскурсий.
Предполагаемые результаты обучения
        Дети, прошедшие обучение по данной программе, получат информацию о своей «малой Родине», географическом положении и климатических условиях,  растительном и животном мире, экономике, промышленных предприятиях республики Мордовия. Познакомятся с богатым фольклорным материалом, культурой и традициями жителей нашего края, получат навыки толерантного поведения в многонациональной республике. Узнают основные источники получения информации и научатся работать с ними; научатся вести проектную и исследовательскую деятельность.  Выходы на природу дадут детям элементарные туристские навыки.
        Обучение по данной программе позволит детям привить такое качество, как любовь к Родине через родную природу.
Учебно- тематический план
№п/п Наименование тем Количество часов теория практика всего
1 «Красота солнечного края».(дискуссия) 2 1 3
2 «По небу широко, по земле далеко»                    2 1 4
3 «Бабушкины секреты»                                  2 1 2
4 «На каждый случай свой обычай                                  2 1 3
5 «Где раньше было пусто, там теперь густо» 2 2 4
6 «В гостях у Ведявы»   2 1 4
7 «Сказка под ногами»  (беседа)               2 - 2
8 «В гостях у Вирявы»                2 1 3
9 «Заповедными тропами»                        2 1 3
10 «Нет повести печальнее на свете…» 222 1 3
11  «Не жги - сгоришь, не копай – свалишься»                                                    2 1 3
12 «Если бы они могли говорить…(ролевая игра) 1 1 2
итого 23 11 34

Содержание программы
1.«Красота солнечного края"
Географическое расположение республики Мордовия. Природный ландшафт. Водоёмы края. Многообразие видов растительного и животного мира. Моё место в природе (дискуссия).Творческое задание «Мой любимый уголок в природе»конкурс рисунков.
2.«По небу широко –по земле далеко»  
Легенды и предания мордовского народа о возникновении мира природы.Фантастическое отражение сил природы Мифические существа населяющие крестьянскую вселенную: Вирява, Ведява, Модава, Вармава,Толава .Читаем и рассказываем поверья об этих существах.. 
Творческое задание «Духи природы в нашем представлении  « конкурс поделок, рисунков»    
 3. «Бабушкины секреты»
Сказания о природных явлениях, небесных телах ,стихиях природы. Народные приметы, пословицы, поговорки о временах года и погоде.(устно-народное творчество).Фенологические наблюдения. Что сегодня за день и как по нему можно судить о предстоящей погоде. 
Творческое задание Народный календарь времён года. Изобразить любое время года и подобрать связанные с ним природные приметы.  
4.«На каждый случай –свой обычай»
Аграрный календарь и языческие праздники мордвы. Годовой цикл озксов (сельскихмолянов). Поклонение силам природы. Народные традиции- праздник урожая(Разыгрываем элементы праздника.)
5.«Где раньше было пусто- там теперь  густо»
Традиционные занятия крестьян. Промыслы мордвы. Использование даров природы человеком. Отражение в произведениях устно-поэтического творчества повседневной жизни народа
Творческое задание. Город мастеров  (конкурс поделок из природного материала )      
6.«В гостях у Ведявы»
.Голубой мир Мордовии. Народные песни и поверья о воде как источнике жизни. Загадки, пословицы, приметы о воде. Вода «живая»и «мёртвая»(ролевая игра) Источники загрязнений природных вод . Как сохранить чистоту водоёмов. Что для этого можешь сделать ты?  (исследовательская работа)  
 
7.«Сказка под ногами»
«Земля- мать кормилица, хлеборобица». Чем богаты недра Мордовии? Народная мудрость о бережном ,разумном отношении к родной земле. Секреты плодородия. Охрана почв.
8.« В гостях у Вирявы»
Лес- богатство природы. Величие леса в мордовском фольклоре; лесные песни ,легенды. Многообразие растительного мира родного края. Загадываем загадки о растениях. Лекарственные растения Мордовии. Легенды и сказания связанные с некоторыми из них.едкие исчезающие виды растений.
ЗаданиеСоставляем тематические кроссворды «Охраняемые растения»
9.« Заповедными тропами»
Мордовские народные сказки о животных. Образы птиц и зверей в народных играх. Живой мир края. Возрождаем традиции « Праздник прилёта птиц» ( разучиваем «Веснянки»,собираем пословицы, поговорки о птицах.) Культура общения с миром животных Животные под охраной.
Можешь ли ты им помочь?
10.«Нет повести печальнее на свете…» 
Посмотри вокруг что происходит? Экологическая ситуация в республике. Природа в опасности. Здоровье человека и окружающая среда.(дискуссия0
Задание» Так жить больше нельзя» (конкурс рисунков)
11. «Не жги -сгоришь, не копай –свалишься» 
Охрана природы в обычаях мордовского народа(добросовестное отношение к обработке земли).Красная книга. Заповедники и заказники. Памятники природы Мордовии. «Берегите природу!»(Пишем книгу о правилах поведения в природе
Творческое задание. Конкурс на тему «Лучший плакат по охране растений и животных» 
12. «Если бы они могли говорить…»
Охрана природы. «Если бы они могли говорить…»(ролевая игра).
Подводим итоги нашей работы. Обобщение основных теоретических и практических дел по курсу   
                       
Календарно-тематическое планирование
№ Тема занятия Кол.час Элементы содержания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12 Вводное занятие «Красота солнечного края»
Дискуссия «Моё место в природе»
Конкурс рисунков «Мой любимый уголок природы»
По небу широко, по земле далеко»
Поверья и былички о м
мифических существах.
Экскурсия в природу
Конкурс поделок и рисунков «Духи природы в нашем представлении»
«Бабушкины секреты
Сказания о природных явлениях, небесных телах, стихиях природы.
Фенологические наблюдения
Творческая работа «Народный календарь времён года»
«На каждый случай свой обычай
Аграрный календарь и языческие праздники мордвы.
«Праздник урожая»
«Где раньше было пусто- там хлеба растут густо»
Традиционные занятия крестьян
Использование даров природы человеком.
Творческая работа «Город мастеров»
«В гостях у Ведь-авы»
Голубой мир Мордовии.
Источники загрязнения природных вод.
Конкурс рисунков
«Сказка под ногами»
«Земля-мать, кормилица, хлеборобица»
Секреты плодородия
Конкурс рисунков «Охрана почвы»
«Путешествие в зелёное царство-государство»
Лес- богатство природы.
«Красная Книга» Мордовии
Экскурсия в природу
«Заповедными тропами»
Мордовские народные сказки о животных
Праздник прилёта птиц
Животные под охраной
«Нет повести печальнее на свете…»
Экологическая ситуация в Республике.
Здоровье человека и окружающая среда.(дискуссия)
Конкурс рисунков «Так жить больше нельзя»
«Не жги- сгоришь, не копай -свалишься»
Охрана природы в обычаях мордовского народа.
Заповедники и заказники
Конкурс плакатов «Лучший плакат по охране животных и растений»
«Если бы они могли говорить…»
Охрана природы.
Экскурсия в природу













































1ч Географическое положение Республики Мордовия. Природный ландшафт. Водоёмы края .Многообразие видов животного и растительного мира. Человек и природа.
Легенды и предания мордовского народа о возникновении мира и природы.
Фантастическое отражение сил природы. Мифические существа ,населяющие крестьянскую вселенную: Вирь-ава, Ведь-ава и т.д.
. Народные приметы , пословицы, поговорки о временах года и погоде. Фенологические наблюдения .Что сегодня за день и как по нему можно судить о предстоящей погоде?
Изобразить любое время года и подобрать связанные с ним приметы.
Годовой цикл озксов Поклонение силам природы.
Народные традиции
Промыслы мордвы. Отражение в произведениях устно-поэтического творчества повседневной жизни народа.
Конкурс поделок из природного материала.
Народные песни и поверья о воде как источнике жизни. Загадки пословицы приметы о воде
Как сохранить чистоту водоёмов?
Что для этого можешь сделать ты?
Народная мудрость о бережном, разумном отношении к родной земле.
Величие леса в мордовском фольклоре: лесные песни, легенды. Многообразие растительного мира края. Загадки о растениях. Лекарственные растения Мордовии. Легенды и сказания о некоторыми из них. Редкие и исчезающие виды растений.
Образцы птиц и зверей в народных играх. Животный мир края.
Возрождаем традиции (разучиваем « веснянки»,собираем пословицы, поговорки, приметы о птицах.
Посмотри вокруг : что происходит? Природа в опасности.
Добросовестное отношение к обработке земли, облагораживание ключей и родников, ограничение мест охоты, сохранение мест произрастания красиво цветущих растений. Памятники природы Мордовии.
Подводим итоги нашей работы. Обобщение основных теоретических и практических дел по курсу.
Литература
1.Мордовские пословицы и поговорки. Сост. А.И.Исайкина. Саранск,1993.
2.Мордовское народное устно-поэтическое творчество. Саранск,2003.
3.Народные приметы мордвы –мокши. аранск,Изд-во Мордов.университетатворчествоСаранск,Изд-во Мордов. Университета,1992.
4.Мордовские пословицы и поговорки. Сост.К.Т.Самородов. Саранск: Мордов. кн.изд-во,1986
5. Лузгин .А.С. Промыслы Мордовии. Саранск, 2001
6.Этнокультура мордвы.Ю.А.Мишанин.Саранск,изд-во Мордов.Университета,2001
7.Мордовский народный костюм. Саранск: Мордов. кн.изд-во,1990