Программа внеурочной деятельности Край , в котором я живу
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Рузаевская средняя общеобразовательная школа №10»
Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Программа
внеурочной деятельности
«Край, в котором я живу»
(ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
Автор: учитель мокшанского языка
Канунникова Л.М.
Пояснительная записка
Актуальность
Без устойчивых традиций, без бережного отношения к ним не мыслим прогресс ни в одной области .Человек растёт , развивается в определённой социально-общественной среде, и весь уклад жизни, этические нормы передаются с малых лет и влияют на формирование и развитие его облика.
В далёкое прошлое уходят традиции и взаимодействия мордовского народа с природой. Произведения устного народного творчества, обычаи, традиции отражают взаимосвязь между природой и национальным характером, нравственные представления предков об отношении к окружающей среде. Использование богатого потенциала средств этнопедагогики необходимо в решении задач экологического воспитания младшего школьника ,активизации эмоционально- образного восприятия природы информирование природоохранных потребностей личности, усвоение закономерностей и взаимосвязей природных явлений.
Содержание программы «Край, в котором я живу» представляет собой систему занятий, предназначенных для учащихся начальной школы и позволяющих на основе использования произведений устно-поэтического творчества, обрядового фольклора мордовского народа дополнить и углубить знания и представления детей природоведческого и экологического характера.
Главная идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к изучению родного края, посредством формирования навыков поисковой работы.
Данная программа ориентирована на детей младшего школьного возраста, учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы.
Цель программы:
Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край: его традиции, обычаи, природу, историю, культуру и желающего принять активное участие в его развитии.
Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих взаимосвязанныхзадач:
образовательные:
Обогащение знаний учащихся сведениями о природе родного края.
Обеспечение становления у младших школьников эмоционально-ценностного, эстетического, практического отношения к окружающей среде.
овладеть формами и приемами учебно-исследовательской деятельности;
воспитательные:
формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к родному краю, бережного отношения к природе;
формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности; бережного отношения и ответственного поведения в ней;
воспитание потребности в здоровом образе жизни;
развивающие:
развитие познавательных интересов к народному опытубережного отношения к природе интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
развитие потребности к самостоятельному изучению истории края через исследовательскую деятельность;
формирование навыков работы с источниками устно-народного творчества, научно-популярной литературой и периодической печатью.
Формы и методы обучения
Данная программа рассчитана на 1 год обучения детей 9 – 10 лет(3-4класс). В этом возрасте идёт активный процесс формирования знаний, оценок, чувств, переживаний, развития творческих способностей и интересов.
Для успешной реализации программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него. Это напрямую зависит от правильного выбора и применения методов обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)- практический ( выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихсяМетоды, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы- групповой – организация работы в группах.- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
Время, отведенное на обучение, составляет 34 часа в год (1час в неделю).
В процессе изучения курса краеведения с учащимися будут проводиться беседы, наблюдения, викторины, праздники, конкурсы, экскурсии в природу. Учащиеся готовят сообщения, доклады, презентации, альбомы, используя в работе краеведческий материал.
Практические занятия можно проводить в помещении при организации выставок, конкурсов, бесед и викторин, ролевых игр, игр – путешествий, виртуальных экскурсий.
Предполагаемые результаты обучения
Дети, прошедшие обучение по данной программе, получат информацию о своей «малой Родине», географическом положении и климатических условиях, растительном и животном мире, экономике, промышленных предприятиях республики Мордовия. Познакомятся с богатым фольклорным материалом, культурой и традициями жителей нашего края, получат навыки толерантного поведения в многонациональной республике. Узнают основные источники получения информации и научатся работать с ними; научатся вести проектную и исследовательскую деятельность. Выходы на природу дадут детям элементарные туристские навыки.
Обучение по данной программе позволит детям привить такое качество, как любовь к Родине через родную природу.
Учебно- тематический план
№п/п Наименование тем Количество часов теория практика всего
1 «Красота солнечного края».(дискуссия) 2 1 3
2 «По небу широко, по земле далеко» 2 1 4
3 «Бабушкины секреты» 2 1 2
4 «На каждый случай свой обычай 2 1 3
5 «Где раньше было пусто, там теперь густо» 2 2 4
6 «В гостях у Ведявы» 2 1 4
7 «Сказка под ногами» (беседа) 2 - 2
8 «В гостях у Вирявы» 2 1 3
9 «Заповедными тропами» 2 1 3
10 «Нет повести печальнее на свете…» 222 1 3
11 «Не жги - сгоришь, не копай – свалишься» 2 1 3
12 «Если бы они могли говорить…(ролевая игра) 1 1 2
итого 23 11 34
Содержание программы
1.«Красота солнечного края"
Географическое расположение республики Мордовия. Природный ландшафт. Водоёмы края. Многообразие видов растительного и животного мира. Моё место в природе (дискуссия).Творческое задание «Мой любимый уголок в природе»конкурс рисунков.
2.«По небу широко –по земле далеко»
Легенды и предания мордовского народа о возникновении мира природы.Фантастическое отражение сил природы Мифические существа населяющие крестьянскую вселенную: Вирява, Ведява, Модава, Вармава,Толава .Читаем и рассказываем поверья об этих существах..
Творческое задание «Духи природы в нашем представлении « конкурс поделок, рисунков»
3. «Бабушкины секреты»
Сказания о природных явлениях, небесных телах ,стихиях природы. Народные приметы, пословицы, поговорки о временах года и погоде.(устно-народное творчество).Фенологические наблюдения. Что сегодня за день и как по нему можно судить о предстоящей погоде.
Творческое задание Народный календарь времён года. Изобразить любое время года и подобрать связанные с ним природные приметы.
4.«На каждый случай –свой обычай»
Аграрный календарь и языческие праздники мордвы. Годовой цикл озксов (сельскихмолянов). Поклонение силам природы. Народные традиции- праздник урожая(Разыгрываем элементы праздника.)
5.«Где раньше было пусто- там теперь густо»
Традиционные занятия крестьян. Промыслы мордвы. Использование даров природы человеком. Отражение в произведениях устно-поэтического творчества повседневной жизни народа
Творческое задание. Город мастеров (конкурс поделок из природного материала )
6.«В гостях у Ведявы»
.Голубой мир Мордовии. Народные песни и поверья о воде как источнике жизни. Загадки, пословицы, приметы о воде. Вода «живая»и «мёртвая»(ролевая игра) Источники загрязнений природных вод . Как сохранить чистоту водоёмов. Что для этого можешь сделать ты? (исследовательская работа)
7.«Сказка под ногами»
«Земля- мать кормилица, хлеборобица». Чем богаты недра Мордовии? Народная мудрость о бережном ,разумном отношении к родной земле. Секреты плодородия. Охрана почв.
8.« В гостях у Вирявы»
Лес- богатство природы. Величие леса в мордовском фольклоре; лесные песни ,легенды. Многообразие растительного мира родного края. Загадываем загадки о растениях. Лекарственные растения Мордовии. Легенды и сказания связанные с некоторыми из них.едкие исчезающие виды растений.
ЗаданиеСоставляем тематические кроссворды «Охраняемые растения»
9.« Заповедными тропами»
Мордовские народные сказки о животных. Образы птиц и зверей в народных играх. Живой мир края. Возрождаем традиции « Праздник прилёта птиц» ( разучиваем «Веснянки»,собираем пословицы, поговорки о птицах.) Культура общения с миром животных Животные под охраной.
Можешь ли ты им помочь?
10.«Нет повести печальнее на свете…»
Посмотри вокруг что происходит? Экологическая ситуация в республике. Природа в опасности. Здоровье человека и окружающая среда.(дискуссия0
Задание» Так жить больше нельзя» (конкурс рисунков)
11. «Не жги -сгоришь, не копай –свалишься»
Охрана природы в обычаях мордовского народа(добросовестное отношение к обработке земли).Красная книга. Заповедники и заказники. Памятники природы Мордовии. «Берегите природу!»(Пишем книгу о правилах поведения в природе
Творческое задание. Конкурс на тему «Лучший плакат по охране растений и животных»
12. «Если бы они могли говорить…»
Охрана природы. «Если бы они могли говорить…»(ролевая игра).
Подводим итоги нашей работы. Обобщение основных теоретических и практических дел по курсу
Календарно-тематическое планирование
№ Тема занятия Кол.час Элементы содержания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12 Вводное занятие «Красота солнечного края»
Дискуссия «Моё место в природе»
Конкурс рисунков «Мой любимый уголок природы»
По небу широко, по земле далеко»
Поверья и былички о м
мифических существах.
Экскурсия в природу
Конкурс поделок и рисунков «Духи природы в нашем представлении»
«Бабушкины секреты
Сказания о природных явлениях, небесных телах, стихиях природы.
Фенологические наблюдения
Творческая работа «Народный календарь времён года»
«На каждый случай свой обычай
Аграрный календарь и языческие праздники мордвы.
«Праздник урожая»
«Где раньше было пусто- там хлеба растут густо»
Традиционные занятия крестьян
Использование даров природы человеком.
Творческая работа «Город мастеров»
«В гостях у Ведь-авы»
Голубой мир Мордовии.
Источники загрязнения природных вод.
Конкурс рисунков
«Сказка под ногами»
«Земля-мать, кормилица, хлеборобица»
Секреты плодородия
Конкурс рисунков «Охрана почвы»
«Путешествие в зелёное царство-государство»
Лес- богатство природы.
«Красная Книга» Мордовии
Экскурсия в природу
«Заповедными тропами»
Мордовские народные сказки о животных
Праздник прилёта птиц
Животные под охраной
«Нет повести печальнее на свете…»
Экологическая ситуация в Республике.
Здоровье человека и окружающая среда.(дискуссия)
Конкурс рисунков «Так жить больше нельзя»
«Не жги- сгоришь, не копай -свалишься»
Охрана природы в обычаях мордовского народа.
Заповедники и заказники
Конкурс плакатов «Лучший плакат по охране животных и растений»
«Если бы они могли говорить…»
Охрана природы.
Экскурсия в природу
3ч
1ч
1ч
1ч
3ч
1ч
1ч
1ч
3ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
3ч
1ч
1ч
1ч
3ч
1ч
1ч
1ч
3ч
1ч
1ч
1ч
3ч
1ч
1ч
1ч
3ч
1ч
1ч
1ч
3ч
1ч
1ч
1ч
3ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч Географическое положение Республики Мордовия. Природный ландшафт. Водоёмы края .Многообразие видов животного и растительного мира. Человек и природа.
Легенды и предания мордовского народа о возникновении мира и природы.
Фантастическое отражение сил природы. Мифические существа ,населяющие крестьянскую вселенную: Вирь-ава, Ведь-ава и т.д.
. Народные приметы , пословицы, поговорки о временах года и погоде. Фенологические наблюдения .Что сегодня за день и как по нему можно судить о предстоящей погоде?
Изобразить любое время года и подобрать связанные с ним приметы.
Годовой цикл озксов Поклонение силам природы.
Народные традиции
Промыслы мордвы. Отражение в произведениях устно-поэтического творчества повседневной жизни народа.
Конкурс поделок из природного материала.
Народные песни и поверья о воде как источнике жизни. Загадки пословицы приметы о воде
Как сохранить чистоту водоёмов?
Что для этого можешь сделать ты?
Народная мудрость о бережном, разумном отношении к родной земле.
Величие леса в мордовском фольклоре: лесные песни, легенды. Многообразие растительного мира края. Загадки о растениях. Лекарственные растения Мордовии. Легенды и сказания о некоторыми из них. Редкие и исчезающие виды растений.
Образцы птиц и зверей в народных играх. Животный мир края.
Возрождаем традиции (разучиваем « веснянки»,собираем пословицы, поговорки, приметы о птицах.
Посмотри вокруг : что происходит? Природа в опасности.
Добросовестное отношение к обработке земли, облагораживание ключей и родников, ограничение мест охоты, сохранение мест произрастания красиво цветущих растений. Памятники природы Мордовии.
Подводим итоги нашей работы. Обобщение основных теоретических и практических дел по курсу.
Литература
1.Мордовские пословицы и поговорки. Сост. А.И.Исайкина. Саранск,1993.
2.Мордовское народное устно-поэтическое творчество. Саранск,2003.
3.Народные приметы мордвы –мокши. аранск,Изд-во Мордов.университетатворчествоСаранск,Изд-во Мордов. Университета,1992.
4.Мордовские пословицы и поговорки. Сост.К.Т.Самородов. Саранск: Мордов. кн.изд-во,1986
5. Лузгин .А.С. Промыслы Мордовии. Саранск, 2001
6.Этнокультура мордвы.Ю.А.Мишанин.Саранск,изд-во Мордов.Университета,2001
7.Мордовский народный костюм. Саранск: Мордов. кн.изд-во,1990