Разработка урока Плотность вещества. Расчет плотности (7 класс)
Урок в 7 классе
Тема: Плотность вещества. Расчет плотности
Цели урока: дать понятие о плотности вещества как о физической величине; сформировать умение учащихся вычислять и сравнивать плотности разных веществ, научить выражать объем тело в разных единицах.
Оборудование: таблицы плотности твердых тел, жидкостей и газов. Видеофрагмент «Плотность тел», тела разной массы, имеющие одинаковый объем, тела одинаковой массы, но разных объемов, весы с разновесами, измерительная линейка.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, экспериментальная.
Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.
Ход урока
Задачи урока.
1.Акцентировать внимание учащихся на понятие «Плотность вещества».
2.Научиться работать с таблицами плотности жидкостей, твердых тел и газов.
3.Научиться измерять плотность вещества с использованием линейки и рычажных весов с разновесами.
4.Научиться решать задачи на вычисление плотности, объема и массы тела.
Проверка знаний (устный опрос).
1.Каков процесс определения массы тела с помощью рычажных весов?
2.Количественное сравнение инертности разных тел?
3.Измерьте массу монеты и массу карандаша. Сравните полученный результат.
4.Почему нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом?
5.Задача: Масса одного шарика равна 6 кг, а другого – 0,017 кг. Какой шар труднее остановить, если оба они катятся по горизонтальной поверхности с одинаковой скоростью?
Работа над новым материалом.
1.Характеристика плотности вещества?
- Плотность - это величина, характеризующая массу тела в единице объема:
QUOTE .
- Разные вещества имеют разную плотность.
- Плотность вещества зависит от свойств мельчайших частиц (атомов), из которых оно состоит.
- Плотность вещества зависит не только от вида атомов вещества, но и отих взаимного расположение (алмаз и графит).
- Что иллюстрируют рисунки 9.1 и 9.2, 9.3 и 9.4 учебника?
- Единица плотности в СИ: кг/м3
- Почему железный шарик имеет большую массу, чем деревянный такого же размера?
- Могут ли иметь одинаковую массу тела разных объемов (железо и дерево)?
- Изменится ли равновесие весов, если на одну чашу положить медный цилиндр массой 0,2 кг, а на другую цилиндр из воска массой 0,2 кг?
Задание 1.
Ответьте на вопросы.
1.Зависит ли плотность вещества от объема и массы тела?
2.Что означает запись: плотность железо 7900 кг/м3?
3.Можно ли утверждать что 1000 кг/м3 эквивалентен 1г/м3?
4.Какую зависимость между величинами выражают формулы QUOTE , QUOTE , QUOTE ?
5.По итогам просмотра видеофрагмента «Плотность вещества», можно ли утверждать, что плотность является характеристикой вещества, из которого состоит тело?
Задание 2.
1.С помощью рычажных весов с разновесами и линейки вычислите плотность кубического слитка, и определите по таблице, из какого вещества оно изготовлено?
Задание 3.
Постройте график зависимости m (V) для свинца и стали. От чего зависит угол наклона графика к оси абсцисс?
Задание 4.
Используя таблицы плотности веществ тел различного агрегатного состояния, ответьте:
- Почему около значений плотности некоторых жидкостей и газов в скобках указана температура?
- Какое вещество объемом в 1 куб.метр имеет большую массу: вода или лед?
- Приведите примеры разных веществ имеющих одинаковую плотность?
- Изменится ли и как изменится плотность вещества при переходе его из одного в другое агрегатное состояние. Выскажите свою точку зрения.
- Сможете ли вы поднять 1 куб.метр меди, ртути, пробки?
- Какое твердое тело массой 1 кг имеет самый маленький объем? Самый большой?
- Как изменится плотность вещества при изменении его массы либо объема в 4, 6 раз?
Задание 5.
Ответьте на вопросы.
1.Имеется морская и речная вода. Что имеет большую массу?
2.Поместится ли в 5-ти литровом баллоне 5 кг растительного масло?
3.Какую массу имеет 1 литр бензина?
Задание 6.
Решить задачи 9.1 и 9.2 (стр.43 учебника).
Подведение итогов урока.
- Что нового вы узнали о плотности вещества?
- Какие источники информации мы использовали на уроке? (учебник, схемы, графики, таблицы, видеофрагмент, формулы).
- Чему научились на уроке?
- Изменится ли плотность жидкости при нагревании?
Домашнее задание.
1.§ 9 учебника, читать, знать главное.
2.Определите плотность жженого кирпича и опишите этапы работы.
3.Определите приблизительно плотность своего тела и опишите способ его определения.