ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АН-ГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ «Our presentations»
Инновационная разработка проекта
учителя английского языка МБОУ Чымнайской СОШ Таттинского района Куличкиной Анны Алексеевны
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«Our presentations»
Актуальность проекта.
Изучение иностранного языка в образовательном учебном заведении представляет собой этап практического овладения языком. При этом в качестве одной из основных задач выступает формирование у обучающихся коммуникативных умений. Наиболее важными для дальнейшего обучения и профессионального роста коммуникативными умениями учащихся являются, на наш взгляд, мастерство публичных выступлений, умение вести диалог, развитие культуры презентации. Эти умения учащихся могут успешно развиваться в процессе проектной деятельности по английскому языку. Метод проектов представляет собой «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата».
Чем сложнее вид деятельности, тем обычно меньше заинтересованности выказывают ученики, и задача педагога найти способы снятия трудностей при развитии разных речевых навыков. Самым актуальным и увлекательным для обучающихся является использование современных информационных технологий. Таким образом, реализация данного инновационного проекта сможет повысить мотивацию и познавательную активность учащихся при изучении английского языка.
Основная образовательная программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Согласно ФГОС нового поколения эффективность современного учебно-воспитательного процесса обеспечивается инновационной образовательной средой - системой ресурсов, инструментов и технологий, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы образовательного учреждения. Новые технологии требуют изменения роли участников образовательного процесса. Так, учитель теперь должен не просто транслировать информацию, но организовать деятельность ученика в инновационной образовательной среде. Ученик не получает готовую информацию, но осуществляет: поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации. Метод проектов удовлетворяет этим требованиям стандарта.
Научная новизна проекта.
Данный проект предполагает выявление и поддержку талантливых детей; использование проектной методики в обучении иностранному языку; внедрение системы непрерывного образования в условиях Чымнайской СОШ Таттинского района.
Объект исследования: проектная деятельность учащихся Чымнайской СОШ Таттинского района.
Предмет исследования: процесс преподавания английского языка с использованием метода проектов, формирование речевых умений и навыков обучающихся Чымнайской СОШ Таттинского района.
Гипотеза исследования.
Использование метода проектов в обучении английскому языку стимулирует учебную деятельность школьников: повышает их мотивацию и творческую активность, т.к. является эффективным способом развития творческих способностей участников проекта, приобретения ими коммуникативных умений – развития умения работать в команде, расширения общего кругозора учащихся. В процессе проектной деятельности эти знания, умения и навыки обогащаются и шлифуются. Проектная работа нравится школьникам, потому что она дает им дополнительную возможность проявить себя, позволяет им выбрать ту форму деятельности, которая им по душе. Она объединяет ребят, так как чаще всего они работают группами, помогая друг другу, во время выбора и обсуждения темы проекта, подбора литературы и материалов, составления плана проекта, проведения опроса, подбора оформления, написания работы, создания презентации.
Используя методику SWOT-анализа, применяемую для оценки факторов и явлений, влияющих на проект, мы выявили противоречия: сильные и слабые стороны проекта.
Сильные стороны:
наличие мультимедийного оборудования в кабинете английского языка;
наличие современной методической литературы по теме проекта;
рост числа учащихся и учителей, активно использующих Интернет-ресурсы.
Слабые стороны:
недостаточная оснащённость техническими средствами обучения;
отсутствие высокоскоростного Интернета в кабинете иностранного языка;
низкая коммуникативная и информационная компетенции у некоторых учащихся и учителей;
нехватка временного ресурса.
Цель проекта: Внедрение метода проекта в учебную деятельность. Развитие коммуникативной и информационно-коммуникационной компетенций обучающихся в процессе проектной деятельности Чымнайской СОШ Таттинского района.
Задачи:
Выяснить и проанализировать исходный уровень развития коммуникативной и информационной компетенций обучающихся.
Изучить теорию и методику преподавания с использованием метода проектов. Провести обучающие занятия с участниками проекта.
Разработать и организовать урочные и внеурочные мероприятия, способствующие повышению мотивации учащихся к изучению английского языка.
Проанализировать влияние работы с использованием метода проектов на мотивацию обучающихся к изучению английского языка.
Разработать план дальнейшего развития проекта с учётом проведённого анализа полученных данных.
Методы исследования: Изучение литературы, сравнение, сопоставление, анализ, анкетирование, наблюдение, тестирование.
Реализация проекта
Этапы проекта Мероприятия
Результаты
Подготовительный этап Проведение опроса обучающихся и учителей. Анализ исходного уровня развития коммуникативной и информационной компетенций обучающихся.
Обсуждение вопросов разработки инновационного проекта с членами педагогического коллектива. Разработка плана внеурочных мероприятий, развивающих коммуникативную и информационную компетенции обучающихся.
Полная информированность педагогов и обучающихся о проекте.
Основной этап Осуществление деятельности в рамках проекта в соответствии с составленным планом.
Работа над исследовательскими и творческими проектами обучающихся.
Применение ИКТ на уроках английского языка.
Повышение готовности обучающихся к проектной деятельности.
Создание исследовательских и творческих работ.
Участие в НПК и конкурсах разного уровня.
Установление контактов с сотрудниками и студентами Института иностранных языков УрГПУ (создание совместных проектов, переписка по E-mail, проведение совместных мероприятий).
Публикации работ.
Размещение информации о проекте на школьном сайте.
Заключительный этап Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития.
Создание учебно-методических материалов с целью распространения опыта реализации инновационного проекта.
Публикации по проекту в сети и прессе, на сайте методических разработок.
Презентация результатов проекта.
Разработка плана дальнейшего развития проекта.
Работа по созданию проектов.
При создании проектов мы активно используем социальную проблематику, что, на мой взгляд, повышает интерес учащихся к предмету. «Роль СМИ в жизни общества», «Проблемы молодежи», «Образование в Британии, США и России. Сравнительная характеристика», «Терроризм в современном мире», «Туристические маршруты Урала», «Кумиры молодежи» – темы, над которыми мы работали в последние годы. Работа над исследовательским проектом – это сложный процесс, включающий ряд последовательных этапов: 1 – подготовительный; 2 – сбор информации, данных, подлежащих дальнейшей обработке; 3 – анализ и обобщение полученных данных.
На первом этапе необходимо составить программу исследования, в которой сконцентрированы методологические, методические и организационные предпосылки исследовательской деятельности. Выявляется и формулируется проблема, ставятся цель и задачи исследования. Цель может иметь как теоретический, так и практический, прикладной характер. От нее зависит общая направленность исследования, практические действия и результат. На этом этапе также определяется объект исследования (кого мы изучаем – определенная общность, социальная группа, например, учащиеся старших классов общеобразовательной школы) и предмет исследования (что мы будем исследовать – стороны деятельности и свойства объекта исследования, которые подлежат изучению). Вслед за определением объекта и предмета исследования формулируются гипотезы, которые должны быть проверены в ходе исследования.
Вслед за разработкой методологических задач ведется работа над методическим разделом первого этапа: разработка общего логического плана исследования, построение выборки, выбор метода исследования. Чаще всего мы используем в своей практике такие методы социологического исследования, как опрос, наблюдение, интервью. Одной из основных своих задач в организации проектной деятельности учащихся я считаю обучение участников проекта основам методологии и логики социологического исследования.
Второй этап – это собственно сбор данных путем проведения опроса (интервью, анкетирования). Научный подход к работе на этом этапе необходим: качество и достоверность полученных данных зависит от многих факторов, в том числе от умения методически верно составить анкету (социологическая анкета имеет определенную структуру), а также техники сбора информации.
Третий этап – обработка, анализ и обобщение полученных данных. Проводится тщательный подсчет следующих показателей: сколько человек выбрали тот или иной вариант ответа, сколько респондентов затруднились с ответом, сколько – не дали ответа на вопрос и т.д. Составляются диаграммы, таблицы, графики. Это позволяет наглядно проиллюстрировать результаты исследования. На этом этапе полученные данные оцениваются, сопоставляются с гипотезами, объясняются предположительные причины ответов. Необходимо ответить на несколько вопросов: получена ли в итоге исследования некоторая новая информация? какие результаты оказались неожиданными? какие выводы можно сделать в итоге? Ведущие преподаватели социологического факультета Гуманитарного университета не раз рецензировали наши работы, консультировали по содержанию работ, подготовке интервью и анкетирования, которые проводили учащиеся, корректному использованию данных, полученных в ходе проведенных исследований.
Результаты проектной работы учащихся часто используются мною на уроках (на разных этапах урока, во время дискуссий, в качестве иллюстративного материала). По моему мнению, проект может успешно интегрироваться в традиционную систему обучения языку. Проекты своих учеников я использую на уроках на темы: «ТВ в жизни общества», «Проблемы молодежи», «Молодежная субкультура», «Образование», «Путешествие» и др. Творческий проект как форма внеурочной деятельности по предмету незаменим, на мой взгляд, при проведении школьных НПК, КВН, «круглых столов», конкурсов газет, при подготовке к концертам и спектаклям на английском языке.
При подготовке к выступлению участники проекта познакомились и проработали большое количество материала и оформили результаты своего исследования в виде презентации. Это было бы невозможно без большого желания учащихся и без использования современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных.
За 1 год реализации проекта число школьников, принимавших участие в олимпиадах, НПК, конкурсах.
Участие в олимпиадах
Учебный год Участвовали в школьном туре олимпиады Прошли в районно-городской тур олимпиады
2013-2014
20% 12%
Участие в научно-практических конференциях
Учебный год Участвовали в школьной НПК Прошли в районный
тур НПК Прошли в региональный тур НПК НПК «Севрная Якутия»
2013-2014 2 чел. 2 чел.
(Васильев А., Васильев В.) 2 чел. 1 чел.
Дайбанныров Иосиф
2014-2015 2 чел. Васильев А., Васильев В., 1 1 чел .Атастырова Марианна
Участие в творческих конкурсах
Учебный год
Творческие конкурсы
2013-2014
Представление «Halloween»
Районный страноведческом фестиваль по английскому языку «English kaleidosсope»
Чемпионат по английскому языку Таттинского района
2014-2015 Районный страноведческом фестиваль по английскому языку «English kaleidosсope» 2 место Васильев Анатолий, Алексеева Сайаана 2 место
Приведенные данные свидетельствуют о существенном росте активности обучающихся в исследовательской и творческой проектной деятельности и их стремлении продемонстрировать свои достижения.
В процессе работы над проектом были сделаны доклады по теме проекта и результатам инновационной деятельности на семинарах и конференциях разного уровня:
Год Тема доклада Место выступления
2013, декабрь «Применение проектно-исследовательского метода
по английскому языку» Ытык - Кельская гимназия Таттинского района в рамках региональных педагогических чтениях учителей предметов гуманитарного цикла «Пути развития образования в условиях модернизации образовательной системы»
2014, март
Применение ИКТ в развитии социокультурной компетенции учащихся в процессе проектной деятельности
1 Районные педагогические чтения «Пекарские чтения» на базе МБОУ Игидейская СОШ Таттинского района
2014, апрель
Использование метода проектов во внеклассной работе по английскому языку в общеобразовательной школе
В рамках республиканского курса ИРОПК «Развитие надпредметных ключевых компетенций в качестве личностных и метаредпретных результатов обучении»
2014, апрель
Использование метода проектов во внеклассной работе по английскому языку в общеобразовательной шко-леВ рамках муниципального семинара учителей английского языка Таттинского района «Использование новых технологий на уроках и внеурочной деятельности и в контексте ФГОС».
2014 июнь «Виртуальный кабинет английского языка «English city» на базе HTML МБОУ Чымнайской СОШ Таттинского района
VII Международной научно-практической конференции
«Образование: традиции и инновации»
Прага, Чешская республика
2014, ноябрь Проект: «Виртуальный кабинет английского языка «English city» учителя английского языка
Куличкиной Анны Алексеевны, МБОУ Чымнайской СОШ Таттинского района V Всероссийская научно-практическая конференция
«Информационные технологии в науке, образовании и экономике»
(с международным участием)в г. Якутске
2014, октябрь «Формирование УУД на уроках английского языка» Республиканская НПК педагогов в рамках работы по ФГОС ИРОИПК Республики Саха -Якутия в с Тит Арыы Хангаласского района
2014, декабрь «Формирование УУД на уроках английского языка» VII Международной научно-практической конференции
«Образование: традиции и инновации»
Практическая значимость проекта определяется тем, что он имеет четко выраженный практико-ориентированный характер. Проект нацелен на развитие у обучающихся навыков и умений работы с ИКТ, развитие коммуникативных навыков, формирование познавательных стратегий и функциональной грамотности, а также развитие культуры презентации и публичного выступления. Формируется языковая компетенция обучающихся.
Технологичность проекта. Материалы исследования, педагогические технологии, их элементы могут быть перенесены в новые условия, использованы в учебно-воспитательном процессе другими школами. Имеется банк творческих работ обучающихся, распространены работы на российских сайтах как на сайтах http://xn--e1afbedf6bfh4b7c.xn--80aswg/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%B0-%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0 http://www.prodlenka.org/metodicheskaia-biblioteka/viewprofile/66037.html также создала сайт для изучения по английскому языку http://roomenglish.jimdo.com/ Определение перспектив дальнейшего развития (с учётом анализа проведенной работы).
Более широкое использование метода проектов при обучении английскому языку в начальных классах школы - мини-проекты, рассчитанные на один урок или часть урока, и большие проекты, для выполнения которых требуется длительное время.
Увеличение комплекса проектных мероприятий и расширение их географии для обучающихся на всех ступенях обучения.
Методические рекомендации по внедрению метода проектов в урочную и внеурочную деятельность по английскому языку.
Очень важно на первом этапе проекта провести диагностику исходного уровня развития коммуникативной и информационной компетенций обучающихся с тем, чтобы составить план дальнейшей работы с учетом особенностей и уровня обученности учащихся, а также подготовленности педагогов к данному виду деятельности.
Обязательно проведение занятий по обучению участников проекта методу проектов, с подробным объяснением и описанием основных стадий, этапов, способов реализации, типов проектов, их структуры, критериев оценивания и т.д.
Проведение уроков-факультативов "Что такое учебный проект?", "Как сделать хорошую презентацию?" и др.
В кабинете английского языка необходимо создать банк методических разработок и работ учащихся и педагогов по теме проекта, которым всегда при необходимости можно воспользоваться.
Эффективно использование проектных работ (или их фрагментов) в урочной деятельности. Это разнообразит урок, делает его более наглядным, насыщенным и информативным.
Важна индивидуальная работа с каждым учеником, когда есть возможность исправить, посоветовать, придти к совместному решению сложного вопроса.
При работе над проектами очень важен психологический контакт с обучающимися. Мой принцип: подбадривать за малейший успех, одобрять за победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим. Своевременно поощрять и документально оформлять успехи и достижения учеников во всех видах деятельности (грамотами, дипломами, и т.п.). Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика. Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащие творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями к языкам, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т.д. Использовать на уроках групповые формы работы, когда оценка за выполнение задания выставляется группе в целом, способствуя возможности взаимопомощи. В такие группы нужно включать ребят с разными способностями, чтобы слабоуспевающие могли выполнить работу, ориентируясь на сильных и с их же помощью.
Информировать учащихся о мероприятиях в школе, районе, городе. Как правило, недостаток информированности является часто причиной того, что дети не принимают в участие в конкурсах. Мотивировать детей. Их успехи должны стать известны в школе. Информация размещается нами на школьном сайте, стенде, в школьном журнале "TeenLife".
Целесообразно использование методической литературы и публикаций по теме проекта:
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ.пед.вузов /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, М.В.Перов/ - М.: Академия, 2001.
Полат Е.С. Курс дистанционного обучения для учителей. Обучение в сотрудничестве. Метод проектов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/
Полат Е. С. Портфель ученика // Иностранные языки в школе. № 1. 2002.
Зборовский Г. Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2002.
Гальскова Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков // Иностранные языки в школе. № 5. 2000.
Девяшина Е.В. Как сделать презентацию к уроку и не только...: пособие для учителей и обучающихся. Екатеринбург. МОУ-гимназия № 99, 2010.
Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. – М.: АРКТИ, 2002.
М.А.Ступницкая. Что такое учебный проект? - М.: Изд-во "Первое сентября", 2011.
Островский С.Л. Как сделать презентацию к уроку? - М.: Изд-во "Первое сентября", 2011.
Ваторопина Е.В. Использование метода проектов во внеклассной работе по английскому языку в общеобразовательной школе. // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в г. Екатеринбурге. – Екатеринбург : МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2010.– 100 с.
Ваторопина Е.В. Метод проектов в работе над школьным журналом на английском языке. // Современные тенденции лингводидактики и методики преподавания иностранных языков : сборник научных трудов. Выпуск № 1, Екатеринбург, / ФГБОУ ВПО Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2011. — 181 с.