Конспект урока по литературе на тему Классицизм.Жизнь и творчество Ж .Б .Мольера
Урок № 1.
Тема урока: ХVII век - эпоха расцвета классицизма в литературе и искусстве.
Жан Батист Мольер. Жизнь и творчество великого французского комедиографа.
Знакомство с комедией «Мещанин во дворянстве».
Цели: дать понимание отличительных особенностей классицизма в литературе и искусстве, условий и причин его возникновения; познакомить с личностью и творчеством французского комедиографа Ж.Б .Мольера; выяснить , в чем причина популярности личности и творчества драматурга; содействовать воспитанию интереса к творчеству Мольера и литературы в целом.
Эпиграф к уроку: « Вот он – король французской драматургии!» М.А. Булгаков. «Жизнь господина де Мольера».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: портрет Ж.Б. Мольера, презентация «Жизнь и творчество французского комедиографа Мольера Ж.Б.», таблица «Основные особенности классицизма как литературного направления, роман М.А. Булгакова «Жизнь господина де Мольера».
Ход урока:
1.Актуализация опорных знаний.
1.Чтение сонетов У. Шекспира наизусть.
2.Почему 2 этап творчества Шекспира называется трагическим?
11. Работа над темой урока.
Слово учителя. Эпоху Возрождения, пережившую крах гуманистических идей, сменила эпоха разума- эпоха классицизма, которая царствовала в век Просвещения.
Что представляет собой век Просвещения? Каковы причины возникновения классицизма – нового литературного направления, господствовавшего в век Просвещения?
1). Лекция учителя (основные положения в виде тезисов записываются в тетради обучающихся)
Классицизм (лат.classicus – образцовый)-художественное направление в литературе и искусстве. Исторические рамки : 17- начало 19 века. Родина возникновения – Италия. Представители : в Италии – Альфьери; во Франции – Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен; в Германии – Лессинг, Гете, Шиллер; в России – Сумароков, Княжнин, Ломоносов, Тредиаковский. Теоретические принципы изложены в статье Николя Буало «Поэтическое искусство».
2). Работа с таблицей «Особенности классицизма как литературного направления». (Использую заранее подготовленную в ноутбуке).
3). Знакомство с личность и творчеством Ж.Б. Мольера.
А). Чтение отрывка из романа М.А. Булгакова «Жизнь господина де Мольера».
Б). Презентация творческой группы обучающихся «Жизнь и творчество французского комедиографа Мольера».
4). Работа с учебником. Составление хронологической таблицы по творчеству Мольера.
5).Словарная работа. Этимология и значение слов «мизантроп», «тартюф», «невежа» и «невежда».
6). Знакомство с комедией «Мещанин во дворянстве». Действующие лица комедии.
111. Рефлексия.
- Чем вызвано возникновение классицизма?
- Что характерно для нового художественного направления?
- Как вы понимаете слова Булгакова «Этот младенец станет более известен, чем ныне царствующий король ваш Людовик Х111, он станет более знаменит, чем следующий король, э этого короля назовут…Король Солнце!» ?
Домашнее задание по группам:
1 группа – используя текст комедии составить рассказ о Журдене;
2 группа – доказать, что невежественный человек;
3 группа – сделать анализ композиции комедии.