Разработка урока А.С.Пушкин Песнь о Вещем Олеге
А. С. ПУШКИН
«ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ»
(2 часа)
УРОКИ 19—20
Пушкин был призван быть первым поэтом-художником Руси, дать ей поэзию как искусство, как художество, а не только как прекрасный язык чувства...
В. Г. Белинский
Цели уроков:
— пробуждение нового интереса к личности и творчеству А. С. Пушкина;
— продолжение знакомства школьников с новым для них жанром литературы — балладой, ее художественными особенностями;
— закрепление знаний и представлений учащихся о сюжете литературного произведения, художественных особенностях лиро-эпических произведений;
— повторение и закрепление знаний семиклассников по истории, географии, этнографии, культурологии;
— повторение летописных сведений — предание о вещем Олеге, повторение исторических и литературоведческих сведений из раздела «Древнерусская литература»;
— воспитание эмоциональной отзывчивости детей на прочитанное.
Форма уроков: синтетический урок, включающий в себя слово учителя, чтение баллады, сообщения учащихся, беседу о прочитанном.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ
1. Слово учителя (желательно с компьютерной презентацией).
Сегодня мы снова с вами встретимся с Александром Сергеевичем Пушкиным — величайшим поэтом ХIХ столетия. Жизненный путь его был недолог и трагичен: поэт прожил неполные 37 лет.
2. Беседа с классом.
— Вспомните, что вы еще знаете о жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Кратко расскажите об этом.
— Какие произведения А. С. Пушкина вы читали и изучали в 5—6 классах? Назовите их.
— Что или кто предстает перед вашим мысленным взором при произнесении слова Пушкин? Опишите свои ощущения и переживания.
— Можете ли вы самостоятельно закончить фразу «Я считаю А. С. Пушкина великим, потому что...»?
3. Сообщения учащихся (частично — под запись).
Сообщение 1. Историческая основа произведения А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге».
Сообщение 2. Люди древней Руси. Князь Олег Вещий (1879—1912).
(Сообщения готовятся семиклассниками самостоятельно по книге Бориса Путилова «Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди»1.)
4. Чтение текста.
Учебник, с. 82—86.
5. Беседа о прочитанном с элементами словесного рисования и пересказа.
— Читали ли вы или слышали ранее «Песнь о Вещем Олеге»? Расскажите, какое тогда у вас возникло впечатление об этом произведении.
— Какие чувства вы испытывали во время чтения этой баллады А. С. Пушкина? Понравилась ли она вам?
— Почему, по-вашему, баллада называется «Песнь о...»? Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим названием? Почему?
— Что вы можете рассказать о жанрах предания и песни в древнерусской литературе?
— Вспомните, чем жанр исторической песни отличается от жанра баллады.
— Какие особенности жанра баллады вы помните? Подумайте, почему баллада называется лиро-эпическим жанром. Каково ее эпическое начало?
— Перескажите сюжет баллады.
— В чем заключается лиризм произведения?
— Чувствуем ли мы «авторское присутствие»: его отношение к происходящему, к самому князю Олегу Вещему, к волхву, к предсказанию? Докажите свою точку зрения, опираясь на текст произведения.
— Кто является главным героем этой баллады А. С. Пушкина? Как вы думаете, почему?
— Что, по вашему мнению, привлекло поэта в сюжете о смерти князя Олега Вещего?
— Каким предстает князь перед читателями? Опишите его.
— Почему князя современники прозвали Вещим? Как вы понимаете слово вещий?
(Мудрый, предвидящий события, обладающий даром пророчества.)
— Каким вы представляете себе волхва — жреца древнего языческого культа? Опишите его.
— Почему оба образа — князя Олега и «вдохновенного кудесника» — вызывают у нас уважение? Чем привлекательны эти образы?
— Давайте составим план произведения, отражающий его композицию. На сколько частей можно разделить балладу и почему?
— Какова основная мысль первой части?
(Противопоставление власти земной, княжеской и власти духовной, языческого культа. Божественное выше земного, так как от земной власти не зависит.)
— Чем идея первой части отличается от идеи части второй?
(Времена меняются, и сам Олег, и его современники уже не веруют в «старых» богов, часто вообще ни в кого и ни во что не веруют.)
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Здесь можно ввести понятие конфликт, объяснив семиклассникам, что в первой части основная мысль может также трактоваться и как конфликт власти земной и власти божественной. Тогда во второй части — конфликт внутренний: уверовав в предсказание волхва, князь Олег разочаровывается в этом предсказании.
Конфли́кт (от лат. conflictus — столкновение) в литературе — столкновение между персонажами либо между персонажем и средой, а также противоречие внутри сознания персонажа или субъекта лирического высказывания2.
6. Повторение изученного материала, работа с учебником.
— Вспомните, что мы с вами читали в «Повести временных лет» о князе Олеге, прозванном Вещим. Расскажите об этом.
— Соответствует ли сообщение вашего одноклассника тем сведениям, что вы почерпнули из летописи? Что нового вы узнали из его сообщения?
— Чем отличаются летописные предания от других жанров древнерусской литературы? Аргументируйте свой ответ.
— Давайте прочитаем фрагмент из «Повести временных лет» о смерти князя Олега Вещего (с. 79 учебника).
— Чем отличается данный фрагмент от пушкинского произведения? Свой ответ подкрепляйте цитатами из текстов.
— Прочитаем статью, помещенную в учебнике после фрагмента из летописи (с. 79—80). Перескажите ее. Каков ее основной смысл?
— О каком скрытом смысле, подтексте произведения А. С. Пушкина говорится в этой статье? Согласны ли вы с данной точкой зрения? Почему?
— Расскажите о своем общем впечатлении от прочитанного.
8. Домашнее задание.
Для всего класса:
— ответить на вопросы и выполнить задания учебника (с. 86).
Индивидуальные задания:
— подготовить сообщения о жизни и творчестве А. С. Пушкина;
— проиллюстриров понравившийся эпизод произведении (по желанию).
Для хорошо подготовленных учащихся:
— вопросы и задания рубрики учебника «Развивайте дар слова» (с. 86—87).
Для слабо подготовленных и плохо читающих учащихся:
— читать балладу «Песнь о Вещем Олеге».
1 См.: Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. — СПб.: Азбука, 1999. — с. 222—226.
2 См.: Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М., 2001. — Стб. 392.