Конспект урока литературного чтения по темеА.С.Пушкин. Песнь о Вещем Олеге
Урок литературного чтения по теме:
А.С Пушкин «Песнь о вещем Олеге».
Цели: расширить читательский кругозор на примере творчества А.С. Пушкина;
познакомить учащихся с балладой А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»;
прививать любовь к чтению исторической литературы о Русской земле.
Задачи: формировать умения анализировать литературное произведение;
совершенствовать навыки выразительного, осмысленного чтения;
способствовать воспитанию чувства патриотизма.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: поисковый, исследовательский.
Вид урока: беседа, самостоятельная работа, урок- презентация.
Форма: групповая.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь по чтению, компьютер, мультимедийный проектор, презентация « Песнь о Вещем Олеге»
Ход урока
Организационный момент (вход в урок). (2сл.)
Учитель:
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада встрече с вами, надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками.
- Но для начала давайте поиграем в игру. Я прошу всех встать. Запоминаем слова и повторяем движения:
В нашем классе все друзья:
Я, ты, он, она.
Улыбнитесь тем, кто слева,
Улыбнитесь тем, кто справа.
Вместе мы одна семья.
2. Проверка домашнего задания.( 3 сл.)
Перейдём к проверке домашнего задания.
А)Иллюстрация
Б)Выразительное чтение
Стихи Рубцова легко находят дорогу к сердцу читателей, потому что они подобны доброму огоньку, светящемуся посреди нашей суматошной и нервной жизни. Он зазывает в свое убежище, приглашает остановиться, успокоиться, отдохнуть, набраться новых сил.
3.Актуализация знаний. (4-5 сл.)
Учитель:
Тема любви к Родине всегда была близка русскому человеку. Ведь все мы желаем, чтобы страна жила хорошо, а каждый ее гражданин был счастлив. Но особенно сильны такие мечты в тяжкие для России периоды – во время войн, голода и именно тогда появляются великие поэты и писатели, которые своим словом выражают мечты о лучшей жизни для родной страны. В трудные для России времена были созданы такие произведения, которые с глубоким чувством патриотизма воспевали родную природу или рассуждали о русской душе и проблемах России.
Слайд 6-7
Сегодня на уроке я хочу познакомить вас с одним из произведений А.С. Пушкина. Творчество поэта многогранно. В каждом из стихотворений Пушкина показывается то или иное чувство, раскрывающее его отношение к родине. В «Зимнем утре» выражена радость общения с родной природой. В стихотворении «Няне» поэт с нежностью и заботой обращается к Арине Родионовне, олицетворяющей для него всё лучшее, что есть в простом народе. А в стихотворении, которое мы будем читать сегодня, проявляется интерес Пушкина к прошлому своего Отечества. Это « Песнь о вещем Олеге»
4. Целеполагание.
Прежде чем, мы двинемся дальше, думаю нам надо определить цель предстоящей деятельности.
Мы прекрасно знаем. Что цель у каждого может быть своя, знаем, что цели бывают разные. У вас перед глазами есть памятка, которая поможет вам определить вашу цель.
(На доске памятка с видами целей: учебные, развивающие, ценностные.)
Учащиеся:
- Научиться лучше читать.
- Познакомиться с новым произведением А.С. Пушкина. Узнать новые слова и выражения.
- Понять, почему люди до сих пор читают Пушкина.
5.Изучение нового материала.
А.) Словарная работа. (10 сл.)
В этом стихотворении много непривычных слов – старинных, которые сейчас почти не употребляют, и понять стихи трудно, если не поняты все слова. Зато, разобравшись с каждым таким непонятным словом, для нас открывается весь смысл этих стихов и вся их красота.
Слайды 11-19
Б.) Флеш ролик. ( читает актёр Д. Журавлёв)
В.) Выразительное чтение стихотворения учителем.
Г.) Чтение детьми цепочкой.
Физкультминутка.
Литературу любим мы, друзья,
Читаем пушкинские строки
Но нам без отдыха никак нельзя!
Так отдохнём мы на уроке:
Раз, два, три, четыре, пять
Мы не будем уставать!
Руки – вверх, потом – направо
И начнём считать сначала.
Раз, два, три, четыре, пять
Нам приятно отдыхать!
Руки – вверх, потом – налево
Отдохнул? Работай смело!
Д.). Работа в группах по вопросам.
-Возьмите вопрос, на который ваша группа должна будет ответить через 3мин.
Вопросы для групп.
1 гр. Каково было отношение князя к коню?
2гр. Почему кудесника Олег назвал лживым, бездушным стариком?
3 гр. Каким образом мы догадываемся, что после встречи кудесника с Олегом прошло несколько лет?
4 гр. Как относится к кудеснику Пушкин?
Учитель:
- Представьте свои ответы.
Работа по тетрадям к учебнику.
6. Закрепление нового. (20 – 24 сл. )
Учитель:
- Давайте проверим, как вы усвоили содержание стихотворения. Перед вами три иллюстрации великого русского художника Васнецова к «Песни о вещем Олеге». Ваша задача, определить к каким эпизодам относятся эти иллюстрации.
Варианты:
А. Прощание с конем.
Б. Встреча с кудесником.
В. Укус змеи.
Г. Поминовение Олега.
(Учащиеся на листочках устанавливают соответствие иллюстраций и подписей.)
Учитель:
- Все справились с заданием.
7. Подведение итогов урока.
Учитель:
Достигли ли вы цели, которую ставили перед собой перед изучением стихотворения?
У вас на столах лежат кружочки, положите их в корзинку, где написана цель, которую вы себе поставили вначале урока.
8. Домашнее задание. ( 25 сл.)
Учитель:
- Прочитайте задания на дом. Выбери то, что тебе по силам.
1. Иллюстрация к стихотворению.
2. Подготовиться к выразительному чтению.
3. Выучить наизусть отрывок с 14 по 17 строфу.
Вопрос:
Каково было отношение князя к коню?
Вопрос:
Почему кудесника Олег назвал лживым, бездушным стариком?
Вопрос:
Каким образом мы догадываемся, что после встречи кудесника с Олегом прошло несколько лет?
Вопрос:
Как относится к кудеснику Пушкин?
Памятка по оцениванию ответа.
5 – ответ полный, содержательный, понятен окружающим, обоснован.
4 – ответ полный, содержательный, понятен окружающим, но сформулирован не четко.
3 – ответ не полный, сформулирован не точно, не совсем понятен окружающим.
Памятка по оцениванию ответа.
5 – ответ полный, содержательный, понятен окружающим, обоснован.
4 – ответ полный, содержательный, понятен окружающим, но сформулирован не четко.
3 – ответ не полный, сформулирован не точно, не совсем понятен окружающим.
Памятка по оцениванию ответа.
5 – ответ полный, содержательный, понятен окружающим, обоснован.
4 – ответ полный, содержательный, понятен окружающим, но сформулирован не четко.
3 – ответ не полный, сформулирован не точно, не совсем понятен окружающим.
Памятка по оцениванию ответа.
5 – ответ полный, содержательный, понятен окружающим, обоснован.
4 – ответ полный, содержательный, понятен окружающим, но сформулирован не четко.
3 – ответ не полный, сформулирован не точно, не совсем понятен окружающим.
Памятка по оцениванию ответа.
5 – ответ полный, содержательный, понятен окружающим, обоснован.
4 – ответ полный, содержательный, понятен окружающим, но сформулирован не четко.
3 – ответ не полный, сформулирован не точно, не совсем понятен окружающим.
Памятка по оцениванию ответа.
5 – ответ полный, содержательный, понятен окружающим, обоснован.
4 – ответ полный, содержательный, понятен окружающим, но сформулирован не четко.
3 – ответ не полный, сформулирован не точно, не совсем понятен окружающим.
Памятка по оцениванию ответа.
5 – ответ полный, содержательный, понятен окружающим, обоснован.
4 – ответ полный, содержательный, понятен окружающим, но сформулирован не четко.
3 – ответ не полный, сформулирован не точно, не совсем понятен окружающим.
МБОУ НШ – ДС № 22
План – конспект
урока литературного чтения
в 4 классе УМК
«Планета Знаний»
по теме:
А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».
Учитель Сулименко Т. А.
г. Батайск
2012г.