Конспект урока по литературе на тему Песнь о Вещем Олеге А.С.Пушкин (7 класс)
Урок литературы
7 класс
Учитель: Рудакова Алла Владимировна
МКОУ Ударниковская ООШ Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
Тема урока: А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»
Цель и задачи урока:
знакомство учащихся с балладой А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»
углубление представления учащихся о летописном источнике баллады.
нахождение средств художественной выразительности.
привитие любви к чтению исторической литературы о Русской земле.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к «Песне о Вещем Олеге»
Теория литературы: баллада
Ход урока:
Оргмомент Организация класса
Проверка домашнего задания, повторение изученного материала. В этом году у вас опять состоялась встреча с великим русским поэтом, национальной гордостью России А.С. Пушкиным.
А) Что особенно запомнилось из жизни и творчества А.С.Пушкина?
Б) Перечислите знакомые вам произведения Пушкина по жанрам (учащиеся могут цитировать строчки из произведений):
- стихотворения-…
- поэмы-…
-повести-…
-романы-…
-драмы-…
В) Кроссворд
Вставьте пропущенные буквы, назвав героев изученных или прочитанных пушкинских произведений.
(Слова для справок: Пимен, Григорий, Олег, Пётр, Карл, Дубровский, Рогдай, Руслан, Владимир)
Подготовка к изучению нового материала Беседа с классом:
-Что такое летопись? (исток древнерусской литературы)
-Когда стали появляться летописи?
-Чем сейчас интересны летописи?
Основной вид заглавия летописи в лучших её списках читается так: «Се повести временных лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве нача первее княжети и откуда русская земля стала есть»
С самого начала русской летописи идут рассказы, которые трудно проверить, но уже при внимательном чтении их самих без сличения с какими – либо другими показаниями, становится ясным, что они сказочны , что они не отражают исторической действительности, а имеют литературное происхождение. Таких сказочных эпизодов до 11 века довольно много.
Опираясь на летописные источники, Пушкин воссоздаёт эпоху княжения Олега в «Песне о Вещем Олеге»
- Кто он, князь Олег?
Выступление ученика с проектной работой о летописных эпизодах, связанных с жизнью князя Олега – презентация.
Вопрос классу:
- Как вы думаете, почему Олега прозвали «вещим»?
Одной из летописных новелл, относящихся к истории Олега, воспользовался А.С.Пушкин в балладе «Песнь о Вещем Олеге». Послушайте:
«Однажды кудесник предсказал Олегу смерть от любимого коня. Олег разлучился с этим конём на веки. Прошёл с тех пор большой период времени, и Олег узнал, что конь издох. Он отправился на то место, где лежали кости коня, наступил на череп коня и сказал с насмешкой: «От этого ли черепа мне назначена смерть?».
В это время выскочила оттуда змея, ужалила его в ногу, и он скончался.
Это опять несомненная легенда, которая исторической действительности не отображает, а повторяет выраженную былину. В Скандинавии пели об этом богатыре по имени Орвар - Одд, у которого был конь Факси. Сюжет этой песни тот же, что и в рассказе об Олеге, только из конского лба там выскакивает не змея, а ящерица.
Знакомство с темой урока Сегодня вы познакомитесь с произведением А.С.Пушкина «Песней о Вещем Олеге», написанным на основе летописной легенды.
Работа со словарем - Вы прослушали легенды из древнерусской летописи о князе Олеге. Сегодня мы сравним их с балладой Пушкина «Песнь о Вещем Олеге», найдём сходства и различия.
Знакомство с понятием: баллада
«Песнь о Вещем Олеге» Пушкин написал в жанре баллада.
- Что такое баллада?
В тексте баллады встречается большое количество устаревших слов, обратим на них внимание (слова выписаны на доске)
Хозары – народ, живший некогда в южно – русских степях и нападавший на Древнюю Русь.
Броня – одежда из металлических пластинок или колец.
Перун – бог грома и молнии у древних славян.
Сеча – сражение.
Тризна – похоронный обряд у древних славян.
Секира – боевой топорик с длинной рукоятью.
И т.д.…
Знакомство с содержание баллады – чтение баллады учителем- Найдите в «Песне» средства воссоздания эпохи княжения Олега.
- В чём сходство летописи с сюжетом стихотворения?
- Чем летопись отличается от баллады?
- Подумайте, с какой целью в стихотворении используются устаревшие слова, и как можно объяснить появление не соответствующих «седой старине» слов «обманчивый вал, дивная судьба, незримый хранитель»?
Повторное чтение баллады (учащимися) Вопросы после прочтения:
Используя текст, ответьте на вопрос:
1) Что поведал кудесник о жизни князя?
2) Как раскрываются отношения «могучего владыки и мудрого старца» в их диалоге?
3) Дайте характеристику героям баллады. ( Олег – добрый, уважает старших, вежливый. Трогательная любовь к коню. Щедрый – предлагает коня. – это положительные черты. Отрицательные черты: гордый, привык к власти, воинственный, жестокий («Сёла и нивы …обрёк он мечам и пожарам»). В разговоре с кудесником груб. Кудесник- бескорыстный, смелый, независимый.)
4) К кому в большей степени относится слово «вещий»?
5) На чьей стороне автор? (На стороне кудесника)
6) В 1822 году Пушкин находится в Южной ссылке. Почему поэт обращается к далёкой старине? Мало интересного давала современность? – История повторяется. Люди, обращаясь к истории, решают важные проблемы из современной жизни. Это страшные горькие уроки. Это решение труднейших проблем.
- Какая проблема могла волновать ссыльного Пушкина?
- Каким должно быть творчество?
- Есть ли ответ в тексте? (в устах волхва: свобода, независимость, неподкупность)
- Какова же главная мысль произведения? Особенностью содержания баллады является обилие средств художественной выразительности: эпитеты, олицетворение, сравнение, метафора – найдите в тексте.
( эпитет - царьградская броня; олицетворение - ковши кипят, годы таятся, дожди моют; сравнения - змея-лента; метафора - товарищ, слуга – к коню)Творческое задание
Большое место в балладе отводится прощанию князя с конём. Нарисуйте словесный портрет сцены прощания.
Работа с иллюстрациями к балладе. Какие фрагменты «Песни…» отражены в иллюстрациях?
Дома попробуйте сами создать образ понравившегося вам героя.
Рефлексия Подведение итога урока. Выставление оценок
Домашнее задание отрывок из баллады выучить наизусть.