Открытый урок по основам безопасности жизнедеятельности на тему Здоровое питание (6 класс) + презентация
Основы безопасности жизнедеятельности
Подготовила учитель ОБЖ II категории
ГБОУ ЛНР «Ровеньковская гимназия им. Н. Трублаини»
Шевляква Ирина Викторовна
Тема
«Питание подростка. Основные компоненты пищи».
Цель урока:
Ознакомить учащихся, из каких основных компонентов состоит пища, ее функции, влияние на рост и развитие организма. Научить, правильно питаться.
Развивать логическое мышление, воображение, память, внимание, связную речь; формировать привычки самостоятельного поиска знаний; формировать умение своевременно применять навыки здорового образа жизни.
Воспитывать у подростков бережливое, заботливое и осознанное отношения к собственному здоровью как одной из высочайших человеческих ценностей, создать ситуацию успеха среди учащихся.
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Тип урока:
Комбинированный.
Методы: проблемно-поисковый, словесный, иллюстративно-демонстрационный,
групповой; оценивание и мотивация знаний, ролевая игра.
Дидактическое обеспечение: мультимедийный проектор, презентация "Питание подростков",
Видеоролик «Правильное питание», карточки с изображением продуктов, таблицы с изображением продуктов.
Межпредметные связи: химия – химические элементы, биология – жиры, белки, углеводы, минеральные вещества, витамины, йод; этика – нормы и правила питания; валеология - здоровье, болезнь.
Приемы активизации познавательной активности учеников:
1. Постановка проблемных вопросов в ходе урока;
2. Работа с тестами;
3. Ознакомление с составляющими пищи с помощью сообщений и слайдов.
Приемы личностно - развивающего обучения:
1. Сотрудничество преподавателя и учеников (диалог);
2. Сотворчество (ученики заранее готовят материал, сообщения);
3. Установление причинно-наследственных связей;
4. Формулирование выводов;
Формы и приемы работы:
1. Информационно - рецептивный:
а) словесный (рассказ, беседа, объяснение)
б) наглядный (демонстрация слайдов, видеоролик)
2. Репродуктивный (тестовый контроль, комментируемая запись);
3. Эвристический (диалог с классом, решение проблемы)
4. Групповая работа.
Оборудование:
Бейджик, фломастеры, личные карточки, лист А3, карточки с изображением продуктов, таблицы с изображением продуктов, скотч, ножницы.
Базовые понятия: здоровье, питание подростка, белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, йод, витамины.
Структура урока
I. Организационный момент……………………………………………………………2 мин.
II. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности ………………6 мин.
Отгадывание загадок
III. Изучение нового материала……………………………………………………….13 мин.
Рассказ учителя.
Просмотр видеоролика.
Сообщения учащихся.
Физкультминутка.
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений………………………8 мин.
Работа с таблицами.
2. Задание в рабочих тетрадках.
V. Самостоятельная работа…………………………………………………………….10 мин.
Составление коллажа «Продукты питания».
VI. Подведение итогов урока……………………………………………………………..4 мин.
VII. Домашнее задание…………………………………………………………………..2 мин.
«Ми живем не для того, чтобы есть,
а едим для того, чтобы жить».
Сократ (399 л. до н.э.)
Ход урока
І. Организационный момент
Учитель.
- Ребята, у нас сегодня гости, повернитесь, пожалуйста, к ним, поприветствуйте их, улыбнитесь и пожелайте здоровья.
Проверьте готовность к уроку: учебники, рабочие тетради, дневники, карта для оценивания.
Тихонечко сели.
- Ребята, у вас на столах лежат карты оценивания. За каждый вид работы, вы будете получать баллы на протяжении всего урока. Посмотрите, в карточке записаны виды работ и напротив колонка для выставления балла. Во время урока вы будете выставлять баллы за ответы, в конце урока сложите полученные вами баллы и узнаете оценку. (Слайд 1)
Заполните карточку: впишите свою фамилию, дату и класс. Отложите в сторону
ІІ. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
Учитель:
-Ребята, начнем наш урок с отгадывания загадок:
Круглый – круглый,
Сладкий – сладкий,
С полосатой кожей гладкой.
А разрежешь – посмотри:
Красный – красный он внутри (Слайд 2)
(арбуз)
Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе.
И к пище приправа, (Слайд 3)
И на болезни управа
(чеснок)
Росту в земле на грядке –
красная, длинная, сладкая (Слайд 4)
(морковь)
От него здоровье, сила
И румянец щек всегда.
Белое - а не белило,
Жидкое – а не вода. (Слайд 5)
(молоко)
Отгадать легко и быстро,
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Слайд 6)
(хлеб)
Сидит дед,
Во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Слайд 7)
(лук)
Весной повисло -
Всё лето кисло.
А сладким стало -
На землю упало. (Слайд 8)
(яблоко)
Вопрос: - Как можно назвать эти отгадки, одним словом?
(Продукты питания). (Слайд 9)
Ребята, кто отгадал загадки , поставьте по одному баллу в колонку «загадки».
ІІІ. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя. (Слайд 10)
- 399 л. до н.э. древнегреческий философ Сократ сказал: «Мы живем не для того, чтобы есть, а для того, чтобы жить».
- Ребята, а как вы понимаете это выражение?
Поставьте по одному баллу в колонку «ответы».
- Молодцы, тема нашего урока: «Питание подростка. Основные компоненты пищи».
(Слайд 11)
Задачи урока, из каких основных компонентов состоит пища, ее функции. Выяснить, как пища может повлиять на рост и развитие организма. Научиться правильно питаться, чтобы оставаться здоровым. (Слайд 12)
Питание человека должно соответствовать определённым требованиям: продукты питания должны содержать белки, жиры и углеводы, а также витамины, минеральные вещества, которые являются строительным материалом для организма человека; способствовать укреплению здоровья и долголетию. (Слайд 13 плакат)
Особенности питания изменяются с возрастом. Например, новорожденные и груднички должны получать материнское молоко, так как оно содержит необходимые компоненты для роста и развития организма младенца.
В детском и подростковом возрасте необходимо рациональное, сбалансированное питание для роста и развития организма. В зрелом возрасте – для поддержания стабильного состояния и компенсации энергозатрат связанных, например, с тяжелым физическим трудом, в старости – питание должно способствовать долголетию.
От питания зависят физическое развитие (рост, вес), функциональное состояние, работоспособность, настроение, заболеваемость и продолжительность жизни.
Жизнедеятельность организма протекает нормально только тогда, когда он получает извне достаточное количество энергии (в виде белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды) и при этом соблюдается их строгое соотношение (Слайд 14)
1 : 1 : 4
Белки : Жиры : Углеводы
2. Просмотр видеоролика.
- Сейчас вы просмотрите видеоролик. После просмотра, вы должны ответить на вопрос.
- Какую роль играет пища для нашего организма?
За это задание вы получаете по 1 баллу.
(Для построения клеток, источник энергии, обеспечивает работу сердца, мышц и, конечно, мозга, регулируют обмен веществ, обеспечивая их рост).
3. Сообщения учащихся.
- А теперь послушаем сообщения о характеристиках белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и йода, которые так необходимы для нашего организма. Их подготовили группы заранее, а выступать будут представители групп «спикеры».
1 группа «красные»: - Белки (Слайд 15)
Белки - это главный строительный материал организма. Тело строит себя из белков так, как строитель возводит дом из кирпича. Белки называют основой жизни. Они содержатся в мясе, рыбе, яйцах, молоке, сыре, кефире, орехах, фасоли, горохе, сое, чечевице. Строитель не сможет работать, если нет кирпича. Наше тело прекратит свой рост, если ему не хватает белков.
- Чем являются белки для организма человека?
- Назовите продукты, в которых содержаться белки, используя таблицы, которые лежат у вас на столе.
2 группа «синие»: - Жиры (Слайд 16)
Жиры – основной источник энергии в организме. Они входят в состав клеток и оболочек. Значение жиров связано с их участием в обмене веществ в качестве кладовой энергии, в усвоении жирорастворимых витаминов, белков и солей. Жиры предохраняют организм от переохлаждения. Однако избыток жира увеличивает массу тела человека. Каждый лишний килограмм массы неблагоприятно влияет на работу сердца, легких, состояние сосудов и на весь организм в целом.
- От чего предохраняют жиры?
- Какую функцию выполняют жиры?
- Назовите продукты, в которых содержаться жиры, используя таблицы, которые лежат у вас на столе.
3 группа «желтые»: - Углеводы, витамины (Слайд 17)
Углеводы.
Углеводы, как и жиры, служат важным источником энергии в организме. Они обеспечивают работу сердца, мышц и, конечно, мозга. Мозг постоянно потребляет огромное количество энергии. Поэтому углеводы должны занимать первое место в питании.
- Работу, каких органов обеспечивают углеводы?
- Назовите продукты, в которых содержаться углеводы, используя таблицы, которые лежат у вас на столе.
Витамины. (Слайд 18)
В жизнедеятельности организма человека очень велико значение витаминов. Они не образуются в организме и поэтому должны поступать в него с пищей. Витамины ускоряют и регулируют обмен веществ и энергии между организмом и средой, участвуют в образовании различных активных веществ, в обезвреживании ядовитых веществ, выполняют защитную функцию.
- Какую функцию выполняют витамины для организма?
- Назовите продукты, в которых содержаться витамины, используя таблицы, которые лежат у вас на столе.
4 группа «зеленые»: - Минеральные вещества, йод (Слайд 19)
Минеральные вещества.
Кроме витаминов человек получает из пищи и минеральные вещества: калий, натрий, хлор, магний, железо, кальций, фосфор, цинк, медь, хром, йод и многие другие. Минеральные вещества входят в состав его клеток и тканей, обеспечивая их рост, ускоряя процессы обмена, выполняя и многие другие функции. Йод – важная минеральная составляющая. При недостатке замедляется рост, быстро наступает усталость, ухудшается память, могут возникнуть расстройства в работе щитовидной железы. Йод поступает в организм с пищей в растворенном в воде состоянии
Много йода содержится в орехах, молоке, яйцах, морепродуктах, водорослях – ламинарии «морской капусте».
- Что может произойти с организмом при недостатке йода?
- Назовите продукты, в которых содержится йод, используя таблицы, которые лежат у вас на столе.
- Ребята, все кто отвечали, поставьте по одному баллу в колонку «ответы». Если у кого стоит балл, поставьте через запятую еще балл.
ІV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений.
Работа с таблицей
Учитель
- Ребята, используя таблицы с изображением продуктов, сделайте вывод:
- Какие основные составляющие пищи необходимы для нашего организма?
(Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и йод)
- А если в питании человека, особенно подростка, у которого формируется организм, не будет одного из компонентов, или в недостаточном количестве, что может произойти?
За это задание вы получаете по одному баллу.
Физкультминутка
2. Выполнение задания в рабочих тетрадках.
Учитель
- Работаем в тетрадях. Откройте рабочие тетради на
странице 9 - 10. Найдите задание 1; 2; 4; 6.
- Сейчас вы выполните эти задания самостоятельно. (Слайд 20)
Задание № 1.
Из трех предложенных ответов выберите один правильный. В клеточке поставите значок «птичка».
Задание № 2
Из двух предложенных ответов выберите один правильный. В клеточке поставите значок «птичка».
Задание № 4
Из пяти предложенных ответов выберите один правильный. В клеточке поставите значок «птичка».
Задание № 6
Закончи предложение.
На эту работу вам три минуты.
- Закончили работу.
- Проверьте ваши ответы, сверив их со слайдом. (Слайд 21)
За каждый правильный ответ вы получаете по одному баллу.
- Запишите количество полученных баллов в колонку с «заданием в рабочих тетрадях».
V. Самостоятельная работа учащихся.
Групповая работа.
Создание ситуации успеха среди учащихся.
- Ребята, следующая работа - работа в группах.
Ваше задание: составить и презентовать коллаж «Продукты питания».
Каждая группа получает свое задание. (Слайд 22)
- На столах у вас лежат листы А3, карточки с изображением продуктов. Каждая группа выполняет свое задание:
Группа «красные»: выбирают картинки с изображением продуктов, которые содержат белки.
Группа «синие»: выбирают картинки с изображением продуктов, в которых содержаться жиры;
Группа «желтые»: выбирают картинки с изображением продуктов, в которых содержаться углеводы;
Группа «зеленые»: выбирают картинки с изображением продуктов, в которых содержаться витамины.
После выполнения задания один из представителей выходит к доске и презентует работу группы.
На работу вам дается 4 мин. Группе, в которой во время работы будет порядок и дисциплина - дополнительный балл.
- Закончили работу.
- Обоснуйте свой выбор.
-За эту работу все члены групп получают по два балла в колонку «коллаж», «спикеры» которые презентовали вашу работу – 3 балла.
VІ. Подведение итогов урока
Учитель
- Ребята, сегодня на уроке мы определили продукты, которые содержат белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, а также выяснили, как они влияют на физическое развитие и самочувствие человека.
И поэтому - главной заповедью в ваше жизни должно стать правильное питание.
Ребята, сложите все полученные баллы за урок, выведите оценку в личных карточках.
Поднимете руку, кто получил оценку 12 баллов, 11 баллов, 10 баллов.
Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Успешно справились с последним заданием и проявили себя.
- Откройте дневники, выставьте оценки в дневники, запишите домашнее задание.
VІІ. Домашнее задание
§ 5-6 прочитать, ответить на вопросы. Рабочая тетрадь выполнить с. 9-10 (№, 3, 5).
(Слайд 23)
- Ребята. Я желаю вам правильно питаться и быть здоровыми! А теперь повернитесь друг к другу и пожелайте здоровья.
(Учащиеся повернулись друг к другу)
- Желаем всем крепкого здоровья! (Слайд 24)
№п/п Фамилия имя ученика Баллы
Дата Класс 1 Загадки (1 балл) 2 Видеоролик (1 балл) 3 Сообщение по теме (1 балла) 4 Работа с таблицей (1 балл) 5 Задание в рабочих тетрадках (по 1 баллу за каждое правильное задание) 6 Составление коллажа (2 балла) Ответы 7 Оценка за урок
№п/п Фамилия имя ученика Баллы
Дата Класс 1 Загадки (1 балл) 2 Видеоролик (1 балл) 3 Сообщение по теме (1 балла) 4 Работа с таблицей (1 балл) 5 Задание в рабочих тетрадках (по 1 баллу за каждое правильное задание) 6 Составление коллажа (2 балла) Ответы 7 Оценка за урок
№п/п Фамилия имя ученика Баллы
Дата Класс 1 Загадки (1 балл) 2 Видеоролик (1 балл) 3 Сообщение по теме (1 балла) 4 Работа с таблицей (1 балл) 5 Задание в рабочих тетрадках (по 1 баллу за каждое правильное задание) 6 Составление коллажа (2 балла) Ответы 7 Оценка за урок