Конспект урока Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева. Знакомство с героями и эпохой романа «Отцы и дети».
Тема: Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева. Знакомство с героями и эпохой романа «Отцы и дети».Цели: -ввести обучающихся в атмосферу жизни и творчества писателя; -раскрыть «сердечный смысл» тургеневских произведений; -учить выбирать и записывать главную информацию урока; -развивать связную монологическую речь, мышление, память; -воспитывать интерес, уважение к русской литературе, к творчеству Тургенева.Оборудование: -портрет писателя; -доска; -мультимедийный проектор; Ход урока:Великий, красивый и добрый…Таким он был как человек и как автор;Таковы же были его ум, сердце и наружность.Людвиг ПичУ каждого человека есть своя судьба.Каждый делает свою судьбу, и каждого она делает.И.С.Тургенев 1.Вступительное слово учащихся.- Сегодня наш разговор о Тургеневе – великом русском писателе, создавшем известные во всем мире произведения.- В школьную программу входят уже прочитанные нами рассказ «Муму», «Записки охотника», повесть «Ася», стихотворения в прозе.Давайте вспомним о чем эти произведения?- В основу рассказа «Муму» легла реальная история о крепостном Андрее, которого против воли забрала к себе барыня в качестве дворника.
Рассказ «писателя»:
«Я не мог дышать одним воздухом с тем, что ч возненавидел. Враг этот – крепостное право. Я поклялся никогда не примиряться… Это была моя Аннибалова клятва. В январе 1847 года в ж. «Современник» был опубликован очерк «Хорь и Калиныч». Читателям он очень понравился, и я решил создать целую книгу «Записки охотника». Я очень люблю охоту, но цель моя – не стрелять зверя и дичь, я любил общение с мужиком!» - В сборник входит 25 рассказов, в них Тургенев выступил против крепостного права и в то же время создал гимн русскому крестьянину. - Во время путешествия по Германии Тургенев задумал повесть «Ася».
Рассказ «писателя»:«Проезжали мы мимо небольшой развалины, рядом домик в 2 этажа. Из окна нижнего смотрит старуха, а из окна верхнего – хорошенькая девушка. Тут вдруг нашло на меня особенное настроение. И я стал придумывать, кто эта девушка, какая она, зачем она в этом доме – так и сложилась у меня вся фабула рассказа». - Несмотря на случайно возникший замысел, история жизни главной героини Аси чем-то напоминает судьбу дочери Тургенева. Летом 1841 года в Спасском-Лутовиново молодому писателю приглянулась девушка-портниха. Связь молодых людей не укрылась от зоркого глаза Варвары Петровны. Швею рассчитали, а в мае 1842 года и у нее родилась дочь Пелагея, которую Варвара Петровна отобрала и отдала на воспитание в семью крепостного. Дворовые издевались над ней, заставляли выполнять тяжелую работу.
Рассказ «писателя»: «О существовании дочери я узнал случайно, был потрясен и увез дочку в Париж, там стал называть ее Полина». -Полина Виардо…Историю любви Тургенева к оперной певице можно назвать великой. Сорок лет писатель любил Полину, а она была замужем. Он променял жизнь на Родине бесстрастную дружбу своей возлюбленной и в пожилом возрасте готов был последовать за ней на край света… -Стихотворения в прозе Тургенев писал в последние годы своей жизни в Буживале, пригороде Парижа.
Рассказ «писателя»: «Это нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину. Это мои материалы.Они пошли бы в дело, если бы я взялся за большую работу». -Тургенев отдал своему другу Стасюлевичу 51 стихотворение. Они были опубликованы в ж. «Вестник Европы» в декабре 1882 года и вызвали у всех живейший интерес. -Творчество И.С.Тургенева – это картина жизни народной в России в 19веке. Писатель воссоздал основные черты действительности 19века: красоту русской деревни, любовь и сострадание к человеку. Обратимся к биографии И.С.Тургенева и вспомним основные этапы жизни писателя (просмотр презентации)
«Осень…везде пожелтела трава, Ветер и воет, и мчится. Дрожью сокрытой дрожит вся душа, Странной тоской томится».Тургенев больше жил за границей, чем на родине. Замысел романа «Отцы и дети» возник в Англии, в городе Вентноре. Писатель хотел показать новых людей. В 60е годы 19веке началась новая эпоха русской жизни.Определились враждующие силы общества: -консерваторы – защищали старые порядки;-либералы – выступали за постепенные изменения в общественно – политической жизни России;-демократы – немедленно хотели разрушить старые порядки и установить новые (к ним относится Базаров) Тургенев восхищался мужеством революционеров, но не верил в перспективы их деятельности, понимал недостатки революционного движения. Это явление в романе получило название «Нигилизм». -В книге Тургенев размышляет о смене поколений, о вечной борьбе старого и нового, о бережном отношении к культурному наследию. Возможно, название романа «Отцы и дети» следует понимать так: от прошлого через настоящее к будущему. «В основание главной фигуры, Базарова, легла личность молодого врача. В этом человеке воплотилось начало, получившее название нигилизм». -Давайте посмотрим в словаре, что означает это слово, запишите его значение в тетради. (ученики работают со словарями).
Нигилизм (лат. Nihil – ничто, ничего). Полное отрицание принятых норм, принципов, моральных ценностей. 2.Следующий этап урока – это определение системы образов. -Поработаем в группах (класс делится на 2 группы).1я группа попытается дать характеристику Павлу Петровичу и Николаю Петровичу Кирсановым. (Стр.211)2я группа даст характеристику Евгению Базарову. Учебник стр. 214-216 (группам дается примерный план характеристики образа)Через время группы делают подготовленные ими сообщения. (5-10 минут группы делают сообщения) -Так, мы видим главных героев романа: П.П. и Н.П. Кирсановы и Е.Базаров.
-На следующем уроке мы поговорим о спорах между «отцами» и «детьми».3.Заключение.-Закончить урок мы хотим на лирической ноте. Послушайте стихотворение Тургенева «В дороге»4.Д/з – прочитать 1-10 главы.