«И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»: кто вы, Евгений Базаров?»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное Учреждение Лицей №6
муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан
Конспект
аттестационного урока по литературе
на тему
«И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»:
кто вы, Евгений Базаров?»
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Исанова И.Г.
Мелеуз, 2013 г.
Урок на тему «И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»: кто вы, Евгений Базаров?»
Мне мечталась фигура сумрачная, дикая,
большая, до половины выросшая из почвы,
сильная, злобная, честная - и все-таки
обреченная на гибель, — потому что она
все - таки стоит в преддверии будущего...
И.С.Тургенев
Цели: 1) познакомить обучающихся с отзывами критиков 19 века о главном герое романа
И.С.Тургенева «Отцы и дети»;
2) обобщить имеющиеся знания у обучающихся по образу Евгения Базарова;
3) соотнести два литературоведческих термина «лишние люди» и «герой времени»;
4) совершенствовать умения
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для
презентации познавательной деятельности;
- создавать собственный текст,
- составлять тезисы, приводить примеры, подбирать примеры, формулировать
выводы;
- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;
- перефразировать мысль (объяснять «иными словами»);
- давать ответ в соответствии с заданием для групповой работы;
- соблюдать нормы публичной речи и регламент;
5) воспитывать толерантность к чужому мнению, культуру общения.
План урока
1. Организационный момент. Цели и задачи урока.
2. «Кто ты, Евгений Базаров?» Анализ образа:
а) представление проекта на тему «Евгений Базаров и критическая литература 19
века. Полемика вокруг образа»;
б) взгляд современного читателя на героя через призму взглядов критической
литературы;
в) соотношение образа Базарова с образами «лишних людей» русской
литературы;
г) работа над литературоведческими терминами «лишние люди» и «герой
времени»;
д) творческая работа.
3. Подведение итогов.
4. Домашнее задание. Написать эссе на предложенные темы: «Евгений Базаров –
это…», «Есть ли Базаровы сегодня?»
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- презентация на тему «Евгений Базаров и критическая литература 19 века. Полемика
вокруг образа»;
- портрет И.С.Тургенева;
- раздаточный материал: стихотворение Д.Минаева «Отцы и дети?»;
- хрестоматия историко-литературных материалов «Русская литература. 10 класс»
(составители И.Е.Каплан, М.Т.Пинаев).
Конспект урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь.
Сегодня мы с вами решаем сложный вопрос: так кто же такой Евгений Базаров?
Ходячая схема или живой человек? Почему после выхода романа в свет толки об авторе и его герое не прекращались долгое время?
Каким видится нам сегодня Базаров? Что из его теории имело место быть, а что так и осталось – только словами?
2. Анализ образа.
Первая ступень осознания романа – это как восприняли современники книгу? Что их интересовало? Над чем они думали, о чем спорили? Об этом нам расскажут в своем проекте …
Проект.
Роман «Отцы и дети» был задуман писателем в июле – августе 1860 г., когда И.С.Тургенев пребывал на острове Уайт, в Вентноре. Он писал своей знакомой Елизавете Егоровне Ламберт: «Я начал понемногу работать; задумал новую большую повесть, что-то выйдет?» Роман писался в Париже, Мюнхене, Берлине, Петербурге и, наконец, был закончен в Спасском 15 (27) июня 1861года. Впервые «Отцы и дети» были напечатаны в журнале «Русский вестник» в марте 1862 г. И сразу произведение вызвало бурю критики, какой не вызывала ни одна книга ни до ни после. Все обсуждали главного героя – Евгения Базарова.
С одной стороны выступали консерваторы – либералы - «отцы», с другой – разночинцы – демократы – «дети». Если первые были раздражены, потому что «их песенка спета», то молодое поколение раскололось на два лагеря.
Рупором одной из групп стал Максим Алексеевич Антонович и его критический памфлет «Асмодей нашего времени», обративший внимание только на слабые стороны базаровского характера.
Максим Алексеевич Антонович (1835-1918) – радикальный русский литературный критик, философ, публицист. Родился в семье дьячка. Закончил Петербургскую духовную академию. Был сотрудником «Современника».
Самые известные работы: «Асмодей нашего времени» (1862), «Промахи» (1864).
В своей статье «Асмодей нашего времени» М.А.Антонович отрицает социальную значимость и художественную ценность романа. По его мнению, в романе «…нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные собственными именами». Тургенев, считает критик, не расположен к молодому поколению и «отцам он отдает полное предпочтение и всегда старается возвысить их за счет детей». Базаров, по мнению Антоновича, — «обжора, болтун, циник, пьянчужка, хвастунишка, жалкая карикатура на молодежь, а весь роман — клевета на молодое поколение».
Диаметрально противоположную точку зрения по образу Базарова высказал Дмитрий Иванович Писарев.
Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868) – литературный критик, публицист. Родился в небогатой дворянской семье. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. С 1861 г. работал в журнале «Русское слово». Статьи Писарева быстро привлекли внимание читателей остротой мысли, бесстрашием авторской позиции, принесли ему славу дерзкого и пылкого полемиста, не признающего ничьих авторитетов.
Наиболее известные критические работы: «Базаров» (1862), «Мотивы русской драмы» (1864), «Реалисты» (1864), «Мыслящий пролетариат» (1865).
Д.И.Писарев в своих статьях «Базаров» и «Реалисты» объяснил положительный смысл главного героя. По его мнению, Базаров – это человек дела, естественник, экспериментатор. Он «признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств». Критик подчеркивал жизненную важность и социальную значимость Базаровых для развития общества. Он считал Базарова – одним из лучших представителей молодого поколения России. Заслуга Писарева состоит ещё в том, что он четко разграничил героев, отнеся только одного Базарова к лагерю «детей», и дал правильную оценку таким героям, как Аркадий – «рафинированный Манилов, и больше ничего», а Ситников, Кукшина, по мнению критика, – это пустые подражатели Базарова, «искажения великих и прекрасных идей».
Еще один критик глубоко анализирует образ Базарова – это А.И.Герцен.
Алекса́ндр Ива́нович Ге́рцен (1812-1870) русский писатель, публицист, философ, революционер. Незаконнорожденный сын богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева. Герцен носил фамилию, придуманную отцом: Герцен — «сын сердца» (от нем. Herz). А.И.Герцен закончил физико-математическое отделение Московского университета.
Художественные произведения: «Доктор Крупов», «Сорока-воровка», «Поврежденный», «Трагедия за стаканом грога», «Былое и думы».
В своих статьях «Базаров» и “Еще раз Базаров” он подробнейшим образом разбирает статью Д.И.Писарева, замечая, что Писарев «в Базарове узнал самого себя и своих и добавил, чего не доставало в книге». Еще одна точная мысль была высказана Герценом по поводу «отцов». «Отцами» таких людей, как Базаров, критик считает декабристов, называя и духовными предшественниками. «Декабристы – наши великие отцы, Базаровы – наши блудные дети».
Даже поэзия не осталась в стороне. Сатирическое стихотворение, посвященное спору вокруг романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», было написано Дмитрием Дмитриевичем Минаевым.
Дми́трий Дми́триевич Мина́ев (1835-1889) — русский поэт-сатирик, журналист, переводчик, критик.
Отцы и дети? (Параллель)
Уж много лет без утомленья
Ведут войну два поколенья,
Кровавую войну;
И в наши дни в любой газете
Вступают в бой "Отцы" и "Дети",
Разят друг друга те и эти,
Как прежде, в старину.
Мы проводили как умели
Двух поколений параллели
Сквозь мглу и сквозь туман.
Но разлетелся пар тумана:
Лишь от Тургенева Ивана
Дождались нового романа -
Наш спор решил роман.
И мы воскликнули в задоре:
"Кто устоит в неравном споре?"
Которое ж из двух?
Кто победил? кто лучших правил?
Кто уважать себя заставил:
Базаров ли, Кирсанов Павел,
Ласкающий наш слух?
В его лицо вглядитесь строже:
Какая нежность, тонкость кожи!
Как снег бела рука.
В речах, в приемах - такт и мера,
Величье лондонского "сэра", -
Ведь без духов, без несессера
И жизнь ему тяжка.
А что за нравственность! О боги!
Он перед Феничкой, в тревоге,
Как гимназист, дрожит;
За мужика вступаясь в споре,
Он иногда, при всей конторе,
Рисуясь с братом в разговоре,
"Du calme, du calme!" - твердит.
{* Спокойствие, спокойствие! (Франц.) - Ред.}Свое воспитывая тело,
Он дело делает без дела,
Пленяя старых дам;
Садится в ванну, спать ложася,
Питает ужас к новой расе,
Как лев на Брюлевской террасе
Гуляя по утрам.
Вот старой прессы представитель.
Вы с ним Базарова сравните ль?
Едва ли, господа!
Героя видно по приметам,
А в нигилисте мрачном этом,
С его лекарствами, с ланцетом,
Геройства нет следа.
Он в красоте лишь видит формы,
Готов уснуть при звуках "Нормы",
Он отрицает и...
Он ест и пьет, как все мы тоже,
С Петром беседует в прихожей,
И даже с горничной, о боже!
Играть готов идти.
Как циник самый образцовый,
Он стан madame де-ОдинцовойК своей груди прижал,
И даже - дерзость ведь какая, -
Гостеприимства прав не зная,
Однажды Феню, обнимая,
В саду поцеловал.
Кто ж нам милей: старик Кирсанов,
Любитель фесок и кальянов,
Российский Тогенбург?
Иль он, друг черни и базаров,
Переродившийся Инсаров -
Лягушек режущий Базаров,
Неряха и хирург?
Ответ готов: ведь мы недаром
Имеем слабость к русским барам -
Несите ж им венцы!
И мы, решая всё на свете,
Вопросы разрешили эти...
Кто нам милей - отцы иль дети?
Отцы! отцы! отцы!
1862
В стихотворении чувствуется ироничное отношение как к «отцам», так и к «детям».
Еще множество критиков высказалось по поводу романа И.С.Тургенева. Писатель сам написал статью «По поводу «Отцов и детей». Нам бы хотелось представить обобщенную схему, каким предстает образ Базарова по мнению критиков русской литературы 19 века.
Базаров, одной стороны, - это карикатура на революционно-демократическую молодежь, это пародия; с другой стороны, - это представитель лагеря «детей», т.е. молодого поколения 60-х годов 19 века, он нигилист («…надо читать революционер»). И все-таки только сам И.С.Тургенев, очень переживавший за своего героя, в письме Ф.Достоевскому дал точную характеристику Базарову: «…Никто, кажется, не подозревает, что я попытался… представить трагическое лицо, а все толкуют: зачем он так дурен? или – зачем он так хорош?»
Итак, споры о романе продолжались и продолжаются сейчас, потому что в романе Тургенев последовал словам Боткина: «Не бойся раскрыть свою душу и стать перед читателем лицом к лицу».
Мы, живущие в 21 веке, стоим перед романом «Отцы и дети» и должны решить один наболевший вопрос: кто же герой? человек-схема, карикатура на «молодое поколение» или образ, взятый из жизни? в чем правы и неправы критики 19 века? Дома вы знакомились с отрывками из статей М.Адамовича и Д.Писарева, опираясь на них, дайте ответы на поставленные вопросы. Обратите внимание на эпиграф романа.
Предположительные ответы.
- Во-первых, образ Базарова – это все-таки обобщенный образ. И.С.Тургенев по крупицам собирал его. Это доказывают многочисленные высказывания самого писателя. Приведем одно из них: «…Я должен сознаться, что никогда не покушался «создавать образ», если не имел исходною точкою не идею, а живое лицо, к которому постепенно примешивались и прикладывались подходящие элементы» (И.С.Тургенев. Статья «По поводу «Отцов и детей»). Кроме того, современники в письмах и воспоминаниях говорят о прямых прототипах Базарова. Ими были уездный врач Дмитриев, случайный попутчик писателя по дороге из Петербурга в Москву, который произвел на писателя неизгладимое впечатление своими манерами общения. И Виктор Иванович Якушкин, врач-сосед Тургеневых, «распространитель нигилизма», «поклонник Герцена». Но были и другие люди, с которых «писался» Базаров, которых Тургенев называл «истинными отрицателями», это Белинский, Бакунин, Герцен, Добролюбов, Спешнев, Пирогов и др. Это лучшие из лучших. Поэтому в романе нет ни одного места, где бы автор глумился над взглядами или действиями своего героя. Мы согласны с мнением Д.Писарева, что «из Базаровых, при известных обстоятельствах, вырабатываются великие исторические деятели».
(Можно проанализировать каждое слово в высказывании М.Адамовича «обжора, болтун, циник, пьянчужка, хвастунишка, жалкая карикатура на молодежь).
- Во-вторых, если бы Базаров был схемой, он бы с легкостью прошел все испытания и совсем бы не тяготился любовь к своим родителям и чувствами к Одинцовой. Нет, он не схема, он сильная личность, которая знает, как нужно бороться с «романтизмом». От родителей он старается быстрее уехать, чтоб не «рассиропиться» от их любви. А против чар Одинцовой есть другое средство – уйти с головой в работу и постараться забыть её.
Здесь нужно бы было согласиться ещё с одним мнением Д.Писарева: «…у Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое». Но мы не согласимся. Потому что есть такие дела, которые расходятся с мыслями. Это дуэль с П.П.Кирсановым, третий приезд к Одинцовой, почти философский разговор с Аркадием на сеновале…
- Взгляды Базарова имели место быть в самой жизни. Можно сказать, что у него были только зачатки, потом эти качества и взгляды разовьются. Например, аскетизм героя нашел воплощение в революционно настроенной молодежи – отказ практически от всего мы видим в стихотворении в прозе «Порог» о Вере Засулич. Из истории мы знаем, что среди революционеров не приветствовался и брак (Базаров отвергает брак, семью). Потому что он связывал обязательствами, накладывал дополнительную ответственность. Семейный человек становился уязвим, что могло мешать делу революции.
А авторитеты. Для революционно настроенной молодежи не будет авторитетов (примеры истребления дворян как класса, разорения усадеб).
Один из афоризмов «Природа – не храм, а мастерская и человек в ней работник», воплотился в жизнь во время строительства коммунистического общества. Строительство, вспашка земель шла всюду, несмотря ни на климатические условия, ни на ландшафт. «Человек может все» - был такой лозунг в 30-е годы в СССР.
Отрицание искусства тоже имело место быть. Это возникновение авангардистских течений вначале 20 в., которые хотят сбросить Пушкина и Толстого с корабля истории, т.е. отказываются от классической литературы. Они хотят создать свою, понятную всем, помогающую строить новое общество, перо приравняют к штыку (Маяковский), т.е. сделают орудием труда, полезным для народа. Что-то будет полезно и останется жить, а что-то уйдет в небытие или в дальнейшем будет признано обществом ошибкой. Нет, конечно, Базаров и ему подобные не думали, что так все обернется. Они только место расчищали. Они были предтечи огромной машины по имени революция.
И.С.Тургенев же, как большой художник, старался нарисовать верную картину жизни русского общества 60-х годов 19 века, что у него и получилось. У него получился «герой времени», а не схема, и это подтвердила сама её величество История.
- Почему же И.С.Тургенев в конце романа «убивает» Евгения Базарова?
- Он не видит, как можно дальше развивать характер.
- И.С.Тургенев считал, что в таких людях, как Базаров, точнее их действиях, в их действиях Россия пока не нуждается.
- Как в таком случае можно назвать Базарова?
- «Лишним человеком».
Термин «Лишние люди» в русскую литературу ввел именно И.С.Тургенев.
Каких «лишних людей» в русской литературе вы знаете?
- Это Александр Андреевич Чацкий в комедии А.А.Грибоедова «Горе от ума», Евгений Онегин в одноименном романе А.С.Пушкина, Григорий Александрович Печорин – в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова.
Перед нами стоит задача: доказать, что герой И.С.Тургенева пополнил галерею «лишних людей» в русской литературе. Определите идейно-композиционную роль героя, его дружеские и любовные отношения, человеческие качества героя.
(Каждая группа сопоставляет Базарова с одним из «лишних людей»)
- Идейно-композиционная роль Базарова схожа полностью или частично сюжетами «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени». Герой «приезжает в косную, консервативную среду, сталкивается с ретроградами, стреляется на дуэли, терпит неудачу в любви, чувствует отчуждение от социума, одиночество, задумывается о смерти, умирает случайно в молодом возрасте.
- Герой и друг. В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» главный герой и его друг Ленский противопоставлены по ряду признаков, один из которых – «простота – сложность». В этой паре человеком более сложным и незаурядным оказывается Онегин. Стихи Ленского подражательные, Онегин имеет «неподражательные странности» характера. Он же в разговоре о сестрах демонстрирует более тонкое психологическое чутье. Базаров тоже показан в сопровождении более молодого, наивного и простодушного друга, к которому он относится, как и Онегин к Ленскому, снисходительно-покровительственно.
В обеих ситуациях главный герой, наделенный более сильным характером, впоследствии оказывается не у дел в соответствии со своей ролью «лишнего человека».
Хотя в комедии «Горе от ума» и в романе «Герой нашего времени» у главных героев нет друзей, у них есть «эпигон, бестолковый подражатель». Для Чацкого это Репетилов (член «секретнейшего союза»), для Печорина - Грушницкий (романтическая поза), для Базарова – Ситников («молодой прогрессист»). Эти персонажи имеют двоякую функцию: с одной сторон, при сопоставлении с ними подчеркивается значимость главного героя; с другой – напротив, заложена возможность пародийного, критического восприятия главного героя (например, Ситников).
- Любовные коллизии. Безответная любовь. Базаров разделяет судьбу «лишних людей» и в любовной коллизии. Татьяна выходит замуж за нелюбимого, но заслуженного офицера, Одинцова – за нелюбимого и подающего надежды чиновника, «молодого, доброго и холодного, как лед». Будущее Софьи тоже предопределено. Скорее всего, выдадут замуж за такого, как Скалозуб.
- Личностные качества. Все четыре героя умны: у Чацкого вообще горе от избытка ума, «неподражательная странность и резкий, охлажденный ум» Онегина, трезвое отчаяние и парадоксализм Печорина – все это есть у Базарова. Еще одно качество, которое роднит Базарова с «лишними людьми» - «гордость почти сатанинская».
Вывод: И.С.Тургенев, изображая Базарова, ориентируется на традиционные образы «лишних людей» не только потому, что Базаров имеет сходный внутренний конфликт, но и потому, что все сколько-нибудь значительные герои русских романов были как раз «лишними людьми»: это типичная роль «героя времени».
Почему «лишние люди» являются «героями своего времени»? Если они «герои», то почему «лишние»?
Попытайтесь ответить на проблемный вопрос урока: кто вы, Евгений Базаров? Можно ответить в виде блока-схемы, в виде какого-то высказывания., или стихов, или даймонда.
3. Заслушиваются все группы.
4. Домашнее задание: написать эссе на предложенные темы: «Евгений Базаров – это…», «Есть ли Базаровы сегодня?».