Классный час О чести, долге и совести
МОУ «Овощновская школа», Горбик Л.К.
Классный час в 8 классе «О чести, долге и совести».
Цель:
-способствовать формированию культуры общения, коммуникативных качеств;
- способствовать нравственному воспитанию, формированию нравственных понятий: честь, достоинство, долг, совесть
- воспитание чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма;
- способствовать формированию умения критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.
Вид мероприятия: урок-рассуждение с элементами тренинга
Оборудование: пословицы и поговорки, высказывания.
Ход классного часа:
1. Вступительное слово классного руководителя:
Ведь так непросто нам порой,
Решить, как поступить,
Чтоб честным быть перед самим собой
И в трудный час душой не покривить.
Что выбрать: совесть иль покой,
Благополучие иль честь,
Покорность или бой,
Отвагу или лесть?
Вопрос подобный задавал
Себе, конечно, каждый
И на него ответ мучительно искал.
Каким же в этой жизни быть,
Чтоб пред соблазнами любыми устоять,
И званье Человека заслужить?
Над этим вопросом люди задумывались во все времена, пытаясь понять, в чем же назначенье Человека, как надо жить: спокойно, ни во что не вмешиваясь, оберегая себя от излишних волнений и тревог, или, наоборот, активно вторгаться в жизнь, пытаясь в ней что-то изменить, сделать ее лучше. Что значит, прожить жизнь с честью и достоинством? Сегодня, на нашем классном часе мы поразмышляли над тем, что такое «Честь», «Совесть» и «Долг».
2. Упражнение «Ожидание».
На доске прикреплен каркас дерева. Детям раздаются вырезанные листочки. На них дети пишут, что они ожидают от данного мероприятия. Каждый выходит к доске, проговаривает свои ожидания и прикрепляет к дереву свой листик.
3. Классный руководитель.
Честь, достоинство, совесть, благородство Такие привычные и знакомые слова они звучат с экранов телевизоров, встречаются на страницах книг и газет, о них слагают пословицы и поговорки, например: «Береги честь смолоду», «Всякому своя честь дорога», «Живи по чести – будут и почести», «Жизнь – Родине, честь - никому». Употребляя их в разговоре, мы едва ли задумываемся над значением этих слов.
Наш урок я хочу продолжить рассказом «Осколки в сердце»
«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.
Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 30 лет, – ответил слепой.»
4. Обсуждение рассказа в виде беседы с учащимися.
– Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?
– Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?
– Как вы думаете, когда у него появились муки совести?
– Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?
– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?
– Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 30 лет) .
5. Работа со словарем.
Учащимся заранее дано задание: Найти значение слов Честь, Совесть, Долг в словарях разных авторов.
Давайте мы с вами обратимся к словарям и посмотрим, а как же в разные времена авторы давали определение понятиям совести и чести.
- В словаре живого великорусского языка Владимир Иванович Даль дает такое определение чести и совести:
Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.
Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке, внутреннее сознание добра и зла.
Честный человек - прямой, правдивый, надежный в слове, кому во всем можно доверять.
ДОЛГ - все должное, что должно исполнить, обязанность.
В словаре современного русского языка С. И. Ожегова даны такие определения понятиям чести и совести:
Честь - достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности.
Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
Честный - проникнутый искренностью и прямотой, добросовестный, заслуживающий уважения, безупречный.
Честное слово - выражение уверения в истинности чего-нибудь.
6.Классный руководитель.
Совесть - это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос человека. Нравственной личностью человек становится лишь тогда, когда в душе его навсегда поселились совесть, стыд, ответственность и долг. Это четыре важнейших источника, питающих моральную доблесть и культуру человека. Они тесно переплетаются между собой. (Ученик читает стихотворение Булата Окуджавы).
Совесть, благородство и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь как человек.
Совесть, благородство
и достоинство
7. Работа в парах.
В пословицах и поговорках отражается народная мудрость, его отношение к чему-либо, которое сложилось веками. Вот некоторые пословицы, в которых говорится о стыде и совести.
У вас на столе разложены части пословиц. Соберите их и прочитайте!
В ком стыд, в том и совесть.
Как ни мудри, а совести не перемудришь.
Совесть без зубов, а загрызет.
Когда совесть раздавали, его дома не было.
Без стыда лица не износишь.
Чего стыдимся, о том таимся.
Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.
Всякому своя честь дорога.
По заслугам и честь.
Не кусок пирога, а честь дорога.
В ком честь, в том и правда.
Чистая совесть – самая мягкая подушка.
От человека утаишь, от совести не утаишь.
Жизнь дана на добрые дела.
Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься.
Правда, как оса, - лезет в глаза.
Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.
Без совести и при большом уме не проживёшь.
Скажите, вы согласны с этими пословицами? Может быть, у вас другое мнение? Объясните, как вы их понимаете?
8. Упражнение – игра « Чего нужно стыдиться?»
На доске заранее прикреплены конверты со словами «Стыдно» и «Не стыдно».
А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется: «Чего надо стыдиться?» Нам нужно разбиться на 4 команды, по желанию.
Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему? У каждой команды на столе лежит конверт, в котором написаны различные слова. Вам надо разделить их на две группы «стыдно» и «не стыдно». По очереди по одному представителю из команды выходят к доске, зачитывают слова и опускают листик в тот конверт, в который считает нужным. А так же вам необходимо придумать свои слова.
Физические недостатки
Бедность своей семьи.
Неряшливого вида
Пренебрежение к окружающим
Грубости по отношению к людям
Высокомерие
Некрасивые поступки
Поношенная, но аккуратная одежда
Старомодная одежда
Непрестижная работа родителей
Невежество, необразованность, безграмотность
Вульгарная внешность
Грубое, бездушное отношение к людям
9. Классный руководитель.
И завершаем мы это задание словами Макаренко: « Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести, не тогда когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а тогда когда никто не видит и не узнает об этом»
Классный руководитель. Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.
Честь и достоинство – главное качество человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращается в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей.
Меня поразил отрывок из воспоминаний.
Блокадный Ленинград. Люди умирают от голода. Выдаются карточки на еду, хватает только на хлеб. Мальчик, получивший хлеб по своей карточке вдруг увидел, что измученная женщина, уходя из магазина, уронила свою карточку. Оглянувшись вокруг, украдкой, поднял карточку. И, встав последний в очередь, получил еще порцию хлеба. Окрыленный шел домой, с радостью рассказал об этом случае маме. С нетерпением ждал похвалы. Но услышал: «Лучше бы ты умер».
У вас конечно, первая реакция – как же так. Как такое могла сказать мать. Жестоко? Да. Но эти слова произнесла любящая мать. Даже ребенок дожжен давать оценку своим поступкам. А может, у этой женщины не было больше карточки, этой маленькой капли жизни.
А как бы вы поступили на месте этого мальчика? (выступают из команд участники)
Честь была всегда
Честь! Совесть! Достоинство! Нужно ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?
Примеряйте к себе истины:
Плохое поведение на уроке, плохая учеба – это наше бесчестие.
Ушли самовольно с урока – запятнали свою честь.
Вступили в пререкание с родителями, учителями, проявили хамство – потеряли чувство стыда.
Принесли в школу карты-
Побили ученика младше вас -
Не выполнил домашнее задание -
10. Упражнение «Раскаяние»
На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.
А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.
Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе – блуждание в потемках.
Сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, и вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые нам сегодня стыдно и мы в них глубоко раскаиваемся. Попробуйте написать на листочках не саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас.
Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают и делают записи на листочках.
Классный руководитель. Прочитайте нам то, что написали.
Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно успокоить совесть?
(попросить прощения)
Классный руководитель. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.
11. Итоги классного часа. Рефлексия.
В романе Ч. Айтматова «Плаха» есть такие слова: «Человек – сам судья и сам творец каждого дня нашего». Вот и мы с вами должны анализировать каждый прожитый день: что сделано не так, что мы осудим, а что одобрим. И позор тому, кто лжет, изворачивается, ищет оправдание своим бесчестным поступкам. Мне хочется, чтобы вы вошли в жизнь достойными людьми, чтобы уже сейчас с достоинством несли знание: я – человек.
Наш классный час подошел к концу. Завершим его упражнением «Мои ожидания». Вам необходимо на листиках ответить на вопросы и прикрепить к нашему дереву ожиданий.
- Оправдались ли ваши ожидания?
- Что нового вы взяли из того, что услышали?
- Изменились ли ваши взгляды на некоторые вопросы? Если хотите, скажите на какие.
Помните, ребята, все в ваших руках.
15