Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по истории в 7 классе определяет следующие цели:
• Воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
• Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
• Овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными источниками исторической информации;
• Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно - национальными традициями;
• Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Задачи:
сформировать представления об основных этапах всеобщей и отечественной истории и вкладе России в прогрессивное развитие человечества;
развивать умения и навыки самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом;
воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине;
сформировать гражданскую позицию обучающихся.
Нормативные – правовые документы.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2014, 02.05.2015).
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.( в ред.приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 г №164, от 31.08.2009 г. № 320, от 19.10.2009 г.№427, от 10.11.2011 г. № 2643, от 24.01.2012 г. № 39, от 31.01.2012 г. № 69).
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования, утвержден приказом Минобрнауки № 253 от 31 марта 2014г.
Методические рекомендации ГАОУ ДПО ЛО «ИРО» «О преподавании истории и обществознания в 2016-2017 учебном году в общеобразовательных учреждениях Липецкой области».
Программа общеобразовательных учреждений. История Составители: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.:М., Просвещение, 2008 г.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ с.Девица.
Сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа:
Рабочая программа по истории для 7 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории; примерной программы основного общего образования по истории; программы курса к учебнику О.В. Дмитриевой Новая история. Конец XV – XVIII век»/авт. сост. С.В. Агафонов, О.В. Дмитриева/ М.: ОО ТИД «Русское слово - РС»,2014; программы курса к учебнику Данилов А.А. История России XVI - XVIII вв. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2014
Обоснование выбора авторских программ.
Рабочая программа по истории создана на основе программ: А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной по истории России и «Всеобщая история. История Нового времени»: Агафонов С.В., Дмитриева О.В. Для 7 класса общеобразовательных учреждений.- М.: «Русское слово», 2007 по всеобщей истории. Они соответствуют временным требованиям к Обязательному минимуму содержания исторического образования, возрастным особенностям учащихся. Эти программы соответствуют линии учебников по всеобщей истории и истории России, которые включены в Федеральный перечень учебников.
Информация о внесенных изменениях в авторские программы и их обоснование.
В программу внесены изменения. Курс всеобщей истории увеличивается на 1 час, за счет сокращения урока по изучению истории родного края. Материал по истории родного края включается в содержание основных тем и отражен в содержании программы.
Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися требованиями к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными образовательными стандартами. Курс истории в 7 классе является одним из этапов исторического образования на ступени основного общего образования: продолжением всеобщей истории и начального этапа в изучении истории России. В связи с этим уровень подготовки обучающихся должен соответствовать федеральным образовательным стандартам. Курс начинается с изучения всеобщей истории, а завершается историей России.
Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана учебная программа, в том числе на проведение контрольных работ.
На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю) в соответствии с Федеральным компонентом учебного плана общеобразовательных учреждений и учебным планом МБОУ СОШ с. Девица.
На изучение истории Нового времени в 7 классе отводится 29 учебных часов(2 часа в неделю). На изучение истории России в 7 классе отводится 41 учебных часов (2 часа в неделю). Из них уроков повторения-4ч.
Формы организации образовательного процесса.
Формы организации образовательного процесса предполагают использование таких видов учебных занятий, как урок, сочетающий опрос с объяснением; работа с документами; составление логических схем; заполнение сравнительных таблиц; решение проблемных задач; работа по вопросам; презентации, тестовые задания.
Система форм обучения включает в себя коллективные, групповые и индивидуальные занятия, в ходе которых организована коллективная и индивидуальная деятельность обучающихся.
Технологии обучения
-технология традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов;
технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников обще учебных умений и навыков;
-технология дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса;
-технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей;
-личностно-ориентированные технологии обучения;-технология индивидуализации обучения;
-информационно-коммуникационные технологии.
В связи с введением итоговой аттестации учащихся в форме ОГЭ, для подготовки к сдаче экзаменов, применяется технология тестирования. С помощью тестов определяется степень усвоения учебного материала, овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, уровень учебных достижений. Технология тестирования обладает значительными преимуществами для контроля и оценки знаний учащихся:
- исключается влияние субъективных факторов на определение отметки;
- оценка, получаемая с помощью теста, строго дифференцирована.
- тестовые задания дают учащимся возможность обнаружить пробелы в своих знаниях и принимать меры для их ликвидации.
Планируемые уровень подготовки обучающихся на конец учебного года
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки учащихся 7 класса, соответствуют Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования и направлены на реализацию деятельного личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни и значимыми для социальной адаптации личности, ее приобщение к социальным ценностям.
Информация об учебнике
1. «Всеобщая история. История Нового времени». Учебник для 7 класса / Дмитриева издательство «Русское слово»- Москва, 2014
2. «История России 17-18 века». Учебник для 7 класса /Данилов А.А., Косулина Л.Г. Издательство «Просвещение» – Москва, 2014.
Содержание программы 29 ч
НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XV—XVIII в.
Тема 1. Эпоха Великих географических открытий. Реформация
Великие географические открытия и их последствия. Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.
Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие.
Колониальные захваты. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.
Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Зарождение капиталистических отношений. Начало процесса модернизации в Европе в XVI - XVII вв. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие.
Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих.
Главные беды — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, Что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась мода. Костюм-«визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Эпоха Возрождения. Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Сан-И1 (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения.
Гуманизм. Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры.
Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном повой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.
Реформация и Контрреформация. Причины Реформации и ее распространение в Европе.
М. Лютер. Ж. Кальвин. И. Лойола. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм.Игнатий Лойола и орден иезуитов.
Утверждение абсолютизма. Елизавета I — верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.
Нидерландская буржуазная революция. Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе.
Религиозные войны.Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.
Английская буржуазная революция.Англия в первой половине XVII в. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.
Эпоха Просвещения. Просветители XVIII в.— наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общест.. Идеи Ж.-Ж- Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков.. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке. Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение. В творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искусство.
Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л., прославление Разума, утверждение торжества и победы светлых сил.
Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.
Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия.. Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.
Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями.
Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.
Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот и его социальные последствия. Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.
Война за независимость и образование США. Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний.. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.
Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения.
Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России.
Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.
Великая французская революция. Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия.
Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.— начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.
Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор.
Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Госу-1 дарственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.
Восток движется на Запад. Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Созда ние империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.
Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние.
Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
Повторение.
Содержание программы по истории России 41 ч
Российское государство во второй половине XV - XVII вв.
Введение.
Установление крепостного права. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 —1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.
Смутное время. Причины и суть Смутного времени. Самозванцы. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий И. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский.Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.
Политический строй. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича.
Ликвидация последствий Смуты. Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка.
Россия при первых Романовых. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Развитие торговых связей. Мануфактуры Возникновение мануфактур и наемного труда. Рост городов. Приказная система. Отмена местничества. Усиление позиций дворянства. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество. Народы России в XVII в.
Церковный раскол. Никон и Аввакум. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666—1667 гг.
Социальные движения второй половины XVII в. Степан Разин. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.
Внешняя политика России в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России на правах автономии. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653—1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы. Завершение присоединения Сибири.
Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемякиной суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков.
Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян. Родной край в XVII веке.
Россия в XVIII - середине XIX вв.
Преобразования первой четверти XVIII в. Предпосылки петровских преобразований. Личность Петра. Великое посольство 1697—1698 гг.
Петр I. Заводское строительство. Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донского каналов
Создание регулярной армии и флота. Северная война. Реорганизация армии. «Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход.Итоги внешней политики Петра I.
Табель о рангах. Абсолютизм. Образование Российской империи. Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии.. Губернская реформа. Изменение системы городского управления.
Подчинение церкви государству. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода.
Цена и последствия реформ Петра I.
Народные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К- А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.
Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки.
Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К- Коробов.
Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Светская живопись. И. Н. Никитин.
Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи. История края в Петровскую эпоху.
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Елизавета Петровна.
Внутренняя политика. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Учреждение Дворянского и Купеческого панков.
Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741 —1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756—1762 гг. П.А.Румянцев. 11. С. Салтыков.
Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Оформление сословного строя. Особенности внутренней политики. Политика просвещенного абсолютизма. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству п городам. Ужесточение внутренней политики в 70—90-е гг.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостничества.
Социальные движения. Е.И. Пугачев. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.
Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.
Развитие общественной мысли. Проникновение либеральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством.
Павел I. Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика.
Россия в войнах второй половины XVIII в. А.В. Суворов. Ф.Ф. Ушаков. Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат.Присоединение новых территорий. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787—1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Внешняя политика Павла I.
Светский, рациональный характер культуры: наука и образование, литература и искусство.Культура и быт во второй половине XVIII в. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Татищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин.
Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковский. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Новиков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин.
Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева-Жемчугова. Т. В. Шлыкова-Гранатова.
Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фомин. Русская народная музыка.
Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Лосенко. Г. И. Угрюмов. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М. Шибанова. Зарождение русской скульптуры. Ф. И. Шубин.
Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Московском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старов (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов.
Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи. Родной край в XVIII веке
Итоговое повторение.
Учебно-тематический план (70 ч.)
№ Раздел Количество часов
I Всеобщая история. Новая история конец XV-XVIII вв. 29 часов
1. Раздел 1. История Нового времени 28
1. Повторение 1
II. История России с конца XVI-XVIII вв. 41
1. Россия в XVI -начале XVII в. 6
1. Россия в XVII в 10
1. Преобразования Петра 11
1. Россия в 1725-1762гг. 3
1. Россия в 1762-1801гг. 10
1. Итоговое повторение 1
Требования к уровню подготовки учащихся
знать основные этапы и ключевые события истории России и мира в Новое время и выдающихся деятелей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
основные виды исторических источников;
показывать на исторической карте местоположение государств, основные города, крупнейшие центры периода политической раздробленности, территории государств после объединения;
давать общие характеристики средневековых цивилизаций и культур, описывать занятия, образ жизни населения и общественные отношения;
сравнивать факты, события, личности, давать их оценку;
уметь:
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, сравнивать свидетельства разных источников;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
выделять характерные, существенные черты политического, экономического и социального положения стран;
излагать причины, следствия и значение исторических событий;
знать даты важнейших событий и хронологические рамки исторических процессов
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.
Литература и средства обучения.
1. Дмитриева О.В. Новая история. Конец XV – XVIII век: Учебник для 7 класса. – 4 изд. – М.: ОО ТИД «Русское слово - РС», 2014 г.
2. Учебник. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История государства и народов России конец XVI - XVIII в». 7 кл. М., Дрофа, 2014 г.
3. Агафонов С.В. Схемы по Новой истории. 7 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007 г.
4. Атлас и контурные карты по Истории России 7 класс, М., Дрофа, ДИК, 2008
5. История России. Конец XVI - XVIII века. 7 класс. Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
6. Новая история. Конец XV - XVIII век. 7 класс. Поурочные планы по учебнику Дмитриева О.В. Новая история. Конец XV – XVIII век: Учебник для 7 класса. – 4 изд. – М.: ОО ТИД «Русское слово - РС», 2012 г.
7. Ушакова О.Д. Великие полководцы: Справочник. – СПБ.: 2006
Интернет-ресурсы
http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный Портал
http://www.vestnik.edu.ru – журнал «Вестник образования»
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»
http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)