Практическая работа по географии Описание реки по физической карте 6 класс
Ф.И.О.: Полякова Елена Ивановна
Должность: учитель географии
Образовательное учреждение: МКОУ «СОШ№15»
Населённый пункт: п.Светлый, Мирнинский р-н, РС(Я)
Практическая работа по географии 6 класс.
Тема: «Описание реки по физической карте России. »Образовательная задача : формирование умения составлять описание реки по физической карте .Содержание работы : раскрытие понятия река как часть речной системы (определение частей реки и их характеристика : определение истока, устья и его вида ,общего направления течения, крупных притоков левых и правых , вычисление примерной длины и падения реки ,определение водоразделов, характера течения ,положения бассейна.)
Источник знаний: физическая карта России.
Способы познавательной деятельности : чтение физической карты (анализ, синтез теоретических знаний и практических умений, установление пространственных ориентиров… ) и описание .Задание учащимся : Опишите реку Лена по следующему плану
План.
1.Название реки.
2.В какой стране и в какой ее части протекает.
3.Исток реки.
4.Устье, его вид.
5..Примерная длина.
6.Примерное падение.
7.Крупные правые и левые притоки.
8.Общее направление течения.
9.Расположение бассейна реки.
10.Водоразделы с бассейнами соседних рек.
11.Характер течения.
12.Принадлежность к океаническому бассейну.
Форма представления результатов работы: письменный текст.
Учащиеся работают самостоятельно. Затем несколько учащихся зачитывают свои работы, остальные анализируют послушанные варианты. Все учащиеся при необходимости вносят коррективы в свои работы. На следующем уроке работы проверяются учителем и выставляются оценки. Также учитель проводит анализ работ.
Анализ практической работы « Описание реки по физической карте России».
Данная практическая работа:
по цели проведения- обучающая
по уровню познавательной деятельности- репродуктивная
по степени познавательной деятельности- частично самостоятельная, т. к. учащиеся работают по плану
по месту выполнения – класснаяпо продолжительности – 35- минутнаяпо источнику информации – с использованием нетекстовых источников –картографических(карты)
по форме представления результатов работы – текстоваяпо форме речи – письменнаяпо форме проведения -индивидуальная
по ведущему способу познавательной деятельности - описательнаяОпорные знания учащихся : река, речная система, исток реки, устье, его виды, речной бассейн, водораздел, притоки, падение реки, стороны горизонта, абсолютная высота, океаны, формы рельефа, равнинные и горные реки и т. д.
Опорные умения и навыки :определение направлений по карте, определение абсолютной высоты, определение длины реки и ее падения, определение характера течения реки и т. д.
В данной практической работе имеются задания, опирающиеся на :1.понимание учащимися карты (напр., определение длины реки и направления ее течения и т. д.)
2.чтение карты , в том числе и сложного ( напр. , определение характера течения , поскольку учащиеся должны определить это анализируя формы рельефа, по которым река протекает.)
Использование плана описания реки в данном случае оправдано с одной стороны тем, что это позволило оптимально использовать карту, с другой – помогло учащимся изложить
свои мысли в логии ческой последовательности.
Планируемый результат : учащиеся на основе опорных ЗУН , используя предложенный план , составят описание реки Лена по физической карте России .
Работу выполняли 20 учащихся ,из них справились на «отлично» -5человек
«хорошо»-8 человек
«удовл.» -7человек
«качество»- 60%
«успеваемость» -100 % «средний балл» - 3,9
Трудности вызвали задания на определение:
Характера течения – ошибку допустили- 5человек , не определили вообще -3 человека
Левых и правых притоков ,а также общего направления течения – не правильно определили – 7 человек (слабые учащиеся часто показывают реки от устья к истоку, отсюда и ошибки в определении левых и правых притоков , общего направления течения).
Образовательная задача «формирование умения составлять описание реки по физической карте» в целом выполнена – учащиеся научились свои знания , умения и навыки по разным учебным темам выстраивать в стройную логически последовательную систему описания конкретной реки.
С учащимися ,допустившими ошибки , проведено дополнительное занятие в ГПД.
«Составить описание реки Лены для меня было не сложно ,потому что вначале каждого урока мы повторяем по сигнальным карточкам определения. А когда изучали реки , то много выполняли заданий по физическим картам. А еще и потому, что я люблю работать с географическими картами , ведь они дают много интересной информации…»
Минякина Настя.
« …Когда я проверял свою практическую работу, то даже сам удивился какой интересный рассказ у меня получился. А раньше я этого о реке Лене не знал…»
Ковалев Влад.
«…Эта практическая работа для меня сложная. Я не смог определить характер течения реки Лена , перепутал левые и правые притоки , хоть и очень старался…»
Борщев Стас.