Сценарий для праздника Посвящение в гимназисты
Сценарий к празднику «Посвящение в гимназисты»
Сценарий написан для учащихся 8-ого класса, которые «посвящают в гимназисты» пятиклассников. Учащиеся 5-ого класса готовят со своей стороны стихотворения о разных школьных предметах, современный танец (желательно, чтобы танцевали всем классом) и учат текст гимна школы.
*Текст сценария составлен в расчёте на школы, расположенные в ЗАО.
Действующие лица
Екатерина II Дашкова Екатерина Романовна
Бецкой Иван ИвановичАлымова Глафира ИвановнаПолковник ТеплицкийПротасова Анна Степановна
Нарышкина Мария Алексеевна Александр Первый
Развитие действия Музыка
Звучит торжественная музыка.
Голос за сценой (Теплицкий). Её величество государыня императрица Екатерина Алексеевна!
На сцену медленно и плавно выходит императрица Екатерина II в сопровождении княгини Дашковой Екатерины Романовны, Бецкого Ивана Ивановича, фрейлина Алымова Глафира Ивановна, фрейлина Протасова Анна Степановна, фрейлина Нарышкина Мария Алексеевна.
Екатерина. Приветствую вас, подданные великой державы. Полагаю, вы в добром здравии, коли собрались под этими благословенными сводами.
Бецкой. Государыня! (кланяется) Народ Ваш с восхищением созерцает свою императрицу и готов внимать каждому слову, исходящему из уст Ваших.
Екатерина. Ах, оставь, батюшка Иван Иванович, льстивые речи. Не к месту они… Мы здесь для того, чтобы огласить указ Наш, касаемый просвещения российского. (обращается к Дашковой) Екатерина Романовна, тебе слово передаю, директору Академии Наук нашей.
Дашкова. Благодарствую, государыня (кланяется, затем обращается в зал) При историческом событии присутствуем мы сегодня. Государыня императрица подписала указ об учреждении гимназии в местечке между реками Раменкой и Самородинкой, откуда ещё Петр Великий строевой лес брал для флотилии русской. Продолжая дело самодержца российского, государыня Екатерина печётся об образовании подрастающего поколения и повелевает…(делает знак Теплицкому, который поднимается на сцену и разворачивает бумагу с текстом указа) Полковник Теплицкий, огласите указ государыни!
Теплицкий (читает указ). «Октября 19-ого дня. Видя с особливым удовольствием успехи в учении и пользу от него, Мы, Екатерина Вторая, императрица и самодержица всероссийская, признаём за нужное устроить Гимназию для отроков юных во владениях митрополита Московского. Руководству её предписываем заботиться о нуждах отроков, к наукам устремлённых. Учить их прилежанию, трудолюбию, уважению к наставникам своим, дабы стали они законопослушными подданными государства Российского. Воспитывать в любви к Отечеству, в стремлении долг гражданина превыше всего прочего ставить. Быть той Гимназии учреждением государственным».
Начинают аплодировать придворные, сопровождающие императрицу. К ним присоединяются гости в зале (родители, пятиклассники, учащиеся 8 класса и т.д.). Императрица благосклонно кивает под аплодисменты, затем прислушивается и жестом просит всех прекратить аплодисменты.
Екатерина. Удивлению Нашему нет предела. Почему не слышу криков ликующих, фейерверков не вижу? Иван Иваныч, кажется, это Вы утверждали, что радость народная безмерна будет?
Бецкой пятится назад, прячась за спины фрейлин.
Алымова. Матушка государыня! Не вели казнить! Ты вот всё об отроках печёшься, а с нами, отроковицами, как поступишь? Неужто дворянки молодые образования недостойны?
Екатерина. Алимушка, уж тебе-то грех жаловаться! Все мои фрейлины блестящее образование получили в Смольном институте благородных девиц! (возмущённо пожимает плечами и отворачивается)
На сцене появляется Александр Первый (Счастливцев).
Александр. Государыня, позвольте приветствовать Вас (целует руку) Моя дорогая бабушка, я попытаюсь разъяснить возникшее недоразумение. Мы с Вами безнадёжно отстали от этого безумного 21-ого века. Здесь уже давно принято совместное обучение юношей и девушек, а не раздельное, как было принято в наше время.
Екатерина. Фи, какое падение нравов!
Нарышкина. Ах, государыня, разве Вы можете противиться мудрому течению времени? Вы, во всём такая передовая, такая прогрессивная?..
Протасова (перебивая её). Мы готовы признаться Вам, матушка государыня, что в Смольном институте всегда мечтали о том, чтобы учиться… (кокетливо) вместе с бравыми корнетами и прапорщиками, беседовать с ними о высоком (томно вздыхает) и танцевать на балах неустанно…
Звучит мелодия гусарской польки. Учащиеся 8 класса строятся парами для танца
в центре зала. Танцуют. Затем музыка смолкает.
Екатерина (растерянно). Александр! Иван Иваныч! (Бецкой подбегает к Екатерине, бережно поддерживает её под руку) Что это такое? Какое неприличие! Разве можно позволять подобное?!
Александр (утешая). О, grand-maman! Будьте снисходительны к современным нравам. Так танцевали уже в моё время...
Дашкова. Катишь, дорогая (нежно касается руки императрицы) Успокойся! Ты слишком взволнованна. Может быть, в 21-ом веке танец вновь обрёл свою былую скромность и достоинство. Пусть юные гимназисты покажут нам своё искусство!
Теплицкий (обращаясь в зал). Мадемуазель … (фамилия любой пятиклассницы, которая участвует в танце 5-ых классов)! Прошу Вас на сцену!
Ученица 5-ого класса поднимается на две ступени
и, обращаясь к Екатерине Второй, говорит
Пятиклассница. Мы любим танцевать! И сейчас вы в этом убедитесь!
Звучит музыка. Учащиеся 5-ого класса танцуют.
Танец заканчивается. Екатерина Вторая держится рукой за сердце, а придворные дамы обмахивают её веерами.
Александр. Ох уж это послереволюционное поколение! А всё декабристы с их идеями!
Дашкова (задумчиво выходит на авансцену, медленно начинает говорить) Государыня, а каким же наукам мы собирались учить в этой гимназии?
Екатерина (плачущим тоном). Теплицкий, где Вы? Огласите список наук, полковник, сделайте милость…
Теплицкий (торжественно читает). «А в той школе бояр, и окольничих, и думных, и ближних, и всякого служилаго и купецкого чина детей их, которые своею охотою приходить в тое школу записываться станут, учить греческаго, латинского, итальянского, французского, немецкого и иных розных языков и философской мудрости».
Александр. Ах, grand-maman! Я сам при жизни учредил своим указом Царскосельский Лицей, следуя Вашему примеру. Отличная была идея, право слово! А какие выпускники! Это Вам не Алымова, Протасова да Нарышкина… Это Пушкин, Салтыков-Щедрин! Эх, да что там!.. Я-то прекрасно понимаю, что только иностранных языков в моём 19-ом веке уже было недостаточно, а уж в 21-ом и подавно!
Бецкой и Дашкова (хором). Дак чего же хотят эти юные гимназисты?!
Протасова (кокетливо и ласково). А давайте спросим об этом у них самих, государи мои! (обращаясь к пятиклассникам) Молодое поколение! Готовы ли вы рассказать государыне о том, каким вы видите своё гимназическое будущее?
На сцену выходят пятиклассники.
Демонстрация короткого видео, подготовленного родителями учащихся 5-ого гимназического класса.
Несколько (можно по количеству учебных предметов, которые ведут разные учителя) человек читают короткие стихотворения о разных школьных предметах.
Чтение стихотворений завершается под аплодисменты зала (аплодировать начинают учащиеся 8 класса, подавая пример всем зрителям в зале). Пятиклассники уходят со сцены.
Алымова. Прелестно! Очаровательно!
Нарышкина (подхватывает). Достойная нам смена подрастает!
Дашкова (сердито). Да что вы, не видите, что ли? Екатерина Алексеевна почти в обмороке! (обращается к императрице) Катишь, дорогая, быть может, приказать подать тебе воды?
Екатерина (раздражённо махнув рукой). Ах, матушка! Не довершай удара! Я совершенно растерянна… Как далеко, однако, шагнул прогресс… Мысли мои спутались…(с горечью) Иван Иваныч, мы безнадёжно отстали от времени, два старых колпака!..
Александр. Государыня, Вы напрасно так расстроились… Жестокие нравы наши эпох уступили место свободолюбию. Этих отроков не надо заставлять учиться – они сами стремятся к знаниям. Это поистине великий талант!
Нарышкина. «Смягчается времён суровость, теряют новизну слова. Талант – единственная новость, которая всегда нова». Государыня, оставим им право быть такими, каковы они есть!
Екатерина (смягчившись). Ну, что же… Пусть будет по-вашему! Гимназическому классу быть! И пусть зовётся он «Пятый Гимназический»! А директором Гимназии Мы милостью Нашей назначаем достойную продолжательницу славного рода коломенских воевод … (фамилия директора школы)! Виват, гимназисты! Виват!
Звучит музыка. Учащиеся 8-ого класса помогают подняться на сцену
ученикам 5 класса.
Пятиклассники выстраиваются на первой и второй ступенях лестницы,
Восьмиклассники встают на последней ступени, над малышами.
Звучит музыка – гимн школы.
Аплодисменты.
Финал
Придворная музыка
Гусарская полька
Танец 5 класса
Это может быть любой современный танец.
Песня «Учат в школе»
Гимн школы