Консультация по сказкотерапии, в которой раскрывается суть данного понятия, приемы работы со сказкой и принципы проведения занятий по сказкотерапии с дошкольниками
Молькова С. М.
Воспитатель высшей категории
ДУЗ «Солнышко» с. Мирное
ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ СКАЗКИ
«Тисячі речей у житті забудете, а тих
хвиль, коли вам люба мама чи бабуся
оповідала байки, не забудете до смерті»
І. Я. Франко
Сказкотерапия – что это такое? В последнее время термин «сказкотерапия» звучит чаще и чаще. Всё реже употребление данного понятия вызывает удивлённые взгляды, усмешки, скептическое отношение. С уверенностью можно сказать, что всё большее количество практических психологов используют сказкотерапию как один из методов в своей деятельности. Обратимся к конкретным определениям данного понятия:
Сказкотерапия, как известно, это целенаправленное использование в психологической, психокорекционной психотерапевтической работе.
Сказкотерапия – направление, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.
Сказкотерапия – это один из психологических методов, а также один из способов передачи опыта и знаний о духовной сущности человека, о социальной его реализации.
Сказкотерапия – метод практической психологии, разнопланово использующий потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии.
Являясь самым древним психологическим и педагогическим методом, в настоящее время сказкотерапия рассматривается как один из наиболее эффективных методов психокоррекции и педагогики.
Определение сказкотерапии
Сказкотерапия
- это один из наименее травмопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь (С. А. Черняева, 2002);
- это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем;
- это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность;
- это процесс активизации ресурсов, потенциала личности;
- это процесс объективизации проблемных ситуаций;
- это процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг;
- это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта; а главное, в ней появится чувство защищенности и аромата Тайны
Особо эффективной сказкотерапия оказывается при работе с детьми, дошкольного и младшего школьного возраста. Это объясняется в литературе с двух позиций: с одной стороны, у детей сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс «эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов», а он, наряду с механизмом проекции, является незаменимым приемом развития гибкости поведения, способности взглянуть на проблему по-другому.
Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.
Принято считать, что детям 3-5 лет более понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. С 5 лет ребенок может идентифицировать себя с человеческими персонажами. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Читая или слушая их, ребенок «вживается» в повествование. Он может идентифицировать себя с главным героем и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность децентрироваться, вставать на место другого.
С другой стороны, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью, обладающей невероятно притягательной силой и позволяющей свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для детей – «особая деятельность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания детей «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний».
Значение сказок для воспитания и развития личности ребенка Осипова А.А. сводит к следующим позициям:
1. Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.
2. Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей; жизненный выбор; взаимопомощь; любовь; борьба добра со злом. Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы ни происходило в сказке - все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.
3. Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой - это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.
4. Ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев - все это позволяет слушателю активно воспринимать и усваивать информацию, содержащуюся в сказках.
Таким образом, как отмечают многие авторы, сказки обладают большой привлекательностью и ценностью для детей. Ребенку требуется в специфической символической форме показать, как разрешаются проблемы, как сохранять ощущение безопасности до достижения зрелости. Именно сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести.
Волшебные сказки описывают глубинный человеческий опыт прохождения эмоциональных кризисов и преодоления страха. События сказки вызывают у человека эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сказок «со страшными» эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным.
Задачи сказки. Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.
Задачи сказкотерапии:
Научиться тому, как учить;
Изобрести метод обучения для тех, кто желает познавать только то, что интересно, а не то, что необходимо;
Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней дисгармонии и для кого хаос - это способ адаптации;
Пробуждение Веры. Именно вера способна активизировать ресурсы личности и сообщить действиям дополнительную силу. Именно внутренняя вера формирует духовную цель. Искренняя вера в успех приводит к результату. Испокон веку веру пробуждали постепенно, используя для этого чудесные истории, легенды, мифы и сказки. Не случайно в волшебных сказках побеждает Добро, ведь это пробуждает внутреннюю Веру и внутреннюю созидательную силу. Сначала они проявляются на уровне неосознанного ощущения, трепета. И постепенно превращаются в осознанные способности.
Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.
Виды сказок
В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. Данная концепция широко рассматривается в работах Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и базируется на пяти видах сказок:
Художественные (сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории; именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами):
Авторские
Народные
Психокоррекционные (создаются для мягкого влияния на поведение ребенка; под их воздействием происходит «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего).
Психотерапевтические (особый вид сказок, которые раскрывают глубинный смысл происходящих событий; они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны; эти сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и пути).
Медитативные (создаются для накопления положительного образного опыта, снятия эмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностного ресурса; эти сказки сообщают нашему бессознательному позитивные «идеальные» модели взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми, отсюда и отличительная особенность медитативных сказок - отсутствие в них конфликтов и злых героев)
Дидактические (создаются и используются педагогами; в форме дидактических сказок подаются учебные задания, при этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут).
Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. Мышлению ребенка этого возраста свойственен анимизм - стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты (Ж. Пиаже). Он исчезает по мере умственного и эмоционального развития детей, к школе анимистические представления сменяются более реалистическими, хотя не исчезают совсем. По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Научиться этому позволяют сказка и игра.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста:1. потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;2. потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;3. потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами. Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как:- автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды; - активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;- Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов: мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия); когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.; поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Каждый педагог, воспитатель, психолог, родитель имеет свои ценности, взгляды на мир и на стиль воспитания ребенка. Поэтому, строя свою работу с детьми, каждый будет придумывать свой собственный сценарий путешествия по сказке. При этом нельзя забывать об основных принципах работы со сказками, выделяемые Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой в практикуме по сказкотерапии:
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ
Принцип
Основной акцент
Комментарий
Осознанность
Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было ему нужно?
Наша задача: показать воспитанникам и клиентам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже, несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.
Множествен-ность
Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.
Наша задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны, иначе.
Связь с реальностью
Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок
Наша задача: кропотливо терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.
Структура коррекционного развития сказкотерапевтических занятий по Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой
Этап
Назначение
Содержание этапа
1
2
3
1.Ритуал «входа» в сказку
Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.
Коллективное упражнение. Например: взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу; или передают друг другу сплачивающее действие, мячик; или совершается иное
2. Повторение
Вспомнить то, что в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.
Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз, что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз пр.
3. Расширение
Расширить представление ребенка, о чем-либо.
Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки.
4. Закрепление
Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.
Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт, совершаются символические путешествия, превращения.
5. Интеграция
Связать новый опыт с реальной жизнью
Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что пробрели сегодня.
6.Резюмирование
Обобщить приобретенный опыт связать его с уже имеющимся опытом.
Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятиях, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать опыт.
7.Ритуал «выхода» из сказки
Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде
Повторение ритуала «выхода» в занятие с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем собой все важное, что было сегодня нам, все чему мы научились. Ребят протягивают руки в круг, что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.
Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки
о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.
В развитии сказочного сюжета волшебной сказки есть определенные закономерности. Можно найти семь этапов развития сказочного сюжета, которые перекликаются с этапами формирования личности человека.
Правила проведения сказкотерапии
Психологическая атмосфера занятий
Центральный момент сказкотерапии – добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, частушки, небылицы; в другом – рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.
Не все дети сразу включаются в игру. Некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание участвовать в занимательном зрелище. С учетом особенностей детей следует начинать сказкотерапию с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрослого; при этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического комфорта участников непосредственно зависят их активность, глубина эмоциональной включенности.
До проведения сказкотерапии дети знакомятся со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от ее текста. Кроме того, при повторной встрече со сказкой дошкольникам легче будет сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя, выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа.
Большое внимание уделяется двигательной активности. Лишь небольшую часть времени ребята располагаются на стульчиках: при рассказывании сказки взрослым, фантазировании по музыкальной композиции, при роли зрителей в игре-драматизации по отдельным эпизодам сказки.
В играх поощряются самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. Поэтому когда по окончании сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, взрослый должен расспросить детей о том, какие игры и упражнения понравились, заполнились роли каких сказочных героев, хотелось бы исполнить повторно. Если ребенку трудно сформулировать связное сообщение по памяти ему предлагается посмотреть видеозапись отдельных игр сказкотерапии. Мнение детей учитывается.
СОСТАВ ГРУППЫ
Сказкотерапия проводится по группам. Состав каждой из них не должен превышать 12 чел. Оптимальное количество участников – 8 – 10 чел. Как показывает опыт, именно в этом диапазоне эффекты групповой сказкотерапии могут проявляться особенно ярко.
Участие в играх дошкольников с разными чертами характера, уровнем развития связной речи динамизирует ход сказкотерапии. Вместе с тем в группе не должно быть более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.
Желательно включить в состав каждой подгруппы ребенка, способного составить связное, цельное и грамматически правильно оформленное сообщение, а также умеющего выразительно передать характер сказочного героя в движении, мимике и ритме. Он не только увлекает других собственным артистизмом, но и вместе с взрослым оказывает помощь сверстникам, испытывающим трудности в выборе мимики, движений, ритма, наиболее подходящих эмоциональному состоянию сказочного героя в конкретной проблемной ситуации.
Условия пространства и времени
Наиболее удобное место для проведения сказкотерапии – отдельное, небольшое по размерам, хорошо освещенное помещение (комната сказки, психологической разгрузки).
Комната должна быть по возможности освобождена от лишней мебели, понадобятся лишь стульчики для группы детей и стул для ведущего, мягкий палас в центре комнаты, подставка для проигрывателя или музыкального центра. Не должно быть лишних предметов, атрибутов, отвлекающих внимание ребят.
Желательно, чтобы комната находилась в стороне от музыкального залов и помещений хозяйственного и бытового обслуживания. Снижение шумового фона, а так же отсутствие возможности ситуативного отвлечения благоприятно сказывается на эффекте сеансов сказкотерапии.
Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В младшей и средней группе рекомендуемая длительность сказкотерапии 15 – 20 минут. В старшем дошкольном возрасте продолжительность сеанса сказкотерапии может достигать 25 – 30 минут.
Целесообразно иногда повторять сеансы сказкотерапии. В них используются большей частью творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы (покажи героя, угадай по движению, ритму, музыке, придумай окончание). После некоторой паузы даже малоактивные дети с удовольствием выполняют хорошо знакомые задания.
В отдельных случаях временные рамки сказкотерапии могут изменяться, и это не должно смущать ведущего. В тех случаях, когда игра эмоционально захватывает детей, взрослый должен предоставить возможность удовлетворить их стремление к активности. Можно отвести больше времени на упражнения в напряжении и расслаблении под музыку.
Если у дошкольников возникает утомление, взрослому следует прекратить сказкотерапию и плавно переключит внимание на другой вид деятельности: вылепить из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки, поиграть в кляксы (посмотри, на что из сказки похоже?, сделай кляксу-капризу, доброго молодца, Змея Горыныча, ведьмы, доброй Настеньки и др.).
Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Принципы сказкотерапии, считает М.В.Яковлева, заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене позитивным жизненным опытом . Этот метод развивает творческие способности и умение слушать себя и других, учит принимать и создавать новое.
Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Э. Фромм отмечал: «Способность ребенка удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях – это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать То, как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
В процессе каждого занятия по сказкотерапии мы можем дополнительно решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, коррекции личности, расширение эмоционально- поведенческих реакций и др. Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его и к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характер ах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком моментов. Выбор детей в развивающие и коррекционные группы обычно основываются на их рисунках, беседах с ними и их родителями, а также воспитателями.
Как написать терапевтическую сказку
Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
1
Жили-были
Статус-кво, начало сказки, встреча с ее героями (узнаваемыми и понятными ребенку персонажами). Психологи рекомендуют для детей 3-4лет делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных; начиная с 5 лет- фей, волшебников, принцесс, принцев, Солдатов и пр. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны.
2
И вдруг однажды
Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом (дискомфортом). Вызовом, совпадающим по характеру с проблемой ребенка.
3
Из-за этого
Сказка меняет направление, чтобы показать, в чем состоит решение проблемы и как это делают герои сказки.
4
Кульминация
Герои сказки справляются с трудностями.
5
Развязка
Результат действий героев сказки: «-»- герой, совершивший плохой поступок, наказан; «+»-герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, вознагражден. Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
6
Мораль сей сказки такова
Герои сказки извлекают уроки из своих действий, их жизнь радикально изменяются.
Источником, откуда можно черпать материал для терапевтических сказок, могут быть знакомые сказочные мотивы, притчи, воображение ребенка, случаи из жизни или специально придуманные темы.
Читать или рассказывать?
Отвечая на вопрос: «Лучше читать или рассказывать?», психологи отдают предпочтение рассказыванию, которое позволяет создать атмосферу эмоциональной близости полноценно поддерживать значимый зрительный контакт. Чтение, в свою очередь, помогает ввести в мир книг, что ему весьма пригодиться в будущем.
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Заголовок 215