Урок — проект Русские писатели — Лауреаты Нобелевской премии
УРОК-ПРОЕКТ
Тема: « Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии»
Цель урока: составить проект группами учащихся, опираясь на собранный к уроку материал, оформить стенд в кабинете русского языка и литературы.
Задачи урока: 1. формировать умение работать в группах;
2. активизировать умение систематизировать материал.
3. развивать умения представлять результаты своей деятельности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Оборудование: выставка произведений И.А.Бунина, М.А.Шолохова, Л.Б.Пастернака, И.А.Бродского, А.И.Солженицына, портреты писателей, презентации о каждом лауреате, учебный класс, оборудованный компьютером и мультимедийным проектором.
Эпиграф к уроку: «Настоящее писательство как любовь. Его нельзя укрыть, когда оно волнует душу и толкает к перу; его нельзя вызвать искусственно, в нем нельзя фальшивить без того, чтобы вдумчивый читатель не почувствовал этой фальши и искусственности» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку, создание рабочей атмосферы.
Слово учителя: Ребята! Некоторое время назад мы с вами разделились на пять рабочих групп, каждая группа получила свое задание. Все группы работали в рамках одного проекта «Русские писатели – лауреаты Нобелевской премии». В результате реализации нашего проекта мы должны получить некий «продукт» деятельности. Этим «продуктом» станет стенд в кабинете русского языка и литературы, посвященный лауреатам Нобелевской премии. И вот настал момент представить свои материалы, рассказать, как вы работали над проектным заданием, какие трудности испытывали во время своей работы. Таким образом, исходя из всего сказанного мною, как вы думаете, какова тема нашего урока? Каковы цели сегодняшнего урока?
(ответы учащихся)
Основная часть урока.
Слово учителя: Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Вацлава Вацловича Вронского. «Настоящее писательство как любовь. Его нельзя укрыть, когда оно волнует душу и толкает к перу; его нельзя вызвать искусственно, в нем нельзя фальшивить без того, чтобы вдумчивый читатель не почувствовал этой фальши и искусственности» Как вы понимаете эти слова?
(обсуждение эпиграфа с учениками)
Слово учителя: Зная тему урока, его цели, ответьте, почему я взяла именно эти слова?
(учащиеся высказывают свою точку зрения).
Слово учителя: Да, ребята, вы совершенно правы. Сегодня мы с вами будем говорить о настоящих писателях, чьи произведения волнуют ума и сердца миллионов читателей в нашей стране и за рубежом. Именно любовь к Родине, к человеку, к миру заставляла их творить, «толкала к перу». И в их книгах нет ни капли фальши, ничего искусственного.
А кто из вас знает, кто такой Вацлав Вацлович Вронский?
(запись в тетради)
Вацлав Вацлович Вронский – российский революционер польского происхождения, публицист и литературный критик. Один из первых советских дипломатов.
Слово учителя: Давайте вспомним о том, какие цели мы ставили перед началом работы над проектом, какие проектные задания вы получили, какие методы помогали вам в решении поставленных задач.
Учащийся: На первом этапе мы погрузились в проект. Мы разделились на пять групп в соответствии с числом писателей.
Тема нашего проекта: «Русские писатели – лауреаты Нобелевской премии». Мы определили цель нашего проекта: собрать и предоставить материал о жизни и творчестве русских писателей, которые были удостоены этой высокой награды. Задачи нашей работы: научиться работать в команде; отработать умения находить и систематизировать нужный материал; активизировать умения представлять результат своей деятельности. Также мы сформулировали проблему нашего проекта: какие достижения в области литературы послужили основанием для присуждения Нобелевской премии? В чем заключена самобытность творчества этих писателей?
Слово учителя: Сегодня мы увидим, как вы решали задачи, поставленные в начале нашей работы, достигли ли вы намеченной цели. Итак, предоставляем слово первой группе. Ребята должны были изучить жизненный и творческий путь И.А.Бунина, узнать за какие заслуги в области литературы он был удостоен Нобелевской премии.
Выступление 1 группы. Учащиеся рассказывают, какие методы и способы они использовали в ходе работы над заданием, какой литературой пользовались, какие ресурсы сети Интернет помогли им в решении поставленных задач. Далее они представляют сообщение и презентацию о жизненном и творческом пути И.А.Бунина, рассказывают о том, как он стал лауреатом Нобелевской премии. Ребята отвечают на вопросы учителя и своих товарищей. В конце выступления они заполняют своими материалами первый «кармашек» на стенде « Русские писатели - Нобелевские лауреаты». После обсуждения услышанного слово предоставляется второй группе.
Выступление 2 группы. Эта группа получила задание изучить материалы о жизненном и творческом пути М.А.Шолохова. Ребята демонстрируют презентацию, рассказывают об этапах работы над заданием. Особое внимание они уделяют истории создания романа-эпопеи «Тихий Дон», спорам об авторстве этого произведения. Результаты работы группы помещаются во второй «кармашек» стенда « Русские писатели - Нобелевские лауреаты».
Выступление 3 группы. Ребята рассказывают об этапах работы над сбором материала о жизни и творчестве Б.Л. Пастернака. Представляют презентацию, читают понравившиеся стихи поэта. Учащиеся отвечают на вопросы учителя и одноклассников, делают выводы. Результат их работы помещается в третий «кармашек» стенда.
Выступление 4 группы. Следующая группа получила задание подготовить материал о жизни и творческой судьбе И.А.Бродского. Ученики рассказывают о том, как они «добывали» нужную информацию, представляют результаты своей деятельности в виде сообщения и презентации. Материалы о поэте помещаются в «четвертый» кармашек стенда.
Выступление 5 группы. Завершает выступление о Нобелевских лауреатах выступление поледней группы. Ребята рассказывают об этапах жизни и творчества А.И. Солженицына, демонстрируют презентацию. Результатом работы стали материалы, которые завершают оформление стенда «Русские писатели - Нобелевские лауреаты».
Рефлексия.
Учитель подводит итоги выполненной работы. Учащиеся обмениваются мнениями, задают друг другу вопросы, проводят взаимооценку результатов деятельности.
Учитель предлагает ребята ответить на вопросы :
Понравился ли вам данный вид работы?
Что получилось у вас и над чем еще необходимо поработать?
Интересна ли вам была тема проекта? Какие темы вы могли бы предложить для следующих проектов?
Были ли у вас трудности в процессе работы и как вы их преодолевали?
Нравится ли вам работать в группе? В паре?
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Задание на дом.
Написать сочинение на выбор: « Мое любимое произведение И.А.Бунина (М.А.Шолохова, Б.Л.Пастернака, И.А.Бродского, А.И.Солже