Формирование представлений о природе родного края у младшего школьника посредством фольклорного материала на уроках окружающего мира

007 273 205Министерство образования и науки Самарской области
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Тольяттинский социально-педагогический колледж


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



Специальность 050709 Преподавание в начальных классах

Студентка: Тюрина Ирина Васильевна ____________________
(Личная подпись)
Руководитель: Михайловская Татьяна Александровна ___________________
( Личная подпись)






Допущена к защите
«_____»_____________2011г. Зам.директора по УМНР
_____________ И.В.Гервальд
Выпускная квалификационная работа защищена с оценкой «_____________»
«____»_____________________2011г.
Председатель ГАК____________





Тольятти, 2011 г.
Содержание
Введение.
3

Глава 1. Анализ педагогической литературы по проблеме формирования представлений о природе родного края у младшего школьника посредством фольклорного материала на уроках окружающего мира..


8


1.1.
Психолого-педагогические основы формирования представлений о природе родного края у младшего школьника..
8


1.2.
Фольклорный материал как средство формирования представлений о природе родного края у младшего школьника.
14


1.3
Формы и виды фольклорного материала на уроках окружающего мира .
24

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования представлений о природе родного края у младшего школьника через фольклорный материал на уроках окружающего мира..
23


2.1.
Методика опытно-экспериментального исследования и выявления уровня сформированности представлений о природе родного края у младшего школьника.
31


2.2.
Проектирование и апробация комплекса занятий на основе фольклорного материала на уроках окружающего мира
33


2.3.
Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования.
45

Заключение
50

Список литературы.
52

Приложения..
54


Введение

Актуальность исследования. Мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Дети постигают действительность и ее законы через эмоционально-чувственное переживание образов окружающего мира. Грамотная организация эстетической, художественно-образной среды выступает как путь оптимизации воспитания личности через изучение предмета «Окружающий мир».
Огромным потенциалом в формировании у детей ценностного отношения к красоте природы обладает фольклор. Традиционная культура ориентирована на природу. Вместе с тем обращение к фольклору в воспитательном процессе представляет определенные сложности в многоэтнических регионах России, каким является Самарская область. Наиболее типичными в области являются детские образовательные учреждения со смешанным национальным составом: их посещают дети как из русских, так и из башкирских, татарских семей. В многоэтническом педагогическом пространстве обращение к национальным традициям, фольклору различных народов возможно на основе нахождения точек соприкосновения между ними. Таким фактором, объединяющим искусство разных народов, выступает воспетая в нем любовь к родному краю, одухотворенные образы красоты родной природы.
Передаваясь от одного поколения к другому в течение многих столетий, произведения фольклора обрели содержание и форму, соответствующие детскому восприятию, отвечающие возможностям и потребностям ребенка. В игровом, эмоционально-образном общении с окружающим миром дети получают разнообразные представления о природе, учатся замечать ее красоту, бережно и сочувственно относиться к ней, выражать в художественно-игровой деятельности полученные впечатления и представления.
Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность и большая практическая значимость определили тему исследования: «Фольклорный материал при изучении предмета «Окружающий мир» как средство формирования представлений о природе родного края у младшего школьника».
Объектом исследования является процесс формирования представлений о природе родного края у младшего школьника на уроках окружающего мира.
Предметом исследования является фольклорный материал как средство формирования представлений о природе родного края у младших школьников на уроках окружающего мира.
Цель исследования: сформированные представления о природе родного края у младших школьников на уроках окружающего мира в процессе использования фольклорного материала.
Задачи:
Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Изучение методов и приемов формирования представлений о природе родного края младших школьников через фольклорный материал.
Проектирование комплекса занятий окружающего мира о природе родного края с использованием разнообразных средств фольклорного материала
Обобщение результатов исследования.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что формирование представлений о природе родного края у младших школьников к урокам окружающего мира будет наиболее успешным, если:
- выявить эффективные формы и виды фольклорного материала;
- разработать комплекс учебных занятий по окружающему миру с использованием фольклорного материала.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, список литературы, приложений.

Глава 1. Анализ педагогической литературы по проблеме формирования представлений о природе родного края у младшего школьника посредством фольклорного материала
на уроках окружающего мира

1.1. Психолого-педагогические основы формирования представлений о природе родного края у младшего школьника

Представление это процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.
Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них (существительное) обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств. Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов (то есть является глаголом).
Представления как психические явления имеют как черты сходства, так и отличий с такими психическими явлениями, как восприятие и галлюцинации. Эти черты сходства и отличий показаны на Рис. 1 и 2
Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной "пластичности центральной нервной системы.
Существует различные способы классификации представлений (Рис. 3): В соответствии с разделением представлений по видам ведущего анализатора выделяют следующие виды представлений:
зрительные (образ человека, места, пейзажа);
слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);
обонятельные (представление какого-то характерного запаха – например, огуречного или парфюмерного);
вкусовые (представления о вкусе пище – сладком, горьком и пр.)
тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);
температурные (представление о холоде и тепле);
Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зеленый цвет и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах.
Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника зрительный, у композитора слуховой, у спортсмена и балерины двигательный, у химика обонятельный и т. д.
Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными).
Единичные представления это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.
Общие представления представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.
Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.
Третья классификация представлений – по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения. Следует отметить, что большая часть представлений человека – это образы, возникающие на основе восприятия – то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.
Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.
Представления могут формироваться и на основе воображения, и данный тип представлений составляет основу творчества – как художественного, так и научного.
Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные. Непроизвольные представления это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например – грезы.
Произвольные представления это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.
Одной из основных задач воспитания школьников, стоящих на современном этапе перед учителем, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.
Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала . Школьников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
История Самарской области сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым, вооружая их знаниями по истории родного края, где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях. Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в школьном учреждении, несомненно, играет большую роль в формировании исторического сознания детей.
Младшие школьники делают обобщения на уровне элементарных представлений, понятий и могут обобщать только те признаки, которые ими осознаны.
Начальная школа – это одно из первых звеньев, где закладываются основы культуры. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества.
Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.
Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
На уроках «Окружающий мир» нужно систематизировать и расширять представления обучающихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего нужно привлекать родителей, работников библиотеки, музея, которые помогают в освоении социальной, культурной, природной среды родного края. Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, существуют разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разные профессий, фольклорный материал и т.п. Особое внимание уделяют изучению растительного и животного мира. Раскрывают природу не только как материальную среду человеческого существования, но и как духовную, входящую в объекты научного и художественного познания, а так же как материю, предмет и орудие его жизнедеятельности. При разработке планов содержания воспитательной работы по воспритию окружающего мира учителя учитывают возраст учащихся, их интересы, прослеживают последовательность в развитии личности каждого ребенка.
Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко используется в обучении и воспитании учащихся. Оно как игра, развлечение, но в то же время через него по-другому видят окружающий мир.
Преподавание в младших классах строится так, чтобы оно захватывало не только ум, но и развивало бы чувства ребёнка. Создание на уроках атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнение или украшение к урокам, а необходимое условие получения знаний.
Пережитые знания становятся убеждениями.

1.2. Фольклорный материал как средство формирования представлений о природе родного края у младшего школьника

Огромным потенциалом в формировании у детей ценностного отношения к красоте природы обладает фольклор. Традиционная культура ориентирована на природу.
ФОЛЬКЛОР (в культурологическом аспекте) в “широком” смысле (вся народная традиционная крестьянская духовная и отчасти материальная культура) и “узком” (устная крестьянская словесная художественная традиция).
Фольклор это совокупность структур, интегрированных словом, речью, вне зависимости от того, с какими несловесными элементами они связаны. Вероятно, точнее и определеннее было бы пользоваться давним и с 20-30-х гг. вышедшим из употребления терминологическим словосочетанием “устная словесность” или не очень определенным социологическим ограничением “устная народная словесность”.
Такое употребление термина определяется различными концепциями и трактовками связей предмета фольклористики с др. формами и слоями культуры, неодинаковой структурой культуры в разных странах Европы и Америки в те десятилетия прошлого века, когда возникали этнография и фольклористика, различными темпами последующего развития, разным составом основного фонда текстов, которые использовала наука в каждой из стран.
В современной фольклористике наибольшим авторитетом пользуются четыре основные концепции, которые вместе с тем постоянно взаимодействуют:
а) фольклор устно передаваемый простонародный опыт и знания. При этом имеются в виду все формы духовной культуры, а при максимально расширенном толковании и некоторые формы материальной культуры. Вводится только социологическое ограничение (“простонародные”) и историко-культурный критерий архаичные формы, господствующие или функционирующие в качестве пережитков. (Слово “простонародный” определеннее, чем “народное”, в социологическом отношении, и не содержит оценочного смысла (“народный артист”, “народный поэт”); б) фольклор простонародное художественное творчество или, по более современному определению, “художественная коммуникация”. Эта концепция позволяет распространять употребление термина “фольклор” на сферу музыкального, хореографического, изобразит. и т.д. простонародного творчества; в) фольклор простонародная вербальная традиция. При этом из всех форм простонародной деятельности выделяются те, которые связаны со словом; г) фольклор устная традиция. При этом устности придается первостепенное значение. Это позволяет выделять фольклор из др. вербальных форм (прежде всего противопоставлять его литературе).
В настоящее время все большее внимание уделяется использованию устно - народного творчества в обучении и воспитании младших школьников. Фольклорные произведения способствуют активизации процесса обучения о природе родного края младшего школьника. Развитию эстетического чувства у младших школьников помогает познание качества произведения искусства и окружающего мира природы и людей – их красоту, испытать эстетическое чувство прекрасного. Традиционная культура ориентирована на природу.
Задачи стоящие перед учителем на уроках «окружающий мир», следующие:
способствовать развитию любви к фольклору, к природе;
способствовать развитию наблюдательности, познавательного интереса, творческих способностей.
В игровом, эмоционально-образном общении с окружающим миром дети получают разнообразные представления о родной природе, учатся замечать ее красоту, бережно и сочувственно относиться к ней, выражать в художественно-игровой деятельности полученные впечатления и представления. Игровые, художественно-образные формы детского фольклора выступают своеобразным «общим знаменателем» при интеграции различных национальных культур в воспитательном процессе. При этом игровые способы воспитательного воздействия на ребенка создают атмосферу без принуждения и назидания, соответствующую традициям народной педагогики. [ ]
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа родины имеет неизъяснимую власть над человеком. Природа – это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое космическое пространство. Даже звёзды на небе родины – родные. По звёздам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода, по их расположению находится дорога к родному дому.
Фольклор – это наше духовное богатство, наша внутренняя экологическая среда, которая сегодня нуждается в сохранении и защите не меньше, чем исчезающие виды живых организмов. Наши древние предки не считали себя царями природы, они ощущали себя ее составной частью. Они были убеждены, что  своими добрыми делами, таинствами, игрищами, обрядами они помогают весеннему пробуждению солнца, появлению цветов и злаков, прилету птиц. И большая роль в этих обрядах отводилась детям. Фольклорное воспитание приобщает детей к истокам национальных и общенациональных культур. Обращение к вековому опыту народа, к его духовному наследию приобретает в наше время не меньшее значение, чем острейшие экологические проблемы сохранения природных богатств, экологического равновесия.
Все жанры устного народного творчества: колыбельные, пестушки и потешки, пословицы и поговорки, загадки, заклички, игры, приметы, трудовые и обрядовые песни, а также сказки разных народов – всегда отражали особенности восприятия природы людьми, их отношение к ней, характер использования природных ресурсов. Кроме того, в народном творчестве хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношений «человек-природа». Интерес детей школьного возраста к играм, сказкам, загадкам позволяет использовать элементы различных культур в целях экологического образования.
В школах накоплен большой опыт в организации внеклассной деятельности обучающихся по подготовке и проведению календарно-обрядовых праздников, как для школьников, так и для населения.
Цели этой деятельности - воспитание детей и подростков,  формирование патриотизма и приобщение к фольклору. Поставленных целей можно достичь в результате широкого использования на уроках русской словесности, русского языка и литературы, внеклассных мероприятиях по предмету и в календарно-обрядовых праздниках, посвященных временам года, произведений устного народного творчества, произведений искусства о природе, о роли человека в природе, об отношении наших далеких предков к окружающей среде. На уроках гуманитарного цикла, внеклассных и внешкольных мероприятиях по предмету на фольклорном материале возможно и необходимо довести до детей, подростков и обучающейся молодежи основные положения концепции устойчивого развития, ее основную идею – сохранить человечество и окружающую среду в будущем. Сегодня, как никогда, очень важно, чтобы молодое поколение, да и все население в целом, наконец, поняло: человек – всего лишь один из биологических видов, существующих на нашей планете наравне с другими видами. Мы должны пересмотреть свое поведение, сменить ценностные ориентиры: соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к ней.

Приобщая детей к нашему русскому эпосу, учитель начальных классов пытается воспитывать у них любовь к Родине – России, к её бессмертному поэту – русскому народу, любовь к прекрасному, развить речь, обогащать словарный запас учащихся.

1.3 Формы и виды фольклорного материала при изучении предмета «Окружающий мир» младшим школьником

Окружающий мир – это интегрированный курс, по содержанию он тесно связан с дисциплинами естественно – математического цикла, что обеспечивает усвоение доступных для понимания младшими школьниками знаний об окружающей среде. Проявление интереса к изучению природы связано у детей данного возраста не только с эмоциональной привлекательностью, но и с познавательными мотивами. Учитывая эту особенность учащихся, необходимо для поддержания интереса наполнять познавательные потребности новым содержанием. Это позволит раскрыть учащимся взаимосвязи, существующие в природе, а также понять, что природное многообразие – условие, без которого невозможно существование человека. Мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Дети постигают действительность и ее законы через эмоционально-чувственное переживание образов окружающего мира.
Фольклор это устное народное творчество.
Устное народное творчество – загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре, песни, эпические сказания (например, русские былины, якутские олонхо), танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Устное народное творчество, как средство социализации ребенка. Возможности народного искусства в формировании творческой активности детей школьного возраста. Воспитательная ценность пословиц, поговорок, загадок и считалок в воспитание школьников.
Формы и виды фольклора при изучении предмета "окружающий мир":
Пословица - прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения; век живи, век учись; жить- Родине служить; не красна жизнь днями, а красна делами. Живописные и ритмические загадки духовно ближе детям. Они вводят школьника в эстетическую сферу природы, учат мыслить художественными образами, обогащают словарный запас ребёнка чудесным языком.
Загадки. Загадка - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.
Жанр загадки отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д. Спектр чувств, возникших у ребят на услышанные загадки, говорит о том, что эмоционально окрашенные загадки могут превратить "окружающий мир" в уроки эмоциональной культуры и воспитания чувства.
Поговорки - это широко распространенное образное выражение, которое не имеет обобщающего смысла и поучительной тенденции. Также их называют языковыми афоризмами. Поговорки легко запоминаются, так как они имеют рифму. С уверенностью можно сказать, что их не вспоминают без повода и причины. Они всегда приходят нам на память при разговоре, к случаю.
Научить ребёнка говорить – значит научить его мыслить. Таким образом, использование элементов народного творчества помогает открыть учащимся «глаза на мир», активизирует их мыслительную деятельность, развивает их души, формирует потребность к самосовершенствованию, самообретению, саморазвитию.
Песни - это осмысленный текст наложенный на музыку.
Ска
·зка:
1) Сказка фольклорная эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов[1]. Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, предание, быличка).
2) Сказка литературная эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов[2]. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература) на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
Сказка очень нужна ребёнку, потому что она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувств. При работе со сказкой учитель использует выразительное чтение, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование сказки.
Приобщая детей к нашему русскому эпосу, учитель начальных классов пытается воспитывать у них любовь к Родине – России, к её бессмертному поэту – русскому народу, любовь к прекрасному, развить речь, обогащать словарный запас учащихся.
Использование идей народной педагогики (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки) в практике обучения и воспитания молодого поколения связаны с необходимостью обращения в современных условиях к социально-исторической и культурной памяти народа. В настоящее время наблюдается кризис современной школы как национальной: игнорируются особенности культурно-национального уклада, происходит девальвация нравственных ценностей. Явным дефицитом стали такие этические категории, как добро, великодушие, совесть, долг, благородство, уважительное отношение к старшим. Утрата исторических и культурных корней своего народа может привести к бездуховности личности.[3]
Учебная деятельность всегда направлена на достижение определенных результатов, требующих мыслительной работы, преодоления трудностей. В силу этого она имеет большие возможности для формирования интеллектуальных и эмоциональных качеств, создающих основы для ответственного и доброго отношения к среде своей жизни. В последние годы, во многом благодаря трудам академика Г. Н. Волкова («Этнопедагогика», «Педагогика жизни», «Чувашская народная педагогика» и др.), в педагогической науке выделилось новое направление, новая научная школа – этнопедагогика – наука о народной педагогике. Народная педагогика исследует педагогическую культуру народных масс. Работы Г. Н. Волкова и его учеников привлекли внимание исследователей к проблемам и использованию этнопедагогических идей в смежных науках, в частности в методике преподавания природоведения. Так, огромное количество загадок создали К.Чуковский, С.Маршак, Л.Ульяницкая, В.Мусатов и др.[1]
Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Значение его огромно. Учитель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей. Поэтому очень важно, чтобы учитель не только владел устным народным творчеством, но и использовал его в своей практике. Инструментом для вовлечения детей в познавательную деятельность служат разнообразные загадки, скороговорки, считалки, сказки, пословицы, поговорки.Несомненно, что на этапе начального обучения преобладающую роль играют задания, отражающие экологические взаимодействия в природной среде (приспособленность живых организмов к среде обитания, пищевые, информационные и некоторые другие связи в природе), поскольку они отвечают интересам ребенка и являются приоритетным и важнейшим предметом изучения в начальной школе.[2]
Неоценимую помощь в этом процессе может оказать обращение к фольклору как неиссякаемому источнику мудрости народа в его отношениях с природой. Потому что истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа – в традициях ответственно-бережного и любовного отношения к природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали жизнь природных обитателей, их взаимоотношения и взаимосвязи. Они поклонялись силам и духам природы, осознавая свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, они умели читать книгу природы и передавать накопленные знания и умения подрастающему поколению. Народные знания, помогающие людям выживать в условиях суровой природы, нашли отражение в фольклоре, который, по словам А.Н. Толстого, как «изустная литература, ставила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».
Учителя в своей практике используют загадки - древнейшие жанры фольклора, иносказательно, образно изображающие предметы и явления окружающей действительности. Загадок много. Есть загадки – описание, загадки-вопросы, загадки-задачи. Все они носят обучающий и развивающий характер и с давних времен представляют великолепный учебный материал. Имея запас загадок по разным темам, педагог может с их помощью превратить серьезное занятие в увлекательное путешествие-В познание окружающего мира. [1]
Прелесть загадок для детей в том, что они позволяют приоткрыть завесу таинственности над тем или иным объектом или явлением, увидеть его с неожиданной, новой стороны (новизна открытия для ребенка), сочувствовать радость догадки, озарения, открытия. Вот, к примеру, загадка о любимом детьми зверьке-еже:
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
А ведь и действительно лесной зверек напоминает клубок с иголками. В другой загадке: он, как елка, весь в иголках или удивительный портной, или недотрога! А может быть, еще кто-то иной? Такие открытия связаны с замечательными процессами воображения, сравнения, которые возникают в момент отгадывания. Именно эти процессы позволяют увидеть необыкновенное в обычном, а обычное – в необыкновенном. Не случайно К.Д.Ушинский сказал о загадках, что они доставляют уму ребенка полезное упражнение.[1]
Развивая мышление ребенка в игровой, занимательной форме, загадки стремятся через свое «поэтическое окошечко» познакомить отгадчика с окружающим миром, привлечь его внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые невидимы для глаза, привычного схватывать только внешние признаки. Они словно энциклопедия знаний об окружающей человека среде.
Еще один вид малых форм фольклора – скороговорки, соревновательное и игровое начало, которой очевидно и привлекательно для детей. Велика польза скороговорки как упражнения для улучшения артикуляции, выработке хорошей дикции. На уроках, экскурсиях используются скороговорки со словами, связанные с окружающим миром. Прослушав ее, дети в игровой форме повторяют все слова скороговорки увеличивая темп и силу голоса, а учитель может выступать в роли дирижера.[3]
Не велика птица синица, да умница
У гусыни усов ищи не ищи – не сыщешь.
Все бобры добры до своих бобрят.
Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок. Считалками принято называть короткие рифмованные стишки, применяемые детьми для определения, ведущего или распределения ролей в игре. Соревнование в рассказывании считалок обучают детскому артистизму, заставляют разучивать больше стихотворений и тем самым развивать память, добиваться права вести пересчет по детским написанным законам. Это право предоставляется не всем, а только тем, в ком уверенны остальные, кто будет честно вести счет, определяющий судьбу игроков; нарушивший это правило лишается доверия игроков. Считалка, таким образом, способствует выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества. Наконец, само произведение в хорошем исполнении, в атмосфере детской романтической увлеченности игрой доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, танце, работе. Таким образом, считалка несет познавательную, эстетическую и этическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию. Например,
-Заяц белый, куда бегал?
-В лес дубовый
-Что там делал?
-Лыко драл.
-Куда клал?
-Под колоду.
-Кто украл?[3]
Вывод: Сближение с русской народной культурой современной молодежи необходимо. Дети становятся добрее и внимательнее друг к другу, расширяется их кругозор и повышается интерес к познанию окружающего мира. Русское народное творчество способствует воспитанию любви к Родине и родной природе. Таким образом, использование малых форм фольклора помогает учителю в воспитании и обучении детей, в усвоении знаний по окружающему миру.

Литература:

1. 1. Л.П.Симонова. Загадки, как средство экологического образования.//Начальная школа,2003,№12
2. 2. А.И.Свиридова. Роль русского народного творчества в воспитании младших школьников//Начальная школа,2002, №2
3. 3. Е.В.Шаталова, А.П.Тарасова. Использование малых форм фольклора в обучении математике.//Начальная школа.,2000,№7
Рис1


Рис2

Рис3

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования представлений о природе родного края у младшего школьника через фольклорный материал на уроках окружающего мира

2.1. Методика опытно-экспериментального исследования и выявления уровня сформированности представлений о природе родного края у младшего школьника
Выбор темы нашего исследования связан с тем, что в современной системе воспитания младших школьников особую актуальность приобретает формирование у ребенка чувства любви, уважения к своему Отечеству, к своей малой родине, к своей колыбели, к той земле, на которой родился и он, и его предки. Современные исследователи считают, что у учащихся начальных классов необходимо и возможно заложить основы этих важных нравственных качеств, если проводить с ними глубокую и основательную работу по ознакомлению с историей и культурой родного края (Новикова; Яковлева), тем более, что, как говорил Ф.И. Буслаев, «каждый народ смотрит на вещи по-своему, со своей точки зрения» (Буслаев). Для этого необходимо создать систему предпосылок для формирования у детей потребности участвовать в делах на благо города, помочь им осознать себя неотъемлемой частичкой своей малой родины, развивать у них интерес к прошлому и настоящему родного города, научить уважать традиции.
Воспитание любви к Родине было актуально всегда, но особую значимость оно приобрело в наше непростое время, когда ощущается «дефицит нравственности». В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Чрезвычайно важным в связи с этим явилось общепринятое мнение о том, что процесс воспитания любви к родному краю необходимо начинать с младшего школьного возраста, так как в этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентиров, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
В.А. Сухомлинский считал: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине, преданности трудовому народу. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир» [1, с.102].
В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало трудностей.
Основными направлениями в работе учителя являются:
формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему;
развитие эмоционально-целостного отношения к семье, дому, улице, краю, стране;
воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;
развитие бережного отношения к городу (достопримечательностям, культуре, природе);
формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении.
Процесс ознакомления детей с родным краем требует от педагога хорошего знания самим педагогом своего родного края, увлеченности работой, умения строить этот процесс комплексно, с учетом особенностей, традиций региона, а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В качестве ведущей педагогической идеи выделяется следующее положение: у ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы. Таким образом, вырисовывается механизм воспитания любви к родному краю: знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное качество [5, с.104].
Приведение в действие этого механизма и создаёт благоприятные условия, при которых формируются необходимые качества. Формировать эти качества возможно и необходимо уже с младшего школьного возраста.
Прежде чем начинать экспериментальную работу, педагог должен осуществить диагностику уровня сформированности указанных нравственных качеств по нескольким критериям: компетентность, субъективный опыт ребенка, практические навыки. Так, перед учителем стоит задача выявить уровень знаний детей о родном крае, его истории и культуре; осуществить анкетирование детей для выявления субъективного опыта ребенка и его семьи; путем наблюдения выявить наличие практических навыков бережного отношения к природе и окружающим вещам. На основании полученных данных создать систему работы с детьми по формированию представлений об истории, культуре родного края и осуществить ее в процессе практической деятельности.
Накопленный опыт показывает, что часто недостатки в воспитании чувства сопричастности с историей родного края становится причиной девиантного поведения, сигнализирует о несформированности достаточного уровня воспитанности, об общем недостаточном уровне развития личности учащегося.
На начальном этапе эксперимента была определена цель: выявить у детей уровень знаний о родном городе у учащихся на начальном этапе обучения (1 класс).
Для осуществления цели детям были заданы следующие вопросы.
Как называется город, в котором ты живешь?
Как называют жителей нашего города?
На какой улице ты живешь?
Какие еще есть улицы в нашем городе?
Какие достопримечательности есть в городе, с которыми знакомят всех гостей?
Какие памятники есть в нашем городе?
Где можно отдохнуть в нашем городе?
Почему город называют городом на Волге?
А вы любите свой город?
Как вы проявляете свою любовь?
Проанализировав ответы детей, можно сделать следующий вывод: уровень представлений детей о городе ниже среднего. Дети слабо знают историю и культуру своего города:
15% детей имеют ясное представление о родном городе;
22% - испытывают трудности различного характера;
63% - имеют слабое представление о своей малой родине.
В большей степени выраженные недостатки проявились при обсуждении вопросов об истории города (объяснение названий улиц, знание памятников истории, знания о замечательных людях города).
Дети выразили большое желание узнать как можно больше о городе, в котором они живут, хотели бы совершить экскурсии по городу, краю.
Очень важная часть - работа с родителями. Раскрывая перед ними вопросы воспитания любви к родному краю, необходимо убедить родителей в необходимости с ранних лет воспитывать у детей заинтересованность событиями, происходящими в окружающей жизни, приобщать их к отечественной культуре, истории. Также было проведено анкетирование родителей. Цель анкетирования – выяснить: проводится ли в семье работа по ознакомлению детей с родным городом, осознают ли родители необходимость этой работы, какие при этом используются ими формы работы.
В анкету были включены следующие вопросы:
Проявляется ли, на ваш взгляд, у вашего ребенка интерес к родному краю и его истории. В чем он выражается?
Как вы удовлетворяете этот интерес? Где вы чаще всего бываете в нашем городе, с чем знакомите ребёнка?
Посещаете ли вы музеи нашего города? Укажите - какие. Какое впечатление они производят на вашего ребенка?
Знакомите ли вы ребенка с героическим прошлым ваших дедушек и бабушек, с их наградами?
Считаете ли вы необходимым а) знакомить вашего ребенка с народными песнями и танцами; б) посещать с ним театр, выставочные залы города?
В чем, на ваш взгляд, должна проявляться любовь вашего ребенка к родному городу?
Учите ли вы его соблюдать правила настоящего горожанина: не сорить, беречь растения и т.д.?
Анкетирование родителей подтвердило, что у многих детей проявляется интерес к родному городу. Однако родители с детьми почти не посещают музеи, выставки. Некоторые родители считают, что этой работой должна заниматься школа.
Очевидно, что прежде чем проводить работу с детьми, нужно продумать ее планирование. Целесообразно спланировать материал по темам, таким, как «История города», «Труд горожан» и другие. Темы могут быть различными по объему познавательного материала, по сложности его, по длительности изучения. Как правило, беседы и деятельность детей по каждой теме могут планироваться несколько раз в год, но в какой-то момент определенная тема разрабатывается особенно широко. Обычно это бывает связано с главными жизненными событиями, делами людей, знаменательными датами.
Отечественный педагог К. Д. Ушинский [2, с. 340] считал, что любовь к родному краю является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. Он писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека, могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»
Литература
Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. Издание 2-е перераб. и доп. / В.А.Сухомлинский. – Киев., «Радянська школа», 1972. – 243с.
Ушинский, К.Д. Педагогическое сочинение. Составитель С.Ф. Егоров. / К.Д.Ушинский. – М., Педагогика, 1980. – 512с.
Патриотическое воспитание. Нормативно-правовые документы. – М., Сфера, 2005.
Рыбалова, И.А. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания / И.А.Рыбалова – Дошкольное воспитание. 2003; №6. – 45-55 с.
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – М., Изд. Центр «Академия», 2000 – 416 с.


 


2.1. Проектирование и апробация комплекса занятий на основе фольклорного материала на уроках окружающего мира
В гости к весне. Птицы весной

Задачи урока:
закрепить представления детей о характерных признаках весны в неживой природе;
показать связь весенних изменений в неживой и живой природе;
обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц;
развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
воспитание интереса и бережного отношения к природе;
продолжить обучение работе в группе.
Организационный момент.
Вот книжки на столе,
а вот тетрадки.
Не будем мы играть сегодня в прятки.
Пусть подождёт чуть-чуть ребят
корабль бумажный.
Сегодня здесь у нас
Урок уж больно важный.
«Доскажи словечко»
Я раскрываю почки 
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна.
Зовут меня весна.
Давайте вспомним, о каких изменениях в неживой природе весной шла речь на прошлом уроке.
Групповая работа. Группа №1 – создание кластера «Весенние изменения».
Установите связь между явлениями, которые мы наблюдаем весной.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Фронтальная работа. Поэтическая минутка
Послушайте эти стихотворные строчки.
Какими изменениями в природе весна заявляет о своём приходе?
Зимние дни миновали,
Утихли метели,
Как воздух чист!

Ночи короткие стали.
Позванивать стал колокольчик капели.
Как ясен небосклон!

Луч золотой разливает.
Река пробудилась, растаяли льды.
Своей лазурию живой

Влажным теплом поддувает
Наряд белоснежный надели сады.
Слепит мне очи он.

Ветер с раздольных полей.

.Как высоко

С. Дрожжин

На крыльях ветерка



Ласкаясь



к солнечным лучам



Летают облака.



Е. Баратынский

Групповая работа. Группа №2 – распределить картинки с изображением птиц на две группы и дать каждой группе общее название (птицы перелётные и зимующие).
Повлияли ли изменения в неживой природе на жизнь растений и животных?
Проверка результатов работы группы №1.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Фронтальная работа. Загадка –формулирование темы урока.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это птица.
Вспомните отличительный признак птицы. (тело покрыто перьями)
По оперенью мы обычно и узнаём птицу.
А чем они ещё отличаются? (формой тела, клюва, цветом оперенья, голосом и т.д.)
Аудиоминутка. Слушаем и отгадываем птиц по голосам. Звучит грамзапись птичьих голосов (воробьи, чайки, гуси, павлин и т.д.)
Проверка результатов работы группы №2.
Каких птиц мы называем перелётными, а каких зимующими?
Какова главная причина того, что осенью многие птицы улетали от нас? (отсутствие пищи: насекомых и рыбы)
Что позволяет птицам вернуться?
Завершение работы над схемой «Весенние изменения».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время.
Фронтальная работа. Загадки. Сообщения детей.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица (грач).
Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара.




Своё гнездо он в поле вьёт,
Это птица светло-песочного цвета с тёмными пестринками. В нашей средней полосе издавна люди определяют приход весны по первой песне жаворонка.

Где тянутся растения.


Его и песня и полёт


Вошли в стихотворения! (жаворонок)





На шесте – дворец,
Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, шествует скворец за плугом, выдёргивая дождевых червей. Скворец – пересмешник. С поразительной похожестью он умеет передать всё, что услышит. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц, но и кваканье лягушки, рычание собаки, и мяуканье кошки.

Во дворце – певец,


А зовут его (скворец)










Прилетает к нам с теплом,
Прилетают ласточки в середине мая. Её легко Узнать по чёрному оперению и белой грудке. И пьют и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары.

Путь проделав длинный.


Лепит домик под окном


Из травы и глины. (ласточка)





Прилетел к нам, наконец,
Особенно хорошо поют соловьи, когда цветёт сирень. Наиболее активно соловьи поют до появления птенцов. Потом отцу семейства будет не до пения - надо помогать самке кормить птенцов.

Самый лучший наш певец.


Дни и ночи напролёт


Он поёт. (соловей)





Это старый наш знакомый:
В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого поселился. Недавно учёные сделали удивительное открытие: оказывается аисты могут спать на лету.

Он живёт на крыше дома.


Он летает на охоту


За лягушками к болоту.
(аист)


На первый взгляд – жизнь птиц беззаботна. Так ли это на самом деле?
Групповая работа. Группа №3. Весенние заботы птиц. Сделать выбор.
Птицы весной:
высиживают птенцов
строят хатки

строят гнёзда
уничтожают вредных насекомых

запасают еду
готовятся к отлёту

откладывают яйца
учат птенцов

ложатся в спячку


Физкультминутка.
Капли звонко капали, (прыжки на месте)
Все сосульки плакали. (качаем головой, прижав руки к щекам)
Солнце светит ярко, (руки вверх, потягиваемся)
Нам, сосулькам, жарко. (обмахиваемся).
С нас течёт уже вода, (наклон вниз)
Мы растаем навсегда. (выпрямляемся)
Фронтальная работа.
Люди с давних времён с большим уважением, любовью и заботой относятся к птицам. Много загадок, сказок, потешек и небылиц живут в народе. Давайте послушаем некоторые из них.
Где ты, где ты, ласточка,
Целый день летала?
Солнцу золотому косу заплетала.
Дрозд метёлкой двор метёт –
Дрозд гостей сегодня ждёт,
У него на день рожденья
Червяки на угощенье.
Нашей Любице не спится –
Прилетай к нам, аист-птица,
С тихой дрёмой, с крепким сном,
Угостим тебя зерном,
Напоим водицей.
Прилетай к нам, аист-птица.
Проверка результатов работы группы №3.
Птицы весной
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Был на Руси праздник – встречали в этот день весну. Пекли печенье в виде жаворонков. Забирались на крыши изб и пели: «Уж вы жаворонки, жавороночки, прилетите вы к нам, принесите вы нам лето тёплое, весну красную».
А сейчас каждый год мы празднуем День Птиц. Празднуем в конце марта – перед прилётом скворцов.
Летать как птица, но знать, любить и беречь природу как человек, который, живя в городе или деревне, живёт в общем доме - на планете Земля.
Какова роль человека в жизни птиц? Человек – сторонний наблюдатель или активный помощник?
Что может сделать человек для птиц и чего он делать не должен?
Ответы детей.
Следующая часть урока может быть перенесена на вторую половину дня.
Пришла весна.
Из дальних стран домой вернулись птицы:
Трещат дрозды, кричат клесты, синицы.
Давно пора ложится спать, а птицы тараторят.
Не просто так кричат – себе жилища строят.
Инсценировка «Случай»
Этот случай был в апреле,
С юга птицы прилетели.
Тает снег, а воробья
Выгоняют из жилья.
- Убирайся вон, задира,-
Просвистел ему скворец
- Ни за что, моя квартира,
Я не временный жилец!
Я тут вьюги и мороз
Терпеливо перенёс.
А сейчас, под этой кровлей
Для семьи гнездо готовлю
И не тронусь, хоть убей!-
Прочирикал воробей.
- Не упрямься! Мне в наследство
Этот дом достался с детства.
Вылетай.
Мой клюв остёр
А не то
Но тут во двор
Со скворечней Миша вышел,
Быстро с нею влез на крышу,
Тут же крепко привязал
И приветливо сказал:
- Я, друзья, сердечно рад,
Охраняйте вместе сад.
Только Миша слез долой,
Воробейка удалой
В новый дом переселился
И с соседом помирился.
Сборка скворечника.
Решение проблемы: как прикрепить скворечник к дереву?
Угощение всем участникам урока. (Попробуем урок на вкус)
Итог урока. Игра «Ассоциации». Птицы – красота, тайна, свобода, забота, полёт, песня
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Урок окружающего мира по теме "Путешествие по страницам Зеленой аптеки"
Цели:
Дать понятие «зеленая аптека», познакомить учащихся с лекарственными растениями: деревьями, травами, что позволяет расширить представление младших школьников об экологии как науке.
Формировать навыки бережливого отношения к природе.
Формировать стремление к активной практической деятельности охране окружающей среды.
Оформление и на доске из вырезанных букв «Путешествие в зеленую аптеку», выставка детских рисунков «Береги растения!», полумаски для учащихся с изображением растений, природные знаки, книга «Зеленая аптека» с тремя разделами:
- Наедине с лесом
- Русское разнотравье
- Бросьте спасательный круг природе стол: на столе самовар, отвары трав.
Ход урока
Организационный момент. Сообщение целей урока
Учитель Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Сегодня мы с вами будем путешествовать по страницам этой удивительной книги «Зеленая аптека», узнаем о лекарственных растениях, научимся применять их в народной медицине, услышим стихи и легенды о красоте нашей природы и даже отведаем напитки из трав. Итак, в добрый путь!
Знакомство с новым материалом
1 ученик
В степях родных, лесах,
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать:
Учитель
Ну, что ж заглянем в тайну? Сейчас открываем книгу, первый раздел которой называется «Наедине с лесом»
2 ученик
Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с собой,
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет, как рукой.
Учитель
В природе нет ни одного бесполезного растения. Весь зеленый мир это своего рода аптека, о которой справедливо писал С. Кирсанов:
Я не степью хожу,
я хожу по аптеке.
Разбираясь в ее
травяной картотеке,
Беспредельная степь,
бесконечная степь,
Ты неписаный странный рецепт.
Вот, например, русская береза.
3 ученик
Нет дерева, растущего на территории нашей России, может быть, кроме рябины и черемухи, которому бы так повезло в фольклоре, и в музыке, и в литературе. С какой любовью говорил С. Есенин о березе.
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
4 ученик
Каждое дерево полезно и красиво. Но нет на свете дерева такого белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга. Береза достойна своей многоголосой и прочной славы.
Тугие распущены косы
И белые платья до пят.
Как будто невесты, березы,
Куда ни посмотришь, стоят.
Весеннее солнце косыми
Лучами касается кос.
По всей необъятной России
Сегодня светло от берез.
(Звучит песня “Березы”. Сл. Б. Лазарева. Муз. М. Фрадкина)
5 ученик
Береза символ России, еще в стародавние времена ее называли деревом четырех дел: мир освящать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять. Для врачевания использовали настой из березовых почек при долго незаживающих ранах, чай, заваренный на березовом грибе - чаге от заболевания желудка. Человек всегда дружил с этим деревом:
6 ученик
Веники заготавливали из веток молодых берез. А как хорошо в горячем пару попариться с березовым веником! Три дня после хорошей бани отдает от человека свежим березовым духом.
7 ученик
Второе дело береста, из нее делают туеса, сувениры и вообще всевозможные вещи. Берестой пеленали треснутые горшки, а еще раньше из нее делали челны.
8 ученик
А знаете, что еще дает береза! Нет? Деготь! Разве вам не знаком приятный запах дегтя на лошадиной сбруе? Так знайте, что раньше и сейчас всякое ранение у лошадей или коров врачуют дегтем.
9 ученик
Полезен и березовый сок. Он утоляет жажду, тонизирует. Весной березы, как мощные насосы: гонят кверху березовый сок .
Под весенним солнцем, под белыми облаками из тела белой березы приятно пить живительные соки земли. Содержится в соке и какой-то особенный сахар, и разные витамины. Немало в березовом соке и поэзии, если только добывание его не связано с варварским обращением с самой березой. Иногда топором тяпнут по белой коре, сок брызнет, как кровь из перерезанного горла барана, а на березе остается глубокая рана. И получается как в песне:
Отговорила роща золотая
Березовым, весенним языком,
И после этих варваров бездушных
Уже не захочешь в рощу нипочем.
10 ученик
Как правильно взять сок? Нужно зачистить наружную кожу и на зачищенном месте коловоротом провернуть углубление на три – четыре сантиметра. И все. Сок потечет одной бойкой струйкой.
Белая береза, милая сестра,
Ты расти, не бойся злого топора.
Белая береза, русская земля,
И печаль, и радость, ,и любовь моя.
Учитель
Кто не видел белых пахучих цветов черемухи? Черемуха всегда была символом русского пейзажа. Народ ласково называет ее черемухой, черемшиной, воспевает в стихах и песнях. Музыкой звучат стихи С. Есенина, посвященные черемухе:
Ученик
Черемуха душистая
С весною расцвела,
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Есть народная примета,
Знают все примету эту,
Каждый год ее невольно вспоминают:
Коль черемухи цветенье –
Быть в погоде измененью
И на улице опять похолодает.
12 ученик
Черемуха обладает исключительными свойствами: сильно опьяняющий аромат ее цветов и листьев очищает воздух от микробов. Букет черемухи в доме смертелен для мух и комаров, но опасен и для человека. Из ягод ее пекутся пироги, варятся кисели. Соком их подкрашивают напитки. В лечебных целях используют ягоды черемухи в качестве вяжущего средства.
По народным приметам, если зацвела черемуха, пора сажать картофель. Из коры черемухи делают краску зеленого и бурого цвета. Древесину используют для столярных изделий, а гибкие ветки для плетения мебели. Черемуха прекрасный медонос. При цветении черемуха разносит волны сильного сладковато-терпкого аромата, от которого кружится голова. Но недолог праздник цветения. Вот уже падают на землю "снежинки".
13 ученик
Есть еще одно волшебное дерево. (Звучит песня "Рябиновые бусы". Сл. А. Молодова и А. Желтого. Муз. А. Укупника).
На протяжении ряда веков рябина считалась "сорной" породой, ее вырубали за ненадобностью. Сейчас отношение к дереву изменилось. Установлено, что рябина приносит пользу и лесу и человеку. Знаете вы легенду о происхождении названия этого дерева? Жили как-то муж с женой, было у них двое детей. Старшая дочь – нелюбимая, и имя имела неласковое, звали ее Восьмухой. Была она злой, завистливой. Зато меньшего сына родители ласково назвали Романушкой. Был он добрый, приветливый. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала погубить. Завела как-то ребенка в гнилое болото и утопила. Выросло на том месте приветливое и кудрявое деревце и растет с тех пор по всей русской земле, и назвали его люди ласково рябинкой.
В народном календаре есть день, Петр-Павел Рябинник, приходящийся на конец сентября, время созревания рябиновых ягод. Кроме того, рябина символ счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались посадить рябину.
14 ученик
В народной медицине плоды рябины употребляли для укрепления желудка, как мочегонное и кровоостанавливающее средство; благодаря высокому содержанию витаминов варят из плодов варенья, пастилу, делают конфеты, настойки и наливки. Корой рябины лечат заболевание печени. Древесина ценится в столярном производстве и при изготовлении музыкальных инструментов.
Учитель
Переходим к следующему разделу нашей книги «О русском разнотравье» Богата природа нашей страны. Вы любите цветы? Каждый цветок как упавшая с неба звезда. Например, ландыши. Помните А. Фета:
О, первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
15 ученик
По древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши символ чистоты, любви и грусти.
16 ученик
Но ландыш прекрасен не только тайной чар, он спаситель человеческих жизней. Препараты ландыша майского применяются для лечения сердечно-сосудистой системы. Но использовать препарат без назначения врача опасно. Ландыши не только целебны, но и ядовиты. Даже нежные цветки ландыша неуживчивы с другими цветами. Если поставить, например, ландыши с сиренью или фиалкой в одну вазу, то выживут только ландыши, другие погибнут. Эссенция натурального ландыша используется в парфюмерной промышленности для изготовления духов.
Сейчас ландыш числится в списке растений, которым грозит гибель. Давайте беречь этих крохотных жителей леса. Ведь приятно же созерцать, как:
Веселых ландышей жемчужины
Под каждым кустиком горят.
17 ученик
Как великолепен июньский луг! Он сияет свежестью красок.
Волшебными узорами расписан луг с весны до осени. Когда ночи сойдут на нет и просторные июньские дни наполнятся жаром, то вдоль хлебного поля зажгутся нежно-голубые или синие васильки.
Василек был завезен в Европу вместе с рожью еще во времена Плиния Старшего. В Европе издавна цветок считался одним из лучших для плетения венков. В Швеции венок из васильков входит в изображение государственного герба. Во время праздника урожая вяжется первый сноп, украшенный васильками, и ставится в красный угол дома. Васильковые венки воронежцы развешивали в избах, чтобы сверчки не водились. Очень любил эти цветы великий русские баснописец И. А. Крылов.
18 ученик Синий василек – прекрасный медонос, ни шмель, ни пчела не пронесутся мимо него. В народном врачевании отваром из васильковых цветков смачивали воспаленные глаза. Французская Медицинская академия считала васильковый настой на снеговой воде лечебным для глаз. Назывался он "разбивающим очки". Из васильков добывали добротную синюю краску, а позже стали делать уксус. Васильки являются популярным элементом орнамента в народных вышивках, где мастерицы изображают их с колосьями ржи.
Учитель
А ромашка?
Посреди лугов увядших,
Опаленных жарким зноем,
Белокурые ромашки
Поднимаются прибоем
Белокурые ромашки
Травы красят белой кистью,
И звенит, звенит протяжно
Жаворонок в синей выси.
19 ученик
Ромашки по форме похожи на зонтики, и по легенде они в давние времена служили зонтиками для маленьких степных гномиков. А еще ромашки похожи на удивленные глаза, если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох, это шорох белых ромашковых ресниц. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает самое сокровенное. А тайн у ромашки великое множество.
20 ученик
Известна ромашка своими целебными свойствами: противовоспалительными, противоаллергическими и заживляющими.
Народные лекари говорят: “У кого в горле болит, возьми стакан снятого молока, стакан воды и по одной щепотке ромашки, лилового цвета и бузины смешай все вместе, вскипяти, процеди сквозь тряпицу, остуди как парное молоко и пей вместо чая”.
Известно, что волосы, промытые в ромашковом отваре, приобретают красивый золотистый оттенок. А кто часто умывается ее крепким отваром, у того кожа лица становится бархатной и нежной.
В парфюмерии ромашка применяется для производства духов, одеколонов, мыла и т. д. Ромашку полезно держать на кухне и в чуланах, где хранятся съестные припасы, потому что запаха цветов боятся мыши. Пасечники хвалят ромашку за медоносность. Ромашка любимый цветок для венков и советчик девушек в сердечных делах при ворожбе.
Учитель
О приворотном зелье, об удивительных историях, необыкновенных целительных свойствах других растений, о которых мы не смогли рассказать на нашем уроке, вам поведают книги, которые вы можете взять в библиотеке.
Учитель
Последний раздел книги очень важный «Бросьте спасательный круг природе!» Давайте посмотрим какие новые природные знаки есть в этом разделе. (Разбираем природные знаки по охране лекарственных растений) Давайте будем внимательны и бережливы к зеленому миру, и природа воздаст нам сторицей. В одном из современных международных документов "Международная стратегия охраны природы" говорится: "Мы не унаследовали землю у наших отцов. Мы взяли ее в долг у наших детей". Поэтому давайте постараемся жить по поэтическому наказу Н. Старшинова:
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете...
Давайте сохраним Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Наш урок подошел к концу. Очень хотелось, чтобы мы не только познакомились с лекарственными травами, но и еще больше полюбили нашу природу, нашу землю.
2.3. Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования

Список литературы
1. Абдуллаев, З.А. Экологические отношения и экологическое сознание [Текст] З.А. Абдуллаев, Ташкент: [б.и.], 1990. 247 с.
2. Абдуллина, С.В. Здоровьесбережение в школе: опыт совершенствования учебно-воспитательного процесса [Текст]: Вести, интерната развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧШУ. СВ. Абдуллина, А.Т. Тутатчиков Челябинск: ЧГПУ. 2003. 16 123-127 с.
3. Актуальные проблемы и перспективы развития биологического и экологического образования [Текст] Сб. материалов VI международного методологического семинара 21-22 ноября 2006 года. СПб.: [б. и.], 2006.-Вып. 5 299 с.
4. Айзман, Р.И. Здоровье школьника и психолого-педагогические проблемы его коррекции [Текст] Р.И. Айзман Новосибирск: Новосибир. гос. пед. ун-т, 2001. 150 с.
5. Алексеев, В.П.Становление человека [Текст] В.П. Алексеев М.: Политиздат, 1984.-462 с.
6. Алексеев, С В Идея целостности в системе экологического образования младших школьников [Текст] С В Алексеев, Л.В. Симонова Пачальная школа. М.: [б. и.], 1999. 1. 19-22 с.
7. Алексеев, С В Экология: наука и область образования [Текст] С В Алексеев. СПб.: [б. и.], 1994. 56 с.
8. Алексенко, В.И. Научно-педагогические основы культуросообразного экологического образования школьников [Текст]: дис.... канд. пед. наук В.Н. Алексенко: Ростовский гос. пед. ун-т. Ростов н/Д: [б. и.], 1999. 170 с.
9. Альтшуллер, Г.С Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности [Текст] Г.С Альтшуллер, И.М. Верткин. Мн.: Беларусь, 1994. 479 с.
10. Аменд, А.Ф. Состояние здоровья детей и молодежи и меры по его со178
11. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] Ш.А. Амонашвили Минск: Университетское, 1990. 560 с.
12. Амосов, Н.М. Раздумье о здоровье [Текст] Н.М. Амосов. М.: Молодая гвардия, 1978.-192 с.
13. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] Б.Г. Ананьев. М.: МОДЭК, 1996.-384 с.
14. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] В.И. Андреев. Казань: КГУ, 1998. 208 с.
15. Анохин, П.К. Принципы системной организации функций [Текст] П.К. Анохин. М.: Наука, 1973. 318 с.
16. Анудариева, Д.Ц. Развитие познавательной активности учащихся в процессе факультативных занятий, основанных на национальных природоохранных традициях [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук Д.Ц. Анудариева. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, [б. и.] 2003. 23 с.
17. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров [Текст] /А.Г. Асмолов. М Воронеж, 1996. 151 с.
18. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] А.Г. Асмолов. М.: [б. и.] 1990.-286 с.
19. Афанасьев, В.Г. Общество, системность, познание и управление [Текст] В.Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. 432 с.
20. Бабакова, Т.А. Педагогические основы школьного экологического краеведения [Текст] Т.А. Бабакова. Петрозаводск: Петр. ГУ, 2001. 192 с.
21. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект [Текст] Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. 192 с. 179
22. Баранчикова, Н.А. Трудовая деятельность младших школьников как средство формирования экологических знаний и умений [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук/ Л.А. Баранчикова. М [б. и.] 1999. 18 с.
23. Белкин, А.С Основы возрастной педагогики [Текст]: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений А.С. Белкин. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 192 с.
24. Бенин, В.Л. Педагогическая культурология [Текст]: Курс лекций: учебное пособие В.Л. Бенин. Уфа: БГПУ, 2004. 515 с.
25. Берг, А.И. Кибернетика и проблемы обучения: сб. переводов [Текст] А.И. Берг.-М.:[б. и.]1970.-234с.

Заголовок 1 Заголовок 215