Кругосветка для 5-7 классов
Кругосветка «Знай свои права»
для 5-7 классов
Цель мероприятия: правовое воспитание школьников,
Задачи мероприятия:
проверить в игровой форме знания несовершеннолетних о своих правах и обязанностях в соответствии с законодательством РФ.
заинтересовать школьников в дополнительном изучении правовой литературы;
повысить мотивацию к соблюдению своих прав и обязанностей.
Ход мероприятия.
В2: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались с вами вместе, чтобы поговорить о наши правах. В.1: Да, часто в нашей жизни мы слышим такую фразу: «Имею право». А что же это такое – право.
В.2: Права – это правила, по которым живут люди в стране.
В.1: Но это несколько упрощённое объяснение. Я бы сказала так: право – это нормы и правила, которые регулируют отношения людей в обществе и охраняются государством и законом. Это своеобразный регулятор общественных отношений.
В.2: Именно права человека делают нас людьми. Наши права – это те принципы, благодаря которым мы ощущаем своё человеческое достоинство.
В1: Так в каких документах отображены наши права и обязанности? Сегодня мы узнаем об этом.
Раздача маршрутных листов.
Объяснение правил проведения кругосветки
1 станция.
«Конституция РФ»
Конституция (от лат. «установление»)- это основной закон страны, определяющий ее государственное устройство, основные права и обязанности граждан.
История возникновения Конституции в нашей стране.
В дореволюционной России не было Конституции.
1-я в 1918 г.
2-я в 1925 г.
3-я в 1937 г.
4-я в 1978 г.
5-я в 1993 г.
Конституция РФ была принята 12 декабря 1993г.
Новая Конституция была принята народом на референдуме.
Основным источником власти по Конституции РФ является народ
Всё лучшее, что в человеке есть:
Его права и жизнь его, и честь.
А жизнью пользуясь по праву,
Я гордо говорю: имею право!
Свободно жить под солнцем и луной
И восхищаться красотой земной.
Не быть рабом и пыток не терпеть,
А песню жизни вдохновенно петь.
А если причинят мне вред, урон
Поможет Конституция. Закон.
Перед законом, совестью равныЖивут народы ни одной страны.
Могу я погостить за рубежом,
Потом вернуться в свой любимый дом.
Свободу мысли, слова я имею,
Но совесть есть, грубить другим не смею.
А подрасту – поможет мне держава
Работу выбрать – я имею право.
Ну а пока я – ученик:
Учу уроки, подаю дневник…
Досугу – час, а школе – всё внимание.
Использую я право на образование.
Имеем право мы иметь право,
Ведь моралью люди связаны.
Поэтому чтобы достойно жить,
Мы очень многое обязаны!
Конституция России состоит из:
Преамбулы
Преамбула конституции российской федерации. - ее вступительная (вводная) часть, содержащая краткую характеристику целей, условий и мотивов применения Основного закона.
2 разделов.
Раздел первый
Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16) (16 статей)
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64) (47 статей)
Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79) (14 статей)
Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93) (13 статей)
Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109) (13 статей)
Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117) (7 статей)
Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118—129) (11 статей)
Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133) (3 статьи)
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137) (3 статьи)
Раздел второй. Заключительные и переходные положения
9глав.
137 статей
Государственное устройство по Конституции РФ.
34290287020000
В СОСТАВ РФ ВХОДЯТ:
Республики (Саха, Бурятия, Калмыкия)
Области (Сахалинская, Ленинградская, Смоленская и т. д.)
Города(Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Хабаровск и т.д.)
Автономные округа (Ненецкий АО)
Автономные области (Еврейская АО) и т.д.
Викторина «Знай свои права»
Задача: определить, какое право сказочного героя нарушено.
1. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на….( свободу передвижения)
2. Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право на….( неприкосновенность)
3. Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвались в каморку папы Карло, нарушили его право на…( неприкосновенно частной собственности)
4.Балда из сказки А. Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…( труд)
5.Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на…( частную собственность)
6. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на… (жизнь)
7.В сказке «Золотой ключик» Буратино, взяв Азбуку, отправился в школу, воспользовавшись правом на…(образование)
8. В сказке «12 месяцев» мачеха, выгнав Настеньку в лес, нарушила ее право на…(жилище)
9. В сказке «Красная шапочка», волк съел бабушку, нарушил ее право на…(жизнь)
10. В сказке «Репка» дед, пытаясь вытащить репку из земли, нарушил ее право на…(личную неприкосновенность)
2 станция «Экстренные службы»
Службы, перечень которых определяется правительством российской федерации, к которым оператор связи обязан обеспечить бесплатное соединение.
К экстренным оперативным службам согласно постановлению правительства рф № 894 от 31.12.2004 относятся службы пожарной охраны, реагирования в чрезвычайных ситуациях, милиции, скорой медицинской помощи, аварийной газовой сети, антитеррора.
Номера экстренных служб — телефонные номера для получения срочной помощи.
Пожарная охрана —организация профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.
Поли́ция (фр. Police, от др.-греч. ἡ πολιτεία — государство, город) —государственные службы по охране общественного порядка. Их работой является предупреждение (предотвращение), пресечение, выявление и раскрытие преступлений и других правонарушений.
Скорая медицинская помощь (смп) — вид медицинской помощи, оказываемой гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
Система-112 — это система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Российской Федерации. Предназначена для обеспечения оказания экстренной помощи населению при угрозах для жизни и здоровья, для уменьшения материального ущерба при несчастных случаях, авариях, пожарах, нарушениях общественного порядка и при других происшествиях и чрезвычайных ситуациях, а также для информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) муниципальных образований.
Просмотр видеоролика «Служба спасения – 112»
Вопросы:
Вы пришли домой и заметили, что в квартире кто-то побывал (распахнута дверь, выбито окно и т. П.). Ваши действия:
а) войдете в квартиру, осмотрите ее, установите, какие вещи исчезли, и сообщите об этом в полицию; б) войдете в квартиру и вызовите пожарную охрану по телефону 01; в) войдете в квартиру и сразу сообщите в полицию по телефону 02.
Какие службы входят в систему обеспечения безопасности города:
А)полиция, служба городского пассажирского транспорта, служба газа;
Б)скорая помощь,служба спасения,полицияВ)пожарная охрана,служба связи,городская справочная служба
Вы свидетель дорожно- транспортной аварии, есть пострадавшие. Ваши действия:
А) пойдете домой и все расскажите родителям;
Б) побежите оказывать первую помощь пострадавшим;
В) позвоните по телефону 112 и окажите первую посильную помощь пострадавшим 3 станция «Права ребенка»
Конвенция о правах ребёнка — международный юридический документ, признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет.
Конвенция принята 20 ноября 1989 года.
На территории нашей страны Конвенция о правах ребенка вступила в законную силу 15 сентября 1990 года.
Документ состоит из 54 статей.
Статья 7.
Ребенок регистрируется сразу же после рождения
и с момента рождения имеет право на имя
и на приобретение гражданства, а также
право знать своих родителей и рассчитывать на их заботу.
Статья 9.
Ребёнок не должен разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.
Уважается право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями,
поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая,
когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.
Статья 12.
Ребёнок, в соответствии со своим возрастом и зрелостью,
имеет право свободно выражать свои взгляды
по всем затрагивающим его вопросам.
С этой целью он может быть заслушан
на любом судебном или административном заседании.
Бывает, что ребенок испытывает тоску, душевную боль, обиду, безысходность, когда проблема кажется неразрешимой. Мысли путаются, близкие не понимают, и в такой ситуации не знаешь, куда и к кому лучше обратиться за помощью. В таких ситуациях может помочь «телефон доверия».
Телефон доверия - это форма психологической помощи детям и их родителям, которая предоставляет возможность анонимного телефонного разговора с квалифицированным педагогом-психологом.
Данная служба в России возникла 7 июня 1991 г. и за последние несколько лет "телефоны доверия" становятся все более распространенным явлением в социально-психологической культуре нашей страны.
Просмотр видеоролика
Принципами «телефона доверия» являются: во-первых - это анонимность, звонящий может не называть своего имени, также он может придумать себе псевдоним; во-вторых - конфиденциальность, о данном разговоре и его содержимом ни кто не будет знать, кроме консультанта и звонящего; в-третьих, звонящий может в любую минуту закончить, прервать разговор, для этого достаточно положить трубку; в-четвертых - это круглосуточная работа «телефона доверия», можно позвонить в любое время дня и ночи.
Просмотр видеоролика «Как действует телефон доверия»
Телефон доверия по Сахалинской области
8 (4242) 46-95-28
Дарикова Наталья Алексеевна
Вопросы:
1. Какой документ регламентирует права ребенка?
2. До какого возраста человек считается ребенком?
3. Когда Конвенция вступила в законную силу на территории нашей страны?
4. Куда может обратиться ребенок, если ему страшно или у него трудная жизненная ситуация?
4 станция «Права и обязанности школьника»
Устав школы – Это свод правил Это свод правил, устанавливающий порядок деятельности школы и управляющих ею внутришкольных структур; законодательный акт, регламентирующий цели, задачи и структуру определенных типов учебных заведений, их учебно- воспитательную работу и организационно-хозяйственную деятельность
Права и обязанности участников образовательного процесса
Основными участниками образовательного процесса в школе являются обучающиеся, родители (законные представители), педагогические работники.
В школе осуществляется комплекс мер по созданию оптимальных условий для личностного развития, по укреплению здоровья обучающихся, физическому развитию, формированию у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы, картины мира, формированию духовно-нравственной личности.Отношения обучающихся, педагогических работников, родителей строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка, предоставление ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.
Дисциплина в школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников.
Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускаются.
Каждый обучающийся:
Получение бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу
соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении им аттестации.
Обучение по индивидуальным учебным планам в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.
Выбор образовательного учреждения и формы получения образования.
Свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
Участие в управлении школой.
Свободное выражение собственных мнений и убеждений.
Защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления личности.
Развитие творческих способностей.
Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации, по решению родителей, продолжить образование в школе
Обучающиеся в школе обязаны:
Выполнять Устав школы, локальные акты, связанные с образовательным процессом
Добросовестно учиться
Бережно относиться к имуществу школы
Уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса
Соблюдать правила поведения обучающихся
Внимание, вопрос!
Имеете ли вы право бегать по коридорам школы?
Что входит в обязанность дежурного по школе?
За сколько минут должны приходить ученики в школу ?Как приветствуют взрослого вошедшего в класс?
На какие мероприятия школы ученик может одеться по своему усмотрению?
Подведение итогов кругосветки