Программа внеурочной деятельности Зеленые странички


Пояснительная записка

Программа курса « Зеленые странички » разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» для 1-4 класса, предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в области окружающего мира. Программа курса, охватывающая различные области знания, предоставляет для этого большие возможности. При этом полностью сохраняет свое значение - воспитательная направленность проводимых занятий, связанная с развитием у детей основ экологической ответственности. Формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом, важнейшая задача этого курса. Тем самым предлагаемый учебный материал позволяет обеспечить новый, более высокий уровень экологической образованности и воспитанности учащихся.
Цель курса «Зеленые странички»:
1.Освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.
2.Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи.
3.Воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.

Задачи курса «Зеленые странички»:       1. Обогащение экологических предоставлений младших школьников, формируемых в основном курсе.
2. Формирование интереса представления об охраняемых территориях России и родного края.
3. Расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы.       В целом преподавание курса «Зеленые странички» позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественно- научного образования в последующих классах.
Актуальность данного курса определяется тем, что одной из важнейших задач образования является воспитание у детей экологических ценностей. А также отсутствием теории и практики экологического образования в начальной школе, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников.       В содержании курса интегрированы знания из различных областей географии, геологии, биологии, экологии. При этом необычное, загадочное, удивительное дети находят как в далеких «путешествиях», так и в ближайшем природном окружении. Значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
Проектная деятельность, реализуемая данной программой имеет ряд особенностей:
В большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников.
Проектная деятельность носит групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений.
Проектная деятельность осуществляется в школе, на пришкольном участке, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
 Поэтому данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности.
Формы организации занятий
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия ( урочные, внеурочные, внешкольные)
*беседы
*встречи с интересными людьми
* просмотр и обсуждение видеоматериала
* экскурсии( урочная, внеурочная, внешкольная)
Практические занятия( урочная, внеурочная, внешкольная)
*творческие конкурсы
*выставки декоративно-прикладного искусства
*коллективные творческие дела
*викторины
*заочные путешествия
*акции благотворительности
*творческие проекты, презентации
*проектная деятельность
Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия, игры, конкурсы, викторины, экскурсии, проекты.
А также методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
*словесный(устное изложение, беседа, рассказ, лекция)
*наглядный (показ видео и мультимедийных материалов,иллюстраций)
*практический (выполнение работ по схемам)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
*обьяснительно- иллюстративный- дети воспринимают и усваивают готовую информацию
*репродуктивный- учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
*частично поисковый- участие детей в коллективном поиске. Решение поставленной задачи совместно с педагогом
*исследовательский- самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
*фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
*индивидуально-фронтальный- чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
*групповой- организация работы в группах
Формы контроля
*тестирование
*творческие работы( конкурсы, викторины, защита проектов)

В результате освоения содержания курса « Зеленые странички » у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности « Зеленые странички»

Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.

Тематический план
1-й год обучения
№ раз-
дела
№ за-
нятия
                         Тема
Теория
Практика

1
 
Введение
1
 

 
1
Что такое экология?
1
 

2
 
Мой дом за окном
6
4

 
2
Мой дом
1
 

 
3
Дом, где мы живём
1
 

 
4
Практическое занятие «Уборка школьного двора»
 
1

 
5
Откуда берётся и куда девается мусор?
1
 

 
6
Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы»
 
1

 
7
Деревья твоего двора
1
 

 
8
Экскурсия по территории школы
 
1

 
9
Птицы нашего двора
1
 

 
10
Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»
 
1

 
11
Дорога из дома в школу
1
 

3
 
Я и моё окружение
7
4

 
12
Моя квартира
1
 

 
13
Моя семья
1
 

 
14
Соседи-жильцы
1
 

 
15
Мой класс
1
 

 
16
Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»
 
1

 
17
Дом моей мечты
1
 

 
18
Комнатные растения в квартире, классе
1
 

 
19
Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»
 
1

 
20
Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»
 
1

 
21
Экскурсия в клуб «Юннатов»
 
1

 
22
Животные в доме
1
 

4
 
Загадки растений
8
4

 
23
История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений
1
 

 
24
Хлебное дерево. Зачем деревьям кора?
1
 

 
25
Железное дерево.
 
1

 
26
Зачем деревьям кора?
1
 

 
27
Как растет банановое дерево?
 1


 
28
Почему крапива жжется?
1
 

 
29
Растения путешественники
1
 

 
30-31
Где растут орехи? (практическая работа через сравнение)
1


 
32
Практическая работа «Уход за растениями»
 
1

 
33
Экскурсия в школьный сад
 
1

 
 
Итого: 33 часа
 
 

 
Учебно-тематический план
2 –й год обучения

1
 
Вода – источник жизни
7
3

 
1
Вода в моём доме и в природе
1
 

 
2
Стихи, рассказы о воде и природе
1
 

 
3
Экскурсия к водоёму
 
1

 
4
Весна в нашем городе
1
 

 
5
Экскурсия в лес
 
1

 
6
Вода в жизни растений
1
 

 
7
Вода в жизни животного мира
1
 

 
8
Вода и здоровье человека
1
 

 
9
Личная гигиена
1
 

 
10
Практическое занятие «Как правильно чистить зубы»
 
1

 
11-12
Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле»
 
2

2
 
Солнце и свет в нашей жизни
7
3

 
13
Солнце, Луна, звёзды – источники света
1
 

 
14
Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения
1
 

 
15
Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света
 
1

 
16
Отношение к свету и теплу различных животных
1
 

 
17
Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи»
 
1

 
18
Электрический свет и тепло в моём доме
1
 

 
19
Откуда приходит свет и тепло в мой дом
1
 

 
20
Телевизор в моём доме
1
 

 
21
Сколько стоят свет и тепло
1
 

 
22
Итоговое занятие
 
1

3
 
Воздух и здоровье
1
1

 
23
Воздух и здоровье человека
1
 

 
24
Практическое занятие «Уборка в классе»
 
1

4
 
Моя область
3
2

 
25
Растительный мир области
1
 

 
26
Животный мир области
1
 

 
27
Исчезающие растения и животные родной области
1
 

 
28
Экскурсия в краеведческий музей
 
2

5
 
Весенние работы
 
5

 
29-30
Практическое занятие по подготовке почвы к посеву
 
2

 
31-33
Практическое занятие по посадке растений и уход за ними
 
3

 
34
Итоговое занятие
 
1

 
 
Итого: 34 часа
 
 

                                   
Учебно – тематический план
3-й год обучения
№ раз-
дела
№ за-
нятия
                          Тема         
Теория
Практика

1
1
Введение.
Самарская область на карте России
1
 

2
 
Растительность Самарской области
6
11

 
2-3
Травы, кустарники, деревья. Сосновые боры
1
1

 
4
Экскурсия «Где растут деревья».
 
1

 
5-6
Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев и создание гербария.
 
2

 
7-8
Кустарники. Их роль в жизни человека.
1
1

 
9-11
Зелёная аптека . Сбор и оформление гербариев лекарственных трав города
1
2

 
12
Растения – сорняки и вредители здоровья человека
1
 

 
13
Комнатные растения. Разведение и уход за ними.
 
1

 
14
Викторина «Зелёный мир вокруг нас»
 
1

 
15-16
Защита проектов «Редкие растения края»
 
2

 
17
Заповедники и заказники Самарской области.
1
 

 
18
Акция «Сохрани первоцвет» Красная книга области.
1
 

3
 
Насекомые нашей области
4
4

 
19
«Мал золотник – да дорог» (О пользе насекомых)
1
 

 
20
Насекомые – вредители
1
 

 
21-22
Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми
1
1

 
23-24
Насекомые Самарской области. Экскурсия в краеведческий музей.
 
2

 
25
Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экознаков
1
 

 
26
«Кто важнее? (Игра-викторина «Спор насекомых»)
 
1

4
 
Рыбы, обитающие в Самарской области
5
3

 
27
Промысловые рыбы. Рациональное их использование
1
 

 
28
Рыбы, обитающие в реках области
1
 

 
29
Прудовые хозяйства Самарской области
1
 

 
30
Аквариумные рыбы.
1
 

 
31
Охрана рыбных богатств. Красная книга области.
1
 

 
32
Конкурс-игра «Золотая рыбка»
 
1

 
33-34
Защита экологических  проектов
 
2

 
Учебно – тематический план
4-й год обучения
№ раз-
дела
№ заня-
тия
                   Тема
Теория
Практика

1
 
Птицы
12
3

 
1
Воробей – самая распространённая птица на Земле
1
 

 
2
Ворона – «интеллектуальная» птица
1
 

 
3
Ворон – красивая и умная птица
1
 

 
4
Сорока-белобока – «лесная сплетница»
1
 

 
5
«Лесной доктор» - дятел
1
 

 
6
Галка – городская птица
1
 

 
7
Загадочная птица – кукушка
1
 

 
8
«Пернатая кошка» - сова
1
 

 
9
Любимая птица – снегирь
1
 

 
10
«Сестрички-синички» - самые полезные птички России
1
 

 
11
Наш добрый сосед – скворец
1
 

 
12
Изготовление скворечников, кормушек
 
1

 
13
Красная книга области. Заповедники, заказники. Создание экознаков.
1
 

 
14-15
Защита экологических проектов
 
2

2
 
Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области.
15
4

 
16
Заяц – «Длинное ухо»
1
 

 
17
Лисица. «Лиса Патрикеевна»
1
 

 
18
Серый хищник – волк
1
 

 
19
Хозяин леса – медведь
1
 

 
20
Любознательный зверёк – белка
1
 

 
21
Лесной красавец – лось
1
 

 
22
Сердитый недотрога – ёж
1
 

 
23
Всеядное животное – барсук
1
 

 
24
Бобр – строитель
1
 

 
25
Запасливый бурундук
1
 

 
26
Рысь – родственник кошки
1
 

 
27
Соболь – «дорогой» зверёк
1
 

 
28
Косуля - самый маленький европейский олень
1
 

 
29
Красная книга области. Заповедники и заказники Самарской области. Создание экознаков.
1
 

 
30-31
Экскурсия в краеведческий музей
 
2

 
32-33
Защита экологических проектов
 
2

 
34
Подведение итогов
1
 

 
 
Итого: 34 часа  
 
 

Содержание программы
1 класс (33 ч)
Введение (1 ч)
Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.
1.Мой дом за окном (10ч)
Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Техника безопасности. Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор. Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой? Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек. Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, трамвай, троллейбус? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы.
2.Я и моё окружение (12 ч)
Моя квартира. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение.
Моя семья. Происхождение слова  «семья». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».
Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.
Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по классу. Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной работе.
Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.
Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение  обязанностей за комнатными растениями. Наблюдение изменений произошедших после произведённых работ. Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе
Животные в доме.Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.

3. Загадки растений (10 ч).
История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений.
Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево.
Где растут орехи? (практическая работа через сравнение)
Почему крапива жжется?
Как растет банановое дерево?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.
2 класс (34 ч)
1.     Вода – источник жизни (11 ч)
Вода в моём доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека?  Как расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
2. Солнце и свет в нашей жизни (10 ч)
Солнце, Луна, звёзды – источники света. Влияние тепла и света на комнатные растения. Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Как животные относятся к свету и теплу. Роль света в жизни человека. Освещённость рабочего места. Глаз – орган зрения. Гигиена зрения. Зарядка для глаз. Влияние ТЭЦ, АЭС, газопроводов на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла. Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. Источники света и тепла в русской избе.
3. Воздух и здоровье (3 ч)
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание.
4. Мой край (6 ч)
Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные  экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с  исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области.
5. Весенние работы (4 ч)
Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке. Разбивка грядок. Посадка растений. Уход и наблюдении за всходами.
3 класс (34ч)
Вводное занятие (1 ч)
Кемеровская область на карте России
1.Растительный мир Самарской области (17 ч) 
Растительный мир (общее понятие). Характерные признаки растений. Самарская Лука, сосновые боры. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения Самарской области. Лекарственные растения области, города. Раннецветущие растения. Охрана растений. Красная книга Самарской области области.
2.Насекомые нашей области (8 ч)
Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезны насекомых. Насекомые нашей области. Красная книга области.
3.Рыбы,  обитающие в нашей области (8 ч)
Рыбы, обитающие в реках и  озёрах области. Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Прудовые хозяйства области. Аквариумные рыбы. Охрана рыбных хозяйств.
4      класс (34 ч)
1.Птицы (15 ч)
Птицы. Птицы нашей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Охрана птиц. Красная книга.
2.Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области (19 ч)
Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории нашей области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Охрана животных. Красная книга области.

Материально – техническое обеспечение

Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Документ-камера























Список литературы



Плешаков А. А. Зеленый дом. Система учебных курсов с экологической направленностью. В сб. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. – М.: Просвещение, 1998
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 317с. – ( Стандарты второго поколения).
    Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст  /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009
Список литературы для обучающихся

Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Москва. Просвещение. 2007
Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002
3.Плешаков А. А. Зелёные страницы. – М.: Просвещение, 2007
4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учеб. для 1 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2008
Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас-определитель. – М.: Просвещение, 2007

15