Элективный курс Арифметические и логические основы построения компьютера

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №22

Утверждаю
директор МБОУ СОШ№22 ___________Г. Н. Чуйкова «____» __________2012 г.



Рабочая программа элективного курса

«Арифметические и логические основы построения компьютера»

для обучающихся 10 А класса

Учитель: Ахметов Станислав Радиевич, учитель математики и информатики,
1 квалификационная категория

Программа рассчитана на 35 учебных часов

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №22 и программой элективного курса Арифметические и логические основы построения компьютера: Учебная программа/Под ред. Т. Б. Корнеевой. Томск: НОУ «ВИРТ», ОЦ «Школьный университет», 2009






Рассмотрено
На заседании МС
Протокол № ________
От «____» ___________2012 г.
Согласовано
Зам. директора
___________ В. В. Хардина
«____» ____________2012 г..

Пояснительная записка
элективного курса по информатике «Арифметические и логические основы построения компьютера»

Место курса в образовательном процессе
Курс «Арифметические и логические основы построения компьютера» элективный курс для учащихся 10 класса. Основное требование к предварительному уровню подготовки освоение «Базового курса» по информатике.
Курс рассчитан на 35 учебных часов. В рабочей программе элективного курса по информатике выделены следующие разделы:
№ п/п
Раздел
По рабочей программе
Теория
Практика

1.
Представление числовой информации
10
5
5

2.
Представление чисел в памяти компьютера
8
3
5

3.
Логические основы построения компьютера
9
4
5

4.
Логические элементы и основные логические устройства компьютера
8
4
4


ИТОГО:
35
16
19


Цели курса
Основными целями курса являются:
научить учащихся работать с числовой информацией, представленной в различных формах;
привить ученикам навыки представления логической информации в математической форме, умение анализировать логические функции и логические схемы;
сформировать у школьников представление о форме и способе хранения информации в компьютере;
сформировать элементы информационной компетенции по отношению к знаниям, умениям и опыту работы с числовой и логической информацией.
Задачи курса
Основными задачами курса являются:
познакомить с формами представления числовой информации;
сформировать навыки перевода чисел из системы с одним основанием в систему с другим основанием;
создать представление о способе хранения числовой информации в компьютере;
научить основам работы с логическими функциями;
познакомить с основными элементами, входящими в состав компьютера и реализующими логические функции.


Планируемые результаты курса
Целевые установки курса «Арифметические и логические основы построения компьютера» направлены на формирование:
знания принципов и алгоритмов перевода целых чисел из одной системы счисления в другую;
умения выполнять преобразование чисел из одной системы счисления в другую и производить арифметические операции с числами, представленными в системах счисления с основанием, отличным от десяти;
знания того, в каком виде числовая информация хранится в памяти компьютера;
знания основных понятий формальной логики и булевой алгебры;
умения записать логическое выражение математически;
умений анализировать и преобразовывать логические выражения;
понимания связи алгебры логики и принципов построения логических схем, лежащих в основе элементарной базы компьютера.
Образовательный продукт: Зачет по билетам
Содержание курса
Представление числовой информации (10 ч.)
Система счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Перевод чисел в десятичную систему счисления. Перевод чисел из десятичной в другие системы счисления. Связь между родственными системами счисления. Выполнение арифметических операций в позиционных системах счисления.
Представление чисел в памяти компьютера (8 ч.)
Представление целых чисел. Представление вещественных чисел. Размещение чисел с плавающей запятой в памяти компьютера.
Логические основы построения компьютера (9 ч.)
Основные понятия формальной логики. Высказывания: истинные и ложные, простые и сложные. Логические выражения и логические операции. Построение таблиц истинности для логических функций.
Логические элементы и основные логические устройства компьютера(8 ч.)
Логические схемы на контактных элементах. Электронные логические схемы. Базовые логические элементы. Триггеры и сумматоры.

Учебно-методическое обеспечение курса:

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11. Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ, 2003;
Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2004.
Кутугина, Е. С. Арифметические и логические основы построения компьютера: Учебное пособие.
Воронкова, И. А. Арифметические и логические основы построения компьютера: Методические рекомендации.



Название темы
Дата
по плану
Дата
по факту
Требования к уровню подготовки
Оборудование

Представление числовой информации (10 ч.)

1.
Система счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления.


Учащиеся должны знать / понимать:
о существовании позиционных и непозиционных систем счисления;
о существовании основания в позиционных системах счисления.
Учащиеся должны уметь:
представить число в развёрнутом виде в позиционной системе счисления.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска

2.
Система счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления.


Учащиеся должны знать / понимать:
о существовании позиционных и непозиционных систем счисления;
о существовании основания в позиционных системах счисления.
Учащиеся должны уметь:
представить число в развёрнутом виде в позиционной системе счисления.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска

3.
Перевод чисел в десятичную систему счисления.


Учащиеся должны знать / понимать:
об алфавите системы счисления;
что определяет основание в позиционной системе счисления.
Учащиеся должны уметь:
переводить числа в десятичную систему счисления.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска

4.
Практическая работа №1: «Перевод чисел в десятичную систему счисления».


Учащиеся должны знать / понимать:
об алфавите системы счисления;
что определяет основание в позиционной системе счисления.
Учащиеся должны уметь:
переводить числа в десятичную систему счисления.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, программа Калькулятор

5.
Практическая работа №2: «Перевод чисел в десятичную систему счисления».


Учащиеся должны знать / понимать:
об алфавите системы счисления;
что определяет основание в позиционной системе счисления.
Учащиеся должны уметь:
переводить числа в десятичную систему счисления.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, программа Калькулятор

6.
Перевод чисел из десятичной в другие системы счисления.


Учащиеся должны знать / понимать:
об алфавите системы счисления;
что определяет основание в позиционной системе счисления.
Учащиеся должны уметь:
переводить числа из десятичной системы счисления.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска

7.
Практическая работа №3: «Перевод чисел из десятичной в другие системы счисления»


Учащиеся должны знать / понимать:
об алфавите системы счисления;
что определяет основание в позиционной системе счисления.
Учащиеся должны уметь:
переводить числа из десятичной системы счисления.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска

8.
Практическая работа №4: «Перевод чисел из десятичной в другие системы счисления»


Учащиеся должны знать / понимать:
об алфавите системы счисления;
что определяет основание в позиционной системе счисления.
Учащиеся должны уметь:
переводить числа из десятичной системы счисления.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска

9.
Выполнение арифметических операций в позиционных системах счисления.


Учащиеся должны знать / понимать:
о правилах выполнения арифметических операций в позиционных системах счисления.
Учащиеся должны уметь:
производить вычисления в разных системах счисления.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, программа Калькулятор

10.
Практическая работа №5: «Выполнение арифметических операций в позиционных системах счисления».


Учащиеся должны знать / понимать:
о правилах выполнения арифметических операций в позиционных системах счисления.
Учащиеся должны уметь:
производить вычисления в разных системах счисления.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, программа Калькулятор


Представление чисел в памяти компьютера (8 ч.)


11.
Представление целых чисел.



Учащиеся должны знать / понимать:

представление целых положительных и отрицательных чисел в памяти ЭВМ;

сложение, вычитание целых чисел в компьютере;

правила получения прямого, обратного и дополнительного кода как положительного, так и отрицательного целого числа;
способы хранения целых чисел в памяти компьютера;
правила умножения и деления многозначных двоичных чисел;

Учащиеся должны уметь:
записать прямой, обратный и дополнительный коды как положительного, так и отрицательного целого числа;
определять десятичные эквиваленты чисел, записанных в прямом, обратном и дополнительном кодах.



12.
Практическая работа №6: «Представление целых чисел»


Учащиеся должны знать / понимать:
представление целых положительных и отрицательных чисел в памяти ЭВМ;
сложение, вычитание целых чисел в компьютере;
правила получения прямого, обратного и дополнительного кода как положительного, так и отрицательного целого числа;
способы хранения целых чисел в памяти компьютера;
правила умножения и деления многозначных двоичных чисел;
Учащиеся должны уметь:
записать прямой, обратный и дополнительный коды как положительного, так и отрицательного целого числа;


13.
Практическая работа №7: «Представление целых чисел»



Учащиеся должны знать / понимать:
представление целых положительных и отрицательных чисел в памяти ЭВМ;
сложение, вычитание целых чисел в компьютере;
правила получения прямого, обратного и дополнительного кода как положительного, так и отрицательного целого числа;
способы хранения целых чисел в памяти компьютера;
правила умножения и деления многозначных двоичных чисел;

Учащиеся должны уметь:

записать прямой, обратный и дополнительный коды как положительного, так и отрицательного целого числа;


14.
Представление вещественных чисел.


Учащиеся должны знать / понимать:
представление целых положительных и отрицательных чисел в памяти ЭВМ;
сложение, вычитание целых чисел в компьютере;
правила получения прямого, обратного и дополнительного кода как положительного, так и отрицательного целого числа;
способы хранения целых чисел в памяти компьютера;
правила умножения и деления многозначных двоичных чисел;
Учащиеся должны уметь:
записать прямой, обратный и дополнительный коды как положительного, так и отрицательного целого числа;
определять десятичные эквиваленты чисел, записанных в прямом, обратном и дополнительном кодах.



15.
Практическая работа №8: «Представление вещественных чисел»


Учащиеся должны знать / понимать:
представление целых положительных и отрицательных чисел в памяти ЭВМ;
сложение, вычитание целых чисел в компьютере;
правила получения прямого, обратного и дополнительного кода как положительного, так и отрицательного целого числа;
способы хранения целых чисел в памяти компьютера;
правила умножения и деления многозначных двоичных чисел;
Учащиеся должны уметь:
записать прямой, обратный и дополнительный коды целого числа;
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, программа Калькулятор

16.
Практическая работа №9: «Представление вещественных чисел»


Учащиеся должны знать / понимать:
представление целых положительных и отрицательных чисел в памяти ЭВМ;
сложение, вычитание целых чисел в компьютере;
правила получения прямого, обратного и дополнительного кода как положительного, так и отрицательного целого числа;
способы хранения целых чисел в памяти компьютера;
правила умножения и деления многозначных двоичных чисел;
Учащиеся должны уметь:
записать прямой, обратный и дополнительный целого числа;
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, программа Калькулятор

17.
Размещение чисел с плавающей запятой в памяти компьютера


Учащиеся должны знать / понимать:
о представлении целых, дробных и отрицательных чисел в формате с плавающей запятой в памяти ЭВМ;
правила умножения и деления многозначных двоичных чисел;
правила выполнения действий при сложении чисел с плавающей запятой.
Учащиеся должны уметь:
складывать числа с плавающей запятой.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, программа Калькулятор

18.
Практическая работа №10: «Размещение чисел с плавающей запятой в памяти компьютера».


Учащиеся должны знать / понимать:
о представлении целых, дробных и отрицательных чисел в формате с плавающей запятой в памяти ЭВМ;
правила умножения и деления многозначных двоичных чисел;
правила выполнения действий при сложении чисел с плавающей запятой.
Учащиеся должны уметь:
складывать числа с плавающей запятой.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, программа Калькулятор

Логические основы построения компьютера (9 ч.)

19.
Основные понятия формальной логики.


Учащиеся должны знать / понимать:
что такое логическое выражение и логические операции;
термины «понятие», «высказывание», «умозаключение», «логическое выражение».
Учащиеся должны уметь:
записать высказывания в виде логического выражения с использованием логических операций;
определять истинность и ложность суждений.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска

20.
Высказывания: истинные и ложные, простые и сложные.


Учащиеся должны знать / понимать:
что такое сложное логическое выражение.
Учащиеся должны уметь:
записать сложные составные высказывания в виде логического выражения с использованием логических операций;
решать логические задачи.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска

21.
Практическая работа №11: «Высказывания: истинные и ложные, простые и сложные»



Учащиеся должны знать / понимать:
что такое сложное логическое выражение.
Учащиеся должны уметь:
записать сложные составные высказывания в виде логического выражения с использованием логических операций;
решать логические задачи.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска

22.
Практическая работа №12: «Высказывания: истинные и ложные, простые и сложные»



Учащиеся должны знать / понимать:
что такое сложное логическое выражение.
Учащиеся должны уметь:
записать сложные составные высказывания в виде логического выражения с использованием логических операций;
решать логические задачи.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска

23.
Логические выражения и логические операции.


Учащиеся должны знать / понимать:
что такое логическое выражение и логические операции.
Учащиеся должны уметь:
записать высказывания в виде логического выражения с использованием логических операций;
определять истинность и ложность суждений;
решать логические задачи;
построить таблицу истинности для сложного логического выражения.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска

24.
Практическая работа №13: «Логические выражения и логические операции».


Учащиеся должны знать / понимать:
что такое логическое выражение и логические операции.
Учащиеся должны уметь:
записать высказывания в виде логического выражения с использованием логических операций;
определять истинность и ложность суждений;
решать логические задачи;
построить таблицу истинности для сложного логического выражения.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, программа MS Excel

25.
Практическая работа №14: «Логические выражения и логические операции».


Учащиеся должны знать / понимать:
что такое логическое выражение и логические операции.
Учащиеся должны уметь:
записать высказывания в виде логического выражения;
определять истинность и ложность суждений;
решать логические задачи;
построить таблицу истинности для сложного логического выражения.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, программа MS Excel

26.
Построение таблиц истинности для логических функций.


Учащиеся должны знать / понимать:
назначение таблиц истинности;
законы алгебры логики;
таблицы истинности основных логических операций;
правила построения таблиц истинности сложных логических выражений.
Учащиеся должны уметь:
построить таблицу истинности для сложного логического выражения.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска

27.
Практическая работа №15: Построение таблиц истинности для логических функций.


Учащиеся должны знать / понимать:
назначение таблиц истинности;
законы алгебры логики;
таблицы истинности основных логических операций;
правила построения таблиц истинности сложных логических выражений.
Учащиеся должны уметь:
построить таблицу истинности для сложного логического выражения.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, программа MS Excel

Логические элементы и основные логические устройства компьютера(8 ч.)

28.
Логические схемы на контактных элементах.


Учащиеся должны знать / понимать:
о переключательных логических схемах.
Учащиеся должны уметь:
составлять логические схемы по заданным логическим функциям или таблицам истинности;
найти значение выходного сигнала по заданной схеме;
определять логическую функцию для приведённой схемы.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска

29.
Логические схемы на контактных элементах.


Учащиеся должны знать / понимать:
о переключательных логических схемах.
Учащиеся должны уметь:
составлять логические схемы по заданным логическим функциям или таблицам истинности;
найти значение выходного сигнала по заданной схеме;
определять логическую функцию для приведённой схемы.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска

30.
Электронные логические схемы.



Учащиеся должны знать / понимать:
о переключательных логических схемах;
о применении триггеров и сумматоров;
базовые логические элементы, используемые в логических схемах компьютера;
назначение регистров, триггеров и сумматоров;
принцип построения логической схемы по заданной логической функции.
Учащиеся должны уметь:
составлять логические схемы по заданным логическим функциям или таблицам истинности;
найти значение выходного сигнала по заданной схеме;
определять логическую функцию для приведённой схемы.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска

31.
Практическая работа №16: «Электронные логические схемы»


Учащиеся должны знать / понимать:
о переключательных логических схемах;
о применении триггеров и сумматоров;
базовые логические элементы, используемые в логических схемах компьютера;
назначение регистров, триггеров и сумматоров;
принцип построения логической схемы по заданной логической функции.
Учащиеся должны уметь:
составлять логические схемы по заданным логическим функциям или таблицам истинности;
найти значение выходного сигнала по заданной схеме;
определять логическую функцию для приведённой схемы.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска

32.
Базовые логические элементы. Триггеры и сумматоры.


Учащиеся должны знать / понимать:
базовые логические элементы, используемые в логических схемах компьютера;
принцип построения логической схемы по заданной логической функции.
Учащиеся должны уметь:
составлять логические схемы по заданным логическим функциям или таблицам истинности;
найти значение выходного сигнала по заданной схеме;
определять логическую функцию для приведённой схемы.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска

33.
Практическая работа №17: «Базовые логические элементы. Триггеры и сумматоры»


Учащиеся должны знать / понимать:
базовые логические элементы, используемые в логических схемах компьютера;
принцип построения логической схемы по заданной логической функции.
Учащиеся должны уметь:
составлять логические схемы по заданным логическим функциям или таблицам истинности;
найти значение выходного сигнала по заданной схеме;
определять логическую функцию для приведённой схемы.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска

34.
Практическая работа №18: «Базовые логические элементы. Триггеры и сумматоры.»


Учащиеся должны знать / понимать:
базовые логические элементы, используемые в логических схемах компьютера;
принцип построения логической схемы по заданной логической функции.
Учащиеся должны уметь:
составлять логические схемы по заданным логическим функциям или таблицам истинности;
найти значение выходного сигнала по заданной схеме;
определять логическую функцию для приведённой схемы.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска

35.
Практическая работа №19: «Базовые логические элементы. Триггеры и сумматоры.»


Учащиеся должны знать / понимать:
базовые логические элементы, используемые в логических схемах компьютера;
принцип построения логической схемы по заданной логической функции.
Учащиеся должны уметь:
составлять логические схемы по заданным логическим функциям или таблицам истинности;
найти значение выходного сигнала по заданной схеме;
определять логическую функцию для приведённой схемы.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска

Список литературы:
Кутугина, Е. С. Арифметические и логические основы построения компьютера: Учебное пособие.
Арифметические и логические основы построения компьютера: Учебная программа.
Воронкова, И. А. Арифметические и логические основы построения компьютера: Методические рекомендации.
Учебник «Информатика 10-11», часть 1, автор М. Е. Фиошин, А. А. Рессин С., М. Юнусов
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11. Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ, 2003;
Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2004.








13PAGE \* MERGEFORMAT141615



Календарно-тематическое планирование элективного курса «Арифметические и логические основы построения компьютера»
на 2012/2013 учебный год.



Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415