Упражнение в различении падежей и написании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа № 131
Красносельского района Санкт-Петербурга
Открытый урок по предмету:
«Русский язык»
Класс 4 «В»
Тема: «Упражнение в различении падежей и написании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах»
г. Санкт-Петербург
2016-2017 учебный год
Технологическая карта урока
Тема: «Упражнение в различении падежей и написании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах»
Цель: отработать и закрепить знания о существенных признаках, по которым распознают окончания данных падежей.
Задачи: развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному языку.
Тип: Закрепление изученного материала.
Планируемые результаты
Предметные
Овладевают изучаемыми нормами русского языка, основами грамотного письма; учатся правильному написанию окончаний имён существительных.
Личностные
Проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка.
УУД
Познавательные: анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.
Регулятивные: овладеют способами решения учебной задачи, выбирают один из них для решения учебной задачи, учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения.
Коммуникативные: выражают свои мысли и чувства, соблюдая нормы литературного языка; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Ресурсы урока
Для учителя: раздаточный материал.
Для учащихся: тетрадь, учебник, ручка, карандаш, ластик.
Ход урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
0. Настройка детей на урок:
Приветствие. Сядьте поудобнее, положите руку себе на голову, погладьте и скажите: «Ах, какой я молодец!», а теперь положите руку соседу на голову и скажите: « Ах, какой ты молодец!»Улыбнулись, а теперь с хорошим настроением можно приступать к работе!
Настраиваются на урок.
1.Организационный момент:
Приветствует учащихся, представляет гостей.
Приветствуют учителя и гостей!
Проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
Гимнастика для пальцев
А вы знаете, что Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты с помощью пальчиковой гимнастики.
Выполняют гимнастику.
2. Чистописание:
-Какое сегодня число?
-А какой это день?
-Откройте тетради и запишите число, классная работа.
На доске сочетание букв: Деее Зиим, внимательно пропишите целую строку в тетрадях. (некоторым две строки)
Отвечают на вопросы:
-1 декабря!-Первый день зимы!
Работают в тетрадях.
Оценочная карта ученика
3.Словарная работа:
Диктует словарные слова, затем открывает ответы на доске.
Работают в тетрадях, сверяют с ответами.
Оценочная карта ученика
Гимнастика для глаз
4.Актуализация необходимых знаний:
-Итак, для того, чтобы определить тему урока, мы должны повторить то, что изучили на предыдущих уроках! Согласны?
На доске предложение :
Я мечтаю побывать у Дудушк.. Мороза в усадьбе.
-Прочитаем вместе, какой мы слышим звук? Так что же писать? Как узнаем?
-Давайте вспомним алгоритм действий:
1.Определить падеж, в котором стоит нужное слово.
2.Определить склонение, для этого поставить слово в И.п., определить род и окончание.
3.Определить окончание данного падежа.
-Что же получается? А сколько всего склонений мы знаем?
-Верно! Запишите в тетрадь, поставьте ударение, выделите окончание, подпишите падеж и склонение.
Слушают, отвечают на вопросы.
-и, -е
Вспоминают алгоритм.
-Р.п., 1-е скл.
-3
Работают в тетрадях.
Оценочная карта ученика
Физкультминутка
Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головки руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (Учитель ходит и гладит по головкам детей.) С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки, тянутся вверх). Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики). И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет (дети улыбаются друг другу). Он тянется к свету, к солнцу.
5.Работа над темой урока:
-Итак, у нас есть 3 склонения! Послушайте, пожалуйста, задание: Поставить существительные 1,2, 3 склонений в три падежа - Р.п, Д.п, П.п. ( на доске 3 слова- река, мороз, метель) . Как вы думаете , что же мы будем делать с этими падежами? Верно! Ведь тема урока: упражнение в различении и правильном написании окончаний Р.п, Д.п и П.п.
-Теперь откроем учебники стр. 115 и прочитаем правило.
-Какой вывод мы можем сделать?
-Как же мы можем различить эти три падежа?
-Правильно!
Трое выходят к доске, остальные работают в тетради и заполняют пустые таблицы.
-Сравнивать написание окончаний.
Работают с учебником.
-Что смысловой вопрос может совпадать, поэтому обязательно нужно ставить падежный вопрос.
-По вопросам, предлогам и окончаниям.
Оценочная карта ученика
Коррекционная минутка:
-Знаете ли вы, как чихает слон? Сейчас узнаем.
Делит детей на три группы: 1 громко говорит - ящики;
2-хрящики;
3- потащили. По команде.
Играют.
6.Закрепление пройденного + домашнее задание:
-Теперь нам необходимо закрепить наши знания, для этого, те же 3 группы, должны дописать в карточках окончания слов в словосочетаниях и определить где же это всё происходит! (Раздает карточки с заданиями)
Поскольку началась зима, и все мы с нетерпением ждем наступления Нового года, вашим домашним заданием будет написать письмо Деду Морозу, а для писем я подготовила конверты, Но их обязательно нужно подписать! (Раздаёт конверты) В левом верхнем углу пишем от кого, какой это падеж? В правом пишем кому, а это какой падеж? Проверьте окончания! Молодцы!
Произносят ответы.
Подписывают конверты.
Оценочная карта ученика
5.Подведение итогов:
-Подведём итоги: чему мы научились?
-Различать падежи, правильно определять окончания.
Оценочная карта ученика
Подсчитайте баллы в своих картах!
6.Рефлексия:
Задаёт вопросы, даёт возможность высказаться ученикам.
Отвечают на вопросы, высказывают мнения, рассказывают о своём настроении, о трудностях.
·