Из опыта работы Роль экскурсий в исследовательской работе по краеведению
Российские ежегодные педагогические чтения
имени академика РАО С. О. Шмидта «Краеведческий педсовет»
Доклад по теме:
«Роль экскурсий в исследовательской работе по краеведению»
Мигранова Гульфинур Аюповна,
учитель русского языка и литературы,Пестрикова Александра Васильевна, учитель математики, ГБОУ СОШ им.А.А.Каргина п.Краснооктябрьский
Большечерниговского района
Самарской области
Самара 2016 год
1.Из истории становления экскурсионного дела
В конце XIX – начале XX в.в. передовые педагоги учебных заведений России обратили особое внимание на экскурсионное дело, всё шире развивающееся в стране. В экскурсиях они увидели возможность значительно улучшить преподавание естественных предметов, приблизить учащихся к природе. Экскурсия учебная (от лат. excursio - поездка, прогулка), форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и пр.
Экскурсия способствует зарождению и развитию у учащихся интереса к знаниям, мотивации учения, расширяет кругозор школьников, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы, наблюдения применять в написании исследовательских работ. Развитие и распространение экскурсионного метода обучения связаны со стремлением педагогов преодолеть односторонность книжного и вербального обучения.
Экскурсии всегда привлекали людей. В России началом развития экскурсионного дела считается вторая половина XVIII в., когда Н.И. Новиков и В.Ф. Зуев выдвинули идею о целесообразности организации для детей прогулок и экскурсий в природу. Необходимость экскурсий в природу отмечал и К.Д. Ушинский. Ребенок под руководством учителя познавал и воспринимал окружающий его конкретный и предметный мир, действительность. Экскурсионные прогулки вошли в практику преподавания педагогов отдельных коммерческих училищ и высших учебных заведений [5, c. 13].
Количество экскурсий в конце XIX – начале XX в. постоянно увеличивалось. Появились новые виды экскурсий: посещение частных собраний произведений искусства известных художников и скульпторов, геологических коллекций, музеев.
В годы Советской власти популярными стали экскурсии на производство, ознакомление с передовым опытом, проведение лекций на предприятиях. Во многих музеях организовались коллективные посещения и лекционные курсы по различным отраслям знаний [2, c. 123]. Постепенно экскурсия превратилась в один из видов культурно-просветительской работы, формируя нравственные качества и культуру человека. В русской педагогической литературе первые высказывания о школьных экскурсиях относятся ко 2-й половине 18 века (Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович де Мириево, В. Ф. Зуев).
В связи с разработкой и распространением идей родиноведения в 60-х гг. 19 в. экскурсионный метод обучения пропагандировали К. Д. Ушинский, Н. X. Вессель, Д. Д. Семёнов, А. Я. Герд и др. [3, c. 45]. Со 2-й половины 19 в. Экскурсии постепенно входят в практику отдельных школ, частных гимназий и коммерческих училищ. В. А. Сухомлинский говорил, что во время экскурсий, вообще при каждом соприкосновении детей с природой необходимо показать им мир, чтобы они задумались над той истиной, что природа — это наш дом, природа — частица нас самих, а равнодушие к природе — это безразличие к собственной судьбе [5, c. 67].
Одним из первых в России Д.Н. Кайгородов поднял вопрос о необходимости водить школьников (вместо сидения в душных классах на уроках естествознания) на экскурсии. Предложенный им экскурсионный метод, а также воспитание природной красотой оказало большое влияние на русскую педагогическую мысль[1, c. 44]. Семенов Дмитрий Дмитриевич учитель географии, соратник К Д- Ушинского, писал в 1864 г.: «Без экскурсии рациональное преподавание отчизноведения невозможно». И он широко использовал экскурсии в преподавании географии [2, c. 123].
В. П. Вахтеров требовал, чтобы учителя при изучении с детьми природы опирались на наблюдения, опыты, демонстрацию объектов, экскурсии. Чувственное восприятие учащихся требует управления со стороны учителя; руководить процессом восприятия следует так, чтобы дети наблюдали то, что составляет сущность предмета или явления, чтобы созданный образ прочно связывался с точно отвечающим ему словом, названием. В РСФСР в 20-х гг. экскурсии рассматривались как обязательный и необходимый элемент школьных занятий.
Большое место отводилось экскурсиям в учебных программах. Целями экскурсий назывались изучение трудовой деятельности людей, обществ, жизни. Была разработана методика "исследовательских" экскурсий, в основе которых - изучение окружающей действительности. Разработкой и пропагандой экскурсионного метода занимались А. П. Пинкевич, Б. В. Всесвятский, Райков, В. А. Герд, В. Ф. Натали, К. П. Ягодовский и др[2, c. 76]. Большую роль экскурсиям в учебной работе отводили П. П. Блонский, С. Т. Шацкий.
Вопросами экскурсионной работы занимались созданные в 20-х гг. специальные бюро и комиссии при местных отделах народного образования, Центр, музейно-экскурсионный институт, Биостанция юных натуралистов им. К. А. Тимирязева и др. учреждения, занимавшиеся подготовкой учителей к проведению экскурсий [1, c.161]. В наше время экскурсионное дело переживает новый подъем, вечной проблемой всех преподавателей является вопрос о поддержании интереса к изучаемому предмету. Урок как главная и единственная форма преподнесения знаний сейчас эту проблему решить не в состоянии. По подсчетам психологов, дети усваивают только 10% того, что слышат на уроке, 50% того, что видят, но 90% того, что делают сами[14, c. 32].
2.Организация экскурсий по исчезнувшим селам п.КраснооктябрьскийДеревня – это целый мир, яркий, цельный, своеобразный, полный жизни, полускрытой от постороннего глаза. Чтобы познать её, нужны не часы и дни, а месяцы и годы. Десятки населенных пунктов раскинулись по берегам реки Большой Иргиз и ее притоков. Бесконечные поля тянутся по сыртам и долинам, прилегающим к реке. Пестрят названия сел. Но как ни странно, в некоторых селах нет ни одного дома, потому что они исчезли. Данная проблема заинтересовала учащихся и большинство из них выбрали темы для исследовательских работ, связанные с этими селами. Для того чтобы провести полное исследование, мы организовали экскурсии. До экскурсии учащиеся посетили администрацию сельского поселения, архив, повстречались со старожилами и взяли у них интервью. Каждый поставил перед собой определенную цель.
От школы до поселка Хасьяново добирались на школьном автобусе, а дальше — пешком. Первая остановка на озере Байкуль. Старожилы рассказали, что в этом месте до революции жил бай Юмагулов, у него были сыновья, один из них был за белых, другой за революционеров. Сам Юмагулов был добрый, по праздникам подавал бедным. На него работали батраки, которые вручную выкопали ров под озеро. Вокруг этого озера были посажены деревья, в форме полумесяца, которые растут и по сей день. Недалеко от озера был огромный яблоневый сад. После революции народ в отместку вырубил весь сад. В связи с вырубкой сада и кустарников склоны обнажились, уменьшилась водоносность, озеро исчезло. Так же выяснили, что деревня Хасьяново ранее называлось «Кызыл-Юлдус» (Красная Звезда), позднее это подтвердили архивные данные. Просмотрев фотографии, учащиеся ознакомились с традициями деревни. Были обнаружены руины и фрагменты саманных домов.
Далее маршрут идет вверх по Вонючей горе. По ходу маршрута Сафроновым Александром (ученик 9 класса) была рассказана еще одна легенда, которую он узнал от старожила Стрельникова Ю.В. По данной территории проходила дорога, связывающая город Самара и торговый город Бузулук. На этой дороге разбойники нападали на обозы с товаром и обворовывали. Нередко это заканчивалось убийством, трупы убитых сваливали в колодец, из которого и был неприятный запах. Отсюда и пошло название.
Затем учащиеся разделились на группы. Первая группа производила глазомерную съемку плана пути от Вонючей горы к истоку реки. Вторая — измеряла расстояние от одного поворота речки до следующего.
Изучая долину речки, школьники наглядно ознакомились с разрушительной деятельностью ее вод, выяснили причины появления многочисленных родников на разной высоте склонов. Ребят очень заинтересовала чаша, в которую со всех сторон в центр стекается вода, откуда она чистой студеной лентой сбегает вниз и образует местами небольшие водопады. На протяжении метров двадцати ручей промыл юрские породы, обнажив разнообразные отпечатки и окаменелости морских моллюсков. Прилегающая территория покрыта разнотравно-ковыльными степями с изреженным травостоем. Вода из родников, сбегая в долину, заболачивает понижения. Растительный покров низинных влажных лугов сложен типчаково-ковыльными и разнотравно-ковыльными ассоциациями. Здесь отмечаются заросли полыни высокой и одиночные кусты жестера слабительного. Здесь же ребята обнаружили и исчезающее растение солодку голую, а также наперстянку крупноцветковую- редкое ценное лекарственное растение. Учащиеся убедились, что обнаженные места действительно раскрытая книга природы. Их заинтересовали обнаруженные аммониты - отпечатки древних морских животных (гигантские аммониты до 70-80 см в диаметре). Учащиеся с родителями заранее подготовили этикетки и мешочки для находок.
Следующим пунктом экскурсии был поселок Фитали. Поселок Фитали находится в 19 км восточнее от поселка Краснооктябрьский. Взяв интервью у бывшего жителя Фиталей - Скопцова В.И. выяснили, что когда именно основан поселок Фитали, трудно сказать. Однако можно предположить, что основан он в начале 19 века. Первый кто заселился, был помещик Фиталь, который сам вырубил лес и начал заселение. Каждый уголок поселка имел свое название, связанное с какой – либо легендой или происшествием, навсегда врезавшимся в память, или просто отражавшее отношение людей к тому или иному месту. Учащихся заинтересовал высокий холм. Местные жители называли это место - Жеребятница. Взобравшись на холм, ребята разглядели всю местность и дорогу до Костино. По одной из легенд на этот холм приходили дикие лошади жеребиться. Были найдены аммониты, подтверждающие, что на этом месте было море. В поселке обнаружены остатки ветряной мельницы, на которую приезжали молоть муку не только из близлежащих поселков, но и из Оренбургской области. Учащиеся выяснили, что у жителей Фиталей множество различных обрядов.
Следующий поселок, Сахарово расположен в степной зоне, в 20 км к югу-востоку от поселка Краснооктябрьский (центральная усадьба). Ребята взяли интервью у Агафьи Ананьевны Ларьковой, которой в 2015 г исполнилось 100 лет. С ее слов первые эти места заселили семья Сахарных (уличная фамилия Лизуновых) в 1919 году. Вот поэтому село и называли сначала Сахарный, а со временем, когда люди здесь прижились основательно, оно стало называться Сахарово. Вместе с Лизуновыми с Оренбургской области сюда переехали Ларьковы, Сторожковы и Скопцовы. Село состояло из 3-х улиц и нескольких переулков. Улицы, конечно, никаких не назывались. Все село располагалось в живописном долу. Жители поселка заложили прекрасный сад. Из Оренбургской области семьей Ларьковых был привезен хмель, который они посадили вокруг своего дома. Именно по нему учащиеся сориентировались, где стоял дом Ларьковых. Имея подобные сведения, учащимся удалось восстановить план поселка. Во весь дол бьют родники, вода в которых до сих пор очень сладкая.
3.Заключение
На сегодняшний день собран материал о таких поселках как Фитали, Сладкий, Сахарный, Скрипали, Хасьяново, Щелоково, Мамонов. Побывав на экскурсии по исчезнувших деревням, учащиеся на конкретных примерах убедились, как за годы все изменилось до неузнаваемости. Собрана информация об Урочище Мулин дол; 1,2,3 Каменные Лога; Истоке реки Большой Иргиз; Росташинском заказнике; гора Валеиха, гора Жеребятница, о жителях этих деревень. Учащимися были сформулированы такие темы исследовательских работ, как «Жили-были деревни…», «Поселок Щелоково в годы войны», «Труженики тыла п.Фитали», «Обряды и традиции жителей Кумраси» и другие. Используя данный материал учащимися ГБОУ СОШ п. Краснооктябрьский был разработан туристический маршрут, который в 2013 году был представлен главе Большечерниговского района Баландину А.В. за круглым столом «Время молодых». Работой учащихся заинтересовались не только администрация района. Губернатор, побывав у нас в Большечерниговском районе, отметил, что территория нашего района необычна и интересна, и потому заниматься развитием сельского туризма в наших краях просто необходимо. Оценив возможности и особенности нашего степного района, а это в первую очередь, территория поселения Краснооктябрьский, администрация задумались о горнолыжной трассе, используя и наши материалы. На сегодня мы имеем проектное решение, разработанное компанией, которая занималась проектированием объектов к Олимпиаде в городе Сочи. Идеей заинтересовался Губернатор и сейчас проект «горнолыжки» направлен в Министерство экономического развития Самарской области. Остается решить главную задачу – привлечь инвесторов. Также учащиеся нашей школы с полученной информацией выступают на Головкинских чтениях, на окружных конференциях. Выпускают буклеты, размещают статьи в районных СМИ.
Таким образом, использование экскурсионного материала при написании исследовательских работ развивает активность учащихся, способствует сознательному и прочному усвоению основ наук. Здесь же закрепляются на практике ранее приобретенные знания.
Школьное краеведение носит не только познавательный и общеобразовательный характер, оно имеет и воспитательную целенаправленность. Краеведение прививает учащимся любовь к своему родному краю, а через него — к Родине, помогает растить патриотов своей страны.
Хочется отметить, что во время походов учащиеся получают физическую закалку, развиваю смелость, когда они проникают в неведомый лабиринт заброшенных рудников или поднимаются на высокие холмы.
Таким образом во время экскурсий ученики учатся повседневно думать над фактами жизни, всегда анализировать, рассуждать, оценивать и делать правильные выводы о виденном. В процессе исследовательской деятельности у учащихся формируются следующие качества и навыки:
способность к самореализации,
* умение работать в исследовательском режиме по отношению к собственной деятельности,
инициативность, изобретательность,
смекалка,
готовность и способность к придумыванию,
нестандартность, самобытность мышления;
чувство новизны, необычного, чуткость к противоречиям,
склонность к творческому сомнению, способность к генерации идей, их продуцированию.
Список литературы
Литература
1. «Зеленая книга» Поволжья: Охраняемые природные территории Самарской области. / Сост. Захаров А.С., Горелов М.С. – Самара: Кн. изд-во, 1995. –352 с.
2. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: справочник / И.В.
Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2000. –368 с.
3. Искрин Н.В. В бескрайних степях Самарского Заволжья / Н.В. Искрин. –
Самара: «Издательство «Самарский Дом печати», 2000. – 424с.
4. Искрин Н.В. Это наша с тобой биография. Из истории
Большечерниговского района / Н.В. Искрин. − Самара: ФГУП
«Издательство «Самарский Дом печати», 2005. – 504 с.
5. Организация туризма: учебное пособие / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин,
Т.М. Сергеева и др.; под общ. ред. Н.И. Кабушкина и др. – Мн.: новое
знание, 2003. – 632 с.
6. Самарская область (география и история, экономика и культура). Учебное
пособие. / Сост. Дмитриева Э.Я., Кабытов П.С., Самара, 1996. – 670 с.
Периодические издания
7. Акимшев Н. На охоту, друзья, на охоту! / Н. Акимшев // Степной маяк. №.65. – 2006. - С. 1.
8. Толкачева Н.Н., Носова Т.М. Ископаемая фауна моллюсков
Большечерниговского района Самарской области / Н.Н. Толкачева, Т.М.
Носова // Краеведческие записки. Выпуск XIII. Самара, 2004. - С. 56-63.
Интернет
9. Большечерниговский район. Самарская область. Карта, места, обсуждения и фотографии. – Электрон. дан. – Режим доступа:
http://www.esosedi.ru/loc/rossiya/samarskaya_oblast/bolshechernigovskiy_rayon
свободный. – Загл. с экрана.
10. Источник информации. – Электрон. дан. – Режим доступа:
http://www.oopt.ru, свободный. – Загл. с экрана.
11. Отчеты по туристическим походам, краеведческие и технические
материалы. – Электрон. дан. – Режим доступа:
http://www.samarahunter.narod.ru, свободный. – Загл. с экрана.
12. Портал в Мир путешествий и приключений. – Электрон. дан. – Режим
доступа: http://www.outdoors.ru, свободный. – Загл. с экрана.
13. Правительство Самарской области. – Электрон. дан. – Режим доступа:
http://www.samregion.ru/cities_regions/municipal_districts/bolshechernigov,
свободный. – Загл. с экрана.
14. РМАТ - Российская международная академия туризма. – Электрон. дан. –
Режим доступа: http://www.rmat.ru, свободный. – Загл. с экрана.